Налог в пользу церкви князь владимир
Один из первоочередных вопросов, которые пришлось решать князю Владимиру после крещения Руси касался материального обеспечения Церкви. В апостольские времена церковная иерархия существовала на добровольные приношения паствы. Но в Русской земле, по понятным причинам, подобное было невозможно: среди вчерашних язычников было совсем немного таких, которые были расположены содержать на свой счет христианских епископов и священников, а политические отношения, связывавшие князя с городом и с землей, не позволяли ему прибегнуть к принудительным мерам — дополнительному налогообложению в пользу Церкви и т. д. И поскольку христианство на Руси было введено государственной властью, то забота о содержании Церкви легла всецело на государственную власть.
Повесть временных лет и другие древнерусские памятники свидетельствуют, что Владимир предоставил духовенству привилегию на церковную десятину, которая и сделалась надолго основной статьей церковных доходов. Вопрос о происхождении института десятины на Руси до сих пор не утратил дискуссионной остроты, причем полемике изначально был задан неверный тон. Со времени научного спора двух известных канонистов А.С. Павлова и Н.С. Суворова (вторая половина 80-х гг. XIX в.) внимание исследователей было сосредоточено на том, из какой части христианского мира — восточно-православной или западно-католической — десятина пришла на Русь.
Правовым источником русской десятины Павлов считал юридические постановления о десятине, существовавшие в Византии, Болгарии и Сербии (Павлов А.С. «Книги законныя», содержащие в себе в древнерусском переводе византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии Наук. Т. 38. № 3. СПб., 1885). Возражения Суворова состояли в том, что десятину на Руси «нужно понимать не как учреждение, заимствованное из византийской системы права, и не как учреждение национально-русское или общеславянское, а как институт церковный, создавшийся на почве ветхозаветного закона у европейских варваров, принявших христианство» (Суворов Н.С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888. С. 192–194). Он считал возможным говорить о римско-католическом влиянии, оказанном на русское церковное право через франко-немецкое посредничество или через Скандинавию, настаивая, впрочем, твердо только на одном: «откуда бы мы ни производили русскую десятину, результат будет один и тот же: десятина эта есть западно-католическая церковная десятина» (Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1892. С. 351–354).
Однако тогда же обнаружились и слабые места такого подхода к изучению истоков русской десятины. Византийское влияние выглядит сомнительно уже по одним хронологическим соображениям. Если в Римской церкви институт десятины был учрежден Мейсенским собором (VI в.) и получил юридическое развитие в королевских капитуляриях 774–790 гг. Карла Великого, то в Византии государственная руга (отчисления из государственного бюджета) для Церкви, введенная при Константине I, была отменена уже Юстинианом I (VI в.), и с тех пор духовенство должно было существовать на свои собственные средства. Византийская десятина появилась только в XI в. (в Болгарии и Сербии она известна с XII в.), но то была государственная подать, взимаемая натурой с урожая, скота и т. д. Так что Византия в продолжение всей своей истории вообще не знала церковной десятины как юридически закрепленного учреждения; в византийской вероучительной литературе лишь высказывалась мысль, что десятина, согласно Ветхому Завету, есть идеальная норма добровольного церковного пожертвования для каждого верующего: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу… И всякую десятину из крупного и мелкого скота… должно посвящать Господу» (Левит, 27: 30,32).
Но, что важнее всего, русская десятина существенно отличалась от своих восточно- и западнохристианских аналогов, которые представляли собой род государственного налога, которым облагалось всякое частное лицо, владевшее земельной и иной собственностью, тогда как на Руси обязательную десятину Церкви платило не население, а князь — и лишь со своих доходов. Это дает право рассматривать русскую десятину как вполне самобытное явление, чьи корни уходят в местную, славянскую почву.
У славян с незапамятных времен существовали хозяйственные, административные и военные системы, основанные на десятке. Подобная десятичная система, освященная давней традицией, применялась и в области обеспечения языческого культа. По сообщениям Гельмольда и Саксона Грамматика, многие племена славянского Поморья отдавали десятую часть военной добычи в Арконское святилище Святовита на острове Рюген; другой немецкий хронист, Герборд, оставил показание, что та же десятая доля взятого на войне имущества поступала в щетинский храм Триглава — верховного бога лютичей. И это было еще очень «по-божески». Литовские жрецы-вайделоты, к примеру, брали себе третью часть добычи.
Русская церковная десятина своим возникновением была обязана именно этой языческой традиции. Нельзя сказать, что в древнерусских памятниках связь эта оказалась так уж сильно затушевана, и тем не менее мало кто из историков заметил ее. Однако вот что говорит об учреждении десятины Житие блаженного Владимира (или так называемое Обычное Житие, в составе «Памяти и похвалы» Иакова Мниха): завершив строительство церкви Святой Богородицы, Владимир «поручил ее Анастасу Корсунянину, и попы корсунские приставил служити в ней, и вдасть все им, еже бе взял в Корсуни, и кресты, и отдал от всего имения десятую [часть] той церкви и от града». Ко времени составления Жития блаженного Владимира языческий подтекст княжего дара христианскому храму уже не прочитывался, и на первый план выступала библейская аллюзия. Для древнерусских книжников Владимир здесь уподоблялся патриарху Аврааму, который, победив эламского царя Кедорлаомера, пожертвовал Мелхиседеку, священнику Бога Всевышнего, десятую часть взятой добычи (Быт., 14: 17–20).
Итак, начало института церковной десятины на Руси было положено единовременным пожертвованием Успенскому собору десятой части корсунской «дани». Но для содержания всей Церкви требовались более обильные и, главное, более регулярные поступления в ее казну, чем отчисления из военной добычи. Проблема эта была решена путем пожертвования на церковные нужды десятины с ежегодных княжеских доходов — «от даний и от вир и продаж [судебных пошлин], что входит в княж двор всего», как значится в ст. 15 церковного устава князя Владимира. Являясь выделенной частью привычной княжеской подати, церковная десятина не отягощала народ новыми поборами и потому не вызывала к себе такой лютой ненависти, как на католическом Западе, где церковная десятина, рассматриваемая как юридически-обязательное вознаграждение за оказываемые Церковью духовные благодеяния, легла новым бременем на плечи податного населения, служа в сущности только обогащению высшего духовенства. (В Декрете Грациана (Verba Gratiani) от имени католического духовенства говорится: «Десятины учреждены были Богом чрез Моисея таким образом, что народ должен был вносить оные левитам [иудейским священникам] за службу, которую они посвящали Ему в Святая Святых. Левиты же брали десятину лишь от тех, за которых они молились и совершали жертвоприношения. А так как и мы служим Господу в Святая Святых и молимся и жертвуем за других, то они и должны точно так же приносить нам десятины и первенцы».)
На Руси же «десятина предназначалась главным образом для осуществления самых широких задач благотворительности, так что в пользу клира если и отделялась какая-либо часть десятины, то лишь для удовлетворения крайних его нужд» (Барац Г. Библейско-агадические параллели к летописным сказаниям о Владимире Святом. Киев, 1908. С. 84). У древнерусских духовных писателей не раз встречается мысль, что церковная десятина должна идти не только на потребу духовенству, но и на материальное поддержание всего круга лиц, призреваемых Церковью. Иаков Мних пишет, что Владимир «…церковь создал камену во имя пресвятыя Богородица, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей вдал, тем попы набдети [на содержание храмовых священников] и сироты и вдовича и нищая». А спустя два столетия владимирский епископ в послании одному из сыновей Александра Невского говорит о десятине так: «То дано клирошаном [духовенству, состоящему при архиереях] на потребу, и старости, и немощи, и в недуг впавших чад мног кормление, обидимым помоганье, страньным [cтранникам] прилежание в гладе прокормление, пленьным искупление, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие… церквам и монастырем подъятие».
Хорошо слышимая перекличка с Иаковом Мнихом свидетельствует, что подобное представление о предпочтительном использовании доходов от церковной десятины в среде русского духовенства XI–XIII вв. было традиционным, являя еще один яркий пример национального своеобразия Русской Церкви.
Примечание.
Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы и пояснения на вопросы, а также примерные тезисы исторических сочинений (задание № 25) по правлению следующих князей: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Материал поможет выпускникам при подготовке к ЕГЭ.
Версия для печати удобна для использования материала на уроках.
Версия для печати.
1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1)Съезд русских князей в Любече.
2)Первое нападение половцев на Русь.
3)Разделение христианской церкви на православную и католическую.
Ответ:
2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А)Принятие христианства на Руси Б) «Устав» В.Мономаха В)Разгром печенегов под Киевом Г)Основание Киево-Печерского монастыря | 1)1051 2)1113 3)988 4)1015 5)1016 6)1036 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
Б
В
Г
3
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-12 веков.
1)Русская Правда; 2)полюдье; 3);заповедные лета 4)племя; 5)родовая община;
6) иго
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
4
Запишите термин, о котором идёт речь.
Налог, введённый князем Владимиром в пользу Церкви, равный 10-ой части доходов.
Ответ:
5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А)формирование и развитие законодательства Древнерусского государства; Б)введение уроков и погостов; В)появление первых признаков раздробленности; Г)недовольство киевлян притеснениями ростовщиков. | 1)проведение съезда князей в Любече; 2)принятие «Устава»; 3)принятие «Русской Правды»; 4)первые сведения о Москве; 5)совместная битва русских и половецких князей против монгольского войска; 6)налоговая реформа Ольги. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
6
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)
Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.
Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
А за убитого смерда или холопа 5 гривен».
Б)
«…брать третный рост только до третьего платежа, т. е., кто возьмет с своего должника третный рост, тому более никакого роста не требовать, а взять только свой капитал; если ж заимодавец возьмет три раза третные росты, то он лишается своего капитала. Если кто берет по 10 кун с гривны на год, то таковых ростов взимать не воспрещается».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)На период правления князя, издавшего данный закон, приходится расцвет государства Древняя Русь
2)Документ отражал введение заповедных лет.
3)Князь, принявший данный закон, был инициатором съезда в Любече.
4)Князь, издавший данный документ, принял христианство на Руси
5)Данный документ имел целью ограничение произвола ростовщиков
6)По данному документу можно судить о социальной структуре Древнерусского государства.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
7
Что из перечисленного относится к деятельности Я.Мудрого (1019-1054)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)основан Киево-Печерский монастырь
2)организованы походы против половцев
3)издан первый сборника законов
4) введена десятина
5)открыты первые школы на Руси
6) окончательный разгром печенегов
Ответ:
8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ съезд князей проходил в 1097 г.
Б) Один из князей, участвовавших во второй феодальной войне, был ____________
В) В ходе битвы под Киевом в 1036 были окончательно разгромлены ________________.
Пропущенные элементы:
1)половцы
2)Святополк Окаянный
3)Изяслав Ярославич
4)Любечский
5)печенеги
6)Мстислав Великий
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А)Создание Киевской митрополии Б)Убийство Бориса и Глеба В)Принятие христианства на Руси Г)Разгром печенегов под Киевом | 1)Я.Мудрый 2)Святополк Окаянный 3)Феопемт 4)Владимир 5)Изяслав 6)Мстислав Великий |
Ответ:
А
Б
В
Г
10
Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.
« В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?».
Ответ:
11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Год | События истории России | События истории зарубежных стран |
1054 | ___________(А) | Разделение христианской церкви на Восточную и Западную |
__________(Б) | Продолжение феодальной войны детей Ярослава Мудрого | Битва при Гастинге |
__________(В) | Походы В.Мономаха против половцев | __________(Г) |
1066. | ___________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1)Начало 12 века
2)Правления Изяслава Ярославича
3)Восстание в Киеве
4)Нормандское завоевание Англии
5))Период крестовых походов
6)Первое нападение половцев на Русь
7)Смерть Ярослава Мудрого
8)Съезд в Любече
9)1066 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
12
Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.
«В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: «Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!». Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что «завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами нападем на него». Наступили уже заморозки, Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиной своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли друг против друга, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)Данный князь, пришедший к власти, издаст первый свод законов на Руси.
2)Данный князь издал «Устав», дополнивший «Русскую Правду»
3)Речь в отрывке идёт о борьбе за престол Ярослава Мудрого
4)События, описанные в тексте, относятся ко второй феодальной войне на Руси
5)Данный князь женится на византийской принцессе
6) Святополк, о котором идёт речь, убил своих братьев в борьбе за власть
Ответ:
13
Напишите имя князя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
Ответ:
14
Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ:
15
Укажите название города, где произошла знаменитая битва князя с византийским войском
Ответ:
16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)В данный период была построена Десятинная церковь
2)Территория Руси значительно расширилась в годы правления данного князя.
3)Данный князь совершил походы на Северный Кавказ, Балканы, в Поволжье.
4)В данный период было принято христианство
5)Война с Византией была неудачной в период правления данного князя.
6)Заслугой князя стало принятие первого свода законов.
Ответ:
17
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А)«Повесть временных лет» Б) «Русская правда» В) «Слово о законе и благодати» Г)Софийский собор в Киеве | 1)Автор – митрополит Илларион 2)Произведение было написано монахом 3)Документ содержал информацию о штрафах 4)Описываемые события произошли в XV в. 5)построен в честь победы над печенегами 6)Воздвигнут в XII веке |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
18
Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)Сооружён в период правления Владимира Святого
2)Находится в Киеве
3)Это первый каменный храм на Руси
4)Сооружён в правление Ярослава Мудрого
5)Находится в Новгороде
Ответ:
19Какие из представленных архитектурных памятников были построены в период правления князя, при котором был воздвигнут данный памятник? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.
1.
2.
3.
4.
Ответ:
20
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Благословил его и отпустил, сказав ему: «Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах».
(Из «Повести временных лет»)
20
Укажите век, в рамках которого был написан данный исторический источник. Назовите имя князя, правившего в данный период. Укажите имя автора произведения.
Ответ:
21
Каково значение монастырей в истории Руси. Укажите не менее трёх.
Ответ:
22
Какую роль сыграл данный источник в изучении истории Руси?
Привлекая исторические знания, укажите не менее двух доказательств.
Ответ:
23
В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей. Каковы были причины данного события? (Назовите не менее трёх причин).
Ответ:
24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке о деятельности Ярослава Мудрого.
«Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское счастие, будучи снова раздробленною на малые области». (Н.М.Карамзин)
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ:
25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 980-1015;
2) 1019-1054г.;
3) 1113-1125г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному
Ответ:
Вернутьсяк списку тестов по истории ЕГЭ