Компьютерные игры польза или зло
Виртуальный мир завоёвывает всё большее пространство в жизни человека. Для многих он даже отодвинул на второй план мир сновидений. Ведь спим мы около восьми часов в сутки, а в Интернете, зачастую, проводим гораздо больше времени.
Для некоторых индивидуумов виртуальный мир стал занимать большее место, чем мир реальный. Хотя, что считать реальным, а что нереальным – большой вопрос. Какая разница, каким образом информация попадает в наш мозг: через уши, глаза из повседневного бытия или из виртуального пространства? В любом случае будет работать восприятие, память, мышление и другие процессы центральной нервной системы.
Родительские «ужастики» виртуального мира
Большое количество родителей озабочены проблемой своих подростков, которые «зависают» и Интернете, часами напролёт общаются в соцсетях и играют в «агрессивные игры». Проведя обширный опрос, автор выявил три фактора, которые наиболее сильно беспокоят родителей, чьи дети подолгу сидят за компьютерами. Вот результаты.
- Физиологический фактор. У ребёнка испортится зрение. У него будет искривление позвоночника. От долгого сидения могут образоваться различные заболевания (тут фантазия имеет широкий спектр – от тромбоза, до геморроя).
- Психологический фактор. Играя в агрессивные компьютерные игры, подросток станет жестоким и агрессивным.
- Патологический фактор. У подростка разовьётся компьютерная зависимость.
Это наиболее распространённые мнения. Существуют и другие опасения, например: «компьютер помешает молодому человеку (или девушке) создать семью в реальном мире». Или «виртуальный мир помешает подростку в будущем адекватно вести себя в реальном мире, делать карьеру, зарабатывать деньги…». Были и более экзотические опасения, типа того, что виртуальный мир может испортить карму, излучения монитора блокируют чакры, созерцание мигающего с огромной частотой экрана приводит к импотенции и пр. Рассмотрим лишь три основных фактора. Насколько оправданы опасения родителей?
Зрение и осанка
Проблема не нова. Когда в ХХ веке, да и раньше дети учились в школе, то не было никаких компьютеров. Однако зрение портилось, осанка оставляла желать лучшего. Правда, так происходило не у всех. Автор задавал вопрос: «А вот если бы Ваш ребёнок запоем читал книги, просиживал бы часами в читальном зале библиотеки. Вы бы также беспокоились за его зрение и осанку? Почему-то чтение книг (особенно Толстого, Чехова и Достоевского) не вызывает стольких опасений. Как будто глаза от этих текстов устают меньше.
Рекомендации по физиологическим аспектам просты. Независимо от того, сидит ли человек за компьютером, читает ли книги или мастерит модели катеров – необходим отдых. Желательно через каждый час делать перерыв хотя бы на 15 минут. Надо размять мышцы, сделать несколько приседаний, помахать руками (как в младших классах: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали»). Также стоит дать отдых глазам. Необходимо посмотреть несколько минут вдаль. Вращать глаза по кругу. А ещё лучше прикладывать компресс из ватки с тёплым чаем. Вывод. Компьютер в данном аспекте наносит не больший вред, чем книга или любая рутинная работа.
Польза и вред агрессивных игр
Среди психологических направлений нет единого мнения. Судите сами. С точки зрения психоанализа, игра в виртуальные агрессивные игры выплёскивает накопившуюся агрессию из подсознания. Человек в реале будет более спокойным и адекватным. А вот теория социального научения говорит об обратном. Подросток, убивая виртуальных врагов, приобретает навык агрессии, учится быть жестоким и в реальной жизни начнёт вести себя так же. Кто прав? Скорее всего, истина где-то посередине.
Так ли уж страшны агрессивные игры, и могут ли они сделать из порядочного человека монстра или терминатора? В моём детстве не было компьютеров, но «агрессивные» игры были. Мы целыми днями играли в «войнушку», стреляли друг в друга из деревянных или пластмассовых пистолетов, автоматов. Брали в плен, «пытали». Но потом я встречал многих моих взрослых друзей, выросших в нашем дворе. Вполне порядочные люди. Те, кто были в детстве изначально агрессивными, такими и остались. А остальные не стали от игры в «войнушку» более жестокими. Возможно, приобрели навыки быстро принимать решения, улучшилась реакция, как при занятиях спортом.
Кстати, большинство сюжетов сказок и мультфильмов построены на агрессии. У Братьев Гримм в каждой сказке кому-то отрубают голову, кого-то съедают. Если опасаться, что дети вырастут агрессивными, то надо запретить всех этих кащеев, змеев-горынычей, бабущек Яг… Кстати, не так давно почти все совершеннолетние парни шли в армию. И автор, в том числе два года отдал родине. Да, нас учили убивать. Но вряд ли в нашем поколении из-за этих игр стало больше агрессивных людей. Ни у меня, ни у моих бывших сослуживцев никогда не возникало желания выйти на улицу с автоматом и «спасать мир от…».
Ну, а если у человека уже есть склонность к агрессии, то спусковым механизмом может быть всё, что угодно. Даже роман Достоевского «Преступление и наказание». Не говоря уже о «Евгении Онегине». «Дуэль, месть – вот путь к решению моих проблем.» – подумает такой индивид.
Другое дело, какие чувства испытывает подросток, играя в такие игры. Если он понимает, что это «понарошку» и просто «щёлкает» своих врагов из гранатомёта, как орешки, то это не больше, чем, если бы он ходил в тир стрелять по мишеням или тарелочкам. Спрашиваю у родителей: «Если бы Ваш ребёнок занимался биатлоном, стендовой стрельбой или боксом. Опасались бы Вы за развитие у него агрессии?». А вот если у ребёнка проявляются садистские наклонности, вот тут надо бить тревогу. И надо благодарить компьютерные игры, что они помогли диагностировать это на ранних стадиях.
Увлечение или зависимость
Как отличить увлечение от зависимости. Некоторых детей родители буквально из-под палки заставляли ходить, скажем, в музыкальную школу и учиться играть на фортепьяно или скрипке. Каждый день по много часов. И почему-то никто из взрослых не опасался, что у их чада разовьётся «музыкальная зависимость». А вот если бы родители мечтали, что их любимый ребёнок станет врачом или инженером, а он бы часами «пилил» гаммы, вот тогда бы папа и мама забеспокоились. С ребёнком что-то не так.
Успехов в спорте, музыке, живописи, да и в любом другом деле достигают лишь увлечённые люди. Их иногда называют одержимыми. Но как отличить их от зависимых личностей?
Человек по своей природе зависим. Мы зависим от воды, воздуха, еды, других людей, обстоятельств, потребностей, привычек, традиций и многого, многого другого. И это жизнь, это нормальна. Так как не нарушает структуру личности. Тревогу надо бить тогда, когда подросток (неважно, чем увлечённый – виртуальными играми или другими занятиями) изменился, как личность. У него появилось неадекватное поведение, неадекватные мысли, неадекватные чувства. Ведь если человек просто увлечён, скажем музыкой, то он, естественно, в момент творческого подъёма становится другим, входит в образ, творит, парит над суетой. Но в обычной жизни он такой же, как и все – со всеми позитивными и негативными качествами. Зависимый же человек не выходит из «образа». И вот тут необходима помощь психолога. А иногда и психиатра.
Источник
Лет 10-20 назад, думаю ответ многих был бы “да”, плюс к этому прилагалась бы лекция про посаженный кинескоп телевизора/монитора. Отношение к индустрии видеоигр в нашёл стране резко поменялось за последние 20 лет. Многие поняли, что ничего плохого в играх нет, от стрелялок не появляется желание взять реальное оружие и стрелять на улице, а игра в фифу не перевела интерес к футболу с реального поля на виртуальное. Мало того умеренное время проведённое в хороших играх идёт только на пользу.
Игра Call of Duty: Black Ops 2.
Что из себя представляют компьютерные игры?
По сути это набор неких задач, которые нужно решить. Начиная от тетриса, заканчивая тактическими шутарми, в играх мы решаем, как поступить, чтобы достичь игровой цели. Решение таких “задач” положительно влияет на мозг, так как он активно работает.
Стратегии, головоломки и тактические игры – все они являются прекрасным источником задач, которые нужно решить, приложив интеллектуальные усилия.
Шутеры, гонки, энкшен-игры – развивают скорость реакции и быстрое принятие решений.
Различные симуляторы, экономические стратегии и простенькие игры– помогают мозгу расслабиться, после тяжелого дня и немного порадоваться мелочам.
РПГ и другие сюжетные игры– позволяют погрузиться в необычные миры и “пожить” среди обитателей других миров, что позволит также отвлечься от проблем.
Жанров игр большое количество, как говорится на любой вкус.
Если в компьютерные игры играть умеренно, то они только пойдут в пользу, будут развивать когнитивные функции, особенно в престарелом возрасте. Но если создавать из игр культ, сублимируя в них все свои желания, то от них может появится зависимость, сродни наркотической.
Главный вред компьютерных игр в том, что они позволяют легко получать удовольствие. Здесь особо опасными являются MMORPG, поскольку они способны полностью заменить потребность в достижениях и социальных контактах. Сами игры специально созданы таким образом, чтобы удерживать игроков, как можно дольше. Таким образом, компьютерные игры с одной стороны бросают игрокам вызов, с другой, Вам постоянное приходят всё-новые и новые задания, конца и края которых нет. Игроки могут почувствовать себя «центром вселенной» и реализоваться в тех областях, в которых они не способны реализоваться в реальной жизни.
Игра Horizon: Zero Dawn.
Игры также повышают самооценку и позволяют справиться со стрессом. Геймеры также лучше владеют английским языком, так как часто общение происходит на английском, много полезной информации об играх также написана на английском языке.
Некоторые игры, например военные дают игрокам знания о настоящей военной технике и исторических событиях. Также игры улучшают координацию и память, развивают логическое мышление. Хорошим примером этому служит тот факт, что некоторые школы в Европе включают игры (например, Minecraft), в школьную программу, чтобы развивать у детей моторику и логическое мышление, а многие хирурги играют в шутеры, чтобы тренировать координацию движений.
Игра Assassins Creed III.
Для многих людей шутеры и экшены лучший способ выплеснуть негативные эмоции безопасным способом. А например для творческих людей игры могут послужить хорошим источником для вдохновения. Например музыка в играх или красиво нарисованный пейзаж или хорошо написанный диалог может натолкнуть на мысли о создании чего-то нового.
По итогу получаем, что умеренная игра в компьютерные игры приносит пользу человеку, негативные последствия могут появиться, лишь, если ими перебарщивать и тратить слишком много времени, не обращая внимание на реальную жизнь.
Если вам понравилась статья-ставьте лайк, подписывайтесь на канал, пишите свои мысли об играх в комментариях. Также рекомендую прочитать:
Пробежал 6 км- какие ощущения.
Что такое АГС и как официально не пойти в армию.
Как победить беспорядок? Влияние хлама на вашу жизнь.
Источник
Подростковая жестокость, убийства, суицид — эти и многие другие страшные вещи нередко связывают с увлечением современных школьников компьютерными играми. В 2016 году опрос ВЦИОМ показал, 77% респондентов считают эту зависимость основной проблемой российской молодёжи. 75% опрошенных главным злом назвали негативное влияние интернета. Учитель и наш блогер Арсений Попов задумался, имеют ли под собой основания такие суждения.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
С компьютерными играми у меня знакомство давнее. После нескольких «плодотворных» лет геймерства вектор приложения силы сменился. Уже будучи учителем, я несколько лет состоял в командах разработчиков дополнений для нескольких игр: рисовал текстуры, писал сценарии, разрабатывал квесты.
Разумеется, за это время я сталкивался с огромным количеством любителей игр. При этом я наблюдал их взросление, иногда некоторые исчезали из мира игр, но не было такого, чтобы кто-то из них забросил реальный мир и стал вести жизнь затворника-игромана, или вовсе попал в криминальную хронику.
Однако, общественное мнение, формируемое, в основном, представителями старшего поколения, упорно продвигает идею о том, что компьютерные игры — чуть ли не основной источник подростковой (и не только) агрессии.
Впрочем, отрицательный опыт общения с играми у меня тоже имеется. Например, однажды мой друг, увлекшийся игровыми автоматами, уговорил меня дать ему взаймы деньги, которые я приготовил на оплату учёбы. С тех пор денег я не видел, да и друга (уже бывшего) встречал лишь пару раз.
Так что действительно нужно знать и понимать о компьютерных играх?
1. Нельзя оценивать пользу или вред компьютерных игр в целом
Игры сегодня настолько разнообразны, что оценивать отрасль в целом просто смешно. Нужно признать, что компьютерные игры стали таким же элементом человеческой культуры, как литература, живопись или театр. Да, это молодая отрасль и пока не конкурент традиционным. Но по моему мнению, некоторые продукты индустрии вполне достойны называться шедеврами.
Многие игры стимулируют молодое поколение не только играть, но и творить — количество произведений литературы и живописи по этим сериям просто огромное. Разнообразие же компьютерных игр на сегодняшний день настолько значительно, что сравнивать стратегию в реальном времени с ролевой игрой, а симулятор самолёта с приключенческим квестом решительно невозможно.
Есть ли при этом плохие и вредные образцы игр? Разумется, да. Как и в любой другой отрасли. Часть их ужасны, часть прекрасны, а подавляющее большинство — посредственные однодневки. Почти все — коммерческий продукт, но встречается и некий артхаус. Попадаются и совершенно отвратные экземпляры, как по идее (помнится, однажды вышла игра под названием «Этническая чистка»), так и по исполнению.
Но бросают ли они тень на компьютерные игры в целом? Конечно, нет! Взять хотя бы книги. Мы же не задумываемся над вопросом пользы и вреда книг? Давайте составим небольшую виртуальную стопку книг. «Три мушкетёра», Библия, учебник ОБЖ за девятый класс, брошюра юного террориста, книга о вкусной и здоровой пище, Краткий курс истории ВКП (б), сборник стихов Фета. Можно ли сказать, хорошие или плохие эти книги, не говоря о каждой в отдельности? То-то же.
2. Нужно различать увлечение играми и игроманию
Разумеется, когда я берусь защищать игры, я не собираюсь делать этого в отношениии игромании. Любое чрезмерное увлечение чем-либо таит в себе опасность. На память приходит советский фильм про коллекционеров нэцке. Сущая ведь безделица, многие и слыхом не слыхивали о них, а на какую подлость и преступления были готовы люди, безмерно увлечённые собирательством этих фигурок!
Увлечение спортом прекрасно, но общеизвестно, что профессиональный спорт здоровья человеку не прибавляет. Все будут вам завидовать, когда вы скажете, что ваш ребёнок любит книги, но как вы отнесётесь к этому увлечению, если он заменит книгами общение с людьми, забудет про пищу и сон, станет кричать на вас, если вы попытаетесь отнять книгу?
Игромания — это болезнь и проблема. Но её нужно воспринимать отдельно от здорового увлечения компьютерными играми
Если ваш ребёнок круглые сутки проводит за игрой, по-моему, вы что-то не так делаете, уважаемые родители. Безусловно, разработчики пытаются сделать свои игры максимально интересными, но разве не тем же самым заняты создатели фильмов, книг и комиксов?
Причём чаще всего игроманией считают увлечение азартными играми на компьютерном движке, эдаком аналоге игровых автоматов. Но это вообще не предмет моего сегодняшнего рассуждения, потому что симуляторы игровых автоматов вообще нельзя считать компьютерной игрой. Зайдите на любой игровой сайт — вы не встретите подобных игр в списке жанров.
В общем, игры отдельно, игромания — отдельно. И я сегодня не о последней.
3. Нет ни одного серьёзного исследования, подтверждающего вред компьютерных игр
Да, как это ни странно. Весь негатив вокруг компьютерных игр проистекает из частных исследований, обсуждений отдельных случаев игромании, и в большой стенени — мифов и слухов.
Давайте разберёмся с достоверными исследованиями, которые говорят о том, что у играющих в компьютерные игры портятся осанка и зрение. Очевидно, да и доказано, что подобные проблемы наблюдаются у тех, кто играет очень много, а также не соблюдает элементарных правил пользования компьютером. Но это, опять же, не проблема компьютерных игр. 12 часов за компьютером не полезны, даже если вы за ним работаете или читаете. Это проблема организации рабочего времени и гигиены рабочего места.
Нет ни одного исследования, доказывающего порчу зрения или осанки, если человек тратит на игру час или два в день, соблюдая правила пользования компьютером.
Теперь об агрессии. Здесь всё еще удивительнее. Отдельные исследования говорят о том, что во время некоторых игр возбуждаются те же участки мозга, что и во время каких-либо действий, связанных с агрессией. На этом, собственно, всё. Всё остальное — слухи и домыслы вокруг отдельных прецедентов и всё тех же слухов.
Нет никакого подтверждения тому, что у ребёнка, игравшего в агрессивные игры, велика вероятность перенесения действия игры в реальность. Если у кого-то что-то подобное появляется, то он изначально не вполне адекватен.
Человек, поиграший в GTA и решивший пойти отбирать машины у горожан, может пойти снимать скальпы, почитав Купера, или пострелять из окна, посмотрев фильм «Сталинград»
Но Купера или Бондарчука в таком случае обвинять не будут, этой участи удостоятся только игры.
Кроме того, часто можно слышать суждение о том, что современные игры стали настолько реалистичны, что дети слишком уж вживаются в роль и чуть ли не путают игру и реальность.
На этом месте позвольте расказать историю. Иду однажды на работу, а впереди, метрах в пяти — одинокий школьник, скорее всего, первоклассник. Идёт, меня не видит, и тут в его голове начинает происходить невообразимое. «Тыдыщ! Буф! Вжжух», — доносится до меня. «Бабах! Тра-та-та-та!». Так продолжается минуты две, после чего мальчик внезапно останавливается, замирает и смотрит себе под ноги. Обгоняя его, я слышу, как он выдыхает: «Ну ни фига себе!».
Если ребёнок может представить реалистичное окружние даже в своей голове, то может ли быть помехой плохая графика? Да на каждом этапе развития игр (и кинематографа, кстати, тоже) графика лучших образцов казалась совершенством, а фантазия достраивала в мозгу недостающие пиксели.
В руках ребёнка любая палка может стать гранатомётом или посохом волшебника
Поэтому теорию об излишней реалистичности компьютерных игр позвольте сразу отнести в разряд мифов.
«Раньше игры были добрее, а в компьютере одна жестокость». Ой ли? В моём детстве было принято делиться на русских и немцев и стрелять друг в друга из палок или пластмассовых пистолетов. Или, например, вырывать с корнем высокую траву и, представляя себя индейцем, бросать в противников. Это означало протыкание копьём насквозь, между прочим.
Игры в войнушку, казаки-разбойники, индейцы и ковбои — это образец гуманизма, что ли? А появившийся уже во времена моей юности пейнтбол: там, простите, разве не убивают понарошку? Сколько убитых в «Спартаке» Джованьоли, которого читали чуть ли не все дети Советского Союза? Тысяч двести, наверно, не меньше. Не всякая сегодняшняя видеокарта выдержит такое количество убийств из книги, которую мне, школьнику, дала однажды прочитать мама.
Вы, граждане взрослые, когда ребёнку пистолет или танк дарите, вы думаете, в какие игры он будет играть?
Я не сторонник жестокости и никогда не любил излишне кровавые игры. Но если у игрока, оторвавшего голову персонажу Mortal Kombat, возникает желание оторвать голову своему реальному товарищу — это клиника, господа, и игры здесь не при чём.
4. То, что дети и подростки помешаны на агрессивных играх — миф
Вопреки расхожему мифу, средний возраст игрока — около 35 лет. Да, половина детей играет в компьтерные игры, но та же картина и у взрослых. На играх уже выросло не одно поколение!
В игры же, которые можно считать агрессивными или жестокими, играет не больше 20% геймеров. То, что все игры жестоки и кровавы — так считают в основном те, кто не видит истиных причин детской и подростковой агрессии.
Нет никаких оснований считать, что увлечение компьтерными играми провоцирует агрессивное поведение и перенос игровой механики в реальную жизнь. Статистика преступлений этого не подтверждает. Наоборот, даже игроки, чрезмерно увлекающиеся жестокими играми, реже становятся преступниками, чем те, кто не играет вовсе. Учёные связывают это с тем, что геймеры расходуют в играх накопившуюся агрессию, и её не остаётся для реальной жизни.
5. Исследования о пользе игр — сколько угодно!
После выхода наиболее популярных игр-боевиков, стрелялок, криминальных симуляторов наблюдается небольшое снижение уровня преступности. По всей видимости, это проявление переноса агрессии в игры из прошлого пункта.
Стратегии развивают скорость мышления и быстроту принятия решений, шутеры вроде Call of Duty концентрируют внимание и даже повышают остроту зрения. Развитию логического мышления способствуют квесты и ролевые игры. И это действительно подтверждено многочисленными исследованиями учёных.
Игра — одна из важнейших сторон жизни человека. Есть вполне обоснованная теория о том, что именно игра, а не труд, создала разумного человека. Что будто бы тысячелетиями сидел старый хмурый питекантроп, вытёсывая одни и те же инструменты для охоты, и лишь когда один питекантропёнок надел шкуру и «стал» мамонтом, а другие питекантропята взяли ветки и стали играть в охоту, вот тут-то и пошло развитие коры головного мозга. А что, мне нравится.
Не будьте старым питекантропом. Играйте в хорошие игры. И помните: всё хорошо в меру.
Фото: Unsplash (Glenn Carstens-Peters)
Источник