Когда причастие не на пользу

После выхода евреев из египетского рабства Господь дал
на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить
скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной
храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же
Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и
становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с
Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у
входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый
у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к
лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:
9–11).
Так Господь определил место Своего особого
присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь
Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный
храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а
затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К
сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли
Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время
иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого
храма остается лишь часть стены, которую ныне называют
Стеной Плача.
Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире
построено множество величественных и красивых христианских
храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое
место присутствия Бога. Все наши православные храмы
устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из
трех частей: Святая святых – алтаря, основной части,
где стоит народ, и притвора…
– Отче, чем наш православный храм отличается
от ветхозаветного?
– Пожалуй, самое существенное различие в том, что в
православном храме, в отличие от ветхозаветного, где
приносились в жертву невинные животные, приносится
бескровная жертва – совершается Таинство Святой
Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам
предстоящего священника и народа силою благодати Святого
Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего
Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию
Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим
Богом.
– Многие люди на подсознательном уровне
тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и
стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко
помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь
этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах,
которые здесь совершаются?
– Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел
в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то
никто не вправе осудить такого человека за то, что он не
остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам.
Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к
духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека
появится потребность в углублении своих отношений с Богом.
– Но ведь такая потребность может и не
появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие
необходимой информации, у множества людей нет никакого
понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в
семье, ни в школе не рассказывал.
– Да, сейчас большинство людей крещены в
православной вере, но не просвещены, то есть не имеют
элементарных знаний о вере и тем более о церковных
Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах
Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением
сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и
искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская
суета.
– Для людей, которые живут в миру, хотя они
постоянно наступают на одни и те же грабли, это не
очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный
пример?
– Например, человек женился. Вначале все шло хорошо,
была любовь и согласие, но по мере более глубокого
узнавания друг друга отношения в браке начали
расстраиваться и оказались на грани полного разрыва. Что
делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует
официальная статистика, такой брак распадается, потому что
в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет
другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям.
Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в
Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие
Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и
воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта
не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и
старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки,
чтобы конфликт исчерпал себя. Без веры и без участия в
Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой
пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник,
которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные
склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он
спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и
старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую
очередь угодить Ему.
– Однако есть много случаев, когда люди
регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не
становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему
так бывает?
– Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в
бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к
ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то
особых ощущений и восторгов. Бывает, что они даже
хвастаются друг перед другом своими ощущениями после
принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути
его. Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в
том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и
страсти и стать ближе к Господу и другим людям.
– Неужели после Причастия совсем не должно
быть никаких ощущений?
– Ощущение может быть лишь одно – осознание
своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в
молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и
исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго,
пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь
аз». Иногда еще от ощущения своего недостоинства на
глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых
священников и мирян, которые никогда без слез не
причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь,
– не особые ощущения, а духовная близость с Господом
и с другими людьми.
– А разве Причастие не может благотворно
влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить
его от болезней?
– Да, в молитве перед Причастием есть слова:
«Да не в суд или осуждение будет мне причащение
Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела».
Значит, Причастие может даровать и телесное здравие. Не
случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно
перед операцией стараются причаститься Святых Христовых
Таин. Известно много случаев, когда Причастие действовало
благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую
надежду.
– Почему верующие люди причащаются с одной
чаши и одной лжицей (ложечкой)?
– Существенный аспект Причащения – это
единение всех людей во Христе. В древнем христианском
памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится
евхаристическая молитва, в которой есть такие слова:
«Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и,
собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от
концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть
слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4).
Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за
самого себя, превращается в Церковь, где все люди
становятся близкими и родными, готовыми чужую боль
воспринимать как собственную, чужие радости – как
свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из
одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной
великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной
лжицы.
– Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке,
согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам
рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время
Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А
сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой
литургией. Как найти золотую середину?
– Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация –
причащаться четыре раза в год – была продиктована
вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части
интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и
публицистических выступлениях свидетельствуют почти все
пастыри того периода. В то время многие люди совсем
перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая
рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но
сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем
людям причащаться не реже одного раза в месяц и
обязательно в двунадесятые праздники. Тем, кто хочет
причащаться чаще, например, студенты семинарии,
послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю
ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы
это не запрещаем. Наоборот, радостно, что в наше время
есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить
не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а
Богу.
– Сейчас люди много путешествуют и попадают
в места, где нет православных храмов. Можно ли им
причаститься в католическом или раскольническом
храме?
– Лучше этого не делать, потому что эти религиозные
собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их
потеряли. Это тема для отдельного большого разговора.
Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и
Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за
каждым богослужением в Символе веры. А веточка на дереве,
которая отломилась, лишь до поры до времени может
сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без
влаги она полностью засыхает.
Источник
- Недостоин Причастия тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
- Как мы должны готовиться к принятию в себя Христа? игумен Иларион (Алфеев)
Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, что ежевоскресное Причащение будет недостойно, так как не будет предваряться длительным постом. Таким образом, говение (пост) становится критерием доступа к Святым Дарам (обратим внимание на последнее слово). Происходит регресс от понимания Причастия как дара к пониманию его как заслуги.
В качестве примера обычно вычленяется из контекста известная цитата из Первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам (11:29-30):
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Для правильного толкования этой цитаты имеет смысл рассмотреть весь евангельский эпизод вцелом и попытаться понять причину и цель слов Апостола. Прочтём отрывок 1Кор.11:17-34 по этой ссылке.
«Недостойно», т. е. без всякого благодарного воспоминания о Страданиях Христовых, без подобающего благоговения» – поясняет нам Толковая Библия, т.е. речь идёт об отношении к Таинству, а не о внешних ограничениях.
Итак, мы видим, что в среде верующих акцент в определении недостойного Причащения исторически сместился от внутренней неподготовленности (понимаемой как недостаток благоговения, безразличное отношение к Святыне, небрежение и легкомысленность) к дисциплинарной (внешней).
Из строгости внешней подготовки вырастает и мнение, что только дополнительно длительно постившееся могут быть достойными Божественного Дара. С человеческой точки зрения подход кажется верным. Но нельзя забывать, что Святая Евхаристия – установление не человеческое, а Божественное, Сам Христос установил его, придя на землю. Что же требовал от Своих сторонников Христос? Покаяния и чистоты веры, искренности и любви.
Соответственно, именно такое духовное настроение прежде всего и должно пониматься как условие подхода к Чаше. Нелицемерное покаяние, жажда соединения с Богом, искренность намерений (Бог должен быть целью, а не средством) – именно эти качества в первую очередь важны для причастника.
Ещё один важный аспект регулярного Причащения – гармоничное сочетание всех составных частей правильной духовной жизни. Евхаристия не заменяет собой молитвы, духовного чтения, дел милосердия. Также не следует советовать людям, впервые переступающим порог храма, ставить первой целью приступить к Чаше Господней, если они имеют весьма смутное представление об этом Таинстве и практически ничего не знают о христианстве.
Подготовка к Таинству, безусловно, необходима, как внутренняя, так и внешняя. При этом не правильно догматизировать дисциплинарные установления, превращать их из помощника в заградителя. См. подробнее.
Опасность привыкания к Таинству, о которой предупреждают сторонники редкого Причащения, должна предотвращаться не искусственным избеганием Святых Даров, а возгреванием в себе жажды Бога, размышлением о спасительном подвиге Христа и необходимости приобщения к его плодам, правильном устроении духовной жизни.
Что же касается высказываний тех или иных святых или старцев о частоте Причащения и подготовке к нему, то следует принимать в расчёт эпоху, в которую они жили, учитывать традицию, свойственную тому времени.
«Схиигумен Савва (Остапенко) говорил, что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишает себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы?
Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения? С другой стороны, иногда слишком идеализируют духовный уровень членов первохристианских общин; достаточно прочитать Новый Завет, чтобы убедиться в том, что нестроений было достаточно много (например, см. Деян.6:1; 1Кор. 5:1-2; 1Кор.6:1-6, 1Кор.11:21; Иак.4:1-4; Гал.2:12-13; 1Тим.1:19-20).
Схиигумен Савва (Остапенко) редко отлучал грешников от Причастия. Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию:
- первый – оглашенные, как еще некрещеные;
- второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются;
- третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие;
- четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и
- пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия.
Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали. Но когда кто-либо из таких достойных осквернится каким-либо осквернением, как человек, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Таким образом, и тот есть ядый и пияй недостойне, кто, будучи достоин, не приступил достойно ко Святым Таинам.
***
«Аргумент, который чаще всего приводится в пользу как можно более редкого причащения, является недостоинство. На наш взгляд, это обоснование – от лукавого, даже если такое определение звучит крайне жестко. Почему? То недостоинство, которое держит нас вдали от Христа, внушается врагом. Божественным же является то недостоинство, которое приближает нас ко Христу – Единственному, Кто делает нас по-настоящему достойными («И удостой меня неосужденно причаститься непорочным Твоим таинствам»), если наши сердца сокрушены болью покаяния.
Лукавый всегда действует от противного. Когда Господь сказал первым людям Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, то враг стал нашептывать им, чтобы они отведали этих плодов и стали такими, как Бог. Когда же Христос по Закону благодати говорит нам: «Примите, вкусите (…), пейте из нее все (…)», то лукавый внушает нам, что мы недостойны и, значит, не должны вкушать. Таким образом, лукавый подстрекает нас есть как раз тогда, когда этого делать не надо, и, наоборот, побуждает нас не есть тогда, когда это необходимо.
В сознании очень многих существует такой штамп: частое причащение означает профанацию; соответственно, редкое причащение предполагает сознательность, благоговение, почтение. На наш взгляд, эти штампы можно перевернуть: частое причащение связано с благоговейным страхом и трепетом, а редкое причащение говорит о небрежении.
Игнатий (Триф), епископ Хушский. Евхаристия — таинство нашего исцеления и обожения.
Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.
Причастие
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»
Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).
Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.
Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!). В то же время обожениенеодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.
Как проходит Причастие в Церкви?
К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.
Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.
Причащение в Церкви
Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.
Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.
Только для тех кто воцерковлён и обучен | от сердца* Руб. |
*Размер рекомендуемого пожертвования, для организации требы и служения, зависит от места её проведения.
Запрос на беседу
Источник
Источник