Мама и малыш занятия польза
№96 (февраль 2015)
Наш человечек
Часто родители уже годовалого малыша решают пойти на пробное занятие в центр развития. Такой шаг полезен не только малышу, но и маме.
Текст Виола Томахина, специалист семейного центра «Солнечный круг»
Комплексные занятия помогут малышу:
– доверительно общаться с чужими взрослыми. Многие детки с трудом впускают в круг доверия новых людей. Занятия помогут снять барьер.
– научиться общаться со сверстниками. Уже в 2,5-3 года детям необходимо общение, а благодаря урокам коллективного действия, оно будет проходить намного проще.
– в освоении нового пространства, всего, что его окружает. Это основная задача ребенка до трех лет. Особенно в этом смысле полезна методика Монтессори.
– изучить самого себя, свои возможности. На занятиях педагог предлагает ребенку выполнять задания, действия. Пальчиковые игры и музыкальные припевки с простыми движениями способствуют изучению возможностей своего тела.
Сотрудничество с малышом дарит маме:
– то, чего не хватает в декрете – выход в свет. Как правило на занятия мамы наряжаются сами, наряжают детей. И обсуждают не только зубки и животики.
– новые идеи. Как правило, часть упражнений, предложенных педагогом, легко повторить дома.
– возможность диагностировать умения своего малыша. Хотя согласно методике Монтессори, сторонником которой является наш клуб, исключается соревнование между детьми, но «отметки», пусть и внутренние, мамы детям ставят. От этого никуда не уйти, и не всегда это во вред. Ведь дома родители также занимаются с детьми, и что-то можно «подтянуть».
– новые знакомства. После полугода совместного хождения на занятия, а иногда и раньше, участники группы (как правило не больше 5 детей) формируются в «кружок по интересам». Вместе гуляют и обсуждают методы развития крох, ходят в гости друг к другу.
Что же включают эти занятия?
Развитие логики. Ребенку важно понять как открывается замочек или почему шарики катятся с наклонной поверхности, почему едет машинка.
Развитие сенсорики. Например, большой – маленький, шершавый – гладкий, различать текстуры тканей, холодные и теплые поверхности, знать цвета предметов.
Наращивание словарного запаса. Очень хорошо работает метод трехступенчатого урока: 1. Называем предметы. 2. Просим произвести действие с предметом. 3. Ребенок называет предметы или показывает на них, если не умеет говорить.
Мелкая моторика. Возможные упражнения: игры с сыпучими предметами, мозаика, шнурование и перемещение предметов по проволоке.
Крупная моторика. Малыши учатся прыжкам, ползти в туннеле, висеть на кольцах, лезть или шагать по лесенке(хорошая профилактика плоскостопия).
Творческие навыки. Для малышей лучше всего подходят пальчиковые краски, специальный мягкий пластилин. Как правило у педагога большой арсенал занятий из цикла «это может ваш малыш» для возраста 1-3 года.
В завершение стоит сказать, что в некоторых случаях детям возраста от года до трех лет трудно заниматься в группе. Если вы чувствуете, что ребенок не готов, капризничает, совсем не хочет ничего делать на занятии, спросите совета у педагога. Возможно, стоит прервать посещение и вернуться к занятиям через некоторое время.
Желаем вам самых эффективных, полезных, а самое главное приятных занятий вместе с вашим крохой!
Источник
Утверждение, что дети копируют поведение своих родителей, давно не подвергается сомнению. С раннего детства малыш считывает и запоминает особенности телесных движений родителей, их поведение, интонации и т.д., так неосознанно он присваивает опыт своих родителей.
Поэтому можно смело утверждать, что целесообразно развивать детей раннего возраста в тесном физическом и эмоциональном контакте с родителями. Еще раз повторюсь, раз ребенок присваивает опыт взрослого, значит, малыша можно развивать через совместную работу, в которой малыш будет ощущать тело мамы рядом. Это значит, что все упражнения малыш выполняет вместе с мамой или папой. Мы пришли к заключению, что если тело матери «не зажато», то и ребенок будет не зажат, поскольку тело ребенка всегда подстроится и получает тот же опыт, который имеет мама.
На наших занятиях мы предлагаем выполнять упражнения, которые полезны не только малышам, но и взрослым. И тут замечу, что некоторые упражнения у взрослых уже не получаются и это лишний повод задуматься родителям о своем физическом состоянии и о физическом состоянии малыша.
Приведу пример, как влияет мама на ребенка, если у мамы интонационно богатый голос, то даже у еще не говорящего малыша богатое звуковое воспроизведение.
Вот девочка А., которой 1 год и 8 месяцев. Она еще не говорит, но очень эмоционально реагирует на все, интонационно копирует маму, а в воспроизведении звуков можно прочитать радость, восторг и другие эмоции.
Еще пример, у мамы В. ярко выраженные «зажимы» тела. При совместных упражнениях с мамой ребенок, предположительно, испытывает дискомфорт, поэтому от выполнения некоторых упражнений отказывается, но упражнения, которые нравятся, выполняет с удовольствием. Помните, что система «тело-интеллект» уже в раннем возрасте подсказывает, что для малыша комфортно, что нет.
Эффект от выполнения совместных упражнений детей и взрослых достигается тогда, когда мама и ребенок подстраиваются друг к другу в телесном контакте, тогда весело и маме, и ребенку и тогда у ребенка есть желание выполнять упражнения. Из выше сказанного следует, что развитие малыша в раннем детстве во многом зависит от физического и эмоционального состояния мамы и папы.
Для совместной работы мы используем упражнения, направленные на интеграцию системы «тело-интеллект», которая восстанавливается не только у детей, но и у взрослых в процессе совместных движений.
Упражнение «Перекрестные движения».
Мама сидит на полу вытянув ноги вместе, ребенок сидит у мамы, прижавшись спиной, мама берет ребенка за ручку и противоположную ножку и осторожно соединяет их, при этом поднимая свою ногу, наклонившись немного вперед, получается движения крест-накрест. Повторяет все сделанное другой ногой и рукой. Упражнение заимствовано из Образовательной Кинезиологии. Это упражнение направлено на обучение и коррекцию системы «тело-интеллект».
Упражнение 1. «Хобот у слоненка».
У слонёнка длинный нос
Может он достать кокос,
Закусить десятком груш
И сам себе устроить душ.
Упражнение 2.
Мама сидит на полу вытянув ноги вперед, делает массаж малышу, положив его на ноги к себе и рассказывает
Сосчитай, тигренок, мне
Все полоски на спине
И на хвостике твоем.
Ох, давай считать вдвое
Это упражнение направлено на развитие слухового канала, на развитие тактильных ощущений, на расслабление тела.
Совместные упражнения детей и родителей, направлены на интеграцию системы «тело-интеллект». Роль родителей заключается в позитивном настрое ребенка при обучении. Подобного рода занятия, во-первых, развивают заложенные природой возможности двигаться и видеть, двигаться и слышать, двигаться и слушать, а в дальнейшем, двигаться и говорить; во-вторых, родитель передает свой опыт тела ребенку в процессе движения; в-третьих, в совместной двигательной активности ребенка и мамы у малыша уходит страх перед освоением новых движений; в-четвертых, включение в движение ритмов, звуков, слов, а так же тактильного ощущения тела, рук или ног мамы, развивает у ребенка ведущие каналы восприятия, которые являются собирателями информации об окружающем мире.
Упражнения с мамой в большинстве своем поднимают настроение ребенку, у него формируется эмоционально-положительное отношение к движению, это в свою очередь способствует дальнейшему освоению пространства малыша. В результате такой работы родители и дети начинают намного лучше понимать и чувствовать друга, В системе «тело-интеллект» включаются скрытые древние уровни неосознанного взаимодействия, ребенок и взрослый понимают друг друга сейчас и в будущем, а понимание улучшает атмосферу в семье.
Источник
Если вы зашли на мой сайт не по ошибке, я очень надеюсь, что вопрос, вынесенный в название этой статьи, перед вами не стоит. Однако именно рассуждениям на тему, для чего нужно регулярно заниматься с ребенком, мне бы хотелось посвятить мою первую статью.
Может быть, для кого-то она станет дополнительным источником мотивации, кого-то заставит задуматься и пересмотреть свой подход к организации занятий, а кому-то поможет сделать первый шаг к систематическим занятиям с детьми.
Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране наблюдается настоящий бум раннего развития – открываются специализированные детские центры, издается огромное количество разнообразной литературы, в Интернете появляются сайты, посвященные развитию малышей, — все еще встречаются те, кто не видит смысла в развивающих занятиях. Основной их аргумент звучит так: «Когда мы были детьми, с нами никто ничем особенным не занимался, и ничего, выросли, выучились».
Действительно, если вы не будете уделять специальное внимание организации развивающих занятий, ваш ребенок, скорее всего, все равно будет развиваться в соответствии с возрастными нормами. Тем не менее, я уверена, что развивающие занятия просто необходимы, так как они полезны и хороши и для ребенка, и для мамы.
Плюсы развивающих занятий для мам и малышей:
- Давайте посмотрим, чем хороши развивающие занятия для ребенка:
- Ребенок растет в обогащенной развивающей среде, что способствует развитию его познавательных способностей, заинтересованному отношению к окружающему миру, формированию познавательного интереса и привычки самостоятельно мыслить.
- Ранний возраст (примерно до 3-х лет) считается сенситивным периодом для становления множества психических функций ребенка. Именно в этот период занятия с ребенком наиболее эффективны, поскольку малыш буквально «впитывает» новые знания. Развитие памяти, восприятия и мышления в раннем детстве способно существенно упростить изучение нового материала в старшем возрасте. Это может оказаться хорошей подготовкой к школьным нагрузкам.
- Вспомните, как вы недолюбливали отдельные школьные предметы из-за неприязни к учителю. Игровой момент в занятиях, возможность узнать о новой области знаний от близкого и любимого человека – мамы – формирует у ребенка положительное отношение к самому предмету изучения.
- Развивающие занятия формируют у ребенка привычку учиться – способность к сосредоточению, концентрации внимания, запоминанию материала.
- Какие же преимущества получает мама, которая развивает своего малыша:
- Мама, сумевшая с раннего детства привить ребенку познавательный интерес, скорее всего, будет избавлена от проблемы с нежеланием учиться у ребенка школьного возраста.
- Мама, проводящая развивающие занятия для ребенка, сама постоянно учится новому, расширяет свой кругозор и «растет» вместе со своим малышом.
- Если мама систематически занимается развитием ребенка, она, как правило, более комфортно чувствует себя в роли матери и имеет адекватную высокую самооценку.
- Необходимость организации регулярных занятий с ребенком – хороший стимул для мамы освоить науку тайм-менеджмента и научиться больше успевать.
Вот какие полезные преимущества получаете вы и ваш малыш, если развивающие занятия для ребенка – это ваш выбор. Правда, некоторые мамы считают, что развитием своих детей можно заниматься только дома, сидя за столом, но это не совсем так. Можете заниматься с ребенком в дороге, например, читая стишки или изучая цвета машин. Можно даже провести развивающие занятия, сидя, например, в очереди в поликлинике. Как? Смотрите это в моем видео ниже:
Какие преимущества развивающих занятий с детьми важны для вас? А может быть, вам известны их минусы и ограничения? Давайте обсудим в комментариях!
Польза и радость развивающих занятий с ребенком для Вас очевидна, но Вы не знаете, с чего начать? Узнайте о 5 простых шагах к систематическим занятиям с ребенком.
Понравилась статья? Не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей!
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Автор: Марина Суздалева
Все статьи автора
Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.
Предыдущие записи рубрики
- Игры на расстоянии: по телефону, скайпу, видеосвязи
- 100 способов сделать игры с ребенком регулярными
- Как придумывать игры на заданную тему
- Организация развивающей среды и подготовка к играм — опыт увлечённых мам
- Как придумывать игры: упражнение для развития фантазии
Источник
Добрый день!
Меня зовут Мария Махиненко, и педагог раннего и дошкольного развития.
Свою профессию я выбрала не случайно: очень многие считают, что ранний, и дошкольный возраст не имеют колоссального значения в жизни ребенка. Ведь до 7 лет не нужно идти в образовательное учреждение (очень частый и практически не разбиваемый стереотип, что сады и учреждения доп. образования не являются образовательными ), развивать особо нечего, да и нет смысла.
На мой взгляд это большое заблуждение. Поскольку все важные навыки и умения закладываются в возрасте от года до 6 лет. Развиваются пять органов чувств:
– Зрительное восприятие;
– Слуховое восприятие;
– Развитие обоняния;
– Развитие вкуса;
– Тактильные ощущения
Развивается моторика, как крупная, так и мелкая, интеллект, речь, социализация.
Очень важно грамотно и тонко организовать работу с малышами, чтобы суметь не только разбудить и развивать дальше навыки и умения, но и сохранить, а самое главное не растерять полученные знания.
Для этого создаются специальные методики, пишутся конспекты, даже открываются целые клубы и центры, работающие в данной направлении.
Это часть, направленная на работу с детьми.
Вторая, не менее важная, это работа с родителями.
Часто встречаются две противоположности родителей:
Одни родители начинают заниматься со своими детьми в буквальном смысле «с пеленок». В наше время — это не так уж и сложно: благо различные интернет- ресурсы и печатные издания просто пестрят изобилием информации.
Но как понять, что именно важно, а главное нужно Вашему малышу? Ведь практически все знаменитые методики (Глен Доман, Мария Монтессори, Масару Ибука и пр.), подразумевают свои занятия с раннего младенчества. А стоит ли? Действительно, «после трех лет уже поздно»? Вопрос является спорным много лет.
Другие родители считают, что все занятия, упражнения и игры должны проводиться в специализированных местах (т.е. клубах, центрах, садах, с частным репетитором), и вряд ли мамы и папы могут заинтересовать, а тем более что-то дать своему малышу!
Именно поэтому, я считаю, что работа любого педагога, а педагога раннего развития тем более, начинается и продолжает свое сотрудничество на протяжении всех занятий не только с малышами, но и с их замечательными мамами и папами (а возможно с бабушками, дедушками и другими родственниками, которые так заботятся о развитии своего малыша).
Давайте обсудим почему. Безусловно, для каждой мамы и папы их ребенок самый лучший, гениальный, творческий и т.д. Для крохи его родитель имеет набор точно таких же качеств.
Учеными доказано, что связь мама – ребенок крепка как стальной трос (не побоюсь этого сравнения) до 3, а то и до 5 лет! Именно родители являются для малыша целым миром, а как известно мир имеет на ребенка огромное влияние, делает его маленькой личностью. Влияние может быть, как положительным, так и отрицательным, пассивным и активным. Задача родителей помочь ребенку, направив его задатки (которыми наделен каждый человек) в нужное русло, сделав это мягко и безболезненно для всех жителей мира под названием «семья».
Родители знают точно, чего они хотят, приводя ребенка на какие-либо развивающие занятия, в сад и пр. Они нацелены на результат, и желательно чтобы он случился как можно скорее.
Поэтому первый вопрос, который должен задать педагог раннего развития, а также и мамы с папами сами себе: «что вы хотите получить от данных занятий? Какого результата Вы ожидаете от своего малыша?». Ответы могут быть совершенно неожиданными, и у каждого родителя отличаться.
Когда определена цель занятий, стоить обсудить структуру: как оно будет проходить? Я, как педагог – практик, убеждена, что до трех лет родитель может и должен находиться с ребенком на занятиях. И вот несколько причин почему:
– Незнакомая обстановка. Согласитесь, мы, взрослые всегда испытываем чувство страха и некого стресса, когда попадаем в новое для нас место. Но мы сможем легко скоординироваться, быстро найти общий язык с окружающими и в принципе понять, зачем же здесь находимся.
Ребенок этого не достиг, в силу своих возрастных особенностей. Особенно, когда речь идет о малышах, которым едва исполнился год, и все, что они знают о безопасности – это мама.
Поэтому привести кроху в незнакомую комнату, оставить с чужим человеком и детьми, не очень правильный настрой для развивающих занятий.
– Индивидуальные особенности ребенка. Несмотря на грамотность и умение работать с детьми, и находить к ним подход (а я твердо уверена, что с детьми должны работать именно такие специалисты), педагог не может знать какие особенности развития именного Вашего малыша. Его темперамент, привычки, страхи и предпочтения. Все это будет раскрываться позже, после того как и дети в группе и педагог пройдут адаптационный период. А на ознакомительном этапе мама ребенка, как проводник для педагога, обязательно должна поделиться всеми особенностями своего крохи. Например, ситуация: ребенок во время музыкальной минутки в занятии, когда дети активно знакомятся с музыкальными инструментами, начинают громко плакать. Почему, что случилось? Растеряны все: дети, потому что они чувствуют переживания своего друга, и перестают чувствовать себя в безопасности, и педагог, поскольку темп занятия сбивается, и он должен помочь малышу справиться с его слезами. Как оказалось, что ребенок боится громких звуков, когда как его сосед, сидевший рядом, начал громко стучать в барабан, в такт музыке. Быстро разобрались в ситуации, благодаря его мамочке, находившейся рядом во время занятия.
Такая история поможет педагогу внести коррективы в структуру его работы с детьми: учитываются особенности каждого малыша, и в следующий раз на музыкальной минутке будут использоваться другие инструменты, менее громкие.
Очень часто родители говорят о том, что дома нет сил, возможности, а чаще всего терпения заниматься с их крошкой. Поэтому проще отдать на занятия и пусть там проходит развитие как положено.
В такие моменты я всегда говорю о том, что занятие не просто так называется «мама+малыш», а для деток постарше «комплексным». Да, в его план входят упражнения, задания и игры направленные на всестороннее развитие детей, но малыши зеркальное отражение родителей!
Если выполняет мама какое-то движение под музыку, садится за столик вместе с малышом для того, чтобы нарисовать солнышко пальчиком, или приклеить зеленую траву из бумаги, значит это действительно интересно! Ведь мама никогда не будет делать того, что может навредить или не заинтересовать ее малыша.
Да, встречаются такие ситуации, когда ребенок не хочет заниматься вместе со всеми. Он прячется за шторой, под столом, занимается совсем другими делами. Тогда педагог начинает заниматься… с мамой! В этом нет ничего удивительного и зазорного. Мама выполняет все то, что предназначено для ее малыша, время от времени приглашая (вовлекая) его в работу. Поверьте, рано или поздно любопытный карапуз заинтересуется, что же там его мамочка так усердно лепит из пластилина? В такие моменты начинают свою работу «зеркальные нейроны», которые передаются от матери к ребенку. С помощью них малыш очень быстро воспроизведёт то, что мама делала на занятии.
Самое главное, конечно, терпение родителей. И четкое понимание того, что результат занятий может наступить не сразу. Может через 2 занятия, а может и через месяц.
И это совершенно не значит, что малыш чем-то хуже или лучше своего друга, с которым он занимается. Все дело в индивидуальных особенностях крохи.
Когда малыш поймет, что он легко может справиться и без мамы, он обязательно об этом сообщит. Но пока он еще крепко держит вас за ручку и следит, не ушла ли мама из комнаты, не стоит пытаться сделать его самостоятельным. Ведь гармоничное развитие ребенка, это комплекс работы не только педагога, но и родителя.
Источник