Кубики зайцева вред или польза
Методика обучения чтению по кубикам Зайцева. Мнение логопеда.
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я.Коменский
Термин «раннее развитие» стал очень модным. В эту идею, лишившую покоя множество молодых родителей, также входит раннее обучение чтению. Одна из популярнейших и самых продаваемых — методика обучения чтению по кубикам Зайцева.
Что есть процесс чтения?
Человек учится читать, чтобы перерабатывать информацию, смысловую нагрузку, заложенную в тексте. Давайте кратко ознакомимся с механизмом чтения. Глаз видит буквы, т.е. знаки, символизирующие знакомые человеку звуки. В специальном отделе коры головного мозга — зрительном анализаторе — знаки объединяются в целое слово. Далее происходит речеслуховой и речедвигательный анализ (человек произносит слово и слышит его, либо делает это «про себя»), импульсы идут в отделы памяти мозга, и слово разыскивается в хранилищах памяти. Так прочитанное наделяется смыслом.
С какой целью начинаем обучение чтению?
Согласитесь, что цель удивлять окружающих читающим младенцем – странная цель. Ребенок, любящий читать, желающий получать и анализировать новую информацию – вот цель обучения чтению.
Встречали ли вы двухлетнего малыша, сидящего часами за книгой или рассуждающего на тему самостоятельно прочитанного рассказа? Такого и не может быть. Ведь это не соответствует его возрасту. Зачем же тогда обучать тому, что не пригодится человеку еще в течение минимум 2-3 лет?
В каком возрасте начать обучение чтению?
Методика Зайцева рекомендует обучать с рождения или даже во время беременности. Авторы предлагают спеть малышу попевки из складов, написанных в таблице, дать в руку гремящие и звенящие кубики, писать слова и устраивать выставки из карточек. Замечательно! Вашему ребенку это непременно понравится. Но если вы дадите погреметь ему погремушкой, споёте попевку про котика-кота, поставите на полочку яркие предметы, возьмете на руки малыша и рассмотрите вместе с ним их – эффект будет тот же. Малыш в восторге оттого, что вы, его родители, общаетесь и разговариваете с ним. То же касается и возраста от 6 месяцев до года. В этот период ведущая деятельность ребенка — эмоциональное общение со взрослым. А значит, ребенок реагирует на интонацию и вашу мимику, а не на смысл. Поэтому все усилия по обучению ребенка чтению уйдут, как вода сквозь песок.
Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.
В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов.
По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает.
Три года. Это серьезный этап в жизни ребенка. Время подводить небольшие итоги и ставить новые задачи. К трем годам активный и пассивный словарь обогащается всё новыми и новыми словами. Но то, что знает ребенок, сильно превосходит то, что он умеет высказать. В идеале ребенок говорит связными предложениями, т.е. общается наравне со взрослыми на знакомые ему темы. Он буквально впитывает всё, что происходит вокруг, задаёт множество вопросов. Накапливает словарь, может учить длинные стихи, но в какой-то мере этот багаж является результатом хорошей моторной памяти, характерной для этого возраста. Задача развития речи на этом этапе – объяснение смысла слов, рассуждение об их значении. Разучивание складов и их запоминание, возможно, пойдет весьма успешно. Но, повторюсь, благодаря хорошей моторной памяти. Т.е. это своего рода слуховое фотографирование, причем целой цепочки складов, — без умения разложить на составные части, поменять местами, поскольку способность к анализу и синтезу еще не развилась и разовьется только к 5-6 годам.
Авторы методики делают акцент на наглядности, использовании разных цветов, размеров кубиков. Но за принципом наглядности теряется второй, не менее важный принцип, характеризующий мышление дошкольника, – образность. А наглядно-образное мышление предполагает представление ситуации с предметами и явлениями мира, но никак не со знаковыми системами. Говоря другими словами, пропевание слова «собака» сформирует в мозгу ребенка образ конкретного животного или ряда животных, а ма-мо-му так и останется лишь простой бессмысленной песенкой.
И еще один спорный момент. В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. К примеру, склад «со» в безударной позиции будет читаться как «са» [сабака]. Такая путаница может привести к формированию неправильного произнесения слов ребенком. Например, он будет говорить корова, вместо [карова].
Предпосылки к овладению грамотой формируются у ребенка к 5-6 годам. Речь его пестрит сравнительными оборотами, словарь богат, развита монологическая и диалогическая речь. В идеале, к 5 годам ребенок произносит все звуки родного языка, может выделить первый и последний звуки в словах. Возникает интерес к чтению. В этом возрасте обучение по кубикам Зайцева вполне может быть успешным, особенно, если ребенок владеет звуковым анализом слова, а главное, желает читать. Но помните, что данная методика входит в конфронтацию с ведущей в России методикой обучения чтению, а именно с аналитико-синтетическим методом. По этому методу обучение ведется от звука к букве. Существует добуквенный период, в котором дети узнают о звуках, их классификации, составляют слова из условных обозначений (разноцветных квадратов) и анализируют слова по звуковому составу. И только в 6 лет ребенка знакомят с буквой как обозначением звука на письме.
Разногласия в методиках могут привести к проблемам ребенка при звуковом анализе слова в школе, когда он привычно будет делить слова на склады вместо слогов, а, к примеру, слово «заяц» для него будет начинаться на «за», вместо «з». При выраженной способности к освоению языка ребенок сможет быстро перестроиться, но при средней или низкой — столкнется с немалыми трудностями в обучении.
Кому на самом деле могут помочь кубики Зайцева, а кому навредить?
Помочь они могут в тех случаях, когда у ребенка есть определенные нарушения, при которых обучение чтению и письму строится сначала на моторном запоминании, а затем на осмыслении материала, который запомнили. Но напомню, что в подобных случаях по этой методике должен заниматься с ребенком только специалист, который выстроит работу сообразно проблеме ребенка и его психическим особенностям.
Кому могут навредить? Детям со стойкими нарушениями звукопроизношения. Авторы утверждают, что многократное пропевание складов избавит ребенка от логопедических проблем. Да, избавит. Но лишь от тех, которые по сути своей проблемами не являются. И речь здесь идёт о физиологической дислалии – возрастных особенностях произношения.
При стойких же нарушениях, когда проблемы вызваны нарушениями тонуса языка, укорочениями уздечки, неразвитостью фонематического восприятия, многократное повторение складов с нарушенными звуками лишь укрепит неправильный артикуляционный уклад.
Несомненный вред приносит обучение детей чтению в раннем возрасте. Вот цитата из классика отечественной нейропсихологии А.В. Семенович:
«Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях.… Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости „истощила“ находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»
Другими словами, всему своё время.
Подумайте об этом и не принимайте поспешных решений.
Дарья Иванченко, логопед, Москва, Россия.
Источник
Кубики Зайцева
Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.
Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.
Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.
В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.
По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка
Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать – это миф.
Мы учим детей читать противоестественным способом
Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.
Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо “мама” – “ма”, вместо “дай” – “да”. В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.
Обучение чтению по букварю
Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы – по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова “тетрадь” для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!
У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.
Гениальное решение
Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.
Кубики для ребёнка – это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.
Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.
Кубики Зайцева – одновременно игровой и учебный материал
Это какой согласный: мягкий или твёрдый?
Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. “В схемах, – говорят они, – каждый звук обозначается своим цветом: гласный – красным, мягкий согласный – зелёным, твёрдый согласный – синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается”.
Открою вам “секрет”, что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми – большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.
МА или МЯ?
Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук – твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук – мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.
Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.
По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ – это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.
У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода – это не “ВАДА”, а “ВОДА”.
А есть ли минусы?
В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.
Одним из “минусов” можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте “Методики Н. Зайцева” кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.
Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.
Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева
Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и “Учебник для родителей, воспитателей и учителей”.
Так что этот “минус” так себе.
Есть ещё один “минус”. Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.
Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий – действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.
Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?
Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики – “школьную”и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.
Какую бы методику вы не выбрали, главное – соблюдать три условия:
1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.
2. Детям должно быть интересно.
3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность – игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).
Источник
Добрый день, дорогие родители. Есть такая методика обучения чтению малышей, это кубики Зайцева. Способ освоения навыков чтения и рукописи педагога Николая Александровича Зайцева позиционируется как, своего рода, альтернативный вариант классического подхода.
Содержание статьи:
- Кубики Зайцева – методика обучения чтению
- Появление кубиков Зайцева
- Склад на слог
- Плюсы от кубиков Зайцева
- Минусы кубиков Зайцева
- Кубики Зайцева видео
Кубики Зайцева – методика обучения чтению
Образовательный процесс проходит посредством специальных кубиков, которые впоследствии научат малыша правильно читать, грамотно писать от руки и на начальном уровне усвоить иностранный язык и даже математику.
Несравненным плюсом в подобной методике является то, что сам процесс получения знаний осуществляется только в виде игры, то есть никакой монотонности и обыденности, так присущие стандартному методу, здесь не наблюдается.
И потому родители, и педагоги все чаще отдают предпочтение именно обучающим кубикам Зайцева, ведь все, что требуется от участников – это веселое времяпрепровождение, где не имеется специальных правил и установок.
Появление кубиков Зайцева
Разработал свою методику педагог совершенно случайным образом, находясь в Индонезии по рабочим делам. Ему предстояло обучить взрослых иностранных людей русскому языку и потому можно представить, какая трудоемкая задача была поставлена у Николая Александровича.
Однако Зайцев смог найти выход и придумал кубики, где на каждой стороне находились всевозможные конструкции из букв (не слог).
Педагог был поражен результатами, поскольку иностранцы в кратчайшие сроки научились читать, и смогли сами складывать из кубиков те слова, которые он им проговаривал.
Окрыленный своим успехом в освоении чтения, педагог решил отправиться в обычную школу и попробовать своим методом обучить детишек.
К сожалению, успехов наблюдать не пришлось, поскольку дети уже имели представление о буквах, слогах, словосочетаниях и предложениях
. Тем не менее Зайцев понял в чем причина и тогда перешел к детям дошкольного возраста, не умеющим читать. И вот тут-то успех и ждал педагога-новатора, малыши быстро смогли научиться читать и складывать слова.
Отличие правила Зайцева заключалось в том, что кубики Зайцева не знакомят детей с буквами, но сразу со складами, из которых и состоит слово.
Склад на слог
Склад представляет собой такие сочетания, как, например, бу-бэ-бо-ба или ши-ша-шо-шу, написанные на лицевых частях кубика. Кстати, подобным образом дети смогут избежать ошибок в правописании «жи-ши; ча-ща», поскольку, допустим, варианты «чя-щя» на кубиках просто исключены.
Николай Александрович руководствовался тем, что дети пока еще не имеют аналитического мышления, но им можно помочь его освоить и именно для этого педагог и выбрал как инструмент кубики. Каждый кубик отличается от других по цвету, складу и даже по размеру.
Вышеперечисленное еще не все, ибо кубики еще являются и музыкальными, потому ребенок обучается с помощью ярких картинок и песен.
Следует привести более подробную характеристику кубиков, дабы иметь более подробное представление о них:
- Кубические фигурки из железа дадут возможность ознакомиться малышу с конструкциями из звонких букв;
- Аналогичные изделия из дерева позволят малышу ознакомиться с образованиями, состоящими из глухих букв;
- Обучающие игрушки золотого цвета содержат в себе гласные буквы;
- Железно-деревянные помогут складывать слова с твердыми знаками;
- Древесно-золотистые помогут складывать слова с мягкими знаками;
- Игрушки белого цвета знакомят малыша с основами грамматики.
Кроме того, дифференцированные цветовые гаммы должны использоваться для написания отдельных букв, каждые своим цветом: голубой, синий и зеленый.
Такую цветовую постановку автор методики объяснил тем, что отсутствие резкого контраста между цветами поможет ребенку научиться читать совершенно свободно, не испытывая трудности и не спотыкаясь.
Полный комплект представляет собой кубики Зайцева, пособие для родителей и учителей, где подробно рассказывается о методе обучения и как правильно его применять, также таблица, по которой ребенок сможет сам складывать отдельные слова из предоставленных элементов.
Помимо вышеперечисленного в комплект входит диск с музыкой, где каждый склад и столбик словно «пропевается» с музыкальным сопровождением, а не проговаривается.
Буквы большого размера, чтобы малыш не прилагал серьезных усилий для рассмотрения. Если занятие происходит в группе детей, то педагог рекомендует вешать таблицу со складами довольно высоко, чтобы детишки не загораживали друг другу обзор. Но если обучение на дому, то таблицу можно вешать и на уровне лица крохи.
Методика Зайцева направлена не только на обучение детей, но и на сохранность их здоровья. Также были замечены случаи, когда у детей после прохождения курса значительно улучшалось зрение, и исчезал на ранней стадии сколиоз.
Плюсы от кубиков Зайцева
Такое обучение позволит малышу научиться читать бегло и без запинок еще до школьного периода, и подходит родителям и педагогам, которые являются приверженцами раннего развития детей.
Если ребенок по какой-то причине затрудняется с освоением школьной программы обучения чтения, то на помощь запросто можно подозвать метод, разработанный Николаем Александровичем.
Дети не просто научатся читать, у них также выработается навык правописания.
Способ обучения развивает глазные мышцы у детей за счет того, что таблицы и столбцы развешаны по разным частям квартиры.
В целом у детей, занимающихся методикой Зайцева, налаживаются органы чувств и чувство ритма, благодаря музыкальному сопровождению и подпеванию складов и столбцов.
Естественно, малышей четырех лет и младше нельзя заставить сидеть смирно и слушать внимательно даже 10-20 минут, и потому данная методика исключает из себя «сидение за партой».
Как уже сказано выше, обучение осуществляется только в качестве веселой и задорной игры для ребенка и этот момент является главным во всем процессе учебы.
Поэтому играть с кубиками ребенок имеет право, как пожелает, либо сидя на полу, либо стоя, либо лежа, в зависимости от его настроения и предпочтений, но обязательно с кем-нибудь из взрослых.
Продолжительность обучающей игры может быть самая разная, в зависимости от желания малыша и возможностей родителей.
Минусы кубиков Зайцева
Несмотря на все плюсы и успехи, которые ждут детей после обучения по методике Зайцева, тем не менее, минусов не избежать.
Если ребенок уже научился читать с помощью кубиков Зайцева, то впоследствии в школе ему будет сложно ознакомиться с понятием буквы, с правописанием и с остальными моментами.
То есть, грубо говоря, малышу придется не то чтобы переучивать правила чтения, но знакомиться с различными нюансами и фактами, присущими русскому языку.
Полный ассортимент кубиков Зайцева подразумевает серьезные денежные вложения, которые могут быть далеко не у каждой семьи.
Так или иначе, но мамам и папам самим необходимо научиться правильно пользоваться методикой Зайцева для того, чтобы иметь возможность должным образом научить и свое чадо.
Кубики Зайцева разные и если они являются бумажными, то порчи внешнего вида, скорее всего, не избежать.
Бывает и такая ситуация, когда ребенок играет с кубиками Зайцева просто как с обыкновенными кубиками, строит дом и тому подобное, в таком случае, пользы от обучения ждать не приходится.
И потому не рекомендуется быть настойчивыми в обучении ребенка по методике Николая Александровича, если малыш не заинтересовался кубиками ни с первого, ни со второго раза и так далее.
Кубики Зайцева видео
© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.
Источник