Лицо в пользу которого установлен сервитут
КонсультантПлюс: примечание.
О публичных сервитутах, установленных до дня вступления в силу ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ, а также о мерах защиты правообладателей земельных участков, обремененных публичным сервитутом, см. ч. 3 ст. 11 указанного ФЗ.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ |
– Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы
– Лицо, в пользу которого установлен сервитут, хочет устранить препятствия в пользовании сервитутом
– Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ органа местного самоуправления в установлении сервитута
– Правообладатель недвижимости хочет взыскать задолженность по оплате сервитута
– Правообладатель недвижимости хочет прекратить сервитут
См. все ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Ст. 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
Источник
Сервитут предполагает возможность ограниченного пользования участка земли, который находится в чужом пользовании.
ГК РФ, который регламентирует установку этого обременения, выделяет две стороны: собственника сервитута и его обладателя.
Кто может являться обладателем сервитута
В соответствии с 5 статьей Земельного кодексам под обладателями сервитута понимаются граждане, наделенные правом эксплуатации чужого земельного надела с определенными ограничениями.
Согласно сложившейся практике подобное право пользования они приобретают в отношении части земельного участка и гораздо реже оно распространяется на весь надел земли.
Обычно с просьбой установить такое обременение обращается собственник соседнего участка, который имеет границы с тем, на который требуется наложить сервитут.
Но при наличии определенных обстоятельств сервитут определяется на другой
земельный участок, не принадлежащий соседу. По мнению некоторых юристов удаленность участка обладателя сервитута не имеет никакого значения.
Согласно действующему законодательству право требования установки сервитута закреплено не только за собственниками, но и лицами, владеющими участками на правах бессрочного пользования.
При каких обстоятельствах лицо может требовать установки обременений и стать обладателем сервитута
Это:
- необходимость прохода или проезда по соседскому участку;
- необходимость прокладки электрокабеля или обслуживания ЛЭП;
- потребность в проведении коммуникаций, размещении знаков;
- при проведении научно-исследовательских и дренажных работ;
- при необходимости выполнения ремонта коммунальных и электросетей;
- для перегона домашнего скота;
- эксплуатация линейных объектов;
- в прочих случаях, если без обременения решить задачу невозможно.
Сервитут может устанавливаться в частных и публичных интересах.
В последнем случае его инициатором становится государство, местная администрация, которые для реализации общественно значимых задач выносят постановление об установке ограничительных мер по отношению к собственнику.
Публичный сервитут устанавливается по отношению к неограниченному кругу лиц (по сути обладателем становятся все жители муниципального образования, которым, например, требуется пройти через определенный участок).
Тогда как обладатель частного сервитута — это конкретное лицо, которое определено
договором и преследующее свои личные интересы. Отличительной чертой частного сервитута является возможность распространения его действия не только на участок земли, но и на иную недвижимость.
Таким образом, обладатели сервитута — это непосредственно те лица, которым предоставили право прохода, проезда или выполнения определенного спектра работ на чужом участке.
Права обладателя сервитута
Лицо имеет право обратиться к собственнику для установки сервитута, а если достичь согласия не удалось – обратится в суд. В последнем случае у обладателя сервитута появляется возможность введения ограничительных мер в принудительном порядке.
Права и обязанности сторон прописываются в соглашении сторон или административном постановлении.
Здесь оговариваются границы обремененной территории, в пределах которых допускается пользоваться условиями сервитута.
Обладатель сервитута наделен правом пользования всех коммуникаций, которые располагаются на предоставленной ему части земли, а также выполнения оговоренных соглашением работ. Собственник участка не вправе создавать ему препятствия для решения поставленных задач, а обладатель сервитута — производить все работы с наименьшими издержками для владельца.
Тогда как действия пользователя не должны выходить за вверенные ему границы участка и не могут создавать помехи для нормального функционирования собственника.
Право использования сервитута не только не предполагает изменение границ в одностороннем порядке, но и несанкционированную смену вида сервитута.
Обязанности обладателя сервитута
В результате установки обременения за собственником сохраняется вся полнота прав по распоряжению имуществом. При этом землевладелец вынужден пользоваться своим участком с некоторыми ограничениями. По причине определенных неудобств владелец земли вправе требовать соразмерной платы за установку сервитута. На этот факт указывает Гражданский и Земельный кодекс.
Какая плата будет считаться соразмерной, определяют стороны.
Обычно она равна размеру убытков, которые вынужден нести собственник из-за ограничения его прав. Размер платы может индексироваться с учетом инфляционных процессов.
Обладатель сервитута должен вносить плату в размерах и в сроки, оговоренные
соглашением. Помимо этого на него ложатся все расходы по оформлению и регистрации обременения в Росреестре.
Обладатель сервитута обязан соблюдать все условия сервитута и добросовестно распоряжаться имуществом. Обременение всегда конкретизируется по сфере действия и не подразумевает изменения назначения и существа вещи. Например, при установке сервитута для прокладки коммуникаций обычно конкретизируются виды работ и используемое для данных целей оборудование, а также количество задействованных работников.
Все свои действия обладатель сервитута должен привести в соответствие с целевым предназначением земельного участка.
Например, если это сельхозземля, то он не вправе наносить урон плодородному слою почвы.
Сервитуарий обязан при необходимости компенсировать собственнику все убытки, связанные с реализацией его права (например, выделить средства на рекультивацию земель). Он должен прекратить осуществление своего права на ограниченное пользование при наступлении определенных обстоятельств и выполнить все необходимые регистрационные действия по снятию обременения в Росреестре.
За несоблюдение своих обязанностей на обладателя сервитута могут быть наложены штрафные санкции.
Обременения обладателя сервитута
Обременения вводятся по отношению к участку собственника, сам обладатель их на себе не ощущает. Принадлежащее ему право на сервитут не подлежит продаже или передач другому лицу.
Для этого нужно расторгнуть старый договор и заключить новый.
Право сервитута не выступает самостоятельным экономическим объектом и его не допускается использовать как залог.
Право на сервитут сохраняются за его обладателем в случае перехода прав
собственности на недвижимость к другому лицу или при перехода участка в пользование других лиц (арендаторов). Данное утверждение справедливо по отношению к любым формам перехода: дарения, мены, продажи и пр. Исключение в данном случае одно: если участок изымается государством или муниципалитетом для собственных нужд, то аннулируются и права на сервитут.
Обременение в виде сервитута прекращается, когда пропадают основания для его дальнейшего действия (были выполнены все поставленные задачи), истекли сроки по договору или же собственник более не может пользоваться своим участком.
Различия между обладателем и собственником сервитута
Приведем ключевые отличия между собственником и обладателем сервитута:
Особенности | Обладатель сервитута | Собственник сервитута |
Кто может выступать | Физлицо или группа лиц, владеющие или использующие другие участки (соседние и удаленные) | Только владелец земельного участка |
Права | Ограниченное пользование частью земли, на который установлен сервитут, в соответствии с условиями соглашения/судебного решения | Обременение участка сервитутом не лишает его владельца всей полноты прав владения, пользования и распоряжения |
Переход прав | Не имеет права передачи/продажи сервитута | Сервитут не ограничивает права собственности: землевладелец может продавать/дарить/сдавать в аренду участок, обремененный сервитутом по своему усмотрению |
Продажа обремененного участка | Права на сервитут сохраняются за обладателем при смене собственника/пользователя | Участок продается вместе с обременением в виде сервитута |
Обязанности | Не создавать лишние обременения для владельца при реализации своего права, компенсировать ему все издержки | Не препятствовать реализации права на сервитут |
Таким образом, обладатель сервитута приобретает законное право ограниченного пользования чужим земельным участком. При этом осуществление такого права должно быть наименее обременительным для собственника.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
1. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
2. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.
3. Обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:
1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;
2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;
3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных подпунктами 1 – 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;
5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.
4. Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке и (или) землях в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута.
5. Обладатель публичного сервитута вправе требовать от правообладателя земельного участка или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.
6. В связи с реконструкцией, влекущей изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, обладатель публичного сервитута вправе самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута при соблюдении следующих условий:
1) общая площадь публичного сервитута не увеличивается;
2) действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом;
3) расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;
4) такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.
7. Для уточнения границ публичного сервитута в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи обладатель публичного сервитута обращается с соответствующим заявлением в орган регистрации прав с приложением уточненного описания местоположения границ публичного сервитута.
8. Обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут, или в случаях установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 2, 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, после завершения на земельном участке деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
9. Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута.
10. Переход прав на инженерное сооружение, принадлежащее обладателю публичного сервитута и расположенное в границах публичного сервитута, влечет за собой переход публичного сервитута к новому собственнику инженерного сооружения. При этом такой переход не является основанием для изменения условий осуществления публичного сервитута.
11. Обладатель публичного сервитута вправе отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время, при этом такой отказ не освобождает его от обязанностей, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи.
12. Обладатель публичного сервитута вправе до окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок.
Ст. 39.50 ЗК РФ. Права и обязанности обладателя публичного сервитута
Источник