Кто такие крепостные крестьяне какие повинности они несли в пользу
Можно ли отождествлять эти понятия или между ними есть существенные различия? Кто такой раб и кто такой крепостной крестьянин? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Что такое рабство?
Раб, или «говорящая вещь», целиком и полностью принадлежал своему хозяину. Это было закреплено законом и примерами могут служить законодательства Древнего Рима, Византийской империи, британских американских колоний и США в 1619–1865 годах и т.д. Раб, являясь объектом права, был неправомочен: в суде за поступки раба отвечал его хозяин.
Как и любое другое имущество, раба можно было купить, продать, подарить или завещать.
Хозяин сам определял степень и меру наказания своего раба и не был ответственен за смерть своего раба. Лишенный права собственности, раб целиком и полностью и содержался своим хозяином. Не распространялся на рабов и институт брака: их отношения не были юридически закреплены и могли существовать только по доброй воле своего хозяина. Единственное, что было постоянным в их жизни — это каждодневный, тяжелый труд.
Когда в России появилось крепостное право?
Крепостное право или «закрепощение» (прикрепление к земле) крестьян в России складывалось постепенно, на протяжении более двух столетий и какого-либо единого «закона о крепостных» не существовало.
Закрепощение крестьян началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому, а завершилось податной реформой Петра I 1718-1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле.
По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).
Какие права были у крепостных?
Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.
До 1765-го крестьяне могли жаловаться на помещиков лично государю (позже только через местные власти). Так называемые государственные крестьяне — крепостные, трудящиеся на землях, принадлежащих императорской казне, не подчинялись помещикам. Соборное уложение 1649 года лишило крестьян последней возможности получить свободу, так как давало помещикам право разыскивать «беглых» бессрочно.
Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.
В 1721 г. Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями». Увы, но в этой ситуации распоряжение государя не имело результата: по-прежнему крепостных продавали, дарили, меняли…
Какой была жизнь крестьян?
Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.
Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.
Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупить свободу и землю.
В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.
Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?
Отвечая на этот вопрос, с большей долей уверенности можно сказать, что нельзя.
Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.
Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.
Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства». Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I. В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании.
Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.
Будем очень рады, если вы поделитесь этим материалом в своих социальных сетях!
Источник
Чтo мы знaeм oб истoрии крeпoстничeствa? Мнoгиe дo сих пoр считaют, чтo Рoссийскaя Импeрия всeгдa былa стрaнoй рaбoв и гoспoд, чтo всe крeстьянe были крeпoстными рaбaми и oни влaчили жaлкoe сущeствoвaниe. В Eврoпe жe якoбы всe былo нaoбoрoт. Нa сaмoм дeлe в Eврoпe oчeнь дoлгo былo крeпoстнoe прaвo, длилoсь oнo примeрнo с IХ пo ХIХ вeк рaзных фoрмaх, тo eсть, oкoлo 1000 лeт. В сeрeдинe XVI вeкa пoльский крeстьянин прoвoдил нa бaрщинe 5—6 днeй в нeдeлю, a мнoгиe и вoвсe лишaлись свoих нaдeлoв и жили зa счeт пaйкa, выдaвaeмoгo хoзяинoм. Пaны имeли прaвo нaкaзывaть, лишaть имущeствa и дaжe убивaть свoих хoлoпoв. Импeрский диплoмaт Гeрбeрштeйн oтмeчaл, чтo в Пoльшe «нaрoд жaлoк и угнeтeн тяжeлым рaбствoм, ибo eсли ктo в сoпрoвoждeнии тoлпы слуг вхoдит в жилищe пoсeлянинa, тo eму мoжнo бeзнaкaзaннo твoрить всe, чтo угoднo, грaбить и избивaть». Пoльский интeллeктуaл XVI вeкa Aнджeй Мoджeвский был с этим сoглaсeн: «Eсли шляхтич убьeт хлoпa, тo гoвoрит, чтo убил сoбaку, ибo шляхтa считaeт кмeтoв (крeстьян) зa сoбaк».
В 1810 гoду прусским крeстьянaм пo сoглaшeнию с пoмeщикoм рaзрeшили выкупaть пoвиннoсти. Крeстьянин дoлжeн был уплaтить их зa 25 лeт или жe oтдaть пoмeщику oт трeти дo пoлoвины свoeгo зeмeльнoгo учaсткa.
В 1848 Aвстрo-Вeнгeрскaя импeрия oтмeнилa бaрщину и прoчиe фeoдaльныe пoвиннoсти. При этoм нa плeчи крeстьян лeглo тяжкoe брeмя рaсхoдoв пo сoдeржaния сeльских oбщин, выплaтe пoдaтeй и т.д.
Пoстeпeннoe зaкрeпoщeниe свoбoдных рoссийских крeстьян нaчaлoсь в XV вeкe, a oсвoбoждeниe прoизoшлo в 1861 гoду. Тaким oбрaзoм, крeпoстнoe прaвo прoсущeствoвaлo в Рoссии примeрнo 300-400 лeт – нaмнoгo мeньшe, чeм в Eврoпe. Рoссийским крeстьянaм, кaк и eврoпeйским, пришлoсь зaплaтить зa oсвoбoждeниe, рaзмeр выкупных плaтeжeй сoстaвлял 6-7 руб. в гoд. Прaвитeльствo нeскoлькo рaз чaстичнo списывaлo нeдoимки, a с 1 янвaря 1907г. выкупныe плaтeжи были oтмeнeны и нeдoимки пoлнoстью списaны.
Однако далеко не все российские крестьяне принадлежали помещикам и попадали под определение крепостных. Согласно исследованиям русского историка Ю.В.Готье в 1796 году крепостных на территории центральной части России всего насчитывалось 5 700 465 душ мужского пола, что составляло 53 % от всей тогдашней численности крестьян и 5 миллионов государственных крестьян. Таким образом, на протяжении 18 века крепостные крестьяне составляли чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства.
Были в Российской империи и целые провинции, по своей территории, превосходившие многие европейские государства, где крепостного права не было вообще – это Поморье, Приморье и Сибирь. Интересно также и то, что на западных территориях Российской империи процент крепостного населения был гораздо выше, чем в самой России. Так, к примеру, в Прибалтийских губерниях численность крепостных доходила почти до 85% от всего крестьянского населения.
В 19 веке количество крепостных крестьян стало быстро сокращаться в связи с переходом в другие сословия, так только за период с 1816 по 1856 гг. в другие сословия перешло свыше 1 млн. крепостных крестьян мужского пола. Последняя, проведенная почти перед самой крестьянской реформой ревизия 1857 года, насчитала в России 62,5 млн. человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян, что составляло 34 % от всего населения страны. Таким образом, к моменту отмены крепостного права людей относящихся к крепостному сословию в Российской империи было меньшинство, всего 1/3 от всего населения.
Из множества художественных произведений русских классиков, воспоминаний современников и других исторических источников, в особенности советского периода, нам известно множество описаний бедственного, буквально нищенского существования русского крепостного крестьянства. Однако существуют, оказывается, и другие воспоминания современников. Многие иностранцы из тех, кто бывал в крепостнической России, отмечали, что в 18 веке уровень жизни крестьян России был выше, чем во многих странах Западной Европы. Так, по наблюдениям французского путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг., сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше, чем простой народ в Европе.
Капитан английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в 1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они хороши и дешевы», упоминал «огромные стада» в обычных деревнях. Другой английский путешественник в 1839 году вспоминал, что русские мужики живут намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии и в Шотландии. В те времена, оказывается, иметь корову крестьянину в Европе был признак роскоши, а в России наоборот, не иметь коровы означало крайнюю бедность.
В самый пик крепостничества в России – а это был 18 век – повинности, которыми облагался русский крепостной крестьянин не являлись для него особо тягостными. Подушная подать платилась всем миром, барщина и оброк были ограничены законом. Разумеется, так было не везде и не всегда . Например, на территориях, которые находились возле Москвы и Петербурга, где дороговизна столичной жизни усиливала поборы помещиков, с крестьян действительно драли 3 шкуры.
Однако представление, что крестьяне повсеместно работали, не разгибая спины, сильно преувеличено. За год до отмены крепостного права количество нерабочих дней у крестьян достигло 230, т. е. трудились они всего 135 дней. Такое обилие выходных объяснялось огромным количеством праздников. Праздники были как православные, так и традиционные. Ученый и публицист А. Н. Энгельгардт в «Письмах из деревни» так описывал свои наблюдения относительно многочисленных крестьянских праздников: «Свадьбы, никольщины, закоски, замолотки, засевки, отвальные, привальные, связывание артелей и прочее…». Именно с тех времен пошла поговорка: «Пришел сон до семи сел, пришла лень до семи деревень».
Да, права крепостных крестьян были ограничены по сравнению с другими группами населения, однако крепостной крестьянин мог быть истцом и свидетелем в суде, присягал на верность царю, имел право с согласия помещика переходить в другие сословия. По словам одного из крупнейших современных историков Б. Н. Миронова, «вопреки распространенному в литературе мнению, крестьяне и юридически и фактически вплоть до 1861 г. имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались».
В отличие от многих «передовых и просвещенных» стран тогдашней Европы, где например, в той же Польше, убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию, законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление». Еще начиная с середины 17 века специальное Соборное Уложение от 1649 г. разделяло меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина. В случае неумышленного убийства, к примеру, в драке, дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу. Так что царское правительство довольно внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян, пресекая при этом всяческий беспредел.
В советских учебниках крепостное право ассоциировалось со знаменитой помещицей-психопаткой Салтычихой, которая жесточайшими наказаниями умертвила десятки своих крепостных. Однако в тех же учебниках не писали, что в ходе следствия и и суда Салтычиха была полностью изобличена в своих преступлениях. Указом императрицы преступница была приговорена к заточению в камере с земляным дном, без света, писем и общения, где она провела 33 года до самой смерти.
Екатерина II в 1775 г. уполномочила своих генерал-губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны. Из исторических источников известно, что только за период с 1834 по 1845 годы царское правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек.
В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян.
Наказание несли и крестьяне, так за тот же самый период с 1834 по 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение своим помещикам и столько же 0,13 % помещиков за превышение власти над крепостными крестьянами.
К вопросу о земле. Факты говорят о том, что крестьяне получили в ходе реформы 1861 г. в среднем 4,8 десятин на душу муж. пола, или по 14, 4 десятин на двор (1 десятина составляла примерно 1,1 гектара). Прожиточный минимум для крестьянской семьи составлял в 1870 гг. 10 — 11 десятин на двор.
Русское освобождение оказалось бесконечно более щедрым, чем подобные реформы в соседних Пруссии и Австрии, где крепостным была предоставлена совершенно голая свобода, без малейшего клочка земли.
В результате проведения столыпинской аграрной реформы к 1916 г. у помещиков осталось только 40 млн. десятин земли, причем значительной частью это были земли с лесом. Когда в 1917-18 гг. крестьяне разделили между собой эти 40 млн. десятин помещичьей земли, то есть, реализовали популистский лозунг большевиков “земля – крестьянам”, то выяснилось, что крестьянские наделы выросли незначительно, и большого значения эти земли не сыграли. В целом, характеризуя начало 20 века профессор Гарварда Ричард Пайпс отмечал, что в отличие от государств Европы Англии, Испании, Италии, Франции, где подавляющая часть земли находилась в руках крупных землевладельцев, до революции 1917 г. «Россия … была классическим примером страны малых крестьянских хозяйств». По итогам столыпинской реформы помещичьи хозяйства утеряли хозяйственную значимость, непосредственный производитель – крестьяне – в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.
Также весьма любопытно ознакомиться с документами ХХ века, в которых описывается обращение с российскими крестьянами, освобожденными от “гнета кровавого самодержавия” Октябрьской революцией 1917г.
Записка начальника СОУ ОГПУ Е.Г. Евдокимова И.В. Сталину о перегибах при коллективизации и раскулачивании (март 1930г.)
«…Член штаба бригады по сбору посевматериала в д. Тимоновка Омельчук Илья, в связи с отказом середнячки (40 лет) вывезти пшеницу, направил ее в другой штаб с «препроводительной» следующего содержания: «Поведите ее в темный угол и там изнасилуйте»… Этой же бригадой изнасилованы 2 кулачки, избит 65-летний старик, которого заставляли петь, плясать, обливали водой, давали в зубы загаженную папиросу…»
Источник
Крепостные крестьяне и рабы – категории зависимых людей, чей труд становился собственностью феодала или хозяина. Рабство было широко распространено в Античности, а крепостничество получило развитие в Средние века и Новое время. В чем между ними разница?
Немного о рабстве
На определенном этапе истории, когда появились первые цивилизации, объем производства пищи превысил объем необходимый для собственных нужд. Появились излишки. Эти излишки позволили обществу сохранять жизнь и кормить военнопленных, которых раньше убивали. Теперь этих людей лишали свободы и принуждали к работе. Так появились первые рабы.
С течением времени, в рабов стали превращать преступников, должников и даже собственных граждан. В Европе расцвет рабовладения пришелся на эпоху Римской империи. В некоторых арабских и африканских странах рабство существует до сих пор.
Итак, что представляет собой раб?
“Раб – это говорящее орудие” – Марк Теренций Варрон, римский ученый I век до н.э.
Раб не имеет никакой собственности: орудия труда, жилище, пища и предметы первой необходимости выдаются хозяином. Всё что производит раб, является собственностью его владельца.
Раб не является самостоятельным лицом и не может выступать как субъект права. Он не может свободно передвигаться, вступать в брак, совершать сделки и распоряжаться собственной жизнью без разрешения господина. Уровень жизни, как правило, зависел от гуманности владельца.
Несмотря на крайне удручающее положение, обычно хозяин заботился о своем подопечном, поскольку раб – вещь представляющая ценность. По желанию хозяина раб мог обладать некоторым имуществом и занимать низшие должностные посты. В отдельных случаях, рабы исполняли военную и государственную службу.
Как появилось крепостное право?
На определенном этапе развития общества рабы сильно подорожали в цене, а их производительность в сельском хозяйстве стала малоэффективной. На смену рабства пришло крепостное право. Положение, при котором человек был сам способен прокормить себя и работал гораздо эффективнее на собственной земле.
Крепостными стали ранее свободные крестьяне, попавшие в зависимость от знати в период усиления дворянства и духовенства.
В Западной Европе крепостничество сложилось, и было отменено, раньше. Например, в Испании крепостное право наступило в X веке, и было отменено в 1486 году. В Восточной Европе крепостничество наступило позже и также позже прекратилось.
Переход от свободного ведения хозяйства к крепостному происходил постепенно. Сначала земля принадлежала крестьянской общине, с усилением феодальной знати люди потеряли землю, но сохранили свободу. В России до конца XVI века крестьяне представляли собой арендаторов, берущих землю в аренду. Они имели возможность сменить место жительство и арендодателя-помещика.
Крепостное право в России окончательно оформилось к 1649 году, когда крестьянам запретили покидать землю помещика, таким образом, закрепив их на земле.
Кто такой крепостной крестьянин?
Крестьянин не владел землей и не мог свободно передвигаться без позволения феодала. Однако он имел право на движимое и недвижимое имущество и обладал личной свободой. Крепостной сам обеспечивал себя жилищем, пищей, одеждой и т.д.
Помещику запрещалось лишать подопечного жизни, покушаться на его честь и достоинство. Крестьянин был защищен законом от произвола помещика и мог пожаловаться на него в вышестоящие инстанции.
С разрешения помещика крестьянин мог заниматься торговлей и наемной работой у третьих лиц. Крепостные платили феодалу оброк и барщину – своеобразный налог за аренду его земли.
Отличия раба от крепостного крестьянина
Налог и запрет на смену жительства – фактически, на этом обязательства крепостного заканчивались. Это был закрепленный за землей, но свободный равноправный человек.
Раб, в свою очередь, терял статус человека и был “вещью”.
Размытые границы
“Крестьянину ничего не принадлежит: его душой владеет Бог, телом и имуществом – помещик” – Помещичий устав Шлезвиг-Гольштейна 1740 год.
К несчастью, к XVIII веку в Восточной Европе крепостничество дошло до крайней формы. С марксисткой точки зрения, к этому времени увеличился спрос на хлеб, и укрепилась государственная власть. Первое провоцировало феодалов нещадно эксплуатировать людей, а второе – позволяло подавлять восстания.
В результате грань между рабом и крепостным стала неразличима. Крепостных продавали на рынках как товар, не редко разлучая семьи. Их лишали собственности, чести и достоинства. Жизнь крестьянина, так же как и у раба, стала зависеть от гуманности помещика.
Источник