Монополия игра польза и вред
«Монополия» вошла в мою жизнь однажды вечером в студенческом общежитии. Кто-то принес в нашу комнату большой лист ватмана, на котором было нарисовано квадратное поле, раскрашенное акварельными красками. Разноцветные прямоугольнички носили загадочные названия лондонских улиц: Lechester, Park Lane, Oxford Square… Два кубика прилагались.
Самое забавное, что игра заставляла каждого игрока показывать свой характер во всей красе. Были и крики радости, и бурные споры из-за какой-то мелочи. Правила-то были во многих отношениях «самодельные». Самодельность подталкивала к самодеятельности. Игроки начинали образовывать странные альянсы, возникали политические и даже амбициозные мотивы. Кто-то, у кого денег было так много, что уже не съесть, начинал ссужать кого-нибудь из игроков, требуя взамен тех или иных «нищаков», иногда даже из реальной жизни. Типа, «Завтра по комнате дежуришь ты». Но на реальные деньги, как в преферанс, в «Монополию» не играли. В общем, в советскую студенческую жизнь игра вписалась хорошо.
Историю этой игры я узнал уже позже. Она была придумана в США в 1934 году. Великая депрессия, всеобщий кризис. Чарльз Дэрроу (Charles B. Darrow) из Пенсильвании, как многие, потерял работу в компании, занимавшейся продажей и установкой отопительных приборов. У него появилось некоторое время, чтобы «остановиться, оглянуться» и… изобрести новую настольную игру. Изобретение не было оригинальным. Основой послужила игра «Землевладельцы», которую за 30 лет до этого придумала и запатентовала в Великобритании Элизабет Мэги. Свою игру Чарльз Дэрроу назвал «Монополия» и запатентовал 30 июля 1933 года, после чего решил продать ее компании «Паркер Бразерс» (« Parker Brothers»). Однако компания отказалась от покупки. Специалистам игра не показалась стоящей тех денег, которые за нее просил автор. Тогда Чарльз Дэрроу решил выпустить игру в продажу на свой страх и риск. Самодельных копий «Монополии» было продано 5 тысяч штук. После этого «Паркер Бразерс» заинтересовалась этой игрой. Засватанная девка всем нравится! Уже через год, в 1935 году, «Монополия» была самой продаваемой в США настольной игрой. А после Второй мировой войны она проникла и за железный занавес. Чему я и был очевидец. А может быть, даже и соучастник, поскольку несколько «Монополий» изготовил самостоятельно и подарил друзьям.
Во время перестройки игру «Монополия» стали продавать в СССР (еще в СССР!) под названием «Менеджер». Это была первая в стране экономическая игра. Сейчас в России она существует под различными названиями, в том числе и под оригинальным названием «Монополия»
У игры множество поклонников во всем мире. Во многих странах проводятся чемпионаты по «Монополии» с нешуточными призами. В игру могут играть даже дети младшего школьного возраста.
«Монополия» давно уже появилась и среди компьютерных игр. Но групповой драйв и общее веселье, возникающее при «живой» игре не сравнимо с «глухим» компьютерным вариантом.
Забавно, что «Монополия» довольно популярна в исламских странах. Посему на рынке компьютерных игр появилась исламская версия «Монополии» для детей. Цель игры – попадание в рай. То есть круг, по которому движутся игроки в «западном» варианте игры, оказывается разомкнутым. По пути в рай дети преодолевают различные трудности и подвергаются нравственным испытаниям, например, помогают попавшим в беду. Для совершения очередного хода, нужно выучить суру (главу) из Корана. Это немалое испытание, не кости кидать. Ведь в Коране есть очень длинные суры. Например, вторая сура состоит более чем из 6200 слов и содержит 286 стихов.
Самое смешное, что когда в 1970-е годы мы с друзьями в общежитии играли в буржуазную «Монополию», кому-то пришла в голову мысль сделать ее советский вариант. Лондонские улицы были заменены на улицы Москвы и Ленинграда, а вместо денег были придуманы продвижения по службе и правительственные награды. Далее сам собой появился внутренний, номенклатурный, круг с другими правилами продвижения и невозможностью вернуться на внешний круг «обычной» жизни. Даже тюрьма там была своя, номенклатурная.
Но вернемся от идеологических гибридов к обычной игре в «Монополию». Какая от нее польза игрокам?
1. Игроки получают заряд хорошего настроения и часа два веселого времяпровождения. Как сказал один из владельцев компании «Паркер Бразерс», Эдвард Паркер (Edward P. Parker), прелесть игры в «Монополию» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга, но не причинить ему при этом реального вреда.
2. В ходе игры каждый участник игры должен договариваться с другими участниками. Очень неплохая возможность узнать друг друга, а не знакомым – познакомиться.
3. В ходе игры следует быстро соображать, что выгодно и как выгоднее «продать» свои «активы». Кто скажет, что это плохая тренировка ума, логического мышления и памяти?
4. Игра развивает стратегическое мышление и тренирует внимание.
5. Во время игры укрепляются способности к планированию и лидерству, вырабатывается настойчивость.
6. Игра учит самостоятельно принимать важные решения и отвечать за свои поступки.
Так что приглашаю всех к игровому столу с «Монополией»!
Полезные ссылки:
- Байки о “Монополии”
- День рождения “Монополии”
- The Big Liebowski Monopoly
- Monopoly – The Beatles Collector’s Edition
- Реинкарнации видеоигр в “Монополии”
- Самодельная “Монополия” по мотивам Гарри Поттера
- Монополия в Википедии
- Польза от игры «Монополия»
- “Монополия” для детей
- Настольные бизнес-игры на тесте If.by: где польза, а где развлечение?
- Правила игры в «Монополию»
Источник
29 февраля 2020
Автор фото, Justin Sullivan/Getty Images
Что? Одна из самых продаваемых настольных игр в истории – одновременно и одна из самых неудачных? Да, вы не ослышались. Создатели “Монополии” допустили ряд непростительных промахов, один из которых – невероятная затянутость игрового процесса. Но есть и другие, более серьезные.
Одним скучным осенним вечером (дело было в понедельник 27 ноября 1961 года) студенты Питтсбургского университета Эдди Лидс, Говард Финкель, Аллен Поленофф и Шерман Фогель решили сыграть в “Монополию”.
Проведя за игровым полем несколько часов, они решили объединить ресурсы и сформировать две команды. И продолжили играть.
Поздно вечером, когда стало понятно, что игра и не думает завершаться, студенты решили, что теперь уже поздно отступать – надо разобраться, насколько долго они вообще смогут играть.
Лидс позвонил на местную радиостанцию KDKA и сказал, что они хотят установить рекорд. В три часа ночи во вторник к ним приехали журналисты.
К утру среды рекорду, как казалось, угрожает опасность: в банке кончились деньги. Игроки отправили телеграмму компании Parker Brothers, в то время производителям “Монополии” (впоследствии поглощенной Hasbro).
Как сообщали тогда СМИ, студентам пришла ответная телеграмма от президента компании: “Не дадим банку опустеть. Отправляем вам авиапочтой миллион монопольных долларов. Продолжайте играть”.
Игрушечные деньги прибыли в международный аэропорт Питтсбурга и были доставлены в инкассаторской автомашине.
Четверо студентов случайно наткнулись на интересную лазейку в “Монополии”: деньги в банке не могут кончиться.
Теперь это прописано в правилах игры. Но не питайте надежд на машину инкассаторов, набитую деньгами, которая будет приезжать к вам каждый раз.
Согласно правилам, когда деньги кончаются, банк может начать издавать долговые расписки, которые могут быть обменяны на деньги, когда платежеспособность банка восстановится.
Вскоре в общежитии, где происходила игра, уже толпились журналисты – из журнала Life, из Wall Street Journal и местной телестанции. Все хотели стать свидетелями рекорда, чтобы задокументировать его.
Автор фото, Getty Images
Покупатели в китайском универмаге ходят по полу, на котором изображено поле “Монополии” – в честь 80-летия игры
Прошло пять дней. Студенты все еще играли.
Когда стало очевидно, что игра топчется на месте, две команды наконец решили просто подсчитать, у кого сколько денег, и объявить победителя.
Прибывший на место события вице-президент Parker Brothers последний раз бросил кости. Оказалось, что у Финкеля и Лидса 146 000 долларов, а у Поленоффа и Фогеля – 133 000.
И если от одной мысли о пятидневном марафоне за этой настольной игрой вас бросает в пот, то это, скорее всего, отражение чувств многих других людей, испытавших то же самое при игре в “Монополию”. Да, это долго. Очень долго.
Очень долгая игра
“Это просто трагедия, что воспоминания многих детей о настольных играх связаны с “Монополией”, с этим печальным опытом, – считает Хейзел Рейнольдс, основатель компании Gamely Games. – Пока вы вспоминаете – вы испытываете ностальгические чувства. Но только до тех пор, пока не сядете за игру”.
“Поначалу это забавно, но вскоре удовольствие начинает получать только тот, кто выигрывает. Для всех остальных проигрыш неизбежен”.
То, о чем говорит Рейнольдс, известно как “положительная обратная связь”: чем больше разрыв между тем, кто выигрывает, и остальными, тем легче увеличить этот разрыв.
Чем больше у вас денег в игре, тем проще вам приобретать активы, тем больше выбор. И это не имеет никаких негативных последствий. Проигрывающие продолжают проигрывать, выигрывающие – выигрывать. И практически невозможно отыграться.
Игра создавалась как отражение реальной жизни. А в жизни те, у кого больше денег, имеют больше возможностей увеличить свой капитал. Ну а те, у кого денег мало, никак не могут выбраться из колеи, в которую попали. И когда на этом основана игра, она не приносит особого удовольствия.
То, что банк не может обанкротиться, только усугубляет проблему. Поскольку ресурсы не ограничены, доминирование лидера в игре ничем не сдержать.
Разочарование Рейнольдс “Монополией” разделяют очень многие любители настольных игр. В рейтинге сайта boardgamegeek.com, собирающего отзывы о настольных играх, “Монополия” занимает 18 583-е место из 18 591 игры.
Средний рейтинг игры, выведенный на основе 25 тысяч отзывов, – 4,36 из 10.
Автор фото, Getty Images
Для одного из самых коротких вариантов игры надо быстро построить дома на клеточках Парк-Лейн и Мейфэр
“Все сводится к везению, – говорит Рейнольдс. – Цели в ходе игры не меняются, поле все время одно и то же. Никакой особой стратегии не существует. Добавьте еще то, что приходится долго ждать своего хода, и вы поймете, почему людям так скучно в нее играть”.
Кроме того, многие не знают о существовании правила, которое может сделать игру быстрее. “Правило аукциона” означает, что если играющий попадает на никому не принадлежащую собственность и не хочет ее покупать, то она тут же выставляется на аукцион и продается тому, кто больше заплатит.
Интересно, что хотя многие опытные игроки в курсе этого правила, они предпочитают его игнорировать, объясняя это тем, что номинальная стоимость собственности и так чрезмерно низка. Поэтому не должно возникать ситуаций, когда кто-то отказывается ее покупать.
Хотя применение правила аукциона может немного ускорить игру, есть и более быстрый способ ее закончить.
Самая короткая игра
Дэн Майерс вспоминает, как закатывал глаза каждый раз, когда его сын просил сыграть с ним в “Монополию”.
“Однажды мы поспорили о том, насколько быстро можно закончить игру, и провели несколько опытов, – говорит Майерс, социолог по профессии, сейчас – проректор Американского университета в Вашингтоне (округ Колумбия). – Мы договорились, что он будет стараться выиграть, а я – проиграть. В конце концов мы добились того, чтобы закончить игру менее чем за пять минут”.
Затем отец и сын попробовали выяснить, как сыграть самую короткую партию в “Монополию” при том, что никто не будет умышленно поддаваться.
Первое их достижение было таким: двум игрокам потребовалось четыре чередования ходами и девять бросков костей, но при этом на кубиках было необходимо выбросить совершенно конкретное число.
Автор фото, Getty Images
В 2008 году в Германии энтузиасты “Монополии” предприняли попытку установить рекорд
Первому игроку нужно дважды выбросить по две шестерки, затем четверку и пятерку, чтобы сразу попасть на третью клетку Community Chest (“Общественная казна”). При этом первой карточкой в стопке должна оказаться “Ошибка банка”, по которой игроку полагается 200 монопольных долларов.
Следующие три чередования хода также надо было сделать очень точным образом, после чего игрок номер один мог стать хозяином домов на Парк-Плейс и Бордуок (или в английской версии игры – Парк-Лейн и Мейфэр), а игрок номер два остался бы с долгом в 100 долларов. Игра закончена.
Шансы на то, что кости выпадут именно таким образом и игроку попадутся нужные карточки, равны одному на 271 триллион партий.
И если в среднем одна партия длится два часа, то каждому из игроков на планете нужно играть партии один на один в течение почти 16 лет, пока одна из партий закончится именно так.
“Люди преувеличивают возможность случайности, – говорит Майерс. – В литературе по социальной психологии это считается хорошо установленным фактом: люди очень плохо оценивают риски. Вы должны понимать, что это крайне маловероятно, чтобы кто-то выиграл в “Монополию” всего за несколько ходов”.
В 2010 году Майерс показал в YouTube, как можно закончить партию за 21 секунду. “Однако интернет умнее, чем ты, – признает Майерс. – Кто-то предложил вариант окончания игры за восемь бросков костей. Тут мы напряглись и вышли с версией в семь бросков (на это требовалось 13 секунд). И этот вариант пока держится”.
По словам Майерса, разрабатывая скоростные варианты окончания игры, он выяснил, что покупать некоторую собственность – только зря тратить время.
“Например, коммунальные услуги. В перспективе они не помогают вам выиграть, – отмечает он. – Еще одна важная вещь: вам надо как можно быстрее построить дома. Когда вы играете один на один, то это почти наверняка приведет вас к победе в партии. Когда играющих четверо, тут уже будет труднее победить”.
А какие игры лучше?
Рейнольдс, которая придумала свою первую игру, Randomise, чтобы отвлечь свою 12-летнюю сестру от айпада, считает, что в самых лучших играх у всех играющих до самого конца сохраняется ощущение возможности выигрыша.
“Долго сохраняющаяся надежда – основа позитивного опыта игры, – подчеркивает она. – И отрицательные ощущения быстро проходят, в отличие от “Монополии”, где задолго до конца, на протяжении почти всей партии вы сознаете, что проиграли”.
“Правильная игра для правильной аудитории – это примерно как выбор правильного вина, это очень субъективная штука, – говорит Рейнольдс. – Но самая лучшая игра – та, которой легко научиться, но в которой трудно достичь совершенства”.
Автор фото, Getty Images
У игры “Катан” – очень много звездных поклонников. Среди них – баскетболист “Бостон Селтикс” Грант Уильямс
По словам Рейнольдс, лучшие стратегические игры для начинающих (такие, как “Билет на поезд” и “Катан”) предлагают более позитивный опыт и положительные ощущения, возникающие у игроков после окончания партии.
У этих игр – негативная обратная связь. Тому, кто начинает выигрывать, играть становится всё труднее, и у других игроков есть возможность использовать различную тактику, чтобы сдержать и догнать лидера.
В них каждому предлагаются индивидуальные цели, можно торговаться между ходами, существует множество способов выиграть, что в итоге означает – ни один из играющих не чувствует себя безнадежно.
“Вы получаете от игры намного больше удовольствия, если считаете, что у вас есть шансы на победу, – подчеркивает Рейнольдс. – И если даже вы не выигрываете, то быстро “перезагружаетесь” и вам хочется начать новую партию”.
Наверняка Фогелю, члену проигравшей команды в эпической партии в Питтсбурге в 1961 году, даже думать не хотелось о том, чтобы снова сесть за игровое поле.
Когда их монопольный марафон был завершен, он рассказал журналистам, какое облегчение он чувствует. Ни о каком реванше и речи не может идти, заявил он. По крайней мере, до конца семестра.
***
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Источник
Рассказываем, какими были настоящая история и предназначение знаменитой настольной игры.
«Покупайте землю — ведь ее уже больше никто не производит», — заметил Марк Твен. Эта цитата очень помогает при игре в «Монополию» — знаменитую настольную игру, которая научила несколько поколений, что нужно скупить побольше земли, построить на ней отели, а потом обдирать случайных постояльцев как липку.
Если бы Элизабет Мэги, которая изобрела «Монополию», знала, какое влияние приобретет искаженная версия игры, она бы добровольно заперлась в тюрьме — дело в том, что создательница хотела продвигать ценности, прямо противоположные тем, которые сейчас культивирует «Монополия».
Мэги родилась в 1866 году, и по меркам своего времени была откровенным бунтарем. Она была не замужем, очень этим гордилась и построила на независимости свой публичный образ. Как-то она дала газетную рекламу, в которой предлагала купить «молодую американскую рабыню» — шокированным читателям она объяснила, что хотела подчеркнуть подчиненную роль женщин в обществе. Она писала: «Мы не машины. У женщин есть мысли, желания, надежды и амбиции».
Не ограничиваясь гендерными вопросами, Мэги решила бросить вызов капиталистическому строю — на этот раз с помощью настольной игры. Ее вдохновила книга, которую ей дал почитать ее отец, политик-антимонополист Джеймс Мэги. На страницах классического труда Генриха Джорджа «Прогресс и бедность» она обнаружила, что «равные права людей на использование земли так же очевидны, как и их равные права на воздух — это право следует из самого факта их существования».
Путешествуя по Америке в 1870-х, Джордж был свидетелем, как нищета сохраняется, несмотря на рост богатства общества, и он считал, что в значительной степени это результат несправедливого распределения собственности на землю, благодаря которому нищета и прогресс идут рука об руку.
Поэтому вместо того чтобы, подобно Твену, призывать своих сограждан покупать землю, он призвал государство обложить собственность налогом. На каких основаниях? Потому что большая часть стоимости земли определяется не возведенными на ней постройками, а природными богатствами вроде воды или подземных запасов минералов или окружающими ее общественными институциями, в том числе автомобильными и железными дорогами, хорошими больницами и школами и в целом процветающей экономикой местности. Также Джордж утверждал, что эти налоговые поступления следует вкладывать в общую инфраструктуру.
Мэги, желая проиллюстрировать достоинства предложений Джорджа, изобрела и в 1904 году запатентовала игру «Землевладелец». Игра была организована как круг (тогда это было в новинку), разделенный на сектора, то есть земельные участки, доступные для продажи. Для игры были написаны два набора правил.
Один вид игры назывался «Процветание». В этом случае, когда кто-то покупал участок, все остальные начинали получать прибыль (в соответствии с идеями
Джорджа о налогообложении), и, когда игрок, начавший с наименьшей суммы, удваивал ее, игра заканчивалась всеобщим выигрышем.
Был и другой набор правил, «Монополист» — здесь игроки скупали землю, а потом собирали арендную плату с тех, кому не повезло на ней задержаться, и тот, кому удалось обанкротить всех остальных, становился единственным победителем (знакомо, не правда ли?).
Мэги объясняла, что два набора правил нужны для наглядной демонстрации недостатков нынешней системы, построенной на захвате земли — она хотела показать, что разные подходы к проблеме собственности могут по-разному отражаться на жизни социума. Мэги говорила:
«Эту игру вполне можно было бы назвать просто „Жизнь“. В ней, как и в жизни, есть успех и неудачи, и цель у нее такая же, как у большинства людей — накопление богатства».
Вскоре игра стала хитом в среде левых интеллектуалов и у студентов, в том числе в Уортонской школе, в Гарварде и Колумбийском университете, а также в квакерских общинах — именно квакеры изменили правила и нанесли на доску названия улиц Атлантик-Сити. Позже один безработный по имени Чарльз Дарроу продал модифицированную квакерскую версию игры компании Parker Brothers, выдав ее за собственную разработку.
После того как настоящее происхождение игры стало известно, Parker Brothers заплатили Мэги за патент, но продолжили издавать игру в виде «Монополии». Более того, продвигая ее на рынок, они называли изобретателем Дэрроу — по их словам, он придумал игру в 1930-х, продал ее Parker Brothers и стал миллионером. Эта история про успех безработного по иронии судьбы проиллюстрировала ценности «Монополии»: если хочешь победить, гонись за богатством и круши всех соперников.
Так что в следующий раз, когда вас позовут играть в «Монополию», попробуйте ввести налог на землю, который выплачивается каждый раз, когда владелец недвижимости берет с кого-нибудь арендную плату. Если вы решите так сделать, перед игрой вам предстоит горячая дискуссия о том, каким именно должен быть этот налог и как следует распределять налоговые поступления, но именно на это и надеялась Мэги.
Подготовила Тая Арянова
Источник