Ломоносов м в слово о пользе химии ломоносов

Инфоурок
›
Химия
›Презентации›Презентация по химии “Слово о пользе химии…”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сhemi-9 12х57
2 слайд
Описание слайда:
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)
3 слайд
Описание слайда:
«Слово о пользе Химии» Ломоносова. Любимая наука -химия Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
В 2011 году исполнится 300 лет со дня рождения великого русского ученого, основателя Московского государственного университета Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов – родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово близ Холмогор) Архангелогородской губернии Российской империи..
6 слайд
Описание слайда:
Основные работы М.В. Ломоносова по химии. 1741 г. Элементы математической химии. 1743 г. О действии химических растворителей вообще. 1749 г. О рождении и природе селитры. 1751 г. О пользе химии. 1752 г. Введение в истинную физическую химию.
7 слайд
Описание слайда:
H2O K2SO4 LI CL K2SO4 Na Br Ba NaCl LI LI K2SO4 C02 C02 C02 C02 C02 C02 H2O Изучая вещество и способы управления его свойствами, химия расширяет границы познания. Получая вещества с нужными свойствами, она обеспечивает потребности человека в материалах, энергии, здоровой пище, нормальной средой обитания. Сегодня в мире известно около 10 млн. веществ и каждый год появляются десятки тысяч новых соединений.Русская химическая школа, выросшая на почве химической лаборатории М.В.Ломоносова и ремесленной химии, создала для России и для всего человечества неоспоримые ценности.
8 слайд
Описание слайда:
Атомная теория в химии. “Слово о пользе химии” Отличительной чертою химии Ломоносова является еще тесная связь ее с его атомной теорией, на которой, как мы видели выше, основывалась вся его физика. И в химии он считает совершенно необходимым предварительное знакомство с теми первоначальными частичками, которые образуют все тела и от свойств которых происходят и химические свойства веществ. Его взгляды превосходно выражены им самим в “Слове о пользе химии, говоренном 6 сентября 1751 года”. Вот несколько выдержек из него:
9 слайд
Описание слайда:
“Натуральные вещи рассматривая, двоякого рода свойства в них находим. Одни ясно и подробно понимаем; другие хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем. Первого рода суть величина, вид, движение и положение целой вещи; второго цвет, вкус, запах, лекарственные силы и прочие. Первые через геометрию точно размерить и через механику определить можно; при других такой подробности просто употребить нельзя: для того, что первые в телах видимых и осязаемых, другие в тончайших и от чувств наших удаленных частицах свое основание имеют. Но к точному и подробному познанию какой-нибудь вещи должно знать части, которые оную составляют… Равным образом и вышепоказанных второго рода качеств подробного понятия иметь невозможно, не исследовав самых малейших и неразделимых частиц, от коих они происходят, и которых познание толь нужно есть испытателям Натуры, как сами оные частицы к составлению тел необходимо потребны. И хотя в нынешние веки изобретенные микроскопы силу зрения нашего так увеличили, что в едва видимой пылинке весьма многие части ясно распознать можно; однако сии полезные инструменты служат только к исследованию органических частей, каковы суть весьма тонкие и невидимые простым глазом пузырьки и трубочки, составляющие твердые части животных и растущих вещей; а тех частиц, из которых состоят смешанные материи, особливо зрению представить не могут. На сие отвечаю, что подлинно по сие время острое исследователей око толь далече во внутренности тел не могло проникнуть; но ежели когда-нибудь сие таинство откроется, то подлинно химия тому первая предводительница будет; первая откроет завесу внутреннейшего сего святилища Натуры…”
10 слайд
Описание слайда:
“Химик видя при всяком опыте разные и часто нечаянные явления и произведения, и приманиваясь тем к снисканию скорой пользы, математику как бы только в некоторых тщетных размышлениях о точках и линеях упражняющемуся смеется. Математик напротив того уверен о своих положениях ясными доказательствами, и через неоспоримые и бесперерывные следствия выводя неизвестные количеств свойства, химика как бы одною только практикою отягощенного и между многими беспорядочными опытами заблуждающего презирает; и приобыкнув к чистой бумаге и к светлым геометрическим инструментам, химическим дымом и пеплом гнушается. И для того по сие время сии две общею пользою так соединенные сестры толь разномысленных сынов по большей части раждали. Сие есть причиною, что совершенное учение химии с глубоким познанием математики еще соединено не бывало”.
11 слайд
Описание слайда:
Открытия в области химии М.В.Ломоносова Диплом профессора химии Открыл первую химическую лабораторию в России Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс Разработал принципы новой науки «Физической химии»
12 слайд
Описание слайда:
синтез новых веществ и композиций с заданными свойствами, необходимых для решения различных технических задач; увеличение эффективности искусственных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственной продукции и синтез продуктов питания из несельскохозяйственного сырья; разработка и создание новых источников энергии; охрана окружающей среды; выяснение механизма биохимических процессов и их реализация в искусственных условиях; освоение океанических источников сырья. Роль химии в решении современных проблем
13 слайд
Описание слайда:
Работы Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране Пожалуй, самое важное в его трудах – это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания ».
14 слайд
Описание слайда:
Значение химии. Химия – наука о веществах и превращениях их друг в друга является важнейшим разделом современного естествознания. Она имеет большое практическое значение. Еще много тысячелетий тому назад человек использовал химические явления при выплавке металлов из руд, получении сплавов и т. д. В 1751 г. Ломоносов в своем знаменитом “Слове о пользе химии” писал: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся – везде обращаются перед очами нашими успехи ее применения”. Сейчас химические знания сейчас достигли такого уровня развития, что на их основе меняются представления о природе и механизме ряда важнейших технологических процессов. Химия помогла открыть или использовать не только ранее неизвестные свойcтва материалов и веществ, но и синтезировать новые, не существующие в природе материалы и вещества. Почти все отрасли производства связаны с применением химии. Природа дает нам только исходное сырье – например, дерево, руду, нефть. Подвергая природные материалы химической обработке, получают разнообразные вещества, необходимые для сельского хозяйства, для изготовления промышленных изделий, для употребления в быту – удобрения, краски, лекарственные вещества, мыло, соду, металлы, пластические массы и т. д. Для переработки природного сырья нужно знать и использовать общие законы превращения веществ, все эти знания дает именно химия.
15 слайд
Описание слайда:
Сегодня справедливость этих слов ясна и понятна любому человеку в мире. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство и человек в огромных количествах потребляют химическую продукцию (кислоты, соли, щелочи, синтетические каучуки, пластические массы, искусственные и синтетические волокна, моющие средства, бензин, лаки, краски, лекарства, косметику и т. д.). Химические вещества составляют основу окружающего нас мира, а химические превращения обеспечивают жизнедеятельность самовоспроизводящихся организмов – микробов, растений, человека. Молекулярная биология, молекулярная генетика, генная инженерия, биотехнология и нанотехнология – все эти передовые отрасли научного знания и современные инновационные технологии невозможно представить без химии
16 слайд
Описание слайда:
Химическая лаборатория, созданная М.В.Ломоносовым
17 слайд
Описание слайда:
Благодарим за внимание Составители: учащиеся МБОУ «ЭТЛ» Гулиева Айнур Самбуров Алесандр Василенко Карина
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Самое важное в его трудах – это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания». Русская химическая школа, выросшая на почве химической лаборатории М.В.Ломоносова и ремесленной химии, создала для России и для всего человечества неоспоримые ценности.
Может быть использована как на урокае, так и во внеклассной работе.
Оставьте свой комментарий
Источник
Ход урока
Презентация.
(слайд №2)
Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он
по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу.
“Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…”, – говорил великий
учёный.
Ломоносов считал химию своей “главной профессией”, причем развитие химии,
по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. “Истинный
химик должен быть теоретиком и практиком”, – писал он.
“Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а
такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы”, –
писал М.В.Ломоносов.
(слайд №3)
В одной из своих ранних работ, “Элементы математической химии”, Ломоносов
предложил краткое определение химии.
Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле.
Таким образом, в этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые
представляет её в виде науки, а не искусства.
(слайд №4, 5)
Химическая лаборатория.
Ломоносов имел отчетливое представление о химически чистом веществе и
реактиве. Ломоносов же еще в 1745 году, составляя план химической лаборатории,
выдвигал непременным условием для успешного исследования наличие химически
чистых веществ и реактивов. “Нужные и в химических трудах употребительные
материи сперва со всяким старанием вычистить, чтобы в них никакого постороннего
примесу не было, от которого в других действах обман быть может”.
В 1749 г. М.В.Ломоносов добился от Сената постройки первой в России
химической лаборатории.
(слайд №6)
Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были
большие “пробные весы в стеклянном футляре”, пробирные весы серебряные,
несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для
больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. Точность же, с какой
Ломоносов производил взвешивания при своих химических опытах, достигала, в
переводе на современные меры, 0.0003 грамма.
(слайд №7)
Весовой анализ.
М. В. Ломоносов внес большой вклад в теорию и практику весового анализа. Он
сформулировал оптимальные условия осаждения, усовершенствовал некоторые
операции, проводимые при работе с осадками. В своей книге “Первые основания
металлургии или рудных дел” ученый подробно описал устройство аналитических весов, приемы
взвешивания, оборудование весовой комнаты.
(слайд№8, 9)
Первый научный труд Ломоносова “О превращении твердого тела в жидкое, в
зависимости от движения предсуществующей жидкости” написан в 1738 г.
Вторая работа “О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул”
была завершена год спустя. Эти работы будущего ученого явились началом изучения
мельчайших частичек материи, из которых состоит вся природа. Через два
десятилетия они оформились в стройную атомно-молекулярную концепцию, обессмертившую имя
ее автора.
(слайд №10)
Закон сохранения массы веществ и движения. Этот закон М. В. Ломоносов
впервые четко сформулировал в письме к Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г. : “Все
встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто
прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи
прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я
затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т. д. Так как это
всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело,
которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего
движения, сколько сообщает другому, им двинутому”.
(слайд №11)
Физическая химия.
В 1752 году М.В. Ломоносов в “собственноручных черновых тетрадях” “Введение в
истинную физическую химию”, и “Начало физической химии потребное молодым,
желающим в ней совершенствоваться” уже задал Образ будущей новой науки –
Физической химии.
Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов
физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях.
(слайд №12)
Ломоносовым разработана технология цветных стёкол. Эту методику Михаил
Васильевич применял в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий
из него.
(слайд №13)
Фарфор.
Около 1750 года Ломоносов занимается составлением рецептуры фарфоровых масс и
закладывает основы научного понимания процесса приготовления фарфора. Он впервые
в науке высказывает правильную мысль о значении в структуре фарфора
стеклообразного вещества, которое, как он выразился в “Письме о пользе Стекла”,
“вход жидких тел от скважин отвращает”.
(слайд №14)
Теория растворов. Химический анализ.
М. В. Ломоносов изучал процессы растворения, провел исследование качества
различных образцов солей, открыл явление пассивации железа азотной кислотой,
заметил образование необычного легкого газа (водорода) при растворении железа в
соляной кислоте, установил различие в механизме растворения металлов в кислотах
и солей в воде.
Ученый разработал теорию образования растворов и изложил ее в диссертации “О
действии химических растворителей вообще” (1743 —1745).
(слайд №15)
Краски.
18 октября 1749 года в журнале академической канцелярии было отмечено, что
“профессор Ломоносов разные химическим порядком изобретенные голубые краски
наподобие берлинской лазури в собрание Академии художеств для пробы подал, годны
ли к чему оные краски и можно ли их в живописном художестве употреблять”.
Полученный ответ гласил, что присланные краски были опробованы “как на воде, так
и на масле”, в результате чего было “усмотрено, что оные в малярном деле годны,
а особливо светлая голубая краска”. Сверх того было решено “оные краски на
фонарях при огне пробовать”.
Исследования Ломоносова способствовали развитию фабричного производства
“краповой” краски из отечественного сырья, начавшегося около 1759 года.
М. В. Ломоносов сыграл заметную роль также в организации производства в
России синей брусковой краски — “русского индиго”.
(слайд №16)
Микрокисталлоскопия.
М. В. Ломоносов является основоположником микрокристаллоскопического метода
анализа. С 1743 г. он проводит различные эксперименты с кристаллизацией солей из
растворов, используя для наблюдений микроскоп.
(слайд №17)
М.В.Ломоносов в химии.
М.В. Ломоносов изучал:
- растворимость солей при разных температурах;
- исследовал влияние электрического тока на растворы солей;
- установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки
замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем.
М.В. Ломоносов проводил различие:
- между процессом растворения металлов в кислоте, сопровождающимся химическими
изменениями; - и процессом растворения солей в воде, происходящим без химических изменений
растворяемых веществ.
Создал различные приборы:
- вискозиметр,
- прибор для фильтрования под вакуумом,
- прибор для определения твердости,
- газовый барометр,
- пирометр,
- котел для исследования веществ при низком и высоком давлениях
- достаточно точно градуировал термометры.
(слайд №18)
Московский университет.
Под влиянием М.В.Ломоносова в 1755 г. открывается Московский университет, для
которого он составляет первоначальный проект по примеру иностранных
университетов.
(слайд №19)
М.В. Ломоносов умирает от случайной простуды 4 апреля 1765 года в возрасте
53 года. Похоронен М.В. Ломоносов в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Надгробие М. В. Ломоносова – мраморная стела с латинской и русской эпитафией
и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина,
1760-е годы.
(слайд №20)
Список используемой литературы.
- Александра и Стефан Сенковские, “Шеренга великих химиков”,
издательство “Наша Ксенгарня” 1996 г. - К. Манолов, “Великие химики”, в 2-х томах, Т.I пер. с болг.,3-е изд.
Испр. , доп., – М.:Мир, 1985г. - К.Я. Парменов, “Книга для чтения по химии”, государственное
учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Москва
1955.
Источник