Конкурсы музыкальные польза и вред
Детские конкурсы – всегда особенное событие для юных участников, их родителей и педагогов-наставников. По сути это уникальные площадки, где одаренные дети будут увидены, услышаны и поддержаны Ее Величеством Музыкой, доброжелательным жюри и профессиональными организаторами музыкальных состязаний. Это феерия юных талантов со своими блестящими гранями в оправе фестивальной сцены и отзывчивых зрителей.
При каких условиях даже честная конкурентная борьба может нанести вред юному конкурсанту?
Люди всех возрастов в целом очень хорошо относятся и принимают детские музыкальные конкурсы. Они получают море позитива, являясь восторженными свидетелями рождения ярких звездочек, радуются открытию новых имен в мире музыки, искренне сочувствует тем, кому не достались высшие баллы от жюри.
Но каково приходится одаренным детям, вступившим в конкурентную борьбу с не менее даровитыми сверстниками? Ведь призовые места и награды достаются не всем. Родители небезосновательно побаиваются, что неудача, стресс от несбывшейся мечты и
надежды стать победителем, может погасить искорки музыкальных способностей детей, сокрушить желание совершенствоваться, больно ударить по самооценке, посеять неуверенность в достижении цели и даже зародить зависть к успеху других.
И все же чуткие к детскому восприятию действительности родители понимают, что почву для произрастания зависти и других негативных явлений возделывает «кривое» воспитание и неправильное отношение к каким бы то ни было соревнованиям. Даже просто хорошая учеба одноклассника может разжечь в сердце нравственно и эмоционально неустойчивого ребенка черное пламя зависти.
7 важных уроков, которые усваивают дети на музыкальных конкурсах от Sound’s Life
Конкурс, который проходит в здоровой среде, дает конкурсантам не только конструктивную обратную связь, но и неоценимые по важности уроки, которым не учат в обычных школах. Благодаря участию в конкурсах дети:
- Воспринимают музыкальный конкурс как праздник на всех этапах его проведения и для всех конкурсантов. Они учатся наслаждаться участием в нем независимо от своих достижений и оценок жюри.
- Понимают, что победа не является единственной или главной целью состязания в конкурсной программе, гордятся собственным выступлением.
- Радуясь успеху, помнят, что это всего лишь мгновенное признание, и впереди еще много работы для огранки своего таланта.
- Используют шанс посмотреть на себя со стороны, учатся контролировать свои эмоции, в том числе негативные.
- Делятся своим умением и доброжелательно знакомятся с творчеством других исполнителей.
- Обретают чувство «большой сцены», учатся завоевывать симпатии зрителей.
- Радуются призам, но не ставят их в приоритет. Учатся наслаждаться единением с музыкой и причастности к творчеству.
Усвоение этих уроков на практике учит детей адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, выковывают стойкость характера, трудолюбие и конкурентоспособность во многих сферах жизни, окрыляет их, дает заряд позитивной энергии для достижения новых целей!
Фестивали осени 2017
До 18 октября включительно рассматриваются ансамблевые заявки на Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА», который будет проходить в Республике Беларусь, г. Минск с 29 октября по 2 ноября. Он соберет участников от 5 лет в номинации хореография.
А завершится осенний марафон фестивальных конкурсов 2017 15-19 ноября Международным форумом классической музыки в г. Москва. В номинациях вокал, инструментальная музыка и концертмейстерское мастерство смогут выступить коллективы, ансамбли, хоры и отдельные конкурсанты от 5 лет, подавшие заявки до 2 ноября.
Следите за нашей информацией на сайте и на страницах социальных сетей.
Ждем ваших заявок!
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Музыкальные конкурсы стали частью жизни молодых, талантливых и перспективных артистов. Кто-то называет их «необходимым злом», кто-то «вынужденной необходимостью». И, тем не менее, они важны и пользуются огромной популярностью.
Что даёт человеку участие в музыкальном состязании? Во-первых, возможность совершить за определённый промежуток времени большой рывок в своём творческом развитии. Ведь подготовка к конкурсу – время очень насыщенное, это время предельной концентрации сил, которые человек отдаёт для достижения максимального результата. Во-вторых, на конкурсе человек получает огромный опыт. Это касается и своего выступления на новой сцене, перед совершенно незнакомой аудиторией, и прослушивания выступлений соперников. В течение конкурса люди прослушивают огромное количество музыки! Дома никогда не найдёшь столько времени для многочасового погружения в музыкальное пространство записей произведений. Если говорить о прослушивании участников конкурса, то они очень полезны и необходимы для проведения анализа их пианистического мастерства, сравнения его со своими возможностями и достижениями на данный момент, обогащение новыми идеями и трактовками, которые демонстрирует каждый конкурсант на сцене. На конкурсе ты можешь составить свое профессиональное мнение и дать оценку каждому музыканту – участнику с разных точек зрения: музыкальности, технической подкованности, индивидуальности, чувства стиля и т.д. и т.п.
В-третьих, на международном музыкальном конкурсе представляется уникальная возможность не только показать себя, но и познакомиться с видными деятелями культуры, известными музыкантами, с которыми впоследствии может сложиться профессиональное сотрудничество!
Сегодня по всему миру проходит столько конкурсов разного уровня – крупных и более скромных, что все молодые исполнители рвутся принять в них участие. Задача педагогов состоит в том, чтобы перспективные студенты в течение первых двух лет обучения в ВУЗе нарабатывали репертуар. Это время, проведенное в консерватории – уникально и его можно потерять безвозвратно, потому что потом люди переходят к активной жизни. И в этом плане чрезвычайно важно пару лет потерпеть без конкурсов.
Надо отметить, что даже в менее значимых конкурсах среднего класса уровень исполнителей очень высок, да и необходимый для всех туров репертуар очень обширен и разнообразен. Но есть определённые негативные нюансы конкурсов, которые заключаются в том, что участники зачастую демонстрируют только возможность играть быстрее и техничнее других. И оценивают нередко на конкурсах участников, как спортсменов. И в этом опасность конкурсов – в том, что там победить может тот, кто будет исполнять произведение с самой высокой скоростью. Но спорт и искусство – понятия несовместимые, поэтому крайне прискорбно, когда наиболее музыкально одаренные конкурсанты, допустив некоторые технические неточности, лишаются шанса продолжить участие в следующем туре, а другой участник, менее талантливый, но очень техничный, справившийся со всеми трудностями виртуозно и легко, продолжает бороться в музыкальном состязании.
В идеале судьбы молодых музыкантов должны решать не конкурсы, а, допустим, фестивали. На них приглашались бы импресарио и педагоги, которые давали бы свои рекомендации. А конкурсы, даже самые объективные, несут в себе элемент спортивности. Первое место, второе, третье… Но в искусстве невозможно расставить всех по полочкам. Ну, вот кто первый – Рембрандт или Рубенс? Толстой или Чехов? Тем не менее, в современном мире от этого никуда не деться. Это самый практичный метод. Но далеко не самый творческий.
К настоящему времени сформировалось огромное количество конкурсов разной степени сложности и престижа. Стоит выделить самые серьёзные из них, участие в которых само по себе большая честь для музыканта. Это, в частности, Международный конкурс им.П. И. Чайковского, который потерпел за последние 2 десятилетия абсолютное фиаско из-за несправедливых решений жюри и громких скандалов, потеряв статус самого главного и важного музыкального конкурса в мире. Но начал своё возрождение в 2011 году под руководством В. Гергиева, который внёс потрясающие нововведения: в интернете велись online-трансляции не только основных конкурсных прослушиваний, но также и репетиций всех конкурсантов. Далее, Международный конкурс им. Королевы Елизаветы (Брюссель), конкурс им.Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США), конкурс им. Фридерика Шопена в Варшаве, конкурс им.Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, конкурс пианистов в Лидсе, конкурс им.Маргариты Лонг в Париже.
На всех конкурсах премиум-класса есть чёткая туровая система. Во-первых, начальным этапом служит отбор участников на первый тур конкурса по видеозаписям и документам. На каждом конкурсе заранее в регламенте сообщают о возможном количестве участников в каждом туре. Например, в первый тур пропускают 70 человек. Программа репертуара первого тура построена так, чтобы в кратчайший временной отрезок участник смог показать себя со всех сторон. Как правило, длительность выступления участника на первом туре составляет 20-25 минут, что позволяет в краткие сроки членам жюри прослушать всех кандидатов и сделать отбор. Во второй тур пропускают часто ровно половину участников первого тура и так далее. В полуфинал проходит 20 человек. В финале конкурса остаются сильнейшие- от трёх до шести человек.
Стоит немного рассказать о системах судейства на международных конкурсах. Так, например, в 2011 году на XIV международном конкурсе им. П. И. Чайковского генеральный директор конкурса Ричард Родзинский ввёл новую для конкурса систему оценок под названием «Scores of Harmony» – специальная компьютерная программа анализирует оценки членов жюри и подводит итог. Программа устроена так, что она усредняет все очень высокие или очень низкие оценки жюри, сводя к минимуму необъективность и влияние авторитетных судей на конечный результат.
На конкурсах, как и в самой жизни, человеку приходится встречаться лицом к лицу с несправедливостью, с «подводными течениями», с предвзятым отношением, с поражением, но вместе с тем есть шанс быть услышанным и оцененным справедливо настоящими профессионалами своего дела и стать победителем.
Звание лауреата в настоящее время очень важно для молодого начинающего артиста. Это необходимый пункт в резюме, который, часто, к сожалению, для работодателей или слушателей, посещающих консерваторские, филармонические, театральные концерты, является подтверждением, гарантией качества, профессиональной ценности.
На престижных международных конкурсах звание лауреата может стать поворотным моментом в карьере музыканта. В качестве призов выделяются денежные премии, стипендии на обучение в лучших ВУЗах мира, появляются ангажементы, записываются диски. Перед человеком может открыться дверь на музыкальный Олимп. А это и есть мечта каждого амбициозного и стремящегося достичь больших успехов в своей жизни человека.
Источник
Вокальные конкурсы – очень неоднозначное явление. Они широко популярны, так как обычно очень зрелищны, красивы и эмоциональны. Польза конкурсов в том, что они могут открыть широкой публике нового интересного певца и дать мощный толчок его карьере. Но зачастую эти же самые конкурсы наносят психике певца (особенно юного певца) большой вред, который может сломать на корню многообещающую карьеру.
фото из открытого источника
Давайте разберёмся с этим явлением поподробнее. На вокальных конкурсах мы имеем дело с оценкой вокала певца. Что можно оценить? Ряд технических параметров – диапазон голоса, чистоту интонации, подвижность голоса, мелизматику, владение стилем, использование разнообразных приёмов, ну может, ещё два-три чисто технических фактора. Но так как на конкурсы идут обычно люди очень прокачанные технически, то в плане техники они будут плюс-минус равны. И что тогда?
Жюри начинают оценивать сугубо субъективные понятия, такие как образ, артистичность, харизма. И здесь нет и не может быть объективности! То, что одному члену жюри кажется, например, скучной и пресной подачей, другому может казаться очень глубоким и сдержанным прочтением.
Искусство подразумевает предельно субъективную работу артиста и предельно субъективное восприятие слушателя. И здесь не может быть споров, потому что это всё – дело вкуса, и зависит от личных предпочтений, жизненного опыта и подсознательной чисто человеческой симпатии или антипатии к участнику конкурса.
Чем это грозит участнику? Тем, что он мог очень субъективно “не понравиться” какому-то судье. И участник начинает думать, что он плох вообще. Это очень деморализует, убивает самооценку и желание работать. Кроме того, следует помнить, что музыканты люди искусства – это как правило, люди сверхчувствительные, тонкие, ранимые.
Невозможно быть настоящим музыкантом и не жить при этом с обнажёнными нервами. И когда в том же “Голосе” какой-нибудь наставник выгоняет своего же подопечного, садистически бормоча какую-то чушь, что тот “не раскрыл образ” или “не знаю, что с ним делать в своей комаде”, певец – участник получает сильнейшее травмирование.
Как правило, настоящий певец в пении всегда выкладывается до конца. Он честен, искренен, предельно уязвим, открыт, как ребёнок. И любое неосторожное слово может перекрыть весь этот тончайший канал музыки, которой он делится со зрителями.
У каждого своя музыка, а значит, своя правда. Это не может быть “лучше” или “хуже”. Это просто по-разному. Поэтому интерпретацию нельзя сравнивать и оценивать.
Я думаю, если певец идёт всё-таки на конкурс чтобы показать себя широкой публике, ему нужно тысячу раз подумать, будет ли он готов пережить отвержение, не сломает ли это его, не перекроет ли ему творческий канал. И только если певец уверен, что одинаково спокойно переживёт победу и поражение, если у него есть крепкая, прочная опора, ему стоит идти.
Есть ещё момент: при постоянном участии в конкурсах, певец перестаёт воспринимать себя “изнутри”, он начинает оценивать себя мнениями жюри. А это значит, он будет пытаться предугадать, что хочет жюри, и будет действовать им в угоду, жертвуя своей самобытностью – что, кстати, тоже всегда чувствуется. Через некоторое время такой певец рискует потерять себя, стать зависимой марионеткой от чужих желаний и настроений.
Конкурсы – опасный и психологически скользкий путь. И певцу нужно быть готовым многое пережить и проработать в себе, если уж решился туда идти.
А вы что думаете по поводу вокальных конкурсов?
Пишите в комментарии!
Спасибо за лайк и за то, что вы со мной!
Источник
Эта статья не о популярных детских вокальных конкурсах. О них уже был материал «Самый большой грех Первого канала: детский «Голос». Этот пост для тех родителей, чьи дети учатся в музыкальной школе.
Два слова о конкурсах
Ещё сравнительно недавно детских конкурсов не было вообще. Собственно, и крупные музыкальные конкурсы для взрослых появились только в начале 20 века.
Все легенды мирового фортепианного и скрипичного исполнительства ни в каких конкурсах не участвовали, а если бы и участвовали, наверняка не прошли бы на третий тур, а может даже и на второй.
Так уж устроено конкурсное сито: в большинстве случаев первое место берут универсалы с крепкой психикой, их победа — это среднее арифметическое иногда совершенно противоположных оценок жюри.
Сколько их — нестандартных Гленов Гульдов с индивидуальным предпочтениями в репертуаре — остаются за бортом без возможностей выйти на большую публику? Никто об этом не знает.
Канадский пианист Глен Гульд
В музыкальном сообществе отношение к конкурсам в основном отрицательное. Но пока не придумано другого механизма карьерного продвижения исполнителей (отдельные герои-одиночки вроде Евгения Кисина, Ланг Ланга или Юджи Ванг, ставшие звёздами без всяких конкурсов, только подтверждают это правило).
Но зачем конкурсы детям?
Трижды лауреат, четырежды дипломант
Количество всяческих детских исполнительских конкурсов сейчас колоссальное. Местные городские «Золотые ключики» или «Музыкальные роднички», какие-нибудь областные»Брянские нотки», региональные «Созвездия талантов», и конкурсы, гордо зовущиеся международными, где иностранное участие представлено часто одной Белоруссией.
А также дистанционные, на которые достаточно прислать видео и деньги, и ты почти гарантированно получишь по почте диплом если не первой, так второй степени. Поэтому каждый второй мало-мальски играющий ученик ДМШ уже к четвёртому классу если не лауреат, то точно дипломант.
Есть, конечно, и очень серьёзные детские конкурсы: от юниорского Чайковского до популярного у телеаудитории «Щелкунчика». Но они тонут в этих местечковых и фейковых мероприятиях.
Смысла в них нет почти никакого. Однако же, если всё это есть, значит оно кому-нибудь нужно?
Да, но ребёнку — в последнюю очередь.
Кто заинтересован в детских конкурсах?
Конкурсы важны лично для преподавателей: победители или даже просто дипломанты дают им возможность укрепить свои личные профессиональные позиции, благополучно пройти аттестацию или повысить квалификационную категорию, получить надбавку за эффективность/премию/грамоту/звание.
А поскольку стоимость ставки в музыкальных школах микроскопическая (для справки: 9489 рублей), то это для педагогов вопрос выживания.
Для музыкальной школы это тоже важно. Коллекция лауреатов повышает её престиж и даёт шанс получить дополнительное финансирование как «лучшей школе города/области/региона».
С другой стороны, конкурс — это неплохой бизнес.
Не нефтяная скважина, но всё же. На них зарабатывают организаторы (иногда вообще далёкие от музыки люди), члены жюри, производители сувенирной продукции (грамоты, дипломы, медали, призы, подарки), арендодатели концертных помещений, владельцы точек общепита и гостиниц, где живут конкурсанты с сопровождающими лицами. И чем больше формат конкурса, тем больше доходы.
Но без детей эта машина, естественно, не работает. Она как раз ими и питается.
Конкурсные дети и неконкурсные дети
Если ваш ребёнок хорошо учится в музыкальной школе, наверняка наступает момент, когда его педагог заведёт с вами разговор об участии в конкурсе (речь, конечно, не о внутришкольных мероприятиях). И вы должны будете решить для себя вопрос: нужно ли оно вашему ребёнку?
Тут могут быть разные расклады.
Вариант первый: ваш ребёнок относится к тому типу детей, которым очень нравится красоваться на сцене, их заводит атмосфера соревнования и вдохновляет перспектива получить на сцене под бурные аплодисменты свой красивый диплом и подарок. А если и не получит, то всё равно он лучший, просто случайно ошибся пару раз! Есть такие счастливо устроенные дети.
Тогда, конечно, конкурс — для вас. Почему бы и нет? В конце концов, ваше юные дарование насобирает папку всяческих дипломов и получит бесплатную путёвку в «Артек».
Второй вариант, когда ребёнок вовсе не боец, и склонен к сильному волнению на сцене. Конкурса он не хочет и побаивается. Но отказать преподавателю, который говорит ему «надо, Феденька, надо!», не может. Дети многое терпят ради нас, взрослых.
Поскольку стресс от участия в конкурсе в несколько раз сильнее, чем от обычного выступления на сцене (ведь ребёнку придётся тащить на себе весь груз взрослых надежд на его победу), родителям надо хорошенько подумать — ради чего всё это, и каковы, вообще-то, цели?
Кому без конкурсов нельзя?
Если вы учите ребёнка в музыкальной школе исключительно для того, чтобы раздвинуть его культурные и интеллектуальные горизонты, и у вас (а также у педагога) нет достаточных оснований полагать, что из него получится Ойстрах или Горовиц, то даже и не сомневайтесь: конкурсы вам совершенно не нужны и даже противопоказаны, потому что минусов от них больше, чем плюсов, в принципе.
Если ваш ребёнок проявляет отличные музыкальные способности, и перспектива дальнейшего музыкального образования для вас не исключена, то и в этом случае победы в конкурсах не дадут вам существенных бонусов при поступлении в музыкальное училище и консерваторию. Там совершенно другие механизмы отбора. Не тратьте детские нервы и свои деньги.
К примеру, победитель самых престижных конкурсов и уже концертирующий пианист (кстати, он участвовал и в последнем конкурсе Чайковского), супер талантливый Саша Малофеев поступил в Московскую консерваторию этим летом далеко не первым номером. И даже не десятым.
Александр Малофеев.
И только в том случае, когда ваш ребёнок исключительно, ярко одарён — вот прямо маленький Моцарт или Женя Кисин, тогда вам придётся подумать насчёт конкурсов: для вашего ребёнка нет другого выхода, как закаляться в боях. Потому что (см.п.1) без конкурсов — настоящих, высокого уровня — сейчас невозможно построить исполнительскую карьеру и достичь успеха на концертной сцене в международном формате.
Кстати, о карьере
Но — существенный момент! — крайне мало шансов её (карьеру) построить в принципе. Потому что рынок очень хороших молодых музыкантов перенасыщен сейчас до предела. (Тот, кто смотрел последний конкурс Чайковского, наверняка оценил, какая кровавая была битва не то что за победу, но даже за второй и третий туры).
На всех не хватает ни публики, ни залов, ни хороших продюсеров, без которых, кстати, тоже ничего выдающегося достичь невозможно.
Так что, прежде чем отправить своего многообещающего ребёнка на первый в его жизни большой конкурс, вспомните слова Белы Бартока о том, что «соревнования — это для лошадей, а не для артистов».
И вообще — подумайте о том, что на свете есть много других замечательных профессий, которые не будут стоить вашему ребёнку так дорого. Возможно, ваша заветная мечта увидеть свою кровинку на сцене главного зала Карнеги-холла не стоит его нервного тика.
Пусть лучше музыка будет украшением его жизни, а не проклятием детства и юности.
Ещё на тему детей и музыкальной школы:
«Надо ли учить детей музыке?»
«Как выжить в музыкальной школе?»
Подписывайтесь ЗДЕСЬ, если было интересно. Не забудьте поделиться с друзьями, и СПАСИБО за лайки!
Заходите послушать музыку на YouTube канал Культшпаргалки!
Источник