Насекомые вред или польза и вред

На планете Земля по разным оценкам насчитывается от 2 до 8 млн насекомых, но только 1 млн научно описан и квалифицирован. В среднем наука описывает около 20 новых видов насекомых ежедневно. Многие насекомые приносят вред, но их масштабное уничтожение, как показывает история, может привести к непоправимым экологическим последствиям. Проведём небольшое исследование, чтобы разобраться, почему так важны насекомые в живой природе.

Вопросы эволюции

На фото: Окаменелые останки гигантской стрекозы в камне.

Для начала рассмотрим, как же на планете Земля появились и где живут насекомые. По мнению энтомологов, они стали первыми наземными животными, научившимися дышать кислородом. Хотя споров о происхождении насекомых в научном мире ещё очень много. Вероятнее всего, насекомые отделились около 400 млн лет назад от ракообразных.

Появление трахейного дыхания стал важным ароморфозом, обеспечивший выход насекомых на сушу, а вот у насекомых, оставшихся жить в воде, сформировалась двойная система дыхания. У паразитирующих в организмах других животных и человека нет дыхательной системы, и они дышать всем телом.

Так где же обитают насекомые? Приспособленность насекомых к условиям внешней среды позволила им расселиться по всей планете. Отдельные виды встречаются даже в суровом климате Антарктиды. О самых интересных фактах про Антарктиду на topcafe.su мы опубликовали статью.

Разнообразие

На фото: Комар.

Среди важнейших отрядов насекомых выделяют две большие группы. Это виды с полным превращением, и вторая группа, включающая насекомых с неполным превращением.

Разделение тела на три части, а также усики и фасеточные глаза — это важнейшие признаки насекомых. К тому же зрение играет наиболее важную роль у ночных, а вот дневные насекомые ориентируются в пространстве и с помощью других органов.

Поразительной особенностью насекомых выступает их необычайное разнообразие. Летающие, ползающие, бегающие, плавающие, все они выполняют свою роль в живой природе.

Топ 10 примеров важности насекомых

А теперь непосредственно к полезности этих маленьких обитателей планеты.

1. Опылители

Невероятно, но 80% всех растений в мире, опыляются насекомыми. Это результат тысячелетней совместной эволюции живых организмов.

Растения всяческими уловками привлекают своих опылителей. Аромат, форма и раскраска цветка, пыльца, эфирные масла — всё это привлекает летающих и ползающих. Но и у насекомых в ходе эволюции выработались свои особые приспособления для сбора пыльцы. У бабочек и пчелиных особые хоботки и волоски, у шмелей — щёточка и корзинка, расположенные на задних лапках.

2. Почвообразование

Многие виды великолепные разрыхлители почвы. Передвигаясь в земле, они меняют структуру почвы, производят её аэрацию. Как показали исследования, плодородные почвы образуются в основном под действием насекомых.

Сапрофаги вовлекают в круговорот веществ растительные остатки. Они пропускают через себя почву, делая её зернистой. Экскременты большинства видов обогащают землю гумусом и минеральными солями.

3. Санитары

Санитарную роль в живой природе приняли на себя многие виды. Это жуки-навозники, большое число мух, кожееды. Многие виды отлично разрушают растительные остатки, опавшие листья, хвою, ветки, кору.

В водоёмах насекомые, а также их личинки поедают отложившиеся на дне гниющие органические вещества, тем самым очищая воду. Комары-дергуны и другие виды водоплавающих являются великолепными биоиндикаторами чистоты воды пресных водоёмов.

Читайте также: Самые опасные комары в мире.

4. Пищевая цепочка

Насекомые, как самая многочисленная группа живых организмов планеты, важное звено пищевой цепочки. Ими питаются многие виды рыб, птиц, земноводные и пресмыкающиеся.

В эту пищевую пирамиду входят и млекопитающие. Многие виды грызунов не прочь полакомиться жуками, тараканами. Охотятся на них и скорпионы, многие виды пауков, фаланги, сенокосцы. Да и среди насекомых есть хищники, называемые энтомофаги, которые поедают другие виды.

5. Наука

Все виды, даже причиняющие ущерб растениям, играют важную роль в науке. Часто их используют в качестве организмов моделей, для исследований в различных научных направлениях. Они важные элемент экосистем, а потому ценны для изучения взаимодействия видов.

Бабочки широко применяются в изучении навигации, борьбы с вредителями сельскохозяйственных полей. Многие виды изучают в связи с изменениями климата, эволюционными процессами. Важны они и в такой перспективной области, как генетика.

6. В кулинарии

Ещё индейцы Америки высоко оценили вкус и полезные питательные свойства многих видов членистоногих. Жуки, червяки и муравьи прочно вошли и в рацион питания населения Азии. Возможно, это перспективное направление в решении продовольственных проблем человечества.

На фото: съедобные личинки муравьёв.

Коричневые черви повсеместно продаются на рынках азиатских стран в качестве питательного и полезного продукта. Чтобы они избавились от запаха почвы, перед продажей их кормят кукурузной мукой. А вот сверчки, и многие виды жуков по калорийности и пищевой ценности не уступают мясу и другим, богатым белками, продуктам.

Есть мнение, что в будущем употребление насекомых в качестве еды будет лишь расти, завоёвывая новые рынки.

7. Хозяйственная важность

На фото: Личинки и коконы тутового шелкопряда.

Первое, что сразу вспоминается в этой области — это шелководство. Тутового шелкопряда специально выращивают для использования в производстве шёлка.

Многие виды используются для борьбы с вредителями. Так, божьи коровки выбрасывают над виноградниками, чтобы они поедали тлю. А наездники широко применяются для регулирования численности вредителей. Хотя в живой природе «полезный» и «вредный» понятия довольно условные.

Используют их и для борьбы с сорными растениями. Для этого в некоторые части Земли специально завозят определённые виды, которые поедают вредные растения. Вот почему так важны насекомые в сельском хозяйстве.

8. Эстетическая ценность

Порхающие бабочки, жужжащие трудолюбивые пчёлы, парящие над водой стрекозы, всё это красота живой природы. Многие виды жуков, бабочек широко используются ювелирами для создания украшений.

Насекомых часто используют в геральдике. Например, пчелу можно встретить на гербах многих городов мира.

Образ бабочки используется в рекламе и маркировке, как символ экологической чистоты продуктов. В Средневековой геральдике были элементы, изображающие насекомых на гербах городов и рыцарских щитах.

Нельзя не упомянуть использование эстетики в медицине. Сегодня в профилактике и лечении психических расстройств широко применяют созерцание бабочек и других красивых летающих видов.

9. В культуре

Ещё в седой древности люди поклонялись многим видам членистоногих. Жук-скарабей был священным в Древнем Египте. Индейцы Америки обожествляли богомола, а жители Индии преклоняются перед чёрными муравьями. В католицизме священной считается божья коровка, олицетворяемая с образом Девы Марии.

У многих народов мира они встречаются в мифах и легендах. Насекомые часто выступают героями литературных произведений. Они упоминаются начиная со строк Священного Писания до фантастических рассказов современных писателей.

Кстати, у нас на topcafe.su есть увлекательная статья о гигиене Древнего Египта.

10. Здоровье человека

В этой области многие, паразитирующие в организме человека виды, приносят вред и выступают разносчиками опасных болезней. Но есть существенные «но».

Некоторые виды насекомых, а именно их личинки, великолепно заживляют открытые раны. Личинкотерапия использовалась в полевых госпиталях Первой мировой войны, когда личинки, в условиях дефицита антисептиков, очищали раны от нагноения и мёртвых тканей. Даже из личинок тутового шелкопряда получают вещество для изготовления лекарства от болезней сердца.

Пчелиный яд широко используют для лечения многих заболеваний, от артрита до рассеянного склероза. С артритом справляется и яд муравьёв. В фармакологии используют мозг тараканов для создания эффективных антибиотиков. Китайцы в борьбе с кашлем используют отвар их кошенильных жуков.

Читайте также: Самые большие муравьи в мире.

В заключение

Вот мы и узнали, какие насекомые приносят пользу, а главное — какую важную роль они играют в круговороте веществ. Любое нарушение цепочки может привести к катастрофе планетарного масштаба, потому всё живое, пусть и самое маленькое играет важную роль в жизненном цикле всей планеты. Редакция TopCafe просит вас также написать несколько причин почему важны насекомые. Ваши ответы и предложения пишите в комментариях под статьёй.

© TopCafe.su

Источник

      Конспект педагогического мероприятия  с детьми

  старшего дошкольного возраста

«Насекомые – польза и вред»

Приоритетная образовательная область: здоровье

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.

Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.

Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых,  муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм  «Муравьишка – хвастунишка».

Предшествующая работа:  – коллективная аппликация “Луг”;

Ход мероприятия

Воспитатель стоит возле панно «Луг».

Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)

Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.

«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3  и на луг попаду».

Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:

Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).

     Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:

Давай пройдемся медленно по лугу    (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу  красивые. Можно ли их рвать?

(ответы детей)

Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.

(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

А вот еще одна загадка:  

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука, 

два блестящих лепесточка раздвигаются слегка, 
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Отгадали?

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)

У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.

Физминутка: «Веселые насекомые»

Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.  

Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!

Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

Знакомо ли вам это насекомое:

Не найдешь у нас пилы,

не рубили мы стволы,

не стучали топором,

а под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…

Игра:

Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.

Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:

 В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.

Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.

Источник

Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»

Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

«Насекомые»

Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.

Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».

(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).

– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)

– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)

– Как назвать их одним словом? (насекомые)

– А теперь давайте расскажем про жука.

Физкульт. пауза

Я нашла себе жука

На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)

Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук, (машут руками)

Зажужжали крылья.

(сели на стульчики)

– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.

– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).

-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?

– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.

– Чем питаются насекомые?

(мошками, цветочным нектаром, травкой)

– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)

Физкульт.пауза: «Стрекоза».

Вот какая стрекоза – руки в стороны

Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.

Вертится, как вертолет – руки в стороны

Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.

– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.

1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

2. Прыгает пружинка – зеленая спинка

С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)

3. Целый день летает, всем надоедает

Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)

4. На ромашку у ворот опустился вертолет

Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)

5. Модница крылатая, платье полосатое

Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)

6. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки,

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.

Муравьи.

Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.

Физкульт. пауза. «Кузнечики»

Поднимайте плечики (поднимают плечи)

Прыгайте, кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

Сели, посидели, (сесть)

Травушку покушали («кушают»)

Тишину послушали (повороты головы)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).

– Какие насекомые жужжат?

(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)

– Какие пищат? (комары)

– Какие стрекочут? (кузнечики)

– Какой звук издает комар? (писк)

– А жук? (жужжание)

– А бабочка? (не издает звука)

Дыхательное упражнение «Бабочка».

В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.

– Мы подуем высоко,

– Мы подуем низко,

– Мы подуем далеко,

– Мы подуем близко.

– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)

– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)

– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.

Дети из палочек выкладывают жука.

– Жук по зеленой травке ползет,

Дойдет до конца и упадет.

Источник