Милостыня в пользу бедных в исламе

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).
Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.
Виды садака
1. Материальная милостыня
Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:
«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)
2. Оказание помощи
Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.
Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:
– разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;
– милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;
– непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».
От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).
В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».
То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.
Правила раздачи садака
1) Милостыню следует раздавать скрыто
При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:
«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)
В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.
Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.
2) Активно раздавать в Рамазан
Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году – Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).
Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно – её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.
3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом
Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).
Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».
Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).
Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.
Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.
4) Не скупиться на милостыне
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).
5) Нежелательно заниматься попрошайничеством
Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).
Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.
Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).
Достоинства милостыни
- Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:
«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)
- Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень – Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
- Садака – средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
- Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
- Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)
- За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
- Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)
- Раздача садака – это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
- Милостыня – одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).
Дуа за садака
Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:
«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ’»
Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»
Когда садака не принимается
Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина – это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято – харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.
Источник
Есть два вида милостыни:
1. Обязательная – являющаяся столпом Ислама (закят).
2. Желательная милостыня (садака).
Мы в нашем материале затронем вторую, которая совершается по своему желанию и является сунной Пророка (мир ему и благословение). Милостыня – объединяет людей и разжигает любовь и милость в сердце каждого человека. Если бы люди оказывали милостыню всем нуждающимся, на земле вряд ли остались бы бедные.
Есть выражение – сытый голодного не разумеет. К сожалению, оно соответствует действительности. Но мы должны понять одно: уходя из этого мира, мы не заберём ничего, кроме своих деяний.
Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. Великий сподвижник Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Намаз – опора религии, джихад – вершина деяний, а садака– это что-то удивительное! а садака– это что-то удивительное! Когда его спросили о посте, он ответил: «Пост–это щит от огня ада». Далее Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая», а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага(полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет?» На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает )» Задали ещё один вопрос : «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям» (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).
От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ”Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее – но не содержащее бараката», ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому» (Байхаки).
Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад» (Байхаки).
Щедрый человек радует и притягивает сердца людей. И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой – далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и долёк от Огня» (Тирмизи). Человека, который помог в трудную минуту, никогда не забывают и молятся за него.
Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой» (Абу Давуд, Табарани от Ибн Масуда). То есть, если кто-то болеет, то пусть ради Аллаха раздаёт милостыню.
Заххак, со слов Наззаля Ибн Субрата, сказал: «На вратах Рая написаны три строчки:
«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник».
«Община – грешна, а Господь –Прощающий».
«Мы нашли наши деяния – и получили выгоду из совершенного, и остались в убытке – от упущенного».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того кто дает милостыню и днем и ночью, Аллах сохранит от укуса змеи, от катастрофы и от внезапной смерти».
Также говорят: «От того, кто отвергает пять вещей, Аллах отвергает столько же:
1. От отвергшего закят Аллах отвергает сохранность его имущества.
2. От отвергшего милостыню Аллах отвергает здоровье.
3. Землю, с которой не отдавалась десятая часть урожая (закят,) Аллах лишает благодати.
4. Отвергавшему мольбу Аллах не отвечает.
5. Пренебрегающему намазом Аллах отвергает слова свидетельства перед смертью.
Нередко люди, имеющие большие деньги, тратят их необдуманно, бывает что и на запретное. Однако могут отказать действительно нуждающемуся в помощи, а если и дадут, ещё и упрекают тем что помогли.
Они забывают, что человек, который, отдал милостыню ради Аллаха, всё равно, что отдал в долг, который вернётся ему в самое нужное для него время – в День суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ангел взывает из врат небес: ”Давшему в долг сегодня – его (долг) вернут завтра!” (ибн Хаббан). Каждый, давая милостыню, должен думать, что просто откладывает в свою копилку на День суда.
У некоторых богатых людей сложилось ошибочное мнение, что нуждающиеся – это изгои и недостойные люди, так как Аллах им не дал, а значит – унизил. Знали бы такие люди, как они ошибаются, потому что:
1. Всё принадлежит Аллаху. В Коране Он сказал: «Всё, что на небесах и земле, – принадлежит Аллаху» ( Аль-Бакара). Значит, всё, что имеют богачи, – данное Аллахом.
2. Также в Коране Аллах сказал: «Аллах наделяет уделом кого пожелает, без учёта». Дающий– только Аллах, и никто не может преувеличить что-либо без ведома Аллаха.
3. Где гарантия, что сам не обеднеет? Если же обеднеет, вряд ли будет считать себя униженным.
Каждый должен понимать, что уйдёт из этого мира. Покидая этот бренный мир, человек, кроме своих дел, ничего отсюда не забирает. И зависимости от них, ему уготовят могилу его.
Да поможет нам Аллах, и не окажемся мы из числа скупых людей. Аминь!
Источник
Мусульманка знает, что Аллах не оставляет без награды творящих добро. Всевышний Аллах сказал: Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом. Сура 2 «Корова»,аят 273
Она уверена, что Всевышний Аллах дарует ей во много раз больше того, что она расходует ради Него, и Он почтит её в этом мире и дарует ей щедрую награду в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий. Сура 2 «Корова», аят 261Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Сура 34 «Саба», аят 39
Всё, что вы расходуете, идёт на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо. Сура 2 «Корова», аят 272
Мусульманка знает, что если она не будет расходовать своё имущество, а станет накапливать его и позволит жадности взять над собой верх, Всевышний Аллах лишит её этого имущества, которое Он же однажды даровал ей. Посланник Аллаха сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела. Один из них говорит: «О Аллах, возмести расходующему свои средства на благое!» А другой говорит: «О Аллах, приведи [имущество] скупого к уничтожению!»» [Бухари; Муслим].А в одном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал: «Расходуй, о сын Адама, тогда и на тебя будут расходовать» [Бухари; Муслим].
Мусульманка понимает, что, расходуя свои средства на пути Аллаха, она не уменьшает их, а, напротив, увеличивает и добавляет им благословения. Посланник Аллаха сказал:«Милостыня не уменьшает имущество…» [Муслим]. Мусульманка знает, что её настоящее имущество — то, которое попало в список её благих дел, и только оно останется у неё, а всё остальное исчезнет. Мать верующих ‘Аиша передаёт, что однажды они зарезали овцу, и Пророк спросил: «А что осталось от неё?» Они сказали: «Осталась только лопатка». Тогда он сказал: «Осталось всё, кроме лопатки» [Тирмизи]. То есть они раздали всё мясо этой овцы в качестве милостыни, оставив себе только лопатку, и они получат награду за всё это мясо, кроме оставленной лопатки. Получается, что на самом деле осталась вся овца, кроме лопатки. Пророк, говоря это, хотел объяснить своей общине, что израсходованное ради Всевышнего — это настоящее имущество человека, которое остаётся у него и приносит ему пользу, а то, что он оставляет себе, напротив, уходит безвозвратно и теряется.
Мусульманка спешит исполнять веления Всевышнего, поэтому она не упускает возможности потратить свои средства на благое, зная, что награда расходующего на пути Аллаха велика.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что однажды Пророк, который вышел из мечети вместе с Билялем, подошёл к женщинам, решив, что они не слышали того, что он говорил. И он принялся увещевать их и велел им подавать милостыню. Тогда женщины стали отдавать свои серьги и кольца, а Биляль собирал всё это в полу своей одежды.
Матери верующих и женщины наших праведных сподвижников были образцом великодушия и щедрости и неустанно расходовали на пути Всевышнего Аллаха. Аз-Захаби пишет в жизнеописании ‘Аиши (в книге «Жизнеописания благородных людей = Сийар аль-а’лям аннубаля»), что она раздала в качестве милостыни семьдесят тысяч дирхемов при том, что её рубаха протёрлась до дыр.
Однажды Му’авия послал ей сто тысяч дирхемов, и она сразу же раздала их нуждающимся. Её служанка сказала ей: «Ах, если бы ты купила для нас мяса хотя бы на дирхем!» ‘Аиша сказала в ответ: «Что же ты мне раньше не сказала?» Му’авия также послал ей ожерелье стоимостью в сто тысяч, и она разделила его между матерями верующих. Му’авия также послал ей ожерелье стоимостью в сто тысяч, и она разделила его между матерями верующих. А Ибн аз-Зубайр послал ей два сосуда, в которых было сто тысяч дирхемов. Она велела принести миску и начала делить деньги между людьми. Когда наступил вечер, она сказала девочке-служанке: «Принеси мне мою еду». Она постилась и хотела совершить разговение, потому что время уже наступило.
‘Аиша очень много постилась. Служанка сказала: «О мать верующих! Неужели ты не могла купить для нас мяса на дирхем?» ‘Аиша ответила: «Не порицай меня… Если бы ты напомнила мне, я бы сделала это». Её сестра Асма была не менее щедрой. Её сын ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр рассказывает: «Я никогда не видел женщин щедрее, чем ‘Аиша и Асма, однако их щедрость была различной. ‘Аиша собирала понемногу, а когда набиралось много, делила собранное и раздавала. А Асма ничего не откладывала на завтра». Мать верующих Зайнаб бинт Джахш работала и раздавала полученное в качестве милостыни. Она была щедрее всех матерей верующих и делала много добра. Посланник Аллаха сказал своим жёнам о ней: «Быстрее всех ко мне присоединится та из вас, у которой самые длинные руки». ‘Аиша сказала: «Мы стали измерять, чьи руки длиннее, а потом выяснилось, что речь шла о Зайнаб, ибо она работала своими руками и раздавала заработанное в качестве милостыни» [Муслим].
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал ей назначенное ей содержание. Когда присланное внесли в её дом, она сказала: «Да простит Аллах ‘Умара! Другие сёстры разделили бы это лучше, чем я». Ей сказали: «Это всё тебе». Тогда она воскликнула: «Преславен Аллах! Ссыпьте это здесь и накройте одеждой». Когда это было сделано, она сказала Барзе бинт Рафи, передатчице этой истории: «Просунь руку под покрывало, возьми оттуда горсть и отнеси таким-то». При этом она назвала имена своих родственников и сирот из их числа. Она говорила так до тех пор, пока под одеждой не осталось совсем немного. Тогда Барза сказала ей: «Да простит тебя Аллах, о мать верующих! Клянусь Аллахом, мы имели на это право!» Зайнаб сказала: «Вам — то, что осталось под одеждой». Барза сказала: «И мы нашли под одеждой восемьдесят пять дирхемов. После этого Зайнаб воздела руки к небу и сказала: «О Аллах! Пусть не застанет меня дар ‘Умара после этого года!» — и она действительно умерла, не дожив до него».
Ибн Са’д передаёт, что когда к Зайнаб принесли деньги, она стала говорить: «О Аллах! Пусть не застанут меня эти деньги в следующий раз, ибо, поистине, они — искушение». Затем она разделила их между своими родственниками и нуждающимися. ‘Умару сообщили об этом, и он сказал: «Это женщина, которой желают блага…» Затем он пришёл к её дверям и велел передать ей приветствие. Он сказал: «Мне сказали, что ты раздала все деньги». После этого он послал ей ещё тысячу, чтобы она оставила её себе, однако Зайнаб раздала и её, не оставив себе ни дирхема, ни динара.
Среди женщин, чья щедрость осталась в истории, можно назвать Сукайну бинт аль-Хусейн, которая раздавала почти всё, что имела. А если у неё не было денег, она снимала с себя украшения и отдавала бедным и неимущим.Следует упомянуть и ‘Атику бинт Язид ибн Му’авия, которая пожертвовала всё своё имущество бедным из числа своих родственников из семейства Абу Суфьяна.
Умм аль-Банин, сестра ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза, была настолько щедра, что даже говорила о себе: «У каждого человека есть увлечения и пристрастия. Моё пристрастие — давать людям». Каждую пятницу она освобождала одного раба и давала коня для борьбы на пути Всевышнего Аллаха. Она говорила: «Тьфу на скупость! Если бы она была рубахой, я бы не надела её, и если бы она была дорогой, я бы не пошла по ней!»
Зубайда, жена халифа Харуна ар-Рашида, на свои деньги прорыла для жителей Мекки и паломников канал, который был связан с родниками и местами, в которых обычно собиралась дождевая вода. Этот канал назвали ‘Айн-Зубайда («источник Зубайды»). В те времена это было настоящим чудом.Когда её казначей начал возражать ей, сказав, что затраты будут очень большими, она произнесла свою знаменитую фразу: «Начинай работу, даже если каждый удар топора будет обходиться тебе в динар!» Подобных примеров в истории очень и очень много. Искренне верующие женщины, богобоязненные и благородные, всегда были равнодушны к мирским благам и щедро расходовали своё имущество на пути Всевышнего Аллаха. Такие женщины были во всех местах и во все времена. Об этом свидетельствуют многочисленные вакфы, школы, мечети и больницы, построенные ими. Они не дожидались, когда к ним придут и попросят о чём-нибудь. Они сами искали нуждающихся — бедных, сирот, вдов и тех, в чей дом пришло горе. И сегодня есть такие женщины. Они создают благотворительные проекты, помогают бедным и расходуют на пути Аллаха, стремясь снискать Его довольство и войти в Его Рай…
Мусульманка подаёт милостыню, даже если у неё скромные доходы. Она не стесняется подать мелкую монету, потому что знает: Аллах не возлагает на душу ничего, кроме посильного для неё, и Он вознаграждает за всякое добро, большое и маленькое: «…и кто сделает добро весом с пылинку, увидит его».
Мусульманка понимает, что у всех людей разный удел: кому-то Аллах дарует огромное богатство, а кому-то суждено иное — и каждый должен делать добро в соответствии со своими возможностями. Поэтому она отдаёт то, что может, не стыдясь незначительности подаяния. Главное, она делает это с искренним намерением ради Аллаха, а значит, у Всевышнего оно будет велико.
Милостыня не обязательно должна быть большой — такого условия нет ни в Коране, ни в Сунне, — и скромное подаяние может принести бедному верующему большую награду, чем щедрое — богатому. Видя человека, который подаёт нищему мелкую монету, и человека, который, не колеблясь, достаёт из кармана или кошелька крупную купюру, мы зачастую пренебрежительно относимся к подаянию первого (а то и подозреваем его в скупости), потому что оно кажется нам слишком малым и незначительным, и восхищаемся щедростью второго. А если бы мы задумались на минуту, мы бы поняли, что человек, подавший двести рублей, имея всего две тысячи, израсходовал на пути Аллаха, стремясь к Его довольству и награде, десятую часть своего состояния. А какую часть своего состояния потратил богач, который подал тысячу и оставил у себя миллионы?
Мусульманка помнит наказ Посланника Аллаха: «Защищайте себя от Огня — хотя бы с помощью половинки финика» [Бухари]. Посланник Аллаха сказал ‘Аише: «О ‘Аиша! Огради себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, ибо голодному она приносит такую же пользу, как и сытому» [Ахмад].
Мусульманка может подавать в качестве милостыни еду, которая есть у неё в доме, или что-нибудь из имущества мужа, если она уверена в том, что он не стал бы возражать. Посланник Аллаха сказал: «Если женщина подаст в качестве милостыни что-нибудь из еды, которая имеется у неё дома, не нанося никому ущерба, она получит награду за то, что отдаст, её муж получит награду за то, что он заработал, и такую же награду получит слуга, который вынесет эту еду. И награда любого из них никак не уменьшит награды других» [Бухари].
Мусульманка — источник блага, и она стремится принести людям пользу и добро своими словами, делами и имуществом. Она поступает так, как учит её ислам — религия добра, щедрости, милосердия и любви. Она помнит о том, что любое благое дело записывается ей как милостыня. Абу Муса сказал: «Однажды Пророк сказал:«Каждый мусульманин должен подавать милостыню». Люди спросили: «О Пророк Аллаха, а если он не найдёт, что подать?» Он ответил: «Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного». Люди спросили: «А если он всё равно не найдёт что подать и не сможет подавать милостыню?» Он ответил: «Тогда ему следует помогать нуждающемуся, который оказался в беде». Люди снова спросили: «А если он не сможет?» Он ответил: «Тогда пусть побуждает к одобряемому и благому». Люди спросили: «А если он не сможет и этого?» Он ответил: «Тогда он должен воздерживаться от всякого зла, и это зачтётся ему как поданная милостыня»»[Бухари; Муслим].
Ислам предоставил возможность совершать благие дела всем верующим — мужчинам и женщинам, богатым и бедным. Он открыл перед ними врата блага, и каждый может войти
в них. Всевышний назвал благие дела милостыней, чтобы бедный человек не чувствовал себя обделённым и ущербным из-за того, что он не в состоянии подать милостыню. Верующий, которому нечего расходовать на пути Аллаха, знает: совершая любое благое дело, он как будто подаёт милостыню. И если состоятельный получит награду за поданную им милостыню, то бедный получит награду за то добро, которое он делает с искренним намерением ради Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Каждое доброе дело — милостыня» [Бухари; Муслим].
Таким образом, ислам обеспечил каждому верующему возможность делать добро, созидать, плодотворно трудиться на пути Аллаха и получать за это щедрую награду от Господа миров. Благодаря этому сердца верующих, особенно тех, у кого мало имущества, спокойны. Они чувствуют себя полноценными членами мусульманской общины, вносящими свой вклад в её развитие. Они поддерживают её и укрепляют наряду с остальными мусульманами, понимая, что богатство — не главное в жизни. Кому-то Всевышний даровал щедрый удел и предоставил возможность расходовать на пути Аллаха.
А кому-то Он предоставил возможность вершить благие дела иного рода. Однако и те, и другие делают добро, за которое Всевышний Аллах обязательно вознаградит их. Мусульманка понимает, что не каждый нуждающийся решается попросить о помощи. Верующим свойственна стыдливость и скромность, поэтому нередко даже очень бедный мусульманин не решается сообщить людям о своём положении и обратиться к ним за помощью. Она старается найти таких нуждающихся, потому что они больше заслуживают подаяния, чем те, которые сами протягивают руку.
Посланник Аллаха сказал: «Не тот беден, кто получает один-два финика или кусок-другой еды. По-настоящему беден тот, кто воздерживается от просьб» [Бухари; Муслим]. Посланник Аллаха сказал: «Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой еды или один-два финика. По-настоящему беден не имеющий того, что избавило бы его от необходимости просить других, но люди об этом не догадываются и потому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям» [Бухари; Муслим].
Мусульманка старается подать сироте. А если она состоятельна, то она полностью обеспечивает одного или даже нескольких сирот. Она берёт их на своё попечение, воспитывает их и даёт им всё, в чём они нуждаются, потому что попечителю сироты уготована щедрая награда и его ожидает великий почёт — соседство с Посланником Аллаха в Раю. Посланник Аллаха сказал: «В Раю мы с опекающим сироту будем как эти [пальцы]» — и он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга. Не забывает мусульманка и о вдовах и неимущих, помня слова Посланника Аллаха : «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто простаивает всю ночь в молитве и постоянно постится днём» [Бухари; Муслим].
Забота о сироте бедняке и вдове относится к числу самых благородных дел, а мусульманка не упускает возможности совершить благое дело, особенно если Всевышний даровал ей богатство.
https://muslim-dress.blogspot.com/2012/02/blog-post_21.html
Источник