Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов
В своем высказывании известный публицист поднимает проблему нравственности в обществе и соотносит его с нормами права, существующими в данном обществе. По его мнению, обилие законов говорит о низком уровне нравственности, а большое число судебных процессов говорит о том, что законы не работают. Я согласен с мнением автора.
Высокая нравственность
Нравственность – это моральное качество человека, правила, которым он следует, его представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Основными моральными нормами выступают:
- благоразумие – способность прислушиваться к собственному разуму, действовать только после обдумывания;
- воздержание – умеренность в еде, развлечениях, удовольствиях, в стремлении к накоплению материальных благ;
- справедливость –- понятие о соответствии наказания проступку, вознаграждения деянию;
- стойкость – способность переносить неудачи;
- трудолюбие – любовь к труду, желание много и усердно работать;
- смирение – способность человека спокойно реагировать на негатив, умиротворение;
- вежливость – доброжелательное и уважительное отношение к людям.
Когда в государстве слишком много законов, это свидетельствует о том, что население не способно придерживаться законности и соблюдать правила и нормы с меньшим их количеством, то есть нравственность граждан такой страны находится на низком уровне.
То же можно сказать и о многочисленности судебных процессов. Увеличение числа преступников, над которыми проводятся суды, свидетельствует о существовании произвола со стороны властей. В таком государстве в число нарушителей законов могут записать кого угодно — достаточно лишь подобрать нужный закон.
Расстрельный дом
В период с 1935 по 1950 года в здании Военной коллегии Верховного Суда СССР были проведены десятки тысяч судебных процессов, и многие из них заканчивались обвинительным приговором, по которому осужденному грозила смертная казнь. Часть смертных казней приводилась в исполнение прямо в подвале здания, вот почему он получил такое название в народе.
Суд происходил не дольше получаса, в день могло состояться до 100 судебных заседаний. Обвиняемый не имел права на защиту, показания свидетелей даже не проверялись, ведь приговор был вынесен заранее. Лишь сам осужденный не знал, что ему грозит смерть, об этом он узнавал только непосредственно во время приведения приговора в исполнение.
Эта чудовищная машина по репрессированию и физическому уничтожению неугодных верховному руководству людей является ярким примером того, как многочисленность судов говорит в первую очередь о произволе со стороны властей, издающих нечеловеческие законы, по которым можно осудить любого человека.
Антикоррупционная политика
О том, что брать взятки запрещено законом, знает каждое должностное лицо. Тем не менее ежегодно коррупция наносит ущерб отечественной экономике на сотни миллионов долларов. Периодически парламент издает очередной закон, призванный покончить с этим явлением, увеличивая тяжесть наказания или ставя препятствия для коррупционной деятельности. Создаются рабочие комиссии по выработке оптимальной стратегии, назначаются общественные дебаты, но воз и ныне там: брали, берут и будут брать.
Такое обилие законотворческой деятельности лишь свидетельствует о бессилии государства перед лицом коррупции и о низком уровне нравственности чиновников, берущих взятки.
Таким образом справедливость слов П. Буаста полностью подтверждается приведенными примерами.
Источник
В своем высказывании знаменитый мыслитель XVIII века рассуждает о проблеме работоспособности законов в государстве. По его мнению, законы можно сравнить с лекарями, пытающимися победить болезнь – человеческие проступки. Тот факт, что за одним законом выходит второй, затем третий и так далее, говорит о бессилии государства перед лицом создавшейся проблемы, так же, как в случае сильной хвори зовут одного лекаря за другим, в надежде, что очередной доктор сможет найти способ излечить больного. Я согласен с мнением автора.
Как работают законы
Государство –это политическая форма организация общества на определенной территории, которая управляет населением, проживающим на этой территории, с помощью аппаратов управления и принуждения. У него есть ряд важных функций:
- правовая — обеспечивает соблюдение законов, правопорядка, охранят права и свободы граждан;
- политическая — обеспечивает политическую стабильность, определяет стратегию развития общества;
- организаторская — координирует и упорядочивает деятельность всех субъектов политической системы, контролирует исполнение законов;
- экономическая — управляет экономикой с помощью кредитов и налогов;
- социальная — создаёт среду для успешного развития общества: здравоохранение, общественный транспорт, поддержка незащищенных слоев населения, сотрудничество различных слоев общества;
- культурная — создаёт условия для удовлетворения культурных потребностей граждан;
- образовательная — обеспечивает получение образования и предоставляет для этого равные возможности.
Выполнение возложенных на него функций государство осуществляет с помощью издания законов – нормативно-правовых актов, действующих в пределах данной правовой системы. Однако в том случае, когда закон не работает – в силу каких-либо причин – то государство в лице своих должностных лиц должно провести анализ и выяснить причину проблемы.
Тем не менее чаще всего государство всего лишь издаёт новый закон в надежде, что он исправит ситуацию и других вмешательств не потребуется.
ОПО
Одним из аргументов в пользу утверждения Вольтера может послужить тот факт, что в Российской Федерации действует огромное количество надзорных органов, которые проверяют деятельность опасных промышленных объектов. Вызывает недоумение, почему в зарубежных странах, где работают точно такие же заводы и предприятия, административный контроль не столь силён.
Одной из причин служит тот факт, что федеральные законы, регулирующие работу таких производств в нашей стране, попросту не работают. В связи с чем государство вместо комплексного подхода к проблеме, отделывается лишь ужесточением наказаний, изданием новых законов и тем, что уполномочивает различные структуры проверять деятельность опасных производственных объектов.
Нет Конституции – нет проблемы
Существует и обратная ситуация, когда минимальное количество законов с успехом компенсируется осознанным отношением граждан к своим обязанностям. Такой страной можно назвать Великобританию, в которой фактически отсутствует основополагающий закон для любого государства – Конституция. Вместо неё британцы руководствуются многочисленными прецедентами, обычаями и законами. Таким образом Великобритания не ограничивает себя и может принять, чисто теоретически, любой закон.
Помимо Вольтера, схожую мысль о пагубности большого количества законов высказывали и другие мыслители, например, Тацит и Лао Цзы. Действительно — излишние административные препоны, чересчур сложное и запутанное законодательство нисколько не говорят в пользу государства, скорее наоборот, служат доказательством его бессилия перед проблемами.
Источник
— Пьер Буаст
Последнее обновление 18 января 2019 г.
Темы
польза, нрав, многочисленность, закон, свидетельства, процесс, свидетельство
Пьер Буаст267
французский лексикограф и поэт 1765 – 1824
Похожие цитаты
„Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов?“
— Гораций римский поэт -65 – -8 до н.э.
О законе
„Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.“
— Публий Корнелий Тацит древнеримский историк 54 – 120
Без источников
О законе
„Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.“
— Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) 1694 – 1778
О болезнях, О законе
„Устанавливает законы всякая власть в свою пользу.“
— Фрасимах -459 – -399 до н.э.
О законе, О власти
„Нельзя применять многочисленности без необходимости.“
— Уильям Оккам английский философ, францисканский монах 1285 – 1349
Quaestiones et decisiones in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi (ed. Lugd., 1495), i, dist. 27, qu. 2K
Numquam ponenda est pluralitas sine necessitate.
„Природа говорит так: “Либо изучай мои законы, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять еще и лишения.“
— Микаэл Налбандян армянский писатель, философ, революционный демократ 1829 – 1866
О законе, О природе
„Есть менты, есть мусора. Менты — те, кто действует в рамках закона, мусора — те, кто пользуют закон, как девочку с притона“
— Баста (музыкант) Андрей Ливман сотрудник! 1980
Не верь звёздам, Мент
Ноггано
О вере, О законе
„Эмигранту не подобает иметь многочисленное семейство…“
— Саша Чёрный российский поэт 1880 – 1932
«Афоризмы профессора Ф.С.Смяткина» (1925)
после 1917 года
Источник: Саша Чёрный, «Афоризмы профессора Ф.С.Смяткина» (1925) https://cherny-sasha.lit-info.ru/cherny-sasha/satira-v-proze/aforizmy-professora-smyatkina.htm
„Охотнее всего он слушал себя перед многочисленной аудиторией.“
— Жюльен де Фалкенаре
„Самые многочисленные армии — далеко не самые сильные.“
— Эмиль Жирарден французский журналист, писатель, политик 1802 – 1881
„Радость часто бывает матерью многочисленных глупостей.“
— Самуэль Ричардсон английский писатель 1689 – 1761
О глупости, Радость
„Говорят, что человек — это разумное животное. Всю свою жизнь я искал хоть какие-то свидетельства в пользу этого утверждения.“
— Бертран Рассел британский философ, логик и общественный деятель 1872 – 1970
Из вторичных источников
О животных
„Мужчины создают законы, женщины — нравы.“
— Франсуа Гибер
О законе, О женщинах
„Хорошие законы порождаются дурными нравами.“
— Амвросий Феодосий Макробий 370 – 430
О законе
„Закон подлости никому не нравится, но почему-то везде исполняется. А есть закон, который всем нравится, но почему-то везде нарушается — это Закон справедливости.“
— Стас Янковский
О законе, О справедливости
„Мне нравится Йоахим Лев. Я пользуюсь таким же шампунем и дезодорантом, как он.“
— Юрген Клопп немецкий футболист и тренер 1967
„При завоеваниях недостаточно оставлять покоренному населению его законы, надо еще оставить ему его нравы: народ всегда больше защищает свои нравы, чем свои законы.“
— Шарль Луи Монтескье французский писатель, правовед и философ 1689 – 1755
недостаточность, О законе
„О великих людях нужно судить не по сомнительным и слабым местам, а по их многочисленным удачам.“
— Гней Помпей Гемин (Помпей Великий)
О месте, О людях
„По многочисленным просьбам читателей наша газета выходит теперь в рулонах и без текста.“
— Семён Теодорович Альтов советский и российский писатель-сатирик 1945
„Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.“
— Публий Корнелий Тацит древнеримский историк 54 – 120
О законе
Связанные темы
- Закон
- Нрав
- Многочисленность
- Польза
- Свидетельства
- Процесс
- Свидетельство
Источник
Памятка для учащихся.
Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
6. Схема эссе:
I. В
II. П
III. Т
IV. В
Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац — предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
Чего следует избегать при написании эссе.
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
Алгоритм написания эссе.
1. внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; |
2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и пр.); |
3.определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); |
4.набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер); |
5. для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.; |
6. подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); |
7. распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план); |
8. придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.); |
9. изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили; |
10. сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее. |
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
- структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
- искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
- единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
- объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
- привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).
Темы в виде высказываний для написания эссе по пяти образовательным линиям обществознания
Темы эссе по философии
1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Ф. Аквинский
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
В. Белинский
3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
Ф. Ницше
4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
В. Соловьев
5. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».
Дж. Локк
6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Л. Фейербах
7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
Лао-Цзы
8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».
Н. Бердяев
9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».
Валери
10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
Н. Пирогов
11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
И. Бердяев
12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний».
Ж.-Ж. Руссо
13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
Ф. Патрици
14. «Человек- не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».
Э. Фромм
15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
У. Годвин
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».
В. Жемчужников
17. «Все было встарь, все повторится снова».
О. Мандельштам
18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».
А. Камю
19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
К. Гельвеции
20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».
Б. Шоу
21. «Деятельность — единственный путь к знанию».
Б. Шоу
22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».
Ф. Ларошфуко
Темы эссе по экономике.
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».
Б. Франклин
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
М. Амстердам
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
Наполеон
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».
Ф. Хайек
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».
П. Сир
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».
Б. Шоу
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
Ж.Дроз
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».
М. Стинс
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».
Н. Бердяев
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Л. Питер
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».
Ф. Бэкон
12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».
Г. Форд
13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».
Пириандр
14. «Бесплатных завтраков не бывает».
Б. Крейн
15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
Б. Франклин
16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».
С. Батлер
17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».
П. Буаст
18. «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
С. Джонсон
19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».
А. Рогов
Темы эссе по социологии
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».
А. Солженицын
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».
Саллюстий
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
И. Шерр
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым…».
А. Чехов
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».
Л. Толстой
6. «Законы обязаны своей силой нравам».
К. Гельвеции
7. «Древний обычай имеет силу закона».
В. Максим
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».
Р. Тагор
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».
У. Гладстон
10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».
Ш. Лемель
11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».
Р. Эмерсон
12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».
Ф. Рузвельт
13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
Ж. Вольфром
14. «Соглашения предотвращают конфликты».
X. Маккей
15. «Семья более священна, чем государство».
Пий XI
16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».
Н. Бердяев
17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».
П. Сорокин
18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами».
Д. Джебран
19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».
В. Гюго
20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».
Н. Гоголь
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».
В. Ключевский
Темы эссе по политологии
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил…».
В. Ключевский
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей».
В. Ключевский
3. «Хорошая политика не отличается от хорошей морали».
Г. Мабли
4. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи».
П. Сир
5. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
Ж. Даламбер
6. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».
Ш. Монтескье
7. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
Наполеон I
8. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют».
Саади
9. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов».
К. Победоносцев
10. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».
А. Сумароков
11. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Дж. Актон
12. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».
Изборник, 1076 г.
13. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».
И. Ильин
14. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».
У. Черчилль
15. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».
В. Короленко
16. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
Ж.-Ж. Руссо
17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем».
Б. Шоу
18. «Человек по природе своей есть существо политическое».
Аристотель
19. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».
Перикл
20. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону».
Аристотель
21. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей».
Ф. Ницше
Темы эссе по праву.
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».
В. Соловьев
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными».
Цицерон
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы».
Ф. Глинка
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов».
П. Буаст
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».
Лао-Цзы
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению».
О. Бисмарк
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
Ж. Даламбер
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии».
С. Лец
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права».
Принцип римского права
10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».
Ш. Монтескье
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична».
Латинское изречение
12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление».
Сенека
13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
Ш. Монтескье
14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер
15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием». Теренций
16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает».
А. Кененов
17. «Самый заклятый враг права — привилегия». М. Эбнер-Эшенбах
18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья». Цицерон
19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». Античный афоризм
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть». Платон
21. «Самое большое преступление — безнаказанность». Б. Шоу
22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать». Г. Державин
23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Дж. Локк
24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».
Пример написания эссе.
Эссе на тему высказывания Н.А.Бердяева: «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек»
Я соглашусь с утверждением русского философа-экзистенциалиста Н.Бердяева. Смысл высказывания в том, что человек в некоторых своих низменных поступках может быть страшнее зверя. Но прежде чем сказать о человеке низменном, мне бы хотелось сказать о человеке высоком. Человек является высшей ступенью развития животного мира на Земле. Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, мышлением, преобразовательной деятельностью. Ему присущи высокие нравственные качества, ценности и идеалы. Все перечисленное является достоинством и преимуществом человека перед животными, и заставляет человека в поступках и деятельности следовать своему высокому предназначению.
Но порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задумываешься над тем, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, по- варварски груб и жесток. Для того чтобы увидеть, насколько низко может пасть человек, его можно сравнить с животным. Любое животное проявляет заботу о своем потомстве. Оно готово защитить своих детенышей от любого, кто попытается покуситься на их жизнь. А сколько примеров можно привести, чтобы доказать, что не каждый человек может поступать так же, как поступают животные. Очень часто по радио и телевидению можно услышать, как какая- нибудь неразумная мать бросила своего ребенка, а то и вовсе продала его за бутылку водки, или жестоко избила, или даже убила только за то, что он слишком громко кричал и тем самым раздражал «отдыхающую» мамашу. Меня поражают массовые примеры того, как девушки и молодые женщины с необычайной легкостью делают аборты, и при этом даже не задумываются, что совершают самое тяжкое и непростительное перед Богом преступление — детоубийство.
Сходить на абортацию становится таким же привычным делом, как сходить к зубному врачу удалить зуб. Свое преступление они стараются оправдать трудностями материальной жизни. Какое животное может подобным образом избавиться от детеныша, ссылаясь на трудности существования в условиях суровой природной стихии ?
Все мы знаем яркий пример мизантропии из истории 18 века. Он касается помещицы Дарьи Салтыковой. «Салтычиха, питая ненависть к своим крепостным, систематически издевалась над ними, применяя к ним самые чудовищные пытки. Поступая таким образом, она замучила до смерти боле ста человек. В конечном итоге власть перестала закрывать глаза на ее злодеяния, и ее поместили в монастырь, в котором она провела остаток своих дней. И даже тогда, когда она, умирая, предстала перед Богом, в ней не нашлось сил, чтобы раскаяться за свои бесчисленные преступления.
Вы скажете, что это типичный пример психической аномалии, и таких примеров можно привести огромное множество. Хорошо. Тогда, как можно понять следующий пример. Два бизнесмена дружили с детства. Играли в одном дворе, учились в одном классе, закончили школу и со временем стали успешными предпринимателями. Казалось, что их дружба будет вечной. Но однажды один из них, наняв киллера, устраняет своего партнера и завладевает долей его бизнеса. Что подвигло его на подобный нечеловеческий поступок? Алчность, корысть, стремление к безудержному стяжательству? Да, конечно. Данное поведение, безусловно, можно объяснить подобными мотивами. Но я бы хотела сказать о другом. Каждый человек стремится к материальному благополучию, хочет стать успешным и самодостаточным. Но у любого человека есть право выбора относительно средств достижения поставленной цели. Выбор человеком средств достижения цели напрямую зависит от степени нравственного воспитания. Именно нравственные качества, относящиеся к сверхсознанию, нас и отличают от животных. Переступить в себе Человека, перешагнуть через себя нравственного и означает уподобиться зверю. Уподобившись зверю, человек утрачивает контроль и цензуру за собственным поведением, он лишается таких качеств, как любовь, дружба, жалость, сострадание, сочувствие, внимание.
Лишенный этих качеств, он превращается в настоящего зверя в буквальном смысле этого слова.
Человек всегда загадка. Никто не знает, как он поступит в ту или иную минуту. Он может совершить подвиг, а может и низменный поступок. И то, что он часто показывает звериный оскал, говорит о том, что он не только существо социальное, но и природное. Всю жизнь в нем идет борьба между природным и социальным. Поэтому чем качественнее общество будет воздействовать на человека в процессе социализации и воспитания, тем меньше в нем будет оставаться места для проявления звериной жестокости. А это значит, что мир спасет не красота, а воспитание.
Источник