Не ищи своего а пользы другого
Свт. Иоанн Златоуст
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
См. Толкование на 1 Кор. 10:23
Свт. Феофан Затворник
Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо
«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!
Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.
Толкование на послания божественного Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Экумений
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли совестью ты ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.
Фрагменты.
Амвросиаст
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу – дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, по пользы многих (1 Кор. 10:33).
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.
См. также Толкование на 1 Кор. 10:23
Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 10 стихи 23-28.
Как свидетельствует библейское повествование, апостол Павел посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия по городам Римской империи около 50-го года. Прибыл туда он из Афин, где проповедь его не была принята. Коринф был одним из самых крупных и влиятельных городов Римской империи. Занимая уникальное географическое положение – на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, Коринф стоял на пересечении торговых путей Средиземноморья. Население его состояло из людей разного этнического происхождения. В город стремилось попасть множество иностранцев, желавших обосноваться в материально благополучном мегаполисе. Господствующей чертой, из-за которой имя Коринфа вошло в историю, была роскошь и крайняя распущенность нравов. Но как ни парадоксально, именно Коринф, а не прочие, более благочестивые города империи, стал одним из центров распространения христианства. Однако произошло это не сразу.
Первоначально апостолу Павлу удалось образовать в городе небольшую христианскую общину, которая, постепенно разрасталась. И это не удивительно, ведь именно Коринфу святой апостол посвятил большую часть времени своего миссионерского путешествия. После полутора лет пребывания апостол Павел оставил город и отправился дальше. Но сердцем он всегда беспокоился за христиан-коринфян, потому что велика еще была опасность их возвращения в язычество. В те времена в Коринфе существовал развитый культ богини Афродиты. В храме языческой богини совершались обильные жертвоприношения. Часть жертвенных продуктов доставалась жрицам, прочее направлялось на рынки для продажи или раздавалось бесплатно прямо на улицах. Некоторые небогатые коринфяне-христиане принимали идоложертвенную пищу. Это смущало их братьев по вере, особенно выходцев из иудейской среды. Многие из них утверждали, что не следует вкушать пищу, освященную в честь языческих богов. Споры усиливались и превращались в противостояние, грозящее расколом в среде христиан. Различные источники сообщали Павлу, находившемуся в тот момент в Эфесе о том, что в коринфской общине не все благополучно. Не имея возможности вернуться в город, апостол направил его христианам послание, где среди прочих вопросов уделил место и проблеме вкушения идоложертвенной пищи. Этот отрывок читается сегодня утром в храме во время богослужения:
Братья, всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Апостол Павел подошел к проблеме вкушения идоложертвенной пищи как мудрый педагог. С одной стороны, он подчёркивает – идолы не властны над христианином. Они – ничто перед величием Бога. Поэтому пища, освященная в храме Афродиты ее жрицами, не способна навредить христианину. Любое растение, любое животное существует на земле только потому, что так повелел Бог. Если язычники посвящают что-то своим богам – это их беда и непонимание. Христианин же свободен от языческих предрассудков. Вред может принести иное. Если христианин ест и пьет идоложертвенную пищу, повторимся, себе он не повредит. Но если он делает это на глазах у других христиан, которые, предположим, брезгуют продуктами из храма Артемиды, он может смутить этих людей, побудить к осуждению. Нарушить душевный покой своих братьев по вере. Чтобы лучше была понятна эта ситуация, представим себе следующее. Во время Великого поста некий православный христианин имеет желание поститься, но не может – по состоянию здоровья. Человек начинает во время поста есть мясную и молочную пищу. Его действия обоснованы – еда необходима ему как лекарство. Но если воображаемый нами человек вкушает не постную пищу открыто, на виду у прочих православных христиан, то может смутить их. Апостол Павел призывал коринфян не обижать и не смущать братьев по вере. Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам. Это касается не только вкушения пищи, но и поведения человека в целом. Не нужно беспокоить окружающих своими поступками, не стоит провоцировать других. Призыв апостола Павла остается актуальным и в наши дни. Поэтому запомним главную мысль сегодняшнего богослужебного отрывка из послания апостола Павла к жителям Коринфа: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу – дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, но пользы многих (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1 Кор. 10:33).
Источник
На Послания к Коринфянам. PL 17:237d.-238a.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Принцип очень важный: в церкви нужно стараться не зацикливаться на себе, а стараться, чтобы была польза другому. Люди в церкви должны поддерживать друг друга, выращивать друг друга. Например, один человек в Интернете, представляясь священником, написал, что ему очень не нравятся обычные прихожане в храмах: «Они все такие глупые, необразованные, злые». Я ему ответил, что это его проблемы, потому что он — пастырь и должен заботиться об образовании своей паствы. Этим он должен заниматься, а если ругается на прихожан, то какой же он сам? Это пастух на овец может ругаться, что они в грязь залезли. А кто их не доглядел и дал в грязь залезть? Пастух дал — с пастуха и спрос. Помните, как Никодиму говорили фарисеи «Этот народ невежда в законе, проклят он» (49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.Ин. 7:49). Поэтому апостол говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Это и прихожанам сказано и, конечно, пастырям. Каждый должен заботиться о других, а не только о себе самом.
Феофан Затворник говорит так: «Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать». Очень многие спрашивают, почему заповеди любви к себе нет, или надо себя любить, иначе другого не полюбишь. Феофан Затворник о другом говорит: у нас иногда бывает такая сильная любовь к себе, что ее ограничивать надо. О любви к Богу и о людях заботиться надо.
«Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу».
Любовь к ближнему должна подогреваться любовью к Богу, а не наоборот. Если ты сначала постараешься полюбить людей, то ты их возненавидишь и уж до Бога не дойдешь.
«Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго — есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!».
Как красиво говорит Феофан Затворник, какая мысль в конце! Пустые личности, которые притворяются в любви к Богу, а Его они даже не имеют в сердце.
Источник
Даниил Сысоев свящ. На что жить священнику? Беседы на Первое и Второе Послания апостола Павла к Коринфянам. В 12 т. – Т. 4. Глава: Использовать свободу для прославления Бога
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 23-24
Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не все полезно», «не все назидает», разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: «не полезно» указывает на погибель его самого, а «не назидает» – на соблазн брата.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Потому и присовокупляет: «никто не ищи своего». Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: «ибо и Христос не Себе угождал» (3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.Рим. 15:3); и еще: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы» (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1 Кор. 10:33). Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
μηδείς никто, τό έαυτοΰ собственная вещь, принадлежащее ему самому (Barrett), ζητεί τω praes. imper. act. от ζητέω искать. Praes. указывает на привычное действие.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
10:24:1 Щадите совесть окружающих
Все, что оставалось от жертвоприношений, доставлялось на рынок, располагавшийся на агоре, — большой площади в Коринфе (неподалеку от которой некогда работал и сам Павел; 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.Деян. 18:3). Не все мясо, которое там продавалось, было идоложертвенным. В сравнительно больших городах иудеям часто разрешалось иметь свои собственные рынки, где они могли продавать и покупать чистую пишу. В других местах они всегда интересовались происхождением мяса. Но еврейские учителя рассматривали непреднамеренные грехи как «легкие»; таким образом, Павел мог согласиться, что тот, кто стремится скрупулезно выполнить предписания закона, может удовлетвориться сентенцией: «То, чего не знаешь, не должно тебя тревожить». Поскольку большинство людей не могли позволить себе покупать мясо, заменяя его в своем рационе рыбой или зерновыми, Павел здесь обращается в основном к состоятельным членам общины.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Это принцип святых Божиих – и ныне, и прежде, извечно и навеки. Это принцип созидательный и общественный. На этом принципе может основываться самое совершенное, самое богоугодное и самое счастливое общество человеческое. Это принцип спасительный при любых трудностях, с которыми современные люди сталкиваются, борются без результата и без надежды. Святая душа заботится о соседях своих, ближних и дальних; она беспокоится, где бездомные переночуют, как голодные насытятся, во что раздетые оденутся? Она беспокоится и молится Богу, чтобы соседи ее спаслись; чтобы сердца свои наполнили любовью к Богу; чтобы ум свой направили к Богу; чтобы порочные вернулись с пути порока; чтобы колеблющиеся в вере устойчивость обрели; чтобы утвердившиеся устояли; чтобы упокоившиеся Лице Божие видели; чтобы живые были вписаны в Книгу Живых в Царствии Света.
Но будьте осторожны, братья, ибо точно также, слово в слово, может гласить и принцип дьявольский, разрушительный и антиобщественный: Никто не смотри на свое тело, как его сохранить в чистоте от греха, но каждый смотри на чужое тело, как его осквернить и уничтожить. Никто не смотри на свою душу, как ее спасти, а каждый смотри на чужую душу, как ее очернить, оклеветать, обеднить, погубить. Никто не смотри на свой дом, как его построить и обновить, но каждый смотри на чужой дом, как его сжечь и разрушить. Никто не смотри на свои житницы, как их наполнить, но каждый смотри на чужие житницы, как их обокрасть и опустошить. Видите ли, братья, как этот принцип может быть принципом добра и принципом зла; это меч острый с обеих сторон; это Ангел или сатана. Посмотрите, как этот принцип, в сатанинском духе и виде, сегодня распространился на все стороны!
О Господи Душе Святый, пустивший эти святые слова в мир через уста апостола Божиего, чтобы они, как светлые солнечные лучи, нас освещали, а не чтобы сжигали, помоги нам исполнять их в истинном смысле небесном, во славу Бога Триединого и во спасение душ наших. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Но поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного, а в то время города полны были таковых мяс и, вероятно, одни, из уважения к апостольскому закону, не стали бы вовсе покупать их, а другие по чревоугодию пренебрегли бы закон, то по необходимости и касательно сего узаконяет, что следовало.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!
Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли ты совестью ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.
Источник
Фрагменты. TLG 2866.003,440.7-8.