Консультация родителей польза дневного сна техника подъема
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«О пользе дневного сна!»
Подготовила:
воспитатель Хасанова И.В.
Сон – это здоровье!
«Спать или не спать днем?»- этот вопрос становится главным в каждой семье, где есть 3 -7 -летний ребенок. Днем дети совершенно не желают спать, и многие родители идут у них на поводу. Правильно ли это?
Что такое сон?
Сон – сложное и активное состояние организма. Вот некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры. Исследование электроэнцефалограммы мозга спящего малыша показали, что даже у младенца движение нервных импульсов по отросткам нейронов мозга идет почти так же активно, как и у взрослого. Чем старше ребенок, тем большую массу информации он получает ежедневно, которую его мозг должен переработать и разложить по «полочкам», подключая память. Мозг малыша работает во сне и наяву, не зная покоя и отдыха, поэтому помимо ночного сна, дневной не только полезен, но и необходим ребенку. Дети, спящие днем, ведут себя активнее, по интеллектуальному уровню они зачастую опережают сверстников, легче запоминают и усваивают новую информацию. Как правило, они выше и крупнее ровесников. И ночью они спят крепче тех, кто отказывается от «тихого часа». Во время сна наш мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий организму адаптироваться к повышенным нагрузкам, в том числе и экологическим.
Биоритмы дневного сна
Биоритмы сна и бодрствования – главные в нашем организме. По ним природа выверяет все другие – от многолетних циклов до микро ритмов, действующих на уровне клетки и занимающих буквально доли секунды. Освободив ребенка от дневного сна, вы создадите почву для рассогласования биоритмов – десинхроноза. Следствием этого чаще становятся повышенная возбудимость и быстрое утомление ребенка, задержка его нервно-психического и физического развития.
Укладывать ребенка необходимо в одно и то же время, в привычной для него обстановке. Подготовка ко сну должна быть стереотипна. Необходимо помнить, что детям дошкольного возраста нужно определенное время на засыпание. И если ребенок провалялся с книжкой или игрушкой в кровати и не уснул, не спешите отменять дневной сон. Полчаса и даже час – нормальное время для засыпания 3 – летнего малыша. В 4-7 лет это время немного сокращается. Ребенку, который неважно себя чувствует, требуется больше времени, чтобы отойти ко сну. Некоторые дети не желают спать днем, потому что не хотят быть «как маленькие». Лучший способ убедить строптивца послушаться – прилечь вместе с ним в одной комнате. Нет правил без исключений – раз в месяц, если на то есть веские причины, малыш может и не поспать днем. Не стоит отменять долгожданный поход в зоопарк только потому, что это собьет ребенку привычный график. Изредка, отступая от режима, мы тренируем биоритмы. Организму нечастые встряски даже на пользу – что-то вроде исключений, подтверждающих правила.
Сон в жизни человека:
– обеспечивает отдых организма;
– играет важную роль в процессе метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон восстанавливает пластичность нейронов и обогащает их кислородом;
– способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий;
– обеспечивает приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь);
– восстанавливает иммунитет, активизируя Т- лимфоциты, борющиеся с простудными и вирусными заболеваниями.
Рекомендации, способствующие здоровому сну:
– принимать пищу надо не менее чем за 2-4 часа до сна (нужно иметь ввиду, что белковая пища дает заряд бодрости, заряжает энергией, обладает стимулирующим действием; богатая углеводами еда, наоборот, расслабляюще действует на организм, снимает нервное напряжение, стресс и вызывает сонливость);
– нельзя употреблять перед сном напитки, способствующие повышению тонуса (газированные напитки, кофе, крепкий чай);
– следует гулять перед сном на свежем воздухе за 2-3 часа;
– сократить пребывание за компьютером или экраном телевизора перед сном;
– перед сном обязательно проветрить спальню, выключить яркий свет;
– правильно подобранные матрас и подушка сделают сон комфортным, помогут сохранить здоровье на долгие годы.
Нужен ли детям дневной сон?
Результаты исследования показали, что дети в возрасте 4-5 лет, которых родители не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие спать 1-2 часа в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен в качестве передышки для организма энергичного ребенка.
Дневной сон – чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Большое значение для режима ребенка имеют и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или долгий дневной сон способен доставить вам хлопоты, когда придется укладывать ребенка вечером.
Часто получается, что посещающие детский сад дошколята в выходные дни отдыхают от режима, а «домашние» и подавно отказываются от дневного сна. Родителям так даже удобнее: не надо тратить времени и сил на бесконечные уговоры и укладывания. Педиатры и детские невропатологи настоятельно рекомендуют детям до 7 лет отдыхать по 1-2 часа днем. Ведь лишь к 7 годам детский организм перестраивается на монофазный (только ночной) сон. Однако, если ребенок старше 7 лет плохо спал ночью, переутомился на занятиях в школе, подхватил простуду или почувствовал легкое недомогание, надо постараться уложить его днем отдохнуть – так силы восстановятся быстрее.
Дневной сон принципиально важен для каждого, даже отвыкшего от него дошкольника. Во-первых, чтобы быть здоровым. Во-вторых, чтобы ребенок лучше усваивал новые знания. В-третьих, чтобы лучше спать ночью. В-четвертых, чтобы сгладить воздействие на организм ребенка неблагоприятного состояния окружающей среды и прочих издержек городской жизни. Доводов «за» дневной сон вполне достаточно.
Продолжительность и время сна зависят от индивидуальности человека. Каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Все эти особенности сказываются на всех сторонах жизни, в том числе и на продолжительность сна и бодрствования. При анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей – покладистые, трудные и медлительные.
У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так и ночного сна остаются неизменными изо дня в день. Уложенный в кровать, он постепенно погружается в сон, подолгу и крепко спит.
Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Для установления режима таким детям требуется помощь окружающих. Им требуется больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Однако при этом нужно помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок спит на 2 часа меньше ночью и на час – днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.
У детей с медлительным темпераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке и во время адаптации им необходима дополнительная поддержка взрослых (например, в период привыкания к новой кровати). Темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.
Так как привычки в отношении сна формируются быстро, и ребенок может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи и в дальнейшем пребывание его в дошкольном учреждении, незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем.
Около трети жизни мы проводим во сне, поэтому важно сохранить его естественный природный ритм. И родителям следует помнить, что даже если дети устали и у них слипаются глаза, они могут упорно этому сопротивляться, боясь пропустить что-нибудь интересное. Прежде чем уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу. Ваш ребенок с нетерпением ждет момента, когда он сможет провести несколько счастливых минут, получая от вас теплоту и внимание. Для взрослых это тоже будут приятные и радостные минуты, когда можно посекретничать и выразить свои чувства.
Используемая литература:
- Авторская переработка исходного материала: Параничева Т.М. Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» № 2, 2010 г.
Источник
Нужен ли ребенку дневной сон?
Дневной сон – это физиологическая потребность ребёнка, необходимая для его нормального развития. Дети в возрасте одного года обычно спят днем не менее двух раз. В среднем с полутора лет начинается переход на новый режим с одним дневным сном, продолжительностью около 2,5 – 3 часов. Такой режим, с постепенным сокращением продолжительности сна, обычно сохраняется до 6 – 7 лет, когда ребёнок, как правило, уже обходится без дневного отдыха. Иногда дети отказываются от сна днём раньше – в 3 – 4 года.
Нужно ли соблюдать режим дня?
Режим дня помогает ребёнку ориентироваться во времени, способствует уравновешенности, предохраняет его нервную систему от переутомления. Если ребёнок примерно в одно и тоже время ест, играет, гуляет, то и засыпать ему будет гораздо легче в заранее установленное и привычное время.
Нужно ли укладывать ребёнка спать в одно и то же время?
Скрупулезная точность здесь не требуется. Если малыш явно устал, его можно уложить спать чуть раньше, чем обычно. В тех случаях, когда дневной сон, особенно крепок, ребёнка можно разбудить немного позже. Лучше ориентироваться не на часы, а на самочувствие и поведение малыша: в идеале он должен засыпать без капризов, а просыпаться бодрым и активным.
Как бороться с нежеланием ребёнка отправляться в постель?
Если ребёнок не поддаётся на уговоры и наотрез отказывается идти спать, возможно, он недостаточно устаёт к тому времени, когда родители хотят его уложить. Можно постараться увеличить его физические нагрузки, продолжительность прогулок, интенсивность занятий спортом. Желательно избегать эмоционального возбуждения ребёнка незадолго до времени дневного сна.
Как помочь ребёнку заснуть?
Важно обустроить кроватку ребёнка так, чтобы она была комфортной и уютной. Не стоит использовать сон или кроватку в качестве наказания. Спокойнее заснуть ребёнку может помочь игрушка – посредник – например, кукла или плюшевый мишка, которые тоже «засыпают» в кроватке малыша. Иногда ребёнка легче отправить в постель, предоставив ему иллюзию самостоятельного выбора, например, спросив «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут?» Можно также напомнить о привычной последовательности действий: после еды нужно умыться, а потом отправиться в кроватку и там слушать сказку. Ребёнок начинает ожидать тех событий, о которых уму уже сообщили, и воспринимает их как неотъемлемую часть своего дня.
Почему ребёнок просыпается, чтобы попить?
В большинстве случаев это свидетельствует о неправильном температурном режиме в комнате ребёнка и о его перегреве и о его перегрева в кроватке. В комнате малыша должно быть прохладно – 18 – 20С. Если не устранить постоянный перегрев, пробуждения для того чтобы попить могут закрепиться в виде рефлекса.
Когда дневной сон можно отменить?
Нервная система у ребёнка ещё только развивается, испытывая постоянные перегрузки, и полноценный отдых получает только во сне. С возрастом потребность в дневном сне у детей становится всё меньше. Шестилетним детям достаточно одного часа. Нередко дети отказываются ложиться спать днём. Как правило, это происходит из-за нежелания отрываться от увлекательноё игры или по причине слишком позднего пробуждения по утрам. Постепенно режим дня меняется, и к семи годам большинство детей уже свободно обходятся без дневного сна.
Нужно ли заставлять ребёнка спать, если он не хочет?
Заставлять ребёнка спать днём не имеет смысла. Для малыша нет никакой пользы в том, что его заставляют засыпать, когда он не устал, или кормят, когда он не проголодался. Другой распространённой педагогической ошибки является превращение дневного сна в наказание. Провинившегося ребёнка можно оставить в комнате одного и даже закрыть дверь, но насильно укладывать его в кровать нельзя, поскольку это может привить ему негативное отношение к укладыванию на ночь.
Влияет ли продолжительность дневного сна на ночной?
Многие родители считают, что чем меньше ребёнок спит днём (или не спит вовсе), тем лучше он будет спать ночью. Это предложение неверно – так же, как и мнение, что малыш, который потратил слишком много энергии в течение дня, быстрее и крепче уснёт вечером. Наоборот, чересчур уставшему или слишком возбужденному ребёнку, нервная система которого перегружена многочисленными впечатлениями, будет только труднее уснуть.
Когда ребёнок отказывается от дневного сна?
Систематически отказываться ложиться спать днём малыши нередко начинают уже в возрасте около трёх лет. В это время дневной сон ещё необходим, и родителям лучше прилагать усилия к тому, чтобы их ребёнок продолжал днём спать. Дневной сон считается нормой вплоть до старшего дошкольного возраста.
Что делать, если малыш отказался от дневного сна слишком рано?
Если ребёнок перестал спать днём и не испытывает от этого никаких удобств, то родителям достаточно выделить время днём, в течение которого ребёнок мог бы просто полежать в спокойной обстановке. Такой отдых тоже способствует восстановлению сил и укреплению нервной системы.
Источник
МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» Г.о. Подольск
Консультация для родителей.
Зачем дневной сон детям?
Цель: Улучшение качества дневного сна в детском саду.
Задачи:
Повышение родительской компетенции в вопросах детской физиологии.
Стимулирование родителей на создание режима дня в домашних условиях в соответствии с режимом ДОУ.
Привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом по проблемам оздоровления дошкольников.
Педагогические технологии: Технология развития и оздоровления.
Подготовила: воспитатель
Берзан Мария Викторовна
Зачем дневной сон детям?
Зачем дневной сон детям?
Полноценный сон – это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?
Сон – это основной вид деятельности мозга ребенка. До двух лет малыш спит приблизительно 2/3 суток(16 часов), от 4 лет до 6 – 1/2 суток (12 часов). Во сне дети дошкольного возраста проводят больше времени, чем общаясь и познавая мир. Когда ребенок спит, мозг растет, перерабатывает и сохраняет информацию, формируя новые нервные связи. По мнению израильского доктора психологии Ави Саде даже «один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребенка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером».
В чем польза дневного сна для детей?
Дневной сон, как и ночной, это время отдыха, восстановления сил, «подзарядки» всех систем организма. Если вы хотите видеть своего ребенка бодрым, активным, веселым, способным посещать различные развивающие кружки во второй половине дня, постарайтесь приучить его спать днем. Дневной сон дает возможность быстрее усвоить новые знания, улучшает процесс запоминания. Дневной сон облегчает засыпание вечером. Вся окружающая среда для ребенка является интересной, он очень восприимчив ко всему новому, схватывает большое количество информации на лету. Во время дневного сна происходит частичная обработка всего услышанного, увиденного, сделанного ребенком в период бодрствования. Если ребенок не отдохнет днем, то к вечеру его активность повысится, ему будет сложнее физически уснуть, т.к. мозг перегружен информацией и впечатлениями.
Явные признаки усталости:
ребенок трет глаза;
ребенок сильно зевает;
у ребенка появляются слабые темные круги под глазами;
ребенок выглядит сонным, «спит на ходу».
Скрытые признаки усталости и переутомления:
ребенок становится капризным, раздражительным или сварливым, недовольным, упрямым;
ребенок огорчается по пустякам, начинает плакать при малейшей неудаче;
ребенок либо становиться слишком подвижным, возбужденным, импульсивным, либо менее активным, вялым;
ребенок толкается и повреждается во время игры;
у ребенка снижается настроение или часто меняется, что выражается внезапными переходами от смеха к слезам;
у ребенка теряется интерес к игре, к общению с другими детьми и взрослыми (безразличие);
у ребенка снижается работоспособность, внимание, продуктивность любой деятельности.
И все же спать или не спать днем?
Для детей младше 4-х лет дневной сон полезен и обязателен. Дневной сон должен приходиться на середину периода бодрствования ребенка, длиться 1-2 часа и заканчиваться не позже 15:00, т.к. это может вызвать проблемы с засыпанием ночью.
Детей старше 4-х лет заставлять спать днем необязательно. Однако у них всегда должна быть возможность отдохнуть днем. Если признаки усталости на лицо, а ребенок не хочет идти спать, то предложите ребенку:
сделать несколько упражнений на расслабление; они помогут ему снять перевозбуждение, мышечное и эмоциональное напряжение.
массаж; мягкие, плавные поглаживания, круговые движения в суставах, ваше расслабленное и спокойное состояние окажут успокаивающие действие.
игру – медитацию (для детей старше 5 лет).
Все релаксационные техники лучше выполнять в спокойной обстановке, при приглушенном свете, под тихую, приятную мелодию. Все это поможет ему успокоиться и расслабиться, почувствовать себя в безопасности, настроиться на сон. После выполнения упражнений предложите ребенку немного вздремнуть, прилягте рядом с ним, закройте глаза. Так, вы покажете пример здоровой привычки – отдыхать днем и приучите ребенка использовать время «тихого часа» для сна или релаксации. Навыки расслабления пригодятся ему во взрослой жизни в стрессовых ситуациях. Сколько еще экзаменов и волнующих событий у него впереди?
Если ваш ребенок посещает детский сад, режим которого подразумевает обязательный дневной сон, то не следует настаивать на том, чтобы ребенок проводил его как-то иначе, сидел, тихонечко играл, рисовал или читал книжку. Это уместно дома. Почему?
Во-первых, дневной сон в детском саду – это способ физиологического восстановления детского организма, который помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа и ребенку, и родителям, и воспитателям. Отдохнувший ребенок дисциплинирован, адекватно реагирует на просьбы, спокоен, общителен, внимателен, желает и способен познавать новое. Режим дня в детском саду соответствует физическим и умственным нагрузкам, которые испытывает ребенок в данном образовательном учреждении, учитывает возраст детей и способствует их гармоничному развитию.
Во-вторых, дневной сон в детском саду – это правило для всех детей в группе. «А как же индивидуальный подход к каждому ребенку?» – спросите вы. Он выражается в том, что воспитатель своевременно заметит, что ваш ребенок уже устал и спит на ходу, и отправит его спать первым, дабы избежать перевозбуждения. Более того, это правило должно действовать и дома. В выходные дни ребенок тоже должен спать днем, чтобы не сбился его внутренний биоритм сна (цикл сон-бодрствование) и не возникли трудности с засыпанием ночью и пробуждения утром, а также проблемы с поведением и работоспособностью в детском саду в воскресенье.
В-третьих, дневной сон в детском саду – это прекрасная возможность подарить ребенку лишний час драгоценного общения с вами. Именно родительское внимание, любовь, ласка нужны ему больше всего. Особенно после того, как он целый день старался, вел себя хорошо в детском саду, учился, вырисовывал финиковую пальму и все это ради того, чтобы мама сказала: «Какой ты у меня молодец!» Не старайтесь уложить ребенка слишком рано, если он спит днем. Ребенку будет сложно заснуть, он еще не устал, а вы только изнервничаетесь, что он не засыпает, а ваши планы на вечер срываются. Лучше проведите его вместе, всей семьей. Тогда вероятность того, что после 21:00 начнется «ваше» время возрастет, а ваша семья станет крепче и дружнее.
Как провести вечер, чтобы ребенок заснул легко?
Не ограничивайте свою фантазию при организации совместного семейного вечера. Приготовьте вместе домашнее мороженое, превратите кухню в мини-кафе с барменом, официантами и посетителями, устройте поэтический вечер в поисках рифмы или музыкальный в поисках общей любимой песни. Поменяйтесь ролями детей-родителей на вечер, устройте конкурсы на смекалку с призами и конфетами, сочините сказку про семью, связав события с реальностью и используя фотографии из семейного альбома, напишите сообща сценарий семейного вечера в честь дня рождения папы. Единственная рекомендация – вечером подвижным играм предпочесть совместное постижение йоги или вечернее плавание по абонементу, новым фильмам – хорошо знакомые, добрые фильмы или мультфильмы. Даже позитивные, яркие впечатления могут увеличить время засыпания.
Кроме того, не забудьте уделить внимание друг другу и расспросить, как прошел день. Каждый почувствует себя значимым, любимым, нужным. А ребенку это поможет освободиться от накопленных за день эмоций. Ведь он целый день провел в детском коллективе. Возможно, сегодня он с кем-то поссорился или его обидели, а может быть наоборот, похвалили. Невыраженные впечатления могут помешать ребенку заснуть, а тревожные переживания – проявиться в страшных сновидениях.
Помните подготавливать детский организм ко сну необходимо заблаговременно.
За 1,5 часа до сна закройте шторы, приглушите свет, сделайте тише музыку и телевизор, сами говорить тише и спокойнее.
За час до сна постарайтесь выключить компьютер, телевизор, убрать с глаз ребенка мобильные телефоны. Это основные виновники сокращения продолжительности ночного сна и недосыпания. Оставьте спокойную, тихую музыку.
За полчаса напомните ребенку, что скоро спать, время идти купаться. Дайте ребенку немного времени для того, чтобы он завершил то, чем он занимался. Минут через 10 помогите ребенку разложить игрушки по местам, найти свою пижаму, приготовьте кровать ко сну, расправьте простынь, проветрите помещение.
После купания даем выпить стакан молока, чистим зубки, обнимаем, целуем ребенка, укладываем в кроватку, читаем книжку, засыпаем.
Ритуал отхода ко сну по содержанию может быть любым, важно, чтобы он повторялся изо дня в день. Тогда мозг будет воспринимать последовательность повторяющихся действий, как сигналы, что пора спать, и начнет готовить весь организм ребенка ко сну на физиологическом уровне. Распространенной ошибкой родителей детей старшего возраста является несоблюдение ритуала. Они полагают, что ребенок уже подрос, и он уже не нуждается в нем, начинают пропускать ритуал. Тем самым отключают условные «стимуляторы сна» и возникают проблемы с засыпанием. Можно сокращать ритуал подготовки ко сну до двух сигналов, одна важно, чтобы он был. Даже взрослым детям важно постоянство, чувство защищенности и комфорта, чтобы расслабиться, успокоиться и заснуть.
Упражнения на расслабление и релаксацию
«Шалтай-болтай» [1]
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак).
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз.
«Лодка» [2]
Цель: расслабление всего тела. Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Взрослый показывает и объясняет: «Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».
Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели, руки – на колени, а теперь немного лени.
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.
Дышим легко…ровно…глубоко…
«Любопытная Варвара» [2]
Цель: расслабление мышц шеи. «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслабленна…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслабленна…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслабленна…
«Черепашка»
Цель: расслабление мышц плечевого пояса. «Представь, что ты черепашка. Вдруг рядом с черепашкой упал камешек. Она не знает, что это, ей страшно, и она спрятала свою голову в панцирь. Подними плечи до ушей и втяни голову в плечи. Вот так. Все тихо и спокойно, опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Опусти плечи, расслабь шею, пусть головка упадет на твои плечики»
«Слон»
Цель: расслабление челюстных мышц и мышц губ. «Представьте, что вы маленькие слоники. У каждого слоника есть хобот. Давайте изобразим хобот с помощью губ. Повторяйте за мной. Вытяните ваши губки вперед трубочкой. Вот так… Вот какие хоботки у нас получились. А теперь расслабили губки, наши губки стали мягкие и ненапряженные». Повторить 2-3 раза.
«Праздничные свечи» [3]
Цель: расслабление мышц лица, задействование глубокого дыхания. «Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят? Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно! Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта. Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед. Положите руки на колени и дайте им передохнуть».
«Шарик» [4]
Цель: расслабление мышц живота. Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Представляем, как выглядит надутый и сдутый шарик, как он изменяется по мере поступления воздуха. Затем предложите ребенку представить, что внутри его животика находится теплый, нежный, желтый шарик. С каждым вздохом он надувается, с каждым выдохом он сдувается. Живот ребенка, то поднимается вверх и напрягается, то опускается вниз и расслабляется. Попросите ребенка глубоко вдохнуть и затаить дыхание. Пусть ребенок положит свою руку на живот и почувствует, что он стал круглым, как шарик, и напряженным, как камень. Затем можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот становиться мягким и расслабленным. Повторите 3-5 раз.
Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Примечания:
Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот. Также можно, посадить на живот ребенка какую-нибудь игрушку и попросить покатать ее: вдох – подъем, задержка, выдох – спуск.
«Круг, начертанный мелом» [3]
Цель: расслабление мышц ног и ступней.
«Ложитесь на пол. Поднимите одну ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета ваш мел: белый, красный, зеленый или желтый? Нарисуйте мелом большой круг. Теперь начертите совсем маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. То же самое сделайте с другой ногой. Поднимите ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета этот мел? Начертите им большой круг в воздухе. Теперь нарисуйте маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. Наши ножки рисовали, они устали, и теперь дадим им отдохнуть. Лягте удобно, вытяните ножки, почувствуйте, какие они теплые, тяжелые, мягкие».
«Водопад» игра-медитация (для детей с 5-6 лет) [2]
Цель: глубокая релаксация. Выполняется сидя или лежа с закрытыми глазами. Попросите ребенка несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Затем под спокойную расслабляющую музыку, тихим вкрадчивым голосом, медленно, с паузами говорите ребенку: «Представь себе, что ты возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням, пальцам ног, они расслабляются и становятся мягкими. Теперь все твое тело светится теплым светом. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд). Немного потянись, выпрямись и открой глаза. Ты бодрый и отдохнувший».
Источники:
1. М. И. Чистякова. Психогимнастика. М.: Просвещение, .1995
2. Людмила Соловьева. Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.
3. И.В. Ганичева. Телесно ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб, 2008
4. С.В.Крюкова, Н.П. Слободянин. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2002.
Источник