Компьютер в жизни детей и подростков польза или вред
Районная научно-практическая конференция
Красносулинского филиала
Донской Академии юных исследователей
Секция «Информатика»
Исследовательская работа
“Роль компьютера в жизни подростка”
Автор работы:
Долгополая Анастасия,
7 А класс,
МБОУ гимназия № 1
Руководитель:
Семынина Наталья Михайловна,
учитель физики, информатики и ИКТ высшей категории
г. Красный Сулин
2017 г.
Оглавление
1. Введение. 3
2. Немного из истории появления компьютера. 4
3. Компьютер и его положительное влияние на жизнь подростка. 4
4. Влияние компьютера на здоровье и психику подростков 5
5. Компьютерная зависимость. 5
6. Полезные рекомендации при работе за компьютером 6
7. Исследовательская часть. 6
8. Выводы. 7
9. Источники информации 7
10. Приложения 8
Компьютер – всемогущее чудо техники, созданное человеком. Он прочно вошел в нашу жизнь и по праву занял одно из главных мест. Его использование дает большие преимущества в современной жизни. Мы не представляем без компьютера ни банкира, ни экономиста, ни архитектора и даже металлурга! Можно продолжать этот бесконечный перечень, но если остановиться на школьниках? Какую роль играет компьютер в жизни подростка? Получить ответ на этот вопрос и стало основной целью моей работы.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
- Узнать больше о появлении и развитии компьютера.
- Выявить положительные и отрицательные моменты влияния компьютера на жизнь подростка.
- Исследовать информацию о компьютерной зависимости.
- Провести анкетирование школьников.
- Проанализировать результаты.
- Выяснить основные правила и рекомендации по работе с компьютером.
В качестве методов исследования я использовала изучение информационных источников, наблюдение и анкетирование, анализ и обобщение полученных результатов.
Объектом исследования стало изучение влияния компьютера на подростка.
Слово компьютер, пришло к нам из далекого 18 века и переводится с английского, как вычислитель. Применялось оно абсолютно к любому вычислительному прибору, даже не электронному.
Первая же попытка создать электронную машину, способную к программированию, была произведена британским ученым Чарльзом Бэббиджем в 40-х годах 19 века. Не смотря на то, что его проект был незаконченным, он до сих пор считается первым создателем вычислительной техники.
За последние полвека вычислительные машины сильно изменились. Первые компьютеры были очень громоздкими (весили около 30 тонн) и порой занимали целую комнату. Но с появлением микропроцессора, его размеры уменьшились настолько, что можно было поставить на стол. Первый микропроцессор был создан в 1971 году американской фирмой Intel. А первый персональный компьютер появился в США в 1976 году, он назывался Apple-1, его конструкторами были Стив Джобс и Стив Возняк.
Эти события можно считать началом развития современной компьютернойтехники. С тех пор человечество получило возможность массового использования компьютера.
Компьютеры появились достаточно давно, но лишь последние несколько десятков лет они стали частью нашей повседневной жизни. Для сегодняшнего поколения людей это такая же привычная и обыденная вещь, как телевизор или холодильник. Распечатать текст или фотографии, обменяться полезной информацией или увидеться с людьми на большом расстоянии, обработать огромное количество данных – все это стало возможным благодаря использованию компьютеров и всемирной сети Интернет. Компьютер способен хранить большое количество данных, и это значительно упрощает работу, на которую раньше уходили часы, а то и дни. А благодаря появлению планшетов и смартфонов, теперь карманный компьютер можно носить с собой и пользоваться им где угодно. Неудивительно, что такие устройства приобрели большую популярность среди молодежи. В первую очередь это касается школьников и студентов. Теперь не надо идти в библиотеку и часами просиживать над книгами, практически любую нужную информацию можно найти в Интернете.
В увлеченности подростком виртуальным миром есть положительные стороны:
1. Интеллектуальное развитие. Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать большое количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. А знание компьютерной грамоты помогает подростку в дальнейшем овладеть какой-либо серьезной профессией.
2. Возможность раскрепоститься. В Интернете подросток, имеющий трудности в общении, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей. Ощутив себя интересной личностью, он может обрести большую уверенность в себе.
Наряду с достоинствами компьютер принёс с собой и множество новых проблем. В первую очередь это нарушение здоровья людей.
Просиживая часами за компьютером, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.
Бесконтрольное количество времени, проводимое у монитора компьютера, имеет следующие минусы:
- Нарушение осанки. Сидячее положение в течение длительного времени приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее и других суставах.
- Ухудшение зрения. Глаза привыкают к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Врачи обеспокоены тем, что близорукость появляется в детском возрасте все чаще.
- Воздействие электромагнитного излучения.
- Риск возникновения игромании или компьютерной зависимости. Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания к электронным гаджетам.
- Появление стресса, депрессии и других нервных расстройств. Например, при потере важных данных или проигрыше в игре.
Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Большое количество различных игр и социальных сетей приводит к тому, что человек становится психологически зависимым от создаваемого перед ним компьютерного мира, он начинает проживать свою реальную жизнь в другом мире, где все подчиняется его личным законам и правилам.
В группу риска больше всего попадают дети от 11 до 18 лет, в этот период нервная система еще слишком неустойчива и нестабильна, она легко поддается влиянию. Чаще всего ею страдают те дети, которые испытывают недостаток внимания со стороны родителей, а также недостаток общения со своими сверстниками.
Под компьютерное влияние попадают и подростки, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя главными героями в игре.
Выделим основные симптомы компьютерной зависимости у ребенка:
- Большую часть свободного времени (более 5часов в день) проводит за компьютером.
- У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
- Часто обманывает, стал хуже учиться, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером.
- Во время игры разговаривает сам с собой или с ее героями так, как будто они реальны.
- В отсутствии компьютера становится агрессивным и не может ничем заняться.
- Забывает про еду и личную гигиену.
- Проводит ночь у компьютера.
Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и его родителей. После отказа подростком от компьютера необходимо образовавшуюся пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, а особенно важно в этот момент участие семьи.
Компьютер станет вам другом, если соблюдать определенные правила:
1. После каждого занятия делать упражнения для глаз и физические упражнения.
2. Не заниматься на компьютере перед сном.
3. Выполнять требования врачей по продолжительности занятий за компьютером (для подростка не более 1,5-2 ч. в день).
4.С особой тщательностью отбирать компьютерные программы, которые должны соответствовать возрасту по содержанию и по качеству оформления.
5.Чаще проветривать комнату.
6.Правильно организовывать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту.
Чтобы выявить степень влияния информационных технологий на образ жизни подростка, мною был проведен опрос среди учащихся начальных, средних и старших классов гимназии №1, всего 30 человек, из них 7 мальчиков и 23 девочки (Приложение 1).
Так, например, я выяснила, что из 30 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер и 93% из них имеют выход в Интернет (диаграмма 1), к тому же 50% – пользуется Интернетом по несколько раз в день (диаграмма 6).
Как показывает опрос, 74% детей начинают свое знакомство с компьютером в возрасте 7-10 лет, а 23% – еще раньше (диаграмма 4).
В начальной школе дети больше увлечены играми на компьютере и общением в социальных сетях, а в средних и старших классах подростки начинают использовать компьютер в учебе для подготовки докладов, рефератов, презентаций, выполнения домашних заданий и т.д. – (диаграмма 8).
Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 1,5 – 2 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 2 часов 60%, а в группу риска компьютерной зависимости, занимаясь за компьютером более 5 часов, попадает 23% детей (диаграмма 5). Особое внимание хотелось бы обратить на то, что 70 % опрошенных детей, в основном ученики средних и старших классов, испытывают интерес со стороны родителей. В то время как, учеников начальных классов, активно пользующихся социальными сетями (8 человек из 10), родители не контролируют.
Следует также отметить, что большинство учащихся, имея компьютер и постоянно им пользуясь, все же предпочли бы живое общение с друзьями – 76% опрошенных (диаграмма 7). А в случае его отсутствия, они не будут раздраженными и займутся активным образом жизни, либо почитают книгу (диаграмма 9). Может именно поэтому 70% опрашиваемых не ощущают проблем со здоровьем, и лишь некоторые испытывают боли в суставах или ухудшение зрения (диаграмма 10).
Компьютер, как и всё, что нас окружает, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя.
В результате проделанной работы становится очевидным, что средства информационных технологий, безусловно, влияют на здоровье человека. Но хотелось бы отметить, что «общение» с компьютером в современном мире необходимо, так как облегчает поиск и работу с важной информацией. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. Чтобы уменьшить отрицательное воздействия компьютера на детский организм, требуется жесткая установка рабочего времени на нем и выполнение определенных правил и упражнений. Необходимо следить за тем, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство!
- www.osvoenie-pk.ru Компьютер. Как все начиналось.
- www.p-shkola.by.ruКомпьютер в жизни детей и подростков: польза или вред?Н. Г. Мякинник,педагог-психолог,изд. «Пачатковая школа»
- www.psihomed.comКомпьютерная зависимость у подростка.
- Балонов И.М. “Компьютер и подросток” М., 2002 г.
Приложение 1
Опрос
Подчеркни, пожалуйста, кем ты являешься: мальчик девочка
Сколько тебе лет? _______ В каком классе ты учишься? ________
- Есть ли у тебя компьютер (ноутбук, планшет)? Да Нет
- В каком возрасте ты начал работать на компьютере?
А) с 3-6 лет Г) свой вариант ответа ________ лет
Б) с 7-10 лет Д) не умею работать на компьютере
В) с 11-13 лет
- Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?
А) менее 1 часа В) 3 – 4 часа
Б) 1 – 2 часа Г) более 5 часов
- Есть ли у тебя доступ в Интернет?Да Нет
- Как часто ты пользуешься интернетом?
А) Несколько раз в месяц Г) Раз в день
Б) Раз в неделю Д)Несколько раз в день
В) Несколько раз в неделю
- В каких целях чаще всего ты используешь компьютер (интернет)?
А) для игр и развлечений
Б) для учебы, получения информации
В) для общения в соц.сетях (Одноклассники, ВКонтакте и др.) или по скайпу и т.п.
Г) не пользуюсь компьютером (интернетом)
- Какое общение вы предпочитаете?
А) по электронной почте, в социальных сетях Б) вживую (лично)
- Если не будет компьютера или интернета, что ты будешь делать?
А) пойду гулять на улицу с друзьями Д) свой вариант ________________
Б) почитаю книгу ______________________________
В) покатаюсь на роликах, велосипеде, займусь спортом или т.п.
Г) буду раздражительным и злым, не смогу себя ничем занять
- После занятий на компьютере, какие проблемы со здоровьем ты у себя замечаешь?
А) ухудшилось зрение Г) нарушено питание
Б) болит спина, шея, кисти рук Д) нет проблем со здоровьем
В) бессонница
- Обращают ли внимание твои родители сколько времени ты проводишь за компьютером и чем интересуешься в интернете?
А) Да Б)Нет
Приложение 2
Результаты опроса в виде таблиц и графиков:
Есть ли у тебя компьютер (ноутбук, планшет)? | Есть ли у тебя доступ в Интернет? | |||||||||
Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | |||
Да | Нет | Да | Нет | |||||||
начальная школа | девочки | 8 | 8 | начальная школа | девочки | 7 | 1 | 8 | ||
мальчики | 2 | 2 | мальчики | 2 | 2 | |||||
средняя школа | девочки | 6 | 1 | 7 | средняя школа | девочки | 7 | 7 | ||
мальчики | 3 | 3 | мальчики | 2 | 1 | 3 | ||||
старшая школа | девочки | 8 | 8 | старшая школа | девочки | 8 | 8 | |||
мальчики | 2 | 2 | мальчики | 2 | 2 | |||||
девочки | 22 | 1 | 23 | девочки | 22 | 1 | 23 | |||
мальчики | 7 | 7 | мальчики | 6 | 1 | 7 | ||||
всего ребят | 29 | 1 | 30 | всего ребят | 28 | 2 | 30 | |||
% | 97 | 3 | 100 | % | 93 | 7 | 100 |
Диаграмма 1
Обращают ли внимание твои родители сколько времени ты проводишь
за компьютером и чем интересуешься в интернете?
Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | |
Да | Нет | |||
начальная школа | девочки | 4 | 4 | 8 |
мальчики | 2 | 2 | ||
средняя школа | девочки | 6 | 1 | 7 |
мальчики | 3 | 3 | ||
старшая школа | девочки | 6 | 2 | 8 |
мальчики | 2 | 2 | ||
девочки | 16 | 7 | 23 | |
мальчики | 5 | 2 | 7 | |
всего ребят | 21 | 9 | 30 | |
% | 70 | 30 | 100 |
Диаграмма 2 Диаграмма 3
В каком возрасте начал работать на компьютере? | |||||||||
Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | ||||||
3-6 лет | 7-10 лет | 11-13 лет | не умею | ||||||
начальная школа | девочки | 4 | 4 | 8 | |||||
мальчики | 1 | 1 | 2 | ||||||
средняя школа | девочки | 7 | 7 | ||||||
мальчики | 1 | 2 | 3 | ||||||
старшая школа | девочки | 7 | 1 | 8 | |||||
мальчики | 1 | 1 | 2 | ||||||
девочки | 4 | 18 | 1 | 23 | |||||
мальчики | 3 | 4 | 7 | ||||||
всего ребят | 7 | 22 | 1 | 30 | |||||
% | 23 | 74 | 3 | 100 |
Диаграмма 4
Сколько времени в день ты проводишь за компьютером? | |||||||||
Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | ||||||
меньше 1 ч. | 1-2 ч. | 3-4 ч. | более 5 ч. | ||||||
начальная школа | девочки | 3 | 3 | 1 | 1 | 8 | |||
мальчики | 1 | 1 | 2 | ||||||
средняя школа | девочки | 2 | 3 | 1 | 1 | 7 | |||
мальчики | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||
старшая школа | девочки | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||
мальчики | 1 | 1 | 2 | ||||||
девочки | 7 | 8 | 4 | 4 | 23 | ||||
мальчики | 3 | 1 | 3 | 7 | |||||
всего ребят | 7 | 11 | 5 | 7 | 30 | ||||
% | 23 | 37 | 17 | 23 | 100 |
Диаграмма 5
Как часто пользуешься интернетом? | ||||||||||||||||||
Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | |||||||||||||||
несколько раз в месяц | раз в неделю | несколько раз в неделю | раз в день | несколько раз в день | ||||||||||||||
начальная школа | девочки | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 8 | |||||||||||
мальчики | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||||
средняя школа | девочки | 2 | 2 | 3 | 7 | |||||||||||||
мальчики | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||
старшая школа | девочки | 2 | 6 | 8 | ||||||||||||||
мальчики | 2 | 2 | ||||||||||||||||
девочки | 2 | 1 | 4 | 5 | 11 | 23 | ||||||||||||
мальчики | 2 | 1 | 4 | 7 | ||||||||||||||
всего ребят | 4 | 1 | 4 | 6 | 15 | 30 | ||||||||||||
% | 13 | 4 | 13 | 20 | 50 | 100 | ||||||||||||
Какое общение предпочитаешь? | ||||||||||||||||||
Класс | пол ребенка | варианты ответов | ВСЕГО | |||||||||||||||
социальные сети | живое | |||||||||||||||||
начальная школа | девочки | 4 | 4 | 8 | ||||||||||||||
мальчики | 2 | 2 | ||||||||||||||||
средняя школа | девочки | 7 | 7 | |||||||||||||||
мальчики | 3 | 3 | ||||||||||||||||
старшая школа | девочки | 8 | 8 | |||||||||||||||
мальчики | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||||
девочки | 4 | 19 | 23 | |||||||||||||||
мальчики | 3 | 4 | 7 | |||||||||||||||
всего ребят | 7 | 23 | 30 | |||||||||||||||
% | 23 | 74 | 100 |
Диаграмма 6 Диаграмма 7
В каких целях чаще всего ты используешь компьютер (интернет)? | ||||||||
занятия на компьютере | начальная школа | средняя школа | старшая школа | всего из 30 человек | ||||
чел. | % | |||||||
для игр и развлечений | 7 | 4 | 2 | 13 | 43 | |||
для учебы, получения информации | 2 | 3 | 7 | 12 | 40 | |||
для общения в соц. сетях, по скайпу и т.п. | 8 | 6 | 6 | 20 | 67 | |||
не пользуюсь компьютером (интернетом) | ||||||||
Если не будет компьютера или интернета, что ты будешь делать? | ||||||||
занятия | начальная школа | средняя школа | старшая школа | всего из 30 человек | ||||
чел. | % | |||||||
пойду гулять на улицу с друзьями | 5 | 7 | 4 | 16 | 53 | |||
почитаю книгу | 2 | 1 | 6 | 9 | 30 | |||
покатаюсь на роликах, велосипеде, займусь спортом или т.п | 6 | 3 | 1 | 10 | 33 | |||
буду раздражительным и злым, не смогу себя ничем занять | 1 | 1 | ||||||
После занятий на компьютере, какие проблемы со здоровьем ты у себя замечаешь? | ||||||||
занятия | начальная школа | средняя школа | старшая школа | всего из 30 человек | ||||
чел. | % | |||||||
ухудшилось зрение | 1 | 2 | 3 | 6 | 20 | |||
болит спина, шея, кисти рук | 2 | 1 | 3 | 6 | 20 | |||
бессонница | 1 | 1 | 3 | |||||
нарушено питание | ||||||||
нет проблем со здоровьем | 7 | 8 | 6 | 21 | 70 |
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Диаграмма 10
Источник
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся. С одной стороны, компьютер для ребенка – помощник, учебное пособие. Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков. С другой стороны, компьютерная техника – повод для беспокойства родителей о здоровье ребенка: · ухудшение зрения из-за постоянного напряжения глазных мышц в результате большого количества времени, проведенного ребенком перед монитором; · влияние электромагнитного излучения (которым обладает компьютер) до конца не изучено; · нарушение осанки из-за неправильного сидения за компьютером; · выделения от компьютера аэрозольных заряженных частиц, приводящие к заболеваниям органов дыхания, дерматитам; · влияние компьютера на психику ребенка. Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости – готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога. Во избежание данных опасностей при использовании компьютера стоит придерживаться некоторых правил: 1. Рабочее место должно быть правильно организовано: хорошее освещение, но без попадания на него прямых солнечных лучей. Стол и стул необходимо выбирать по росту (желательно иметь специальный компьютерный стол и стул с регулируемой высотой, компьютер следует разместить вдоль стены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева). Компьютер необходимо располагать на 60-70 см. от лица ребенка; 2. Комнату, в которой стоит компьютер, нужно часто проветривать. Работающая техника способна влиять на температуру и влажность помещения, поэтому рекомендуется использовать увлажнитель воздуха. Рабочее место школьника необходимо ежедневно подвергать влажной уборке; 3. Строгое соблюдение времени, отведенного ребенку на занятия с компьютером. Детям до 3 лет нет особой нужды в компьютере, хотя многие родители допускают малышей к гаджетам поиграть. Период детского садика без компьютера пережить немного сложнее: в этом возрасте перед монитором проводить больше 10-15 минут дошколятам нельзя. Продолжительность непрерывного использования компьютера для учеников 1-2-х классов – не более 20 минут, 3-4-х классов – не более 25 минут, 5-6-х классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11-х классов – не более 35 минут. Время компьютерных игр не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5-х классов и 15 минут для более старших школьников. Хотелось бы напомнить детям и родителям, что длительное нахождение у компьютера вызывает у ребенка утомление и истощение нервных ресурсов. Особенно опасны компьютерные игры, ведь играя, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников в крови, что ведет к повышению артериального давления. |
Источник