Летний отдых для ребенка польза
Летний отдых с пользой для детей
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% – от образа жизни.
На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять своё здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеально здоровых детей практически нет. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Поэтому хочется напомнить родителям, что здоровье ребенка в наших с вами руках. Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.
Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
В жаркие дни, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Но наше сибирское лето не всегда бывает жарким. И важно использовать прохладные дни для закаливания детского организма.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Купание – прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней или стекла. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Может на озеро или на детскую площадку?
Помните, уважаемые родители, что совместный с ребенком поход – это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.
Посмотрите вокруг глазами ребенка-сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем-то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым.
Речь ваша, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.
В совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости. На природе ребенок может бегать , прыгать, кидать и ловить, искать и прятаться.
Можно взять с собой на озеро гуашевые краски и порисовать прямо на теле друг друга или раскрасить камушки и шишки.
Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка – посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Детям интересно посмотреть на витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.
Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.
Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником.
Вспомните, как проводили интересно время вы, когда были ребенком. Чему вы удивлялись, радовались? Какие открытия совершали во время прогулок? Вспомните ваши любимые игры и поделитесь с ребенком своими воспоминаниями. Поиграйте вместе с ним!
Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.
Желаю вам приятного лета и крепкого здоровья вам и вашим малышам!
Педагог–психолог МАДОУ «Верхнекетский детский сад»- Русских В.И.
Отдых летом на море – традиционный способ укрепить здоровье. Особой разницы, где именно находится ребенок нет: в санатории, отеле, детском лагере или путешествует с родителями «дикарем». Главное в таком отдыхе – постоянное действие на организм полезных природных факторов.
Польза отдыха на море
Отпуск с ребенком, проведенный на берегу моря, – отличный способ не только улучшить здоровье, но и получить новые впечатления и наладить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Во время пребывания на море на организм действуют такие полезные факторы как:
Морская вода
Она очищает кожу, помогая при аллергических дерматитах, псориазе, различных дерматозах. Важное свойство морских купаний – укрепление иммунитета и борьба с анемией. Кроме того, морская вода успокаивает нервную систему, помогает ребенку восстановиться после экзаменационного стресса, улучшает сон.
Солнечный свет
В умеренных широтах дети получают недостаточно солнечных лучей в течение года. Солнце во время морского отдыха способствует выработке витамина D в коже, что ускоряет рост костей и укрепляет их. Солнечный свет усиливает выработку серотонина, что полезно для профилактики нервных расстройств и депрессии, особенно у подростков.
Морской воздух
Он полезен при астме, аллергическом рините и муковисцидозе, обеспечивает профилактику простуды, ангины, синусита. В таком воздухе содержится много отрицательно заряженных ионов, которые улучшают способность легких усваивать кислород.
Теплый песок
Мягкое, но длительное действие песка на ступни, ладони, поверхность кожи ребенка стимулирует биологически активные точки на его теле. Они связаны нервными путями со всеми внутренними органами. Пребывание на пляже восстанавливает работу всего организма, нормализует давление, улучшает гормональный фон, способствует росту костей и мышц.
Это интересно!
Гиперактивный ребенок: что делать?=””>
Неусидчивость может очень сильно осложнить обучение, общение со сверстниками. При воспитании такого малыша, родителям следует придерживаться нескольких правил.
Где лучше отдыхать с ребенком
Возможностей для отдыха на море много:
- Пансионат: здесь работает столовая, номера благоустроены, чаще всего есть свой пляж;
- Санаторий: можно получить дополнительные услуги, например, массаж или лечебные ванны, но для такого лечения необходима санаторно-курортная карта, заполненная педиатром по месту жительства;
- Гостевой дом, частный сектор: можно выбрать разные варианты питания, готовить привычную для ребенка пищу, и такой вид отдыха дешевле; однако купаться придется на общественном пляже и нередко добираться до него довольно долго.
Как не навредить организму во время отдыха на море
Для этого достаточно соблюдать простые условия:
- постепенное увеличение времени пребывания на пляже и купаний;
- пребывание под прямыми солнечными лучами до 11 утра и после 4 часов дня; в дневные часы использование детских солнцезащитных средств;
- температура воды для купания – от 22-24 градусов;
- использование нарукавников, жилетов для детей, не умеющих плавать;
- привычное питание;
- особое внимание к гигиене.
Родители должны знать возможные опасности для ребенка, внимательно относиться к нему, не оставлять без присмотра, и тогда отдых на море принесет только пользу всей семье.
К какому врачу обратиться?
К Вашим услугам консультации и лечение опытными педиатрами.
Дети — наше самое большое богатство, и планируя их летний отдых, хочется дать им все самое лучшее. Но самое лучше, не всегда для них самое полезное. Главное не перестараться и не нанести вред здоровью наших «цветов жизни».
Дети и безопасность их летнего отдыха, как не нанести вред здоровью
С наступлением первых теплых дней, а некоторые родители и задолго до этого, задаются вопросом как организовать летний отдых своих детей. Чтобы он был не только активным, плодотворным, но и безопасным. Существуют самые распространенные ошибки, которые совершают родители в отношении своих детей, стараясь выжать из лета максимум пользы.
С приходом тепла и первых сезонных фруктов, начинают интенсивно «закармливать» ими. Польза фруктов, ягод и овощей для детей летом несомненна, ведь они содержат множество витаминов и разнообразных микроэлементов. Но стоит соблюдать меру, так как витамины не накапливаются в организме, а значит запастись им на всю зиму не удастся. Да и к тому же овощи и фрукты богаты клетчаткой, которая при переизбытке способна вызвать вздутие живота. Если вы являетесь счастливым обладателем дачи, либо другого источника свежих фруктов и ягод, заморозьте излишки. И при наступлении холодов, вы сможете побаловать себя и ваших детей свежей малиной, перетертой с сахаром. Дети любят обычные вещи в необычное время.
Педиатры советуют гулять как можно больше с ребенком на чистом воздухе. Дети, безусловно, любят улицу, но нужно помнить, что, если за окном нестерпимая жара, от прогулки лучше отказаться. Гулять в такую погоду однозначно нужно в панамке, лучше в тени, а не под палящими лучами, и в одежде из натуральных тканей, способной пропускать воздух. Дети достаточно легко могут заполучить тепловой удар. Обязательно прихватите с собой на прогулку бутылку чистой воды без газа. Чтобы пребывание на солнышке прошло с пользой для здоровья, наилучшим временем для прогулок выберите промежуток до 11 утра и после 16 часов.
Всесторонне развитие ребенка в летнюю пору
На протяжении всего учебного года, ребенок активно и насыщенно проводит свои будни. Постоянные занятия, кружки, секции отнимают у него много сил и энергии, поэтому с наступлением лета, ребенку необходим полноценный отдых и восстановление. Развитие ребенка не прекращается ни на минуту, но летом стоит не так сильно давить на него, чтобы избежать накопления стресса. Конечно, не стоит забрасывать далеко тетради и книги. Умеренная нагрузка, чтение, повторение пройденного материала, закрепят навыки и знания, полученные в течение учебного года.
Развитие ребенка должно быть всесторонним, и лето замечательная пора для того, чтобы начать закаливание.
Стоит помнить несколько простых правил, чтобы этот процесс принес и удовольствие, и пользу.
- Закаливать нужно каждый день, регулярно, постепенно увеличивая продолжительность процедуры.
- Ребенку должен нравится сам процесс. Если он не получает удовольствие, боится, стоит сначала найти и устранить причину этого.
- Замечательным шансом для морального развития ребенка, является проделывать эту процедуру вместе с родителями, прививая ему ценность сплоченной семьи. И ребенок, видя перед собой пример взрослых, с большей охотой будет участвовать в этой процедуре.
В повседневной жизни школьника, большое место и роль отведены компьютерам, планшетам и прочим гаджетам, которые при чрезмерном использовании способны нанести ущерб для развития детей. Во время летних каникул постарайтесь свести к минимуму время контактирования с ними. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию, которая ему по душе. Давайте ему посильные домашние обязанности, которые будут воспитывать чувство ответственности. Исходя из возраста ребенка это могут быть: полив цветов, выгул собаки, поход в магазин, вынос мусора.
Используйте свободное время, чтобы совершить с ребенком то, о чем вы мечтали зимними вечерами: покататься на роликах, съездить в необычное место, запустить воздушного змея. Тогда от лета у вас останутся не только обгоревшие носы, но и замечательные воспоминания.
Питание ребенка в условиях жаркого лета
Питание ребенка, столь привычное в остальные поры года, летом может немного измениться. С наступлением жары, обменные процессы в организме ребенка протекают несколько иначе и вкусовые предпочтения ребенка могут стать сюрпризом. Дочь или сын все чаще предпочитает легкую пищу, что беспокоит родителей. Питание ребенка должно быть сбалансировано в любом возрасте. Большую роль в нем играют белки, но с наступлением жары дети неохотно едят мясные продукты. Нужно позаботиться о том, чтобы их в рационе было в достаточном количестве. Для этого есть продукты, также содержащие животный белок: производные молока и само молоко. Добавьте к рациону ребенка творог, желтки яиц, несоленый сыр.
Жиры, полученные ребенком из пищи, помогают в защите кожи от ультрафиолета. Заправляйте овощные салаты разнообразными растительными маслами, что даст длительное чувство сытости. В летнее время ребенок тратит большое количество витаминов, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы он получал больше фруктов и овощей. Не стоит давать много сладостей, булочек, конфет. Избыток простых углеводов ребенку ни к чему.
Для более облегченного питания ребенка, летом стоит поменять местами приемы более калорийной пищи с более легкой. Пусть он на ужин или завтрак съест кашу с мясом, суп, а на обед что-то легкое и менее калорийное.
Чтобы избежать кишечных инфекций, стоит внимательно изучать срок годности приобретаемых продуктов и соблюдать правильные условия их хранения. Не стоит забывать про питьевой режим, особенно в жаркие дни. В питании ребенка должно быть как можно больше свежих, натуральных, нерафинированных продуктов, чтобы он рос здоровым и крепким.
Летом не стоит загружать пищеварительную систему ребенка тяжелой, жирной пищей. Пусть блюда будут приготовлены на пару, отварены или потушены. До трехлетнего возраста не нужно предлагать ребенку взрослые «деликатесы», такие как: окрошку, колбасу, острые сыры.
Советует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета:
– Каникулы – это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений – дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия… Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное – не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.
Чем можно заняться вместе на каникулах?
Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семьёй за красиво накрытым столом попробовать угощения.
Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.
Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и перестали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию.
Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.
Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.
Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе – физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует.
Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?
Светлана Протченкова, Самара
Отвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:
– Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать – нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старшеклассниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом.
Для маленьких ребят главное – мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше – чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не отдохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро – а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики – вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу – и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься – в выходные, на каникулах, по вечерам, – просто перестают учиться – уже выдохлись, интереса больше нет.
Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?
Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят – дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба – это есть «вопрос – ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки – такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.
Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде – это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.
Подсовывать книжки. Заставить читать книгу силой невозможно. Попробуйте пойти на хитрость – скажем, сослаться на занятость: «Ты знаешь, мне сейчас надо салат приготовить, почитай мне пока книжку, я так люблю слушать твой голос…» Не стоит отбирать у ребёнка книжки или журналы, на взгляд родителей бесполезные, например комиксы. И нужно формировать у ребёнка потребность поделиться с родителями тем, что он узнал нового.
20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком
1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник.
7. Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон.
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр – нарисовать с натуры парк, церковь или речку.