На гербе какого заведения девиз для общей пользы

На гербе какого заведения девиз для общей пользы thumbnail

На гербе какого заведения девиз для общей пользы

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

А.С.Пушкин. 19 октября. 1825

«Для Общей Пользы» – девиз Лицея

200 лет Императорскому Царскосельскому лицею в 2011 году:

• Что почитать?

• Статьи

• Сценарии к Дню Лицея

• Электронные ресурсы

Императорский Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. В его стенах выросли Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие выдающиеся деятели России.

В воспитании молодого поколения важную роль всегда играли великие примеры.

День 19 октября вошел в нашу историю как день, знаменующий великие традиции русского Просвещения, русского Воспитания – воспитания свободной творческой личности, высокого общественного служения, бескорыстной самоотверженной дружбы – всего того, что символизирует поэтическое представление о легендарном Пушкинском лицее.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 году.

Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.

Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Федоровичем Малиновским и Егором Антоновичем Энгельгардтом.

В стихотворении «19 октября» 1825 года А.С.Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, он благословляет день открытия Лицея, он отдает дань уважения и своим лицейским наставникам:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

А вот пушкинские строки, посвященные Александру Петровичу Куницыну, которого Пушкин ценил более всех преподавателей:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

строки из стихотворения из «Была пора…»(1836)

Строки признания его заслуг:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

О лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение».

А на экземпляре книги «История пугачевского бунта», подаренном учителю, поэт сделал надпись: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности».

У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А.Энгельгардту.

Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Читайте также:  Чай алеющий восток польза и вред советы врачей

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Прощальный гимн лицеистов, написанный 18-летним Антоном Дельвигом!

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да,
неправде – нет.
В несчастье – гордое терпенье.
И в счастье –
всем равно привет!
Шесть лет промчалось,
как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья,
руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может,
здесь сроднила нас!

Антон Дельвиг,

первые числа июня 1817 года

Лицеисты первого выпуска, конечно, запомнили все стихотворение наизусть, и каждая строка из него звучала для них как пароль. Пушкин в дальнейшем несколько раз пользовался этим стихотворением Дельвига именно как паролем, позволяющим несколькими словами восстановить в сознании лицейских друзей атмосферу их юности.

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда — с самого первого выпуска — был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

На гербе какого заведения девиз для общей пользы

На гербе какого заведения девиз для общей пользы

«Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Еще первые лицеисты говорили, что Лицей – это не стены, принципы обучения и близость к царским покоям. Лицей – это дух.

Идеалы, которые олицетворял Лицей, – служение Отечеству, честь и достоинство, бескорыстный труд , любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, – все эти ценности продолжали жить. Живут они и сегодня – пусть и в немногих сердцах.

А ведь только идеалистами, этими “лицеистами без Лицея”, мы все и живы. Что будет, если они уйдут? Вот тогда, очевидно, Лицей как явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут лишь гадать о “тайне Лицея”, им уже неподвластной…

Так в чем же загадка Царскосельского лицея?

В том, что там учились только дети дворян, уже получившие достаточное образование для учебы в этом учреждении? Или в том, что лицей был расположен в красивейшем предместье Петербурга и сама природа благотворно влияла на детские и юношеские души? Или в том, что их наставниками были умные и добрые люди, обладающие к тому же педагогическими талантами? Или в том, что мальчики были оторваны от дома, шумный класс заменил им тихую семью? А может, секрет «лицейского духа» крылся в том подъеме, который испытала русская нация после разгрома Наполеона? Или звали к служению Отечеству памятники, установленные в честь русской боевой доблести?

Читайте также:  Бабушка отказалась от приватизации в пользу

А может все это вместе и стало той загадкой, сподвигнувшей юного Пушкина на пронзительные искренние слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои лицейские дни ? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству ?

Ежегодно в этот день, 19 октября, в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности.

Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
Какое синее небо и золотая трава,
Какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Б.Окуджава

На гербе какого заведения девиз для общей пользы
«Пушкин-лицеист».
Памятник установлен в Лицейском садике
в 1900 году. Скульптор Р.Р.Бах.

Герб Лицея

На гербе какого заведения девиз для общей пользы

На гербе какого заведения девиз для общей пользы

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения.

https://clubs.ya.ru/4611686018427410136/replies.xml?item_no=222663

Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.

https://kayrosblog.ru/post189361238/

Источник

19 октября – день Царскосельского Лицея, через год – круглая дата будет отмечаться ровно через год – 200 лет со дня его основания. Что было уникального в этом учебном заведении, прославленном в стихах Александра Сергеевича Пушкина, среди выпускников которого канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев (и это только первый, пушкинский выпуск!). А еще 12 членов Государственного Совета, министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства и целая плеяда людей, оставивших значительный след в науке и искусстве. Все питомцы одного гнезда. Значит, был неких феномен, позволивший Лицею стать «кузницей таких кадров».

Образовательный процесс в Лицее был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Весьма интересно провести параллели с сегодняшней ситуацией в российском образовании, когда все более узкая специализация, без широкой общегуманитарной подготовки, становится нормой и лоббируемым подходом. Когда ценится не глубина мысли, понимания, не сама способность к мышлению и изложению мыслей (с введением ЕГЭ необходимость в этом вообще, практически, отпадает), а способность усвоить и воспроизвести некий информационный багаж, худо-бедно накопленный. Когда поверхностные, нахватанные, знания и навыки заменяют мировоззренческие основы, которые должны формироваться с младых лет и на которые опирается человек в дальнейшей своей жизни.

Один из ключей к пониманию феномена Лицея, наверное, можно увидеть в самом девизе и гербе Лицея. Ведь как корабль назовешь, так он и поплывет, а символ всегда хранит архетип и основной принцип. Герб Лицея – два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы». «Наставники не допускали у своих учеников пустословия, ведь «Постановление о Лицее» требовало «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей». Точно так же любому поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и понимание смысла совершаемого действия. И наоборот, любая мечта, любая мысль требовала своего конкретного воплощения. Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах».
(“Царскосельский Лицей: право на индивидуальность”(читать полостью)

Нынешняя реформа российского образования заставляет задуматься о мотивах и интересах (чьих?), которые стоят за всем этим. Очевидно, что если осуществиться и внедрение платы за обучение по предметам, платить смогут далеко не все, и образование станет элитарной привилегией. Вот только, что за «элита» за всем этим встанет?

А массово и поголовно будем растить тех, кто будет способен поставить крестик в графе «подпись» и, в лучшем случае, знать таблицу умножения, но не способных думать, размышлять, переваривать усвоенный опыт и двигаться во внутреннем развитии, тем самым давая импульс и эволюции общества, человечества. Есть ли в сегодняшней жизни и подходах в системе образования право на индивидуальность или только право на кусок пирога.

Читайте также:  Польза от сна по часам

Конечно, человек, задумывающийся не только о хлебе насущном, но о смысле своего существования, своем месте в этом мире, способный видеть несовершенства этого мира, и пытающийся действовать, принимать самостоятельные и осознанные решения, – не удобен для манипулирования.К Лицею всегда присматривались и относились с некоторой опаской – здесь царил дух свободомыслия, творчества, новых идей. Но если опасения царской власти относительно Лицея, нам, с высоты прошедших лет, понятны. А вот опасения какого рода и чьи стоят за нынешними тенденциями в обществе, и куда, в конце концов, метим и к чему идем?

Есть предложение обсудить и поразмышлять на тему: что же все-таки важнее и предпочтительнее для нас, наших детей, для будущего – воспитание, подразумевающее целостный подход к развитию индивидуальности, или фрагментарная информатизация, которой и является, по сути, нынешнее образование? И как с эти быть?

Источник

1

2 ответа:

2

0

Сей девиз принадлежал учебному заведению, которое закончил А.С. Пушкин – Царскосельскому Лицею. Смысл девиза – выпускник Лицея должен трудиться не для личного обогащения или славы, а для пользы и славы всего Отечества. именно в таком духе был написан и устав Лицея. Не случайно из стен этого учебного заведения помимо Пушкино вышло немало замечательных людей, среди которых великий дипломат Горчаков, мореплаватель Матюшкин, композитор Яковлев и многие другие. Герб Царскосельского Лицея выглядел так:

Герб и девиз Царскосельского лицея

0

0

Такой девиз был начертан на Царскосельском Лицее, этот лицей еще назывался императорским, а обучались в этом лицее большие люди в основном чиновники. Сейчас его превратили в Царскосельский музей. В этом лицее обучались известные люди в то время.

Читайте также

Девиз великой династии королей Семи Королевств Вестероса Таргариенов, которые правили почти триста лет – Пламя и кровь (Fire and Blood).

Их герб – красный трехглавый дракон на черном поле, т.к. по преданию в их жилах течет драконья кровь и в течении нескольких столетий Таргариены повелевали драконами. В первом сезоне сериала Дейнерис смогла с помощью погребального костра возродить трех драконов.

текст при наведении

Кредо вдохновляет человека. Исходя из этого, его и нужно придумывать. Меняются жизненные принципы по мере взросления, научения жизни и получения опыта. У разных людей меняются по разной частоте. У кого-то через 5 лет, потом через 3 месяца, а у кого-то каждый день другие жизненные принципы. Жизненный девиз рыцарей многосмысловой. Имеют свой смысл и вся фраза, и каждое слово по-отдельности, и сочетание составляющих элементов герба. Одним словом, без знания геральдического языка, – не обойтись!

Один из самых больших домов Вестероса – дом Талли, получил широкую известность и высокое положение в государстве, во времена когда правил дом Таргариенов. Глава Таргариенов, Эйгон I, в качестве вознаграждения за поддержку, после того как захватил “Железный трон” подарил дому Талли земли в самом центре Вестероса, которые еще называются речными землями, а еще их называют землями трезубца. Поэтому совсем неудивительно, что на гербе данного дома изображена прыгающая серебряная форель среди красно-синих волн.

текст при наведении

Правят своими землями из своего родового замка Риверран.

Девиз дома Талли следующий: “Семья, долг, честь”.

Если не ошибаюсь, гербом у Грейджоев был кракен, а девиз “Мы не сеем”, поскольку живя на островах, не привыкли заниматься земледелием, а живут рыбной ловлей и грабежом. Также Грейджои очень часто повторяют “То, что мертво – умереть не может”.

Не стоит забывать о том, что герб имели только именитые семьи. Если каждая современная семья начнет обзаводиться собственными гербами, то никакая геральдика не сможет справиться с таким наплывом и напрочь исчезнет классификация существующих гербов. А сколько на этой почве может возникнуть распрей…

Источник