Mba что это и есть ли польза
На определенной ступени карьеры многие начинают задумываться о получении степени MBA. Часто у них возникают одни и те же вопросы: нужно ли это? Где это сделать — в России или за рубежом? Оценят ли российские работодатели?
Екатерина Илащук, руководитель отдела обучения компании AT Consulting, ответила на все вопросы и рассказала, кому действительно стоит получить степень.
Короткая история
Программа MBA впервые появилась в Америке в начале ХХ века. Она приобрела популярность благодаря ориентации на практический опыт. Теория в подготовке обучающихся занимает небольшое место, основной упор делается на работе с практическими кейсами.
Если кратко, то MBA — программа подготовки руководителей высшего звена, профессиональных управленцев. Сотрудники получают практическую информацию от гуру бизнеса. Цель одна — научить управлять людьми, временем и финансами. Набор дисциплин может быть различен: стратегия, управление, лидерство, маркетинг и другие.
Кому это надо
Многие эксперты сходятся во мнении, что самое ценное в MBA — возможность обсудить с ведущими практиками актуальные бизнес-кейсы и получить новые знания. Если суметь правильно использовать этот шанс и грамотно перенять опыт коллег, то ваша работа станет эффективнее. А это уже ведет к продвижению по карьерной лестнице и повышению вашей ценности на рынке.
Но диплома как факта для этого недостаточно. Понятно, что диплом добавляет определенный вес резюме. Но все же работодатели ориентируются на опыт и умения. Например, согласно последнему исследованию HAYS, 40% работодателей отмечают, что профессиональные навыки кандидата важнее, чем степень MBA.
MBA актуально, когда у сотрудника уже есть накопленный опыт, практические кейсы, и он может применить полученные знания на практике, обменяться ими с коллегами по курсу. Смысл получать бизнес-образование есть только тогда, когда тебе нужно решить конкретные практические задачи.
Прежде чем решиться на MBA, задайте себе несколько вопросов:
- Смогу ли я применить приобретенные знания на практике?
- Будут ли у меня на то полномочия, возможности и ресурсы?
- Интересен ли мой багаж знаний сокурсникам?
Если хотя бы на один вопрос ответ «нет», то вы зря потратите время и деньги. Нужно четко понимать конечную цель, иначе отсутствие результатов вас демотивирует. Если MBA не подходит, прокачайте себя на других курсах, поступите в магистратуру или присмотритесь к зарубежным стажировкам.
Альтернативные программы
MBA — это длительная программа, она требует много времени, упорства и денег. Курс включает в себя много блоков и тем, и на реализацию полученных знаний потребуется больше времени. Вот почему сейчас наблюдается тенденция падения спроса именно на полноценный МВА, но при этом продолжает расти интерес к общему бизнес-образованию.
Не все готовы тратить два года на повышение квалификации, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена хотят получать информацию, которая будет полезна здесь и сейчас. Поэтому они все чаще выбирают модульные программы либо ищут решения, позволяющие проходить обучение, минимально отвлекаясь от работы.
Модульные программы предполагают получение необходимых навыков для решения актуальных задач за короткие сроки. Получается, на чаше весов, с одной стороны, большой дорогой сложный продукт MBA, а с другой — короткие модульные программы, позволяющие быстро продвинуться дальше.
Российская или зарубежная школа?
Что касается географии, то все большей популярностью пользуются российские учебные заведения. Всего несколько лет назад все стремились получить «печать» стандарта качества западного MBA-образования. Затем постепенно стали открываться совместные проекты — филиалы иностранных школ, из которых выросли российские.
Пока отечественное бизнес-образование не может похвастаться большим выбором программ, но оно активно развивается, и у него есть ряд преимуществ.
Например, возможность совмещать учебу с работой, в отличие от западного MBA. Получение зарубежного бизнес-образования предполагает выход из рабочего процесса, что не всегда удобно. Кроме того, наши школы хорошо понимают специфику отечественного рынка, а получать бизнес-образование в России дешевле, чем на Западе. Российские школы независимы от курса иностранной валюты.
В конечном итоге не так важно, выберете ли вы российскую или зарубежную программу. Главное — это практическая польза и те цели, которые вы перед собой ставите.
Личный опыт
Одна из популярных бизнес-школ в России — это «Сколково». Например, мы отправляли туда наших сотрудников на обучение, они оставили о ней хорошие отзывы. Программа стоит около 700 тысяч рублей и состоит из четырех модулей, по несколько дней каждый.
Дипломы MBA в нашей компании есть в основном у топ-менеджеров — у кого-то западные, у кого-то российские. Этот момент мы обсуждаем с каждым сотрудником индивидуально и исходя из этого подбираем необходимый курс.
Понятно, что сразу же оценить результаты MBA не получится. У программ пролонгированный эффект. Но точно могу сказать, что смысл в них есть. Развивая одного сотрудника, мы развиваем всю компанию. Менеджеры передают знания своим подчиненным, и повышается эффективность работы всего коллектива. За последние пять лет MBA в нашей компании получили три сотрудника.
Мои советы тем, кто решил получить MBA:
- выбирайте подходящую программу;
- взвешивайте все «за» и «против»;
- изучайте состав преподавателей;
- познакомьтесь с будущими сокурсниками. Необходимо понять, интересно ли будет обменяться с ними кейсами;
- оцените возможность совмещения с работой (если это важно).
Материалы по теме:
Советы венчурных инвесторов: как привлечь деньги в стартап
Сколько можно заработать на интернет-франшизе?
Подготовка к конкурсу стартапов — отдельный проект. Стоит ли участвовать?
Полезная инструкция: как выбрать технологию для веб-проекта
5 советов инноваторам в образовании
Как выглядит образование в новую эпоху
Источник
Бизнес-образование встраивает привычку мыслить глобально, снимает барьеры, а также дарит опыт, который невозможно получить при других обстоятельствах, — так считают выпускники MBA-программ. MBA — знак качества.
Рассказываем, какие двери открывает степень MBA, что должны уметь топ-менеджеры, чтобы оставаться востребованными, в чём различие длинных и коротких программ обучения MBA и обязательно ли учиться за границей.
По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников получили нынешнюю работу благодаря степени МВА.
Михаил Соколов
Глава клуба выпускников Cranfield School of Management в России
«MBA помогает многим снять карьерные ограничения, что позволяет легко поменять позицию, должность или зону ответственности. Например, легко осуществить переход от уровня исполнителя к человеку, который создаёт новые продукты, сервисы, направления. Мне было легко сменить операционное управление на развитие бизнеса. После обучения я перешёл на позицию заместителя генерального директора по развитию компании».
Как российские выпускники MBA оценивают карьерный рост в течение двух лет после обучения
Отличным и хорошим считают свой рост 73% топ-управленцев и 64% менеджеров среднего звена.
84% опрошенных указали увеличение дохода от 31 до 92% спустя два года после обучения.
Несмотря на растущий спрос на MBA-образование, российские работодатели считают его пока скорее преимуществом, чем требованием. Прежде всего ценятся подтверждённые профессиональные навыки, успешные бизнес-кейсы. Есть мнение, что основная причина такого положения дел в том, что в России ещё не сформировался пласт собственников, которые прошли школу MBA и понимают его практическую ценность.
Одна из частых причин получения топ-менеджерами бизнес-образования — поиск идей для развития бизнеса. В этом помогает накопленный опыт одногруппников, который позволяет найти решения в совместном обсуждении.
Также сотрудник с дипломом MBA развивает всю компанию через передачу полученных знаний и навыков своим подчинённым. В результате повышается эффективность работы всей команды.
Согласно данным Graduate Management Admission Council, 33% студентов MBA планируют уйти в другую отрасль деятельности, а 29% — начать свой бизнес. По статистике Forbes, 16% выпускников Стэнфордской школы основали стартапы.
В России перейти в другую сферу деятельности собираются 20‒25%, по результатам опросов Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ.
Степень MBA в хорошей бизнес-школе высоко ценится в международном кругу работодателей и инвесторов. Поэтому некоторые российские студенты по окончании обучения находят работу за границей, — к примеру, переходят из российского офиса в зарубежный либо открывают европейский стартап или ecommerce.
алексей долинский
Сооснователь Coursalytics.com,
магистр права и дипломатии Школы Флетчера (США)
С какими запросами приходят желающие получить MBA?
Самый распространённый вопрос — «а не пора ли и мне поучиться?». Обычно его задают успешные менеджеры и предприниматели, которые не хотят останавливаться в саморазвитии и видят в себе потенциал для большего.
На начальной стадии они довольно смутно представляют себе, что такое программы бизнес-образования, но слышали от друзей и коллег, что МВА — вещь в хозяйстве полезная.
На следующем этапе обсуждаем непосредственные задачи профессионального развития. Выясняется, что для кого-то это просто важная строчка в резюме, которая помогает при трудоустройстве. Для других — возможность получить новые знания и навыки. А третьи хотят систематизировать накопленный практический опыт работы в бизнесе.
Поделитесь несколькими кейсами, которые запомнились, когда диплом MBA помог решить важную бизнес-задачу или чем-то помог выпускнику в карьере или жизни
Комплексная бизнес-программа (называется Advanced Management Program, своего рода сокращённый аналог МВА) позволила российскому топ-менеджеру крупной промышленной корпорации войти в состав правления.
Онлайн-программа Mini-МВА помогла директору российского подразделения международной итальянской корпорации со штаб-квартирой в Италии систематизировать весь предыдущий опыт, получить качественно новые знания о бизнес-управлении и запланировать смену работы.
Топ-менеджер одного из трёх крупнейших сотовых операторов в России встретила на программе Executive MBA любовь своей жизни и вышла замуж вскоре после окончания программы.
Согласно порталу «MBA в Москве и России», примерно половина действующих российских руководителей не обладает умениями и инструментарием для внедрения инноваций и управления изменениями. Разбираемся, какие компетенции должны быть у востребованных управленцев.
Всероссийский конкурс по поиску и развитию управленцев «Лидеры России» заказал масштабное исследование по востребованным управленческим компетенциям — приводим ключевые результаты.
Управление проектами и инновациями. Одной из ключевых форм работы в компаниях становится проектная деятельность. Лидер должен уметь оптимально распределять внимание между проектами, сопровождать и завершать начатое, выстраивать отношениями с шефом, коллегами, акционерами, внешними клиентами.
Управление изменчивой командой. Наблюдается переход от команд с фиксированным составом, понятными задачами и регламентами к «живым» динамичным командам с подвижными границами и составом, меняющимися задачами, смешанными ролями участников. Лидер выступает в качестве дирижёра, который помогает быстро сыгрываться участникам под конкретную задачу и проект, оперативно считывает внешнюю среду и атмосферу команды, маневрирует.
Умение вдохновлять считают важным большинство респондентов.
Умение «переобуваться в воздухе» и обеспечивать быстрый результат. Среди наиболее востребованных компетенций — гибкость, стратегическое мышление и ориентация на результат. Лидер должен уметь проверять свои и чужие гипотезы и перестраиваться по ходу движения.
Ритм стартапа ⟶ ритм большой компании.
Кросс-функциональные переходы и незамыленный взгляд. Современный лидер должен быть готов к горизонтальным перемещениям из одного отдела или бизнеса в другой, переключению на новые задачи-вызовы. Адаптивность и мобильность — новое конкурентное преимущество.
Переход управленца из отрасли в отрасль позволяет компании получить незамыленный взгляд на бизнес, а самому сотруднику — взять новую карьерную высоту.
Источник: Forbes
«Работа с исключениями, быстрое принятие решений в условиях неопределённости, коммуникации и командное решение плохо формализуемых задач — такие компетенции будут требоваться не только от топ-управленцев, но и от линейных менеджеров и производственного персонала.
Это потребует иной корпоративной культуры — основанной на свободе и личной ответственности за результат, поощряющей эксперименты, дающей право на ошибку, стимулирующей горизонтальные взаимодействия», — отмечает ректор Московской школы управления «Сколково» Марат Атнашев.
Согласно исследованию «Сколково», у цифровых компаний-лидеров есть две важные уникальные компетенции: умение выстраивать стратегические партнёрства и понимание клиентского опыта — то, что нужно человеку в конкретный момент и как создать для него эту ценность. Эти компетенции можно назвать «золотыми» в управлении на следующие 10‒20 лет.
- Узнаете про digital-инструменты и получите ценный опыт зарубежных и российских экспертов в сжатые сроки
- Поможем усилить команду, себя как лидера и построить стратегию развития бизнеса в цифровой среде
- Станете частью комьюнити для обмена опытом и поиска деловых партнёров
Также исследование «Сколково» показало, что менеджеры российских и международных компаний обладают общими компетенциями, что позволяет говорить об управленческом стандарте. В этот список входит стратегия, финансы, маркетинг, проектное управление, переговоры — почти всё, что относится к современному стандарту MBA и EMBA.
Алексей Долинский
Сооснователь Coursalytics.com,
магистр права и дипломатии Школы Флетчера (США)
Что помогает получить сильные управленческие компетенции во время MBA-обучения?
За хорошей программой МВА стоит несколько факторов успеха, которые усиливают друг друга.
Преподаватели в ведущих мировых бизнес-школах — эксперты, которые постоянно работают с лидирующими компаниями, изучают и систематизируют их опыт, что позволяет выделять лучшие практики.
Правильно подобранные материалы и бизнес-кейсы позволяют не просто прочитать и узнать факты, но вжиться в атмосферу изучаемой компании и лица, принимающего решения, почувствовать себя на их месте и научиться на их опыте, как на своём.
Возможность пообщаться в доверительной атмосфере с успешными практиками бизнеса — это источник идей, подсказок, вдохновения.
Ну и самое главное — другие участники. На хороших программах встречаются потрясающие люди, которые часто становятся друзьями на всю жизнь, деловыми партнёрами или даже супругами.
Навыки борьбы с климатическим кризисом — это ещё один тренд в области лидерских компетенций, который отмечают международные специалисты в сфере образования.
Увеличивается количество студентов MBA, которые хотят руководить компанией с социальной или экологической миссией. Учесть особенности менеджмента таких компаний позволяет программа устойчивого развития — комплекс экономических и социальных изменений, который основан на бережном использовании природных ресурсов и направлен на улучшение состояния планеты.
Главная цель «зелёных» образовательных программ — обучить управленцев, которые способны внедрить в бизнес принципы экологичной работы и бережного отношения к планете и её ресурсам.
В последнее время очные длительные программы MBA переживают не лучшие времена в связи с ростом популярности онлайн-образования, ускоренных годичных программ и бизнес-магистратур. Согласно исследованию РБК, самые популярные виды образования — тренинги для руководителей, курсы менеджмента и онлайн-курсы для руководителей.
К длинным программам MBA относится классическое MBA-обучение с отрывом от работы.
Короткие программы MBA — это ускоренные и краткосрочные программы.
- Ускоренный MBA позволяет получить степень MBA без отрыва от работы и ориентирован на освоение определённого навыка — например, управления цифровой трансформацией бизнеса.
- Краткосрочные программы MBA могут рассматриваться как вариант повышения квалификации или профессиональной переподготовки — без диплома MBA. Часто учебное заведение предлагает пройти отдельные модули из курса MBA. Это позволяет слушателю оценить, насколько по силам совмещать темп и формат обучения, чтобы принять решение о дальнейшем обучении на программе.
Собрали ключевые отличия:
Несмотря на преимущества полноценных программ MBA, короткие программы достаточно популярны в России. Частично это объясняется тем, что предприниматели хотят получить знания за короткое время и сравнительно небольшие деньги.
Приведём некоторые мнения из исследования РБК.
Академия бизнеса Ernst & Young
Компании всё чаще выходят с запросом на переквалификацию сотрудников и их адаптацию к новым условиям работы. От сотрудников ожидается, что они смогут внедрять цифровые технологии, управлять сложной цифровой средой и распределёнными командами, фокусироваться на комплексном понимании ситуации и поиске творческих решений. Именно поэтому на первое место выходят не только навыки работы с digital-технологиями, но и социальные навыки и навыки мышления.
Увеличился спрос на soft-тематики: межличностные навыки, совершенствование лидерских качеств и развитие навыков мышления. У руководителей на первое место выходят такие темы, как эмоциональный интеллект, построение высокоэффективных команд, персональный бренд и навыки публичного выступления.
Банковский институт НИУ ВШЭ
Мы всё больше ощущаем запрос на короткие программы, связанные с вопросами внедрения инновационных решений и технологий. В то же время остаётся потребность в традиционных навыках, которые требуются собственнику бизнеса или управленцу.
Московская школа управления «Сколково»
Предприниматели часто выбирают отдельные короткие программы — по переговорам, проектному управлению, цифровизации бизнеса и другим темам.
Выбор страны обучения зависит от страны, в которой в дальнейшем собираетесь работать.
Если планируете работать за границей — лучше получить диплом MBA западной бизнес-школы. Получите опыт ведения бизнеса и связи, которые помогут устроиться в международную компанию.
Обучение в России необходимо тем, кто собирается вести бизнес в своей стране. Важно, что программа учитывает специфику России, ведь реалии ведения российского бизнеса и западного значительно отличаются. Также российский MBA позволит познакомиться с авторитетными коллегами-соотечественниками, будущими партнёрами или инвесторами.
Это не означает, что российские программы MBA не включают западный опыт. Престижные российские бизнес-школы привлекают международных консультантов и преподавателей, а также организовывают зарубежные учебные модули. Всё это позволяет российским слушателям наладить в том числе и внешние международные деловые контакты.
алексей долинский
Сооснователь Coursalytics.com,
магистр права и дипломатии Школы Флетчера (США)
Как бы вы охарактеризовали российский рынок MBA, включая онлайн-программы?
Российский рынок крайне плохо структурирован. Мы пока не научились отличать качественное образование от некачественного, поэтому рынок завален поддельными кроссовками адидас от бизнес-образования.
Несколько провайдеров образования предоставляют контент мирового уровня качества или сделали свой собственный контент вполне достойного уровня. Однако подавляющее большинство занимается откровенной профанацией, производством контрафакта или торговлей дипломами.
В этой каше крайне трудно выявлять ценные и качественные продукты.
На что следует обращать внимание при выборе программы MBA и бизнес-школы в России?
Преподаватели
На престижных программах обучают эксперты мирового уровня и российские практики. Отсутствие любого из этих элементов — тревожный сигнал.
Образовательный дизайн
Это широкий спектр образовательных технологий, которые позволяют вовлечь участников в изучаемый материал. Если нет внятной информации о том, как организован образовательный процесс, об этом, скорее всего, просто не подумали.
Подход к отбору участников
Хорошие программы не могут принимать всех желающих — стараются сделать так, чтобы сформированный звёздный состав дополнял друг друга. Чем выше барьер на входе, тем ценнее награда за этим барьером.
- Более низкая стоимость обучения по сравнению с зарубежными программами.
- Возможность совмещать работу и учёбу.
- Программы созданы с учётом российской специфики и на основе российских кейсов.
- На престижных программах нетворкинг не только российский, но и международный.
- Комфортный язык обучения — при обучении на неродном языке информацию усвоить сложнее, поэтому не всё запоминается.
По оценке РБК, российский рынок МВА составляет 3,3 млрд рублей с учётом онлайн-программ. Согласно исследованию РБК-500 (рейтинг 500 крупнейших компаний России по выручке), диплом MBA имеют руководители 50 из 500 компаний, участвовавших в рейтинге.
17 из 50 руководителей получили степень MBA в России, 33 — в зарубежных бизнес-школах. Наиболее широко среди руководителей крупнейших компаний России представлены выпускники MBA-программ бизнес-школ, работающих в рамках РАНХиГС (5 руководителей), INSEAD (4), Московской школы управления «Сколково» (3), Стокгольмской школы экономики (3).
Диплом MBA делает возможным карьерный рост, увеличение дохода, позволяет сменить отрасль, начать свой бизнес, переехать в другую страну.
Наиболее востребованы гибкие лидеры, которые умеют управлять проектами и изменчивыми командами, обладают цифровыми компетенциями и способны к горизонтальным перемещениям.
Умение выстраивать стратегические партнёрства и понимание клиентского опыта — «золотые» управленческие компетенции.
В международный и российский управленческий стандарт входит стратегия, финансы, маркетинг, проектное управление, переговоры — почти всё, что относится к современному стандарту MBA и EMBA.
Несмотря на преимущества полноценных программ MBA, короткие программы достаточно популярны в России. Частично это объясняется тем, что предприниматели хотят получить знания за короткое время и сравнительно небольшие деньги.
Делайте осознанный выбор.
Источник