Мячи в детском саду польза
Илюхина Ольга
Консультация «О пользе мяча для ребенка дошкольного возраста»
О пользе мяча для ребенка дошкольного возраста
Физическое воспитание выступает наиболее существенным условием гармоничного развития ребенка. Приобщение к спорту и физической культуре дает человеку с раннего детства дает человеку физическое здоровье и закалку, воспитывает быстроту реакций и ловкость, развивает чувство дружбы и повышает активность в целом. Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста возможно лишь при комплексном сочетании физического воспитания, природы и ее оздоравливающих факторов, физических упражнений и тому подобного.
Огромное место в физическом развитии ребенка дошкольного возраста занимают физические упражнения с элементами игр спортивного или группового характера. Овладение разнообразными формами физических упражнений ведет к всестороннему их развитию и становлению в последующей жизни.
В разделе физического воспитания упражнения с мячом должны находиться на первом месте, начиная с двух летнего возраста. Они начинаются с самых простых упражнений, а затем должны усложняться от группы к группе, переходя возрастные периоды вместе с малышом. Усложнение происходит с одной стороны за счет введения дополнительных заданий, а с другой – за счет выполнения их в более сложных формах.
Обычно мяч выступает в качестве развития достаточно важных физических качеств ребенка, таких как ловкость, сила, меткость и другое. Тем не менее, возможности рассматриваемой нами игрушки нельзя исчерпать лишь этим. Мяч способен помочь развитию многих психологических способностей.
Например, способность общения и взаимодействия с другими, принимать и отдавать мяч, удерживать его.
Основная цель использования мяча – это обучить малыша обхвату и удержанию круглых предметов самого разного качества и объема. Изначально маленьким дошколятам лучше покупать совсем маленькие мячики, так как ребенок может удержать их одной рукой. С возрастом ребенку можно покупать мячи разного объема, они могут расти вместе с ребенком.
При этом ребенок должен стараться осуществлять броски разной дальности, а также точности. Для детей от года до двух интерес представляет не бросание мяча, а скатывание его с пологой поверхности. Чем старше становится ребенок, тем задания могут быть сложнее. Например, совместно с папой и мамой можно научиться закатывать мяч в определенной ширины ворота или ямку.
В обычных магазинах можно купить мячи разного размера, формы и качества. К примеру,это могут быть:
– воздушные шары.
– большие надувные мячи.
– теннисные мячики.
– мячи от пинпонга.
– спортивные резиновые мячи разного объема, все зависит от возраста ребенка.
– тряпичные мячи.
– мячики, изготовленные из ваты.
– клубки ниток.
Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
Мяч, выступая основным для бросания и метания предметом, должен всегда быть в распоряжении ребенка.
Действия с мячом должны быть включены не только в развивающие программы дошкольных учреждений, но и в совместные игры родителя и ребенка. Они становятся и активными инструментами самостоятельной игры дошкольников.
Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений.
.Игры с мячом развивают ритмичность и точность в движениях, формируют ловкость.
Родители могут выполнять такие действия в процессе взаимодействия с ребенком:
1. показывать ребенку, какие именно действия он может выполнять с мячиком. Это помогает ребенку получать собственный двигательный опыт.
2. можно научить ребенка держать его сначала в двух, а потом в одной руке.
3. отталкивать от себя, обхватывать пальцами и т. п.
В дошкольном учреждении задача воспитателя постараться сформировать в детях командный дух. Для этого детей третьего года жизни начинают объединять в команды и играть вместе с ними. В каждой возрастной группе мячи должны быть маленькими или большими, выполненными из разного материала. Это определяется физическим здоровьем детей, а также их возрастом.
Для того чтобы все дети правильно выполнили упражнение, им должен владеть сам воспитатель или в группе должен быть ребенок, который уже умеет его выполнять.
В момент выполнения упражнений педагог обязательно должен комментировать действия детей, важна и их коррекция со стороны воспитателя, особенно если они отличаются однообразностью.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Очень важно в момент игры с мячом переключать внимание ребенка на другие действия. Для этого можно придумать упражнения по типу мячик отдыхает.
Для того, чтобы игры с мячом и в родительской семье и в группе дошкольников были наиболее удачными и приносили положительный результат,необходимо помнить:
1. дети любят играть с мячом, по этой простой причине они должны ощущать его природу. Они должны иметь как можно больше самостоятельности при выполнении упражнений с мячом.
2. выполняя упражнение с мячом важно уделять внимание каждому ребенку, если дети находятся в группе и учитывать сущность всех движений, если ребенок один.
3. очень важно уметь вовремя находить слова одобрения, особенно если ребенок затрудняется в выполнении упражнений.
4. выполнение упражнений должно чередоваться с активным отдыхом, когда дети могут просто поиграть с мячом. Это будет выступать как бы подготовительным этапом к будущим упражнениям.
4. в младших группах действия с мячом постоянно обыгрываются.
5. для маленьких детей обязательно выполнение упражнений по бросанию мяча в цель.
Таким образом, мяч выступает универсальным инструментом развития дошкольника. Он формирует не только четкость действий и выносливость, но и спокойствие, а также достижение поставленной цели.
Литература
1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2003. 275с.
2. Адашкявичене Э. Й.Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.:, 1992. 264с.
3. Холодов Ж. К.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 33; 39 — 40 с.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.
(ГБДОУ детский сад №35 Калининского района Санкт-Петербурга).
Консультация для родителей
«Игры с мячом – польза для всего организма»
Подготовила воспитатель
ГБДОУ №35 Калининского района
Семенова Виктория Валентиновна
2016г.
Санкт-Петербург.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
О значении мяча
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Учимся играть вместе
Как же научить ребенка ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении детей преимущественно используются игровые приемы.
Так как дети лучше воспринимает показ движения, чем его словесное описание, независимо от его сложности или новизны взрослый показывает упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением.
Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности. Зрительные впечатления у детей преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении, и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т.п. Например, показывая ребенку, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, мама или папа сопровождают показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу свой мячик далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я возьму мяч двумя руками и подниму его вверх. Какой красивый у меня мячик! А теперь я спрячу его за голову. И… брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!»
Пояснение чаще всего сопровождается показом даже при выполнении знакомого упражнения: взрослый напоминает, что надо делать, и тут же сам дает показ движения.
Конечно, ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными.
Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные навыки, он начинает выполнять движения более свободно, без лишнего напряжения. У ребенка появляется своеобразное «чувство мяча». Таким образом, ребенку свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.
Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?
- Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.
- Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего малыша.
- Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с ребенком, когда он будет находиться в хорошем настроении.
- Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.
- Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
- Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего ребенка похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать игру более понятной, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.
Неудивительно, что игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, и т.д.)
Теперь любой ребенок имеет возможность выбрать мяч для игры на любой вкус: из резины, кожи, пластика, любого цвета, прыгучий или не очень.
Ушакова Татьяна Васильевна
Значение игр и упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка
Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
С. А. Шмаков
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.
Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
А систематические игры и упражнения с мячомактивно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.
К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:
• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.
Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.
• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.
Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.
• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.
Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.
• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.
Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.
• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).
Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
Постараться должен мяч – этот друг веселый.
• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.
Мяч влетает высоко, осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.
• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.
Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.
• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.
Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.
• Метание малого мяча в вертикальную мишень.
На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.
• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)
Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.
Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.
Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!
Игры с мячом – это любимое занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.