На пользу русской православной церкви
МОСКВА, 26 июн — РИА Новости, Артем Буденный. В соцсетях и СМИ нередко высказывают претензии, что Русская церковь находится в привилегированном положении, не платит налогов, не отчитывается за расходы. Так ли это на самом деле и насколько прозрачны церковные финансы, разбирался корреспондент РИА Новости.
«Свечной заводик»
Русская православная церковь юридически зарегистрирована как религиозная организация (подвид некоммерческой организации). У отдельных приходов тоже статус юрлиц, и, как правило, они — на самообеспечении, ведут бухгалтерию и сдают налоговую отчетность.
Служители нескольких храмов в центре Москвы (каких именно — просили не разглашать) согласились побеседовать с корреспондентом РИА Новости. В одной из церковных лавок — ассортимент широкий. Покупаю книгу по психологии. Спрашиваю: «Это цена с учетом налога?» «Все эти товары — без налога», — отвечает продавщица Лиза (имя изменено).
Закон не запрещает религиозной организации вести бизнес и предусматривает налоговые льготы, если она выступает единственным учредителем этого предприятия.
Такое юрлицо может не платить НДС и налог на прибыль, но только при соблюдении определенных условий. Во-первых, доход должен идти на уставную деятельность религиозной организации-учредителя (то есть на миссионерство, благотворительность и так далее). Во-вторых, это касается «свечного заводика», производящего или реализующего предметы религиозного назначения. Список утвержден правительством: иконы, свечи, ладан, специальная одежда, духовная литература, видео- и аудиоматериалы.
То есть если компания продает иконы и плюшевых медведей, то с медведей налоги платит в полном объеме, а с икон — ни НДС, ни налога на прибыль вносить не требуется.
— А это все у вас — церковная утварь? — спрашиваю я Лизу.
— Нет. Вот ангелочки там, кружечки — это скорее сувениры.
Благотворительность
В трапезной (кафе, расположенном на территории прихода) меня угощают свежими булками и компотом. «Когда мы заказываем выпечку, оплачиваем по безналичному расчету или через банк — в этом случае предусмотрен НДС. А здесь уже продаем без налогов и кассового аппарата, — говорит работница кафе. — Вы, кстати, спросите в свечной лавке: интересно, что вам ответят», — улыбается она.
С трапезными и церковными лавками — отдельная история, уточняет архимандрит Филипп (Симонов), профессор МГУ, доктор экономических наук, начальник одного из управлений в Счетной палате России. «Все зависит от того, что написано в учредительных документах», — поясняет он.
Также Церковь освобождается от налога на имущество и землю под постройками религиозного и благотворительного назначения. Это касается, например, храма, гостиницы для паломников, православного вуза, воскресной школы или кельи монаха — чаще все это комплекс зданий и сооружений, рассказывают священники. «Монастырская богадельня или, скажем, детский приют тоже не облагаются налогом на имущество», — рассказывает архимандрит Филипп.
Благотворительная деятельность — это дополнительные льготы. По официальной статистике, в России сейчас действует более 4,5 тысячи церковных социальных учреждений и проектов.
«Религиозные организации, в первую очередь относящиеся к традиционным для России конфессиям, активно занимаются социальным служением, — напоминает Сергей Гаврилов, председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. — А по закону государство оказывает поддержку социально ориентированным НКО и добровольческим организациям. Формы такой поддержки разные: имущественная, информационная, обучение кадров, финансовая. К примеру, компенсация затрат добровольцев на транспорт, питание, проживание».
«Спонсоры уборщицам не платят»
— Оформлена я без трудового договора: ни пенсии, ни стажа, — продолжает Лиза из церковной лавки. — Это все хорошо для пенсионеров: и спокойно, и заработок, хоть и маленький. А я хочу уходить.
По закону у всех религиозных организаций России, вне зависимости от конфессии, одинаковые условия по налогообложению. В полном объеме они должны платить акцизы, транспортный налог, НДФЛ и страховые взносы с зарплат сотрудников.
— А у нас в храме вообще не платят почти никому — все во славу Божию трудятся, — включается в разговор одна из посетительниц церковной лавки. — Я в Подмосковье живу. У нас и певчие на клиросе, и вахтеры, и уборщицы, и дежурные — почти все бесплатно работают и без трудового договора.
По словам священников, все храмы зарабатывают сами и сами же решают, как распорядиться средствами. Но есть «общие стандарты». «Если мы кому-то зарплату начисляем, то обязаны исполнять закон. Внутренних регламентов в Церкви на этот счет нет», — говорит протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах.
«В нашем приходе, например, нет коммерческих точек и магазинов, наемные труженики — только сторожа и регент хора. Они работают официально, по трудовому соглашению или трудовой книжке, зарплату получают из приходской кассы. Остальные трудятся бесплатно», — рассказывает отец Алексий.
«Спонсор не будет оплачивать работу уборщицы. Он дает деньги на что-то конкретное: реставрацию, икону, — объясняет настоятель. — У нас в храме платить уборщикам нечем. Люди сами убирают».
Казалось бы, можно найти какого-нибудь спонсора и попросить его профинансировать казну храма, чтобы эти деньги целенаправленно пошли, например, на зарплату.
По мнению священника, «сегодня спонсор есть, завтра — нет, а такие вещи, как жалованье, должны быть стабильными». «Это определяется тем, как живет приход, есть ли у него возможности на содержание самого себя», — добавляет отец Алексий.
Доходы приходов
Судя по публикациям в СМИ, основные расходы Русской православной церкви — это зарплата священников, светских сотрудников и технического персонала, содержание и приобретение имущества, строительство храмов. А также финансирование миссионерской деятельности (ТВ, радио, газеты, интернет-сайты, издательская работа, духовное образование) и благотворительность (например, служба помощи «Милосердие» и церковные социальные проекты).
Доход, согласно уставу, Церковь получает от принадлежащих ей предприятий, а также из «не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах». Но главное — это пожертвования: «кружечный сбор», спонсорская помощь, финансирование отдельных проектов, помощь государства.
С точки зрения Церкви, деньги, которые вы даете в храме за свечи, поминовения, требы (освящение квартиры, например), — это пожертвования, так как они идут не на коммерческую деятельность.
«Религиозные организации освобождены от налога на прибыль и ряда иных налогов, поскольку вся их деятельность носит бесприбыльный характер», — поясняет депутат Сергей Гаврилов.
Пожертвования идут не на развитие «бизнеса», а на нужды храма и общины; бенефициары тут — весь приход, вся паства.
«Поповские мерседесы»
«Сегодня настоятель зачастую является таким «поисковиком» спонсора. Не жертвователей-прихожан, а богатых людей, которых он лично «окучивает» и ведет с ними переговоры по поводу денег. Я не могу назвать это нормальной церковной экономикой», — сетует протоиерей Алексий Уминский.
В этой ситуации «священник сам становится бизнесменом, добытчиком: он привлекает деньги, отвечает за них, строит храм, продвигает проекты, открывает торговые точки, занимается производством. Это совсем неправильно, но иногда священника просто ставят в такое положение», — говорит он.
По мнению отца Алексия, если у настоятелей храмов появляются дорогие автомобили, это, вероятнее всего, благодаря такому «спонсорству». «Когда храм содержат чужие дяди, «захожане», церковь обращена к ним — к тем людям, которые пришли, купили что-то и ушли, а не к тем, кто приходит в храм, чтобы молиться Богу и жить духовной жизнью. Вот это должно поменяться», — считает священник.
Все на прихожанах
Об этом думают и церковные иерархи, но считают, что в долгосрочной перспективе у Церкви должны быть стабильные источники дохода, помимо пожертвований прихожан. «У многих Церквей на Западе есть такие источники дохода, как недвижимость, которую они могут сдавать в аренду, либо какие-то вложения в бизнес, какие-то инвестиции. Но пока у нас об этом, насколько я знаю, речи не идет», — заявил митрополит Иларион (Алфеев), председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
«Сейчас в Церковь идет много финансовых потоков со стороны государства и крупного бизнеса, есть отклик на инициативы Церкви. Но рано или поздно это кончится, и тогда Церкви придется существовать вне зависимости от бизнеса и отношений с государством. Нужно будет опираться на людей, а их надо воспитывать уже сегодня», — уверен отец Алексий.
По его мнению, дело именно прихожан — обеспечивать и контролировать финансовую жизнь прихода. «Людям надо знать, сколько зарабатывает храм в месяц, какое у священника жалованье, сколько тратят на коммунальные услуги, на содержание хора. Для этого нужна прозрачность, открытая отчетность, которой в Церкви, к сожалению, пока нет. В нашем приходе я специально это меняю, потому что понимаю: в будущем должно быть иначе», — рассказывает отец Алексий, регулярно отчитывающийся перед собранием прихода за потраченные деньги.
Вопрос доверия
Главное в этой системе — доверие прихожан. И они чаще всего верят своим пастырям на слово. Вопросы возникают у «внешних наблюдателей», считают священники.
«Храм может отчитаться, на что деньги пошли, чек прикрепить, фотографии, если большие суммы, — рассказывает прихожанка Мария, безвозмездно помогающая своему приходу. — А небольшие пожертвования и так все сдают. Много раз мы собирали на цветы, храм украсить — просто даем деньги, и все, а настоятель уже распределяет. Мы доверяем: у настоятеля нет корыстного интереса».
«Нужно собрать общину, чтобы священник хорошо знал паству и чтобы прихожане доверяли ему и понимали: деньги, которые они принесут в храм, будут употреблены именно на благое дело», — утверждает протоиерей Алексий Уминский.
За прозрачность выступают и на более высоком уровне. По словам митрополита Псковского Тихона (Шевкунова), священникам следует забыть про «конвертики», а церковная бухгалтерия должна наконец стать прозрачной.
Однако информацию о церковных доходах и расходах не найти на сайтах храмов и митрополий — в курсе могут быть только члены прихода и церковное начальство, которому ежегодно отправляют отчет.
«Церковный налог»
«Проблема не в открытости, а в точном определении финансовых взаимоотношений гражданина, религиозной организации и государства, когда каждый знает свои права и обязанности, — считает архимандрит Филипп. — Иначе у всех возникают вопросы и подозрения: Церковь сокрушается по поводу недостатка средств; государство в лице налоговых органов — и не только в России — «гордым оком и несытым сердцем» косится в сторону религиозных организаций, подозревая их в сокрытии доходов; а граждане недоумевают по поводу «роскоши» служителей, презюмируя нецелевое использование средств».
По мнению архимандрита, проблему может решить церковный налог, который «снимет целый ряд взаимных подозрений и недомолвок».
Такой налог существует во многих европейских странах: члены общины официально платят определенный процент от своих доходов в пользу религиозной организации. Сегодня в одних государствах этот налог для членов общины добровольный, в других — обязательный.
«Вы можете заявить о принадлежности к той или иной религиозной организации — независимо от конфессии — и платить налог в ее пользу. А можете и не определяться в этом плане, — поясняет архимандрит Филипп. — Поэтому в любом случае ваша жертва — вполне осознанная и добровольная. Государство в данном случае выступает промежуточным звеном между гражданами и религиозными институциями».
По мнению священнослужителя, церковный налог позволяет направлять деньги по «целевому назначению». Эта практика более прозрачна, чем выделение под разными предлогами бюджетных средств на цели, бюджетным законодательством не предусмотренные.
Почему не «как в Греции»
— А вы знаете, что в некоторых странах есть церковный налог? — спрашиваю я в очередной свечной лавке.
— Между прочим, государство даже платит священникам зарплату — например, в Греции. А в Финляндии, США и Германии есть церковный налог, — ошеломляет меня эрудицией продавщица Людмила. — Если ты ходишь в храм — с зарплаты, будь любезен, отчисляй. Раньше и у нас была десятина. Теперь все жертвуют, кто сколько может. У нас в этом плане Церковь к людям лояльнее.
В современной России люди не готовы к церковному налогу, считают законодатели. «Не только потому, что зарплаты нет, но и потому, что нет доверия к государственным учреждениям, которые могли бы этот налог собирать», — рассказывает собеседник агентства, представляющий законодательный орган власти и попросивший не называть его имени.
«На Западе есть контроль со стороны общества, прихода, а также традиции: христианские ценности существуют в памяти поколений», — поясняет отец Алексий.
«Это (церковный налог. — Прим. ред.), наверное, могло бы сделать систему доходов более прозрачной, но, насколько я понимаю, тема сейчас не стоит в повестке церковно-государственных отношений», — отмечает митрополит Иларион.
А депутат Госдумы Сергей Гаврилов напоминает, что такой налог противоречит принципам светского государства. «Согласно конституции, церковь в России отделена от государства, поэтому бюджетного финансирования нет. По этой же причине предложения о введении церковного налога в нашей стране не могут быть приняты», — подытоживает парламентарий.
Источник
На сегодняшний день существуют несколько развитых религий, которые имеют свои организации, выстраивающее свои порядки и нормы в религиозной жизни общин.
Важное место в духовной среде занимает российское современное общество, под которым понимается как некое социальное пространство, где люди объединяются в организации, центры, которые создаются самими гражданами на добровольной основе, а не государствами.
Можно сказать, что Русская Православная Церковь является добровольным объединением верующих, а значит она имеет немаловажное значение в жизни современного общества. Роль церкви в истории нашего страны огромна. За этот долгий период она определила самосознание человека и плюрализм
Для современного российского общества Русская Православная Церковь является основой духовно-нравственных ценностей, историей русской культуры, она воспитывает в нас русский характер.
Русская Православная Церковь (в дальнейшем РЦП) – это социальный институт, имеющий свою структуру, свой характерный вид поведения, свои нормы и правила, предписания, которые не всегда отвечают тому, к чему привыкло общество.
РПЦ относится к числу одной из самостоятельных православных церквей. Наряду с протестантизмом и католицизмом, православие является одним их христианских направлений.
Стоит отметить, что православная церковь провозглашает христианство как божественное и откровенное, которое считается основой православного вероисповедания. Акцентируется внимание на неизменных истинах, которые являются результатом божия откровения.
Также можно сказать, что Русская Православная Церковь – это пласт культуры, традиций, истории, который испытывает на себе множественную критику и споры, именно поэтому может быть актуально проводить исследования отношение к церкви (в том числе и к РПЦ) людей различной категории.
Проводя анализ связи РПЦ между «общественным коллективным я», ученый Панарин А., заявил, что российская цивилизация является уникальной православной цивилизацией, имеющей свои характерные особенности, сохраняющиеся на протяжении всей русской истории. Особая цивилизация России, по его мнению, существовала только потому, что менталитетом являлся же христианский архетип, который не сохранился в других цивилизациях. В своем научном труде «Православная цивилизация» он подчеркивает, что «драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно–державного толка, а являлась по преимуществу ценностно–нормативной, духовной» [3].
Обратимся к функциям религии, предложенным Г.Е. Зборовским, как социального института современного общества. Учитывая социологические и исторические представления о социальном институте религии, ученый выдвинул несколько классификации, такие как интегративная, благодаря реализации которой «значительные группы людей в обществе сплачиваются вокруг определенных религиозных ценностей, обрядов, символов, обычаев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается достаточно длительным и устойчивым»; нормативная (нормы религиозного поведения соответствуют с действующими в обществе; религиозные и общественные ценности и нормы имеют значительную связь, которая влияет на процесс социализации и образования. Коммуникативная, включающая условия для коммуникационного взаимодействия между людьми, выполняющие различную религиозную деятельность, например, во время обрядов, богослужения и т.п., институт религии может выступать как не только общение с Богом коллективно–индивидуального характера, но и в качестве интеграции религиозных между собой и со служителями церкви [2].
Таким образом, можно сказать, что эти функции являются социальными. Если рассматривать мировоззренческую функцию, то она предполагает собой формирование определённой системы взглядов на жизнь; психотерапевтическая – носит в себе утешительный характер влияния на верующих; немало важное место имеет и досуговая, которая организует религиозные праздники, проведение свободного времени верующими, является функциями религии «не столько как социального института, сколько как формы общественного понимания.
Вместе с тем необходимо отметить, что в современной социологии РПЦ рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными устройствами. На прикладном же уровне проводятся исследования религиозности отдельных взятых индивидов, разных социальных и демографических групп, их ценности и нормы, а также влияние принадлежности конфессии на жизнедеятельность людей.
Таким образом, в социологии РПЦ изучается как в качестве специфического социального института. Также стоит отметить, что в некоторых социальных обстоятельствах может произойти нарушение деятельности социального института религии. Так, например, религиозные конфликты, социально религиозные последствия каких–либо переворотов.
Можно сказать, что в настоящее время социальный институт религии набирает быструю значимость для России, проявляет большое влияние на развитие общества, выполняя свои социальные функции.
В жизни российского общества РПЦ принимает активное участие в обществе, вследствие того, что в нашей стране произошли перемены, появились новые тенденции в отношениях между государством и церковью. Если в СССР обстояли совсем другие точки зрения на церковь, то сейчас со сменой политического режима, мнение о церкви в российском современном обществе понемногу изменяется, становится более понятно место и роль церкви в духовных и социальных сферах жизни общества.
На сегодняшний день РЦП активно вливается в общество для рассмотрения острых социальных проблем, таких как социально–демографических проблемы, улучшение и поддержание семьи, помощь людям в местах ограниченной свободы, также без внимания не остаются и подростки, как значимая социальная группа в которой присутствуют проблемы алкоголизма и наркомании, подготовка молодых людей к браку, воспитание детей, поддержку малообеспеченных семей, сирот, людей в пенсионном возрасте и т.д.
Основными целями деятельности РПЦ как социального института являются: привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление законопослушности, патриотизма и уважения к власти; благотворное влияние на брачные и репродуктивные установки населения; воздействие на различные стороны хозяйственной жизни страны; возрождение традиционной русской культуры.
По – нашему мнению, большую роль в становлении церкви в современном обществе играют средства массовой информации. Существуют различные виды информационных изданий, направленных на различные слои населения, это делается для того, чтобы церковь нашла диалог между обществом. Но помогают ли средства информации для РЦП чтобы вызвать доверие у населения? Как объяснить тот факт, что в Православной церкви Пасха является одним из самых главных праздников и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. По предоставленным данным МВД за 2018 год, в пасхальном богослужение приняли участие более 4,7 миллиона человек, когда население России составляет около 144 миллиона человек, то можно смело сказать, что в ночь великого богослужения приняли участие только 3% населения [1].
Таким образом, для того что бы, рассматривать влияние РЦП на российское общество имеет значение не только соотносить и проводить анализ, кто на подсознательном уровне или, даже не предавая этому значению, относит себя к какой-либо конфессии. Нужно стараться обращать внимание на тех, кто активно участвует в приходской жизни, слушает проповеди и не пропускает важные праздники, ведь РЦП является институтом современного российского общества.
В заключение хочется сказать, что религия и церковь играет важную роль в современном обществе. Церковь как социальный институт занимает определённое место в общественных отношениях.
РПЦ имеет тесную связь с обществом, она влияет на его развитие, на поведение, на установки и на отношения людей. На сегодняшний день если говорить о роли РЦП как об институте современного российского общества, то это прежде всего результат взаимоотношении церкви, государства и самого общества.
РПЦ как институт современного российского общества выполете ряд специфических функций, которые влияют на регулирование поведения населения в жизни. Религия выступает как форма общественного сознания, регулятором социальных отношений, а также предписывает нормы и правила поведения человека.
Источник