Красота и польза устного народного творчества
Погорелова Любовь
Консультация для педагогов о пользе устного народного творчества для развития дошкольников
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие е активизации со стороны родителей – приводит проблемам в развитии речи детей. Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в свом влиянии на ребнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зрна. Только при этих условиях язык ребнка будет живым и ярким. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.
Диалог рассматривается как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Именно через него люди вступают в общение с другими людьми.
Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые примы, танец. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребнком эмоциональный контакт.Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Необходимо помнить,что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: -во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр. ;
-во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.
Используемыйфольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:
1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.
2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.
3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.
4. Возможность использованиядля гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.
5. Большой потенциал развития детской речи. Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями,которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок,потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь малышам в этом.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге “От двух до пяти” говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек. В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно- гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси – лебеди», «Сорока-белобока» и т. д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок» и т. д.). Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.
При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:
1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.
2. Использование потешек, поговорок и т. д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т. д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.
3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» – приводят в движение именно эту часть игрушки и т. п.).
4.В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т. д.
5.Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.
6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.
7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.
8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного возраста поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.
Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.
Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста.
Источник
Марина Карпова
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников
Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, Малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт потешек, неосознанно воспринимая их ритм. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. К малым жанрам фольклора исследователи относят пестушки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Это небольшие по объему произведения, некоторые исследователи дают им определение «детский фольклор», так как они входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Пестушка происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) – стихотворная короткая веселая история.Например:
Сова, совинька, сова – большая голова.
На колу сидела, в стороны глядела,
Головой вертела.
Все это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. С помощью народных песенок, потешек и попевок можно воспитыватьу детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.
Ддля воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности, начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи находятся в языке народа, его песнях, музыке, играх, промыслах, во впечатлениях, получаемых ребенком от природы своего края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том,что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро – зло, щедрость -жадность, честь, скромность, долг и т. д. Особую роль в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста играют сказки. Они показывают детям, как дружба помогает победить зло («Заюшкина избушка», как добрые и миролюбивые оказываются в выигрыше («Морозко», что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Иван – коровий сын»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более четко, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, часто красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, красавица, рукодельница, скромница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит развитие ребенка, как личности. Это далекая цель, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. В русских народных сказках нет прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в содержании каждой сказки всегда заложена основная поучительная мысль, которую дети воспринимают, не однажды возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Сказки можно использовать и в коррекционной работе, как средство для развития общих речевых навыков. Для практикующих логопедов знакома ситуация, когда каждодневные повторения артикуляторной гимнастики вызывают у детей скуку и нежелание заниматься. А при рассказывании сказки или потешки можно выполнить упражнения из комплекса артикуляторной гимнастики и упражнения на развитие мимической мускулатуры. Например, наша любимая с детьми сказка «Репка»: дед- нахмурить лоб, сдвинуть брови; бабка – округлить губы «ох-ох», внучка – веселая улыбчивая девочка «улыбка» (артикуляторное упражнение); Жучка- высунуть язык вдох-выдох через рот; кошка- «лакаем молочко» (артикуляторное упражнение); мышка- «ой-ой и я пригодилась, мышка очень удивилась» поднять брови.
В круг детского чтения должен входить не только русский фольклор, а также фольклор народов мира. Подобные произведения несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
Знакомство с произведениями народного творчества дает детям возможность понять «этнопсихологические особенности людей», узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционными блюдами русского народа (колоб – толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, но и расширить их представления о быте русского народа,пояснить понятия: «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, – с языком.
Произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.
Источник