Московские святители о пользе вечернего правила
- Молитвенное правило Богословско-литургический словарь
- Молитвенное правило свящ. Константин Слепинин
- Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни свт. Феофан
- Содержание молитвы Н.Е. Пестов
- Как совершать дома свое молитвенное правило
- Молитвенное правило игумен Иларион (Алфеев)
- С чего начать нам прот. Алексий Уминский
- О внимательной молитве, молитвенном правиле
- Слово о келейном молитвенном правиле свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского)
- Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову
- Об одной молитве вечернего правила А. Андреева
- Личное молитвенное правило в литургической практике М. Верховская
- Правило свящ. Сергий Бегиян
- О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
- Толковый православный молитвослов
- Молитвенное правило в Аудиоразделе
- Тест на понимание молитв на сон грядущим
- Тест на понимание молитвословий утреннего молитвенного правила
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21:2; 30:6).
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
***
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
***
Протоиерей Алексий Уминский:
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
***
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
***
Митрополит Сурожский Антоний:
Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечерние молитвы: стал, помолчал, предстал перед Богом, пеpекрестился: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще раз; тогда пеpеходи на следующую фразу. Это значит, что утpенние или вечерние молитвы (с поклонами) занимают приблизительно два часа с половиной, – но они доходят. Они доходят, потому что ты услышишь те же слова три раза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пределах твоей глубины. (Источник).
См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о
молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое
точное название, заимствованное из самого действия,
производимого на человека молитвами, называемыми правилом!
Молитвенное правило направляет правильно и свято душу,
научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23),
между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не
могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего
повреждения и омрачения грехом она совращалась бы
непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в
рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и
обманчивые призраки высоких молитвенных состояний,
сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.
Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном
расположении, смирении и покаянии, научая его
непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя
его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя
миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».
Из этих слов святого явствует, что очень спасительно
читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в
духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных
сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом.
И душа человеческая входит со своим Создателем в общение.
Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его
в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и
гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род
изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21),
ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более
что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий
и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То
есть сам строй правила очень полезен для человеческой
души.
Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее
молитвенное правило, если можно так выразиться, –
необходимый минимум для православного христианина. Причем
оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык
чтения, – около двадцати минут утром и столько же
вечером.
Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу,
тогда разбейте его на несколько частей.
«Шапочку» от начала и до «Господи
помилуй» (12 раз) включительно можно, например,
почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в
работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же,
нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не
прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и
занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе
регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать
расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение,
в зависимости от имеющегося времени.
Довольно распространенной ошибкой новоначального
православного христианина является чтение вечернего
молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы
качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами
думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть.
Вот и получается – не молитва, а мучение.
Обязательная каторга перед сном.
На самом деле вечернее молитвенное правило читается
несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том,
что после вечерних молитв можно оставлять время для того,
чтобы поговорить и попить чайку.
То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило
читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина
«Владыко Человеколюбче…» Если вы,
дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим
молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас.
Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы
до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в
шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими
повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и
попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с
близкими.
А уже начиная с молитвы «Владыко
Человеколюбче…» и до конца правило читается
непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да
воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно
перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света
(начиная по православной традиции с востока), ограждая
себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого
зла.
После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего
не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои,
Господи…» вы испрашиваете благословение у
Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого
следует ложиться спать.
Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и
сестры, на правило преподобного Серафима Саровского.
Многие его понимают как троекратное прочтение в день
(утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче
наш» (трижды), «Богородице Дево,
радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды).
Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения
правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в
первой половине дня должен почти все время читать Иисусову
молитву или, если окружают люди, в уме «Господи,
помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы
– «Пресвятая Богородице, спаси мя,
грешнаго».
То есть святой Серафим предлагает человеку духовное
упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение
вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно,
конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима
Саровского, но только нужно тогда выполнять все
предписания великого старца.
Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное
правило – необходимый минимум для православного
христианина.
Главное помнить, что молитва – это путешествие
внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и
вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно
и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как
напечатано курсивом в начале утреннего правила:
«Затем немного подожди, пока все чувства твои не
придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и
тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со
вниманием сердечным».
Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и
сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы
часто совершаем.
О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель
Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак
нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с
возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать
молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем
много и без внимания.
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное
Господом о субботе, что она для человека, а не человек для
нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем
благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу.
Молитвенное правило – для человека, а не человек
– для правила: оно должно способствовать к
достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить
бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью),
сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно
не должно служить поводом к гордостному и пагубному
самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению
ближних».
Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая
брань» писал: «…Много есть духовных
лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от
духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что
потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности
ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство
духовное. Следуя таким образом воле своей, они много
трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира
внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается
Бог».
То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве.
Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый
обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом
предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы
замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу,
детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас
достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и
прочтения двух глав «Апостола», главы
Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще
и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда
у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или
работаете где-то охранником или на другой работе,
располагая свободным временем, то почему бы и не почитать
акафисты и кафизмы.
Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы.
Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы
оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше
меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем
много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда
вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим
существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник
общения с Богом.