Конспект урока по искусству 8 класс как соотносятся красота и польза 8 класс

Конспект урока по искусству 8 класс как соотносятся красота и польза 8 класс thumbnail

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие

Повторение материала, с которым познакомились на пошлом уроке.

О чём мы говорили на прошлых уроках?

Что такое красота?

(2 слайд)

О красоте.

Варианты ответов учащихся : красота – это то, что радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала

Этап изучения нового материала

Что такое польза? (толковый словарь Ожегова)

(3 слайд)

Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что

красота – привилегия искусства,

польза – привилегия обычной жизни, но подобного разграничения не существует, т.к.искусство активно вторгается в нашу жизнь (примеры). А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.

(4 слайд)

Окунёмся в историю!

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Поэтому мы имеем представление о том, как жили  и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.

Откуда мы узнаём об образе жизни людей?

Что узнаём об их жизни?

Что для древних народов значила красота?

(5-8 слайды)

В последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.

Показать небольшой видеоряд  картин художников фламандской школы живописи 17 века.

(9-13 слайды)

Вопрос после просмотра: Что изображено на картинах?

Какое впечатление произвели на вас картины?

Какие эмоции вызвали?

Как называется жанр?

Что такое натюрморт?

Показать небольшой видеоряд  картин художников голландской  школы живописи 17 века.

(14-19 слайды)

Сравнить картины фламандской  и голландской  школ живописи. Сравнительная таблица:

– особенности натюрморта

– особенности портрета

– темы сюжетных картин

Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту.

«Апофеоз войны»

«Четыре всадника»

«Лицо войны»

«Герника»

(20-23 слайды)

Есть ли польза от таких картин? В чём она заключается?

Какую роль  играет музыка в нашей жизни?

Музыкальное пристрастие человека– это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание. (24 слайд)

(как вы понимаете эти слова?)

В какой сфере ещё используется музыка и живопись?

Эстетические и художественные качества очень часто отодвигаются на второй план. Именно  с этим связано их применение как средств  магического воздействия (используется в медицинских и воспитательных целях) Арт-терапия

Включить музыку.(Бабаджанян «Ноктюрн»)

(25 слайд)

Как вы понимаете слова:

«Музыка лечит…

Музыка губит…»

              Д.Самойлов.

Варианты ответов учащихся: что-то нужное, полезное.

Оформление интерьеров, мебели, одежды, архитектура зданий, дизайн машин и т.д.

Наскальная живопись.

Чем занимались, на кого охотились.

 Не была самоцелью. Красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое – это быстрое, сильное, стремительное.

Верили в магию рисунков.

Огромное количество снеди, фруктов, овощей, даров моря.

Натюрморт

Изображение неживой природы.

Запись сравнительной таблицы в тетрадь.

Их польза в том, что они побуждают нас к размышлениям, переживаниям, состраданию.

Варианты ответов учащихся.

Этап  инструктажа по выполнению домашнего задания

Закончить работу, начатую в классе.

Для всех задание.

Источник

Урок № 28

Тема: «Красота в искусстве и в жизни. Что есть красота?»

Цель урока: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.

Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление.

Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.

Оборудование: 1. Компьютер.

2. Компьютерная презентация.

3. Опорный конспект.

4. Иллюстрации к уроку.

5. Учебник «Искусство», Г.П.Сергеева,

Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, для 8 – 9 классов.

Развёрнутый ход урока:

Эпиграф: Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота окружающего мира станет могучим

источником веры в доброту.

В. Сухомлинский

– 2 –

  1. Организационный момент: вход в класс, подготовка к уроку, приветствие, настрой на урок.

  1. Проверка домашнего задания по вопросам:

Вопросы:

– Что такое икона? ( ответы обучающихся)

– Какие существовали каноны для написания иконы?

( ответы обучающихся)

– Что такое перспектива? ( ответы обучающихся)

– Кто такой Андрей Рублёв и в чём он себя проявил?

( ответы обучающихся)

– Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублёвым иконы «Троица»?

( ответы обучающихся)

– По какому поводу была написана икона «Троица»?

( ответы обучающихся)

– Кто такой Сергий Радонежский? ( ответы обучающихся)

– В чём заключается его историческая миссия?

( ответы обучающихся)

– Почему икона Андрея Рублёва «Троица» была взята за образец для написания икон? ( ответы обучающихся)

– Чем отличались предыдущие и последующие иконы этого сюжета от иконы Андрея Рублёва? ( ответы обучающихся)

– Какое символическое значение имеет композиция иконы «Троица», её колорит, характер линий? ( ответы обучающихся)

– Какой знак говорит о том, что эти ангелы – странники?

( ответы обучающихся)

– Какие знаки – символы раскрывают смысл праздника Троицы?

( ответы обучающихся)

– Как вы понимаете смысл высказывания режиссёра А.Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. В этом и заключается высшее предназначение «художника»? ( ответы обучающихся)

  1. Знакомство с темой урока.

Учитель:

– 3 –

-На протяжении ряда уроков мы рассматривали, как искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.

Тема нового раздела – Красота в искусстве и жизни.

Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?

– Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.

Вопрос:

– Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов: красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественност)..

– В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?

(Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…)

Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации. По какому принципу объединены данные изображения? Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?

( Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов).

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Статуэтка эпохи палеолита.

Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений,

Читайте также:  О пользе бобов и риса

– 4 –

священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

– 5 –

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это – время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.

( И внешняя красота, интеллектуальный уровень, обаяние, грация, и предметы, и материнство,и набожность).

– О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?

(Красота внутренняя – красота души человека).

– Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты? (Красота спасет мир)

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не всё совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

– 6 –
Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

Что является эталоном красоты? (Материнство; готовность к подвигу ради других людей (альтруизм); любовь жертвенная, дающая).

Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»? (Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств).

4. Составление конспекта.

5. Подведение итогов.

Учитель:

– Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?

Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень

– 7 –

трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь… Это контекстуальные синонимы к слову «красота».

6. Рефлексия.

Учитель:

– Закончите предложения:

Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…

Я не могу назвать красивым человека, который…

Важнее всего для красивого человека…

7. Домашнее задание:

– выучить конспект;

– ответить письменно на следующие вопросы: « Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? Как вы думаете, искусство представляет только красивые образы? Аргументируйте своё мнение. Приведите примеры».

Источник

Великий дар творчества: радость и красота созидания

Как соотноситься красота и польза.

Урок искусства 8 класс

Тип урока: изучения новых знаний

Вид занятий: беседа об искусстве

Цели  урока: – взгляд на творчество с различных точек зрения,

– знакомство с различными творческими профессиями,

 – разговор об отдельных представителях этих профессий и их творениях;

Задачи: 

обучающая: приобщать учащихся к искусству, привлекать во время урока личный эмоциональный, визуальный и бытовой опыт учащихся — актуализировать и активизировать этот опыт для осознания темы урока.

Читайте также:  Настойка из алоэ меда и водки польза

– развивающая: развивать память, расширять мировоззрения и креативность мышления,

– воспитательная:  воспитывать толерантность  и любовь к прекрасному.

Ход урока.

 Орг.момент

Определение темы урока.

Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца. Я тысячами душ живу в сердцах  всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Микеланджело

НА доске репродукции с изображением Писатель с пером, композитор за роялем задумался, скульптор лепит, вытесывает фигуру, ребенок что-то рисует: звучит музыка Моцарта Симфония №40 ).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Что объединяет все эти изображения, музыку и стихи?

На картинах все что-то делают, находятся в поиске, о чем-то думают, а музыка заставляет нас задуматься, уже является готовым продуктом.

Актулизация , постановка проблемного вопроса

Как только первобытный человек оставил свой первый отпечаток ладони на стене пещеры, он сам того не ведая ступил на путь творчества.

Как вы думаете, что такое творчество?

Попытка что-нибудь придумать, процесс создания.

Творчество – это созидание, деятельность, несущая какую-то ценность. – запись в тетрадь.

 Чем отличается творчество от изготовления (производства)? (Уникальностью результата)

Человек – творец – не может жить без творчества. Прекрасные творения пробуждают добрые чувства. Общаясь с искусством, человек сопереживает персонажам произведений живописи и литературы, растворяется в музыке, и начинает по- иному воспринимать окружающую его действительность.

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер говорил о том, что настоящее искусство не терпит суеты, воспитание искусством – это «тихая работа».

Сейчас вы по – моему описанию должны понять, о каком виде искусства я говорю.

А) Живое письмо? (живопись).

(Анализ произведений живописи, на которых изображены скульптор (В. И. Мухина), пианист (К. Н. Игумнов), поэт (А. С. Пушкин в момент творческого вдохновения, раздумья. Раскрыть на примере этих портретов, как отразился в образах скульптора, пианиста, поэта «великий дар творчества: радость и красота созидания». )

Это портрет Веры Мухиной, великого скульптора. Когда  Михаил Нестеров(1862-1942) увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: “Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна”. Какими словами  вы бы описали этот портрет?

Как вы думаете, получает она удовольствие от своей работы?

Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойное и строгое лицо. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Портрет строится на контрасте статики и динамики.

 Б)Этот вид искусства является посредником между жизнью ума и жизнью чувств (музыка).

Павел Корин(1892-1967) Портрет пианиста Игумнова . В работе над портретом большое внимание уделял художник изображению рук. Корин считал, что руки, как и лицо, отражают душу человека, его внутренний мир. Портрет пианиста К. Игумнова был написан в канун Великой Отечественной войны .

 П. И. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»

В)Описание жизни языком символов. (литература).

В этом виде искусства человек становится художником и творцом, создающим образец нравственной и эстетической красоты человеческих взаимоотношений, приобретения смысла жизни.

Василий Тропинин(1776-1857). Портрет Александра Пушкина. Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет. Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер. Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником. Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение. Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок

 Я помню чудное мгновенье. Старинный русский романс (M. Глинка – A. Пушкин).

Как вы думаете, а красивы ли эти люди, эти произведения? НА прошлых уроках мы уже затрагивали тему красоты. Даже выводили ее законы.

Остался ещё один вопрос – а есть ли польза у красоты?

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы. Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Художники всегда размышляли о предназначении искусства, свое­го творческого дара. «И чувства доб­рые я лирой пробуждал.» — писал А. Пушкин. «Надежная опора вдох­новенью была дана мне с детства в красоте» — считал Микеланджело. «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам на­шего существа. Не свои — наши мыс­ли заставляет поэт петь внутри нас. .Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» — гово­рил А. Франс.

Искусство обладает огромной действенной силой, незаметной на пер­вый взгляд. Читая книгу, смотря ки­нофильм или спектакль, посещая ху­дожественный музей или выставку, слушая классическую музыку или сов­ременные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искус­ством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообраз­ные ситуации, получает новый опыт.

Настоящее искусство спокойно, нена­вязчиво, оно «не терпит суеты», «вос­питание искусством — это «тихая ра­бота» (Ф. Шиллер). Массовая культура, напротив, ог­лушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не ос­талось. И искусство, и массовая куль­тура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.

Практическая работа:

Таким образом, подведя итог всему, о чем сегодня говорилось на уроке, можно сказать, что искусство неотрывно связано с человеком, человек пропускает через призму своего понимания всё, что его окружает, и только тогда, новые знания становятся его жизненным опытом. У вас на партах лежат статьи международной конвен7ции о правах ребёнка. Да, неожиданный поворот. Познакомьтесь с этим документом, или освежите в памяти. И попробуйте переработать их при помощи искусства. Или написать стихотворение или изобразить при помощи рисунка одну из статей.

Читайте также:  Польза и вред мармелада калорийность

ДЗ – составить синквейн «Красота и польза».   Напоминаю вам структуру синквейна:

1слово – кто/что. 2 прилагательных, 3 глагола, 4 – предложение (основной смысл). 5 – вывод (обобщение понятия)

Пример. 1.Творчество.

2. Великое, вечное.

3. Волнует, очаровывает, радует.

4.Дарит радость людям.

5. Созидание.

Приложение:

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.

Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2

Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

Статья 3

Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 4

Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5

Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9

Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Статья 10

Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 12-15

Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.

Статья 16

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.

Статья 17

Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:

а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;

б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;

г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Статья 18

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Статья 19

Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.

Статья 20 и 21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Статья 22

Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.

Статья 23 Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статья 26

Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 27

Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 31

Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32

Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

Статья 33

Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 34 Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 36

Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.

Статья 37

Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Статья 38

Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.

Статья 39

Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.

Статья 40

Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.

Статья 41

Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.

Статья 42-54

Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Источник