Не корысти ради пользы для
В день рождения Михаила Ивановича Пуговкина хочется вспомнить этого великого актёра и одну из самых ярких ролей этого актёра – отца Фёдора в фильме Леонида Гайдая “12 стульев” по бессмертному роману И.Ильфа и Е.Петрова.
Если об исполнителе роли Бендера споры ведутся до сих пор, то по поводу Пуговкина вопросов не возникало – роль удалась. Отец Фёдор был принят и критиками, и публикой.
М.Пуговкин в фильме “12 стульев”. Источник фото: regnum.ru
“Именно в этой актёрской работе Пуговкина и открывается та особенность его актёрской индивидуальности и та гражданская устремлённость, которые помогают многое объяснить” – писала критик И.Шилова в книге “Актёры советского кино”.
Педагог из Школы-студии МХАТ Василий Орлов, учитель Пуговкина, встретил как-то своего ученика и сказал, что был у него период, когда Пуговкин его раздражал. Но потом стал радовать – начиная именно с “12 стульев”.
М.Пуговкин в фильме “12 стульев”. Источник фото: 1s-interes.otzovy.ru
Священника, мечтающего разбогатеть, Пуговкин сделал человечным и обаятельным.
Надо сказать, что церковь была в жизни Пуговкина с самого детства. Рос он в глухой деревне Рамешки Чухломского района. В школу, до которой было 10 км, детей возили на лошади. В своей книге “Всё это было бы смешно” актёр вспоминал:
“Наш дом стоял рядом с поповским домом, я бегал туда играть с поповскими детьми и, благодаря этому, знал все религиозные праздники и традиции. Наша семья тоже была набожной, особенно бабушка Александра Яковлевна, которая была церковной старостой, хоть это и мужское дело (женщинам не положено)”.
М.Пуговкин в 3 классе, деревня Рамешки. Фото из книги “Всё это было бы смешно”
Для Миньки Пуговкина в церкви тоже находилось дело.
“В праздники я свечки зажигал. Мне это нравилось. На Крестный ход, на Пасху возглавлял шествие. Ребята ставили крынки с паклей на колокольне и обливали их керосином. Было очень торжественно и красиво. С батюшкой я стоял на клиросе – мне специально сшили подрясничек. И батюшка мне подавал кадило. Я держал, а когда ему было нужно, подавал. Когда кончалось причастие, у батюшки оставалось что-то вкусное, он подходил ко мне и давал ложку-другую чего-то смородинового, сладкого. К церкви я был приучен”.
М.Пуговкин с мамой, 1963 г. Фото из книги “Всё это было бы смешно”.
Когда Леонид Гайдай пригласил Пуговкина на роль отца Фёдора, Михаил Иванович попросил благословления у мамы. Узнав, что батюшка в фильме занимается поисками сокровищ, она сказала: “Это не против Бога, это против стяжательства картина. Не волнуйся, снимайся, за чистые души надо бороться”.
Л.Гайдай и М.Пуговкин в фильме “12 стульев”. Источник фото:Fishki.net
Вот как Михаил Пуговкин вспоминал первый съёмочный день:
“У меня были настоящие ряса и крест – ну точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Народу много было. Все собрались. Я подошел к Гайдаю и говорю:
– Я человек верующий, у меня даже похолодела спина.
– Михаил Иванович, у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать, – бодро сказал Гайдай.
Мы перекрестились, и я начал сниматься”.
М.Пуговкин,Л.Гайдай и К.Румянова на съёмках “12 стульев”. Фото из книги “Всё это было бы смешно”.
На съёмках Пуговкина преследовали неприятности. Залезая на скалу, он ободрал себе руки. И особенно обидно, что жертвы оказались напрасными – при просмотре материала совершенно не чуствовалась большая высота, и эпизод пересняли на “Мосфильме”, с бутафорской скалой.
Но ободранные руки – это мелочь. Появились проблемы посерьёзнее.
“Мы почти месяц снимали и ждали, когда начнется шторм, чтобы отец Федор в рубашечке с топором рубил стулья. Стулья были венские, невероятно тяжелые. Разрубить стул топором по-настоящему я не мог. Дождались мы шторма. У меня рубашечка подпоясанная, я шесть часов рубил эти стулья. Бросал куски в море, мокрый совершенно…
Вечером приходим домой после съемки – Нина, жена Гайдая, моя жена. Сели играть в кинга, поиграли часок-другой. Уставшие. Я говорю:
– Братцы, надо идти домой.
Хочу встать и не могу. За эти шесть часов меня просифонило так, что я несколько месяцев болел, рука была парализована”.
Сцена, стоившая здоровья… Источник фото: kp.ua
Одно время я считал, что была ещё и третья проблема. Лет 20 назад я купил книжку В.Дружбинского “Весёлая книжка” – сборник смешных историй про актёров. И вот что там было написано:
“Михаил Пуговкин лежит в травматологическом отделении и рассказывет всем пришедшим его навестить: “…Киса начинает по сценарию вырывать стул и лягаться. Мы с Сергеем Филипповым до съёмки договорились, что бить он будет несильно. Однако то ли он позабыл о нашем уговоре, то ли настолько вошёл в роль, но в первую же минуту так стукнул по коленной чашечке, что я оказался здесь, на койке. Но ругать Серёжу не нужно – он ведь дрался за реализм!” Пролежал тогда Пуговкин в больнице четыре месяца.”
Уже позже я понял, что это, конечно, байка, неизвестно, кем сочинённая. Во-первых, ни в каких других источниках я этой истории не встречал. А во-вторых, известный факт, что Филиппов на съёмках этой сцены был только после операции, и сильно прыгать ему было нельзя. Его ноги в ближних планах сыграл сам Гайдай. Так что Филиппов никак не мог сломать Пуговкину коленную чашечку.
С.Филиппов, А.Гомиашвили и М.Пуговкин на телепередаче в Пятигорске, 1972 год. Фото из книги М.Пуговкина “Всё это было бы смешно”.
В 90-е Пуговкин ещё раз сыграл отца Фёдора – в рекламе киевского торгового дома “Ивлия”. Я видел эту рекламу в те годы, хотел сейчас найти её, чтобы вставить в статью, но – увы – не нашёл…
А в 2001 году в Харькове, на вокзале, был открыт памятник отцу Фёдору ( одно из писем жене Фёдор писал как раз на харьковском вокзале, характеризуя город как большой и шумный). По мнению автора, скульптора Александра Табачникова, именно Пуговкин лучше всех воплотил на экране этот образ, и поэтому памятник создавался именно с пуговкинского образа.
Памятник отцу Фёдору в Харькове. Источник фото: columbista.com
В одной руке отец Фёдор держит письмо своей жене Кате, а в другой – чайник, который он чуть не забыл на почтовом ящике во время отправки письма.
Кадр из фильма “12 стульев”. Источник фото: film.arjlover.net
Прекрасная скульптура – память великому образу и актёру, этот образ воплотившему!
èñïðàâëåííîå, 4-ÿ ðåäàêöèÿ
Ðàññêàç-çàãàäêà. Ñêîëüêî èì¸í àâòîðîâ ,èì¸í ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ è ëèòåðàòóðíûõ òåðìèíîâ çàøèôðîâàíî â ýòîì ïðîèçâåäåíèè?
“- Íå êîðûñòè ðàäè, – ñêàçàë îòåö Ô¸äîð áðàíäìåéñòåðó, – à òîêìî…
Õîõî÷óùåãî ñâÿùåííèêà íà ïîæàðíîé ëåñòíèöå óâåçëè â ïñèõèàòðè÷åñêóþ ëå÷åáíèöó.”
È.Èëüô è Å.Ïåòðîâ “Äâåíàäöàòü ñòóëüåâ”, ãëàâà XXXVIII, “Ïîä îáëàêàìè”
* * *
Ïèñüìî îòöà Ô¸äîðà, ïèñàííîå èì èç ïñèõèàòðè÷åñêîé ëå÷åáíèöû, ïàëàòà 287, ñâîåé æåíå â óåçäíûé ãîðîä N:
Ãîëóáóøêà ìîÿ, Êàòåðèíà Àëåêñàíäðîâíà! Âåñüìà ïåðåä òîáîþ âèíîâàò. Íå ìîã íàïèñàòü òåáå äîëãî ïî ïðè÷èíå ðàññòðîéñòâà íåðâíîãî, äà è ëå÷åíèå ìî¸ åùå íå çàêîí÷åíî.
À ïîïàë ÿ , ïî îøèáêå áðàíäìåéñòåðà, â ëå÷åáíèöó ñîâñåì íåîáû÷íóþ. Ïîýòè÷åñêóþ. Òóò âñå ãðàôî-ìàíèåé áîëåþò. Íàðîäèùó, ìàòóøêà, ñêàæó òåáå, òüìà-òüìóùàÿ. Ïîíà÷àëó äóìàëîñü ìíå, ÷òî òóò îäíè ãðàôû ñ ìàíÿìè ëå÷àòñÿ, àí íåò. Òóò è èìïåðàòîðû è èìïåðàòîðøè åñòü. Êàè, Þëèè âñÿêèå. È êîðîëåíêè. À íåêîòîðûå – ñîâñåì áåçûìåíñêèå.
Ïàëàò – ìíîæåñòâî. Ðàçäåëåíû íà ìóæñêèå è æåíñêèå. Ýòî çàâèñèò îò òîãî, êàêîé ðèôìîé êòî ïèøåò. Åñòü åùå ïàëàòû ñèëëàáî-òîíè÷åñêèå, ôóòóðèñòè÷åñêèå, èìàæèíèñòè÷åñêèå. Íî â íèõ çàõîäèòü îïàñíî.
Ìåñòà òóò êðàñèâûå! Òàêàÿ ôîíåòèêà è îðôîãðàôèÿ çà ðåø¸òêîé! Êåäðèíû ñòîëåòíèå è ïåîíû â ãîðøêàõ. Êàæäûé äåíü èõ ìàðàôåòÿò, îñîáåííî â àñàäîâîì ñëåäÿò çà öâåòàåâûìè è çà ïåñòåëÿìè è òû÷èíàìè âîêðóã ëàôîíòåíà . È òàêîé ç¸ë¸íûé ãàéäàð âîêðóã, äà ãàçåëè ìåæäó òàíêàìè ñêàêàþò, ðåçâÿòñÿ…
Íåäàëåêî – ãîðàöèÿ íåáîëüøàÿ. Ïàðíàñ íàçûâàåòñÿ. Ìû èíîãäà íà íå¸ ðàçíûìè òðîïàìè âçáèðàåìñÿ.
Çäàíèå ó íàñ , çàãëÿäåíüå-òî êàêîå!  ñòèëå àìôèáðàõèé, ïî ôðîíòîíó àíàïåñòû ÿìáîì ïóùåíû. Ñíàðóæè – âñ¸ ÷åðíûøåâñêîå, à âíóòðè – áåëèíñêîå. Ïîòîëêè åùå, ïðàâäà, íåêðàñîâû.
Âîò ìåáåëèøêà, Êàòåíüêà, òóòà ñîâñåì íèêóäûøíÿÿ. Íå ìàñòåðà Ãàìáñà. Ïðàâäà, â êîðèäîðå ñàôî ñòîèò è äâà äèâàíà ó ãëàââðà÷à â êàáèíåòå.
 ïàëàòàõ ÷èñòîòa-ëåïîòà, ìàòóøêà. Íó èíîãäà æóêîâñêèå ñ ìîëüåðàìè ïîÿâëÿþòñÿ. Íî ðåäêî.
Ãëàââðà÷ ó íàñ – Ëóçèòàíóøêèí, îð¸ë! Ìîðäà áàãðèöêàÿ! Íå âñÿêèé ñìåëÿêîâ èëè ñåðâàíòåñ ñ íèì ïîñïîðèòü ðåøèòñÿ.
Ïîñìîòðèò íà êàêîãî-íèáóäü øèëëåðà èëè âåëëåðà äà êàê ñêàæåò: “Êòî âàì , ìàíüÿêè, ñêàçàë, ÷òî ñòèõè ïèñàòü íå ìîã¸òå !? øòå!”
Âîò è ïèøåì.
Îñòàëüíîé ìåäïåðñîíàë – õîðîøèé, ëþäè äîáðîëþáîâû è ùåäðèíû, íî íåêîòîðûå âðà÷è íè çàìè íè÷åãî íå çíàþò è äðóãèì çíàòü íå äàþò, äà è ó ñàíèòàðîâ-ìóæèêîâ ðûëååâû çëûå è øóòêè íå îñòðîâñêèå.
Ìåäñ¸ñòðû ó íàñ äåâû áðîäñêèå, ñ òàêèìè ðåãèñòàíàìè è ïðè÷¸ñêàìè ëîõâèöêèìè – çàãëÿäåíüå! È âñå ôîðìû ó íèõ òâ¸ðäûå-òâ¸ðäûå… Äåâû ñòðîãèå. Íèêàêèõ ëèìåðèêîâ è ùèïà÷¸âûõ ñåáå íå ïîçâîëÿþò è òàéíû íàøè ìåäèöèíñêèå áëþäóò. Íèêîìó íè ãþãî.
Ñèëüíî îïàñíûõ ó íàñ íå äåðæàò. Áûëè òóò , ïîíà÷àëó, íåêîòîðûå ,æóòü êàêèå àïîëèíåðâíûå, õîäèëè ãîãîëÿìè, òàê ñ íèìè áûñòðî óïðàâèëèñü . Òþò ÷åãî , òàê ñðàçó – 330 ãåðöåíîâ ê ïÿòêàì è 5 áåðãîëüöåâ íà âèñêè. Ñâåòà áåëîãî íå óâèäèøü, òîëüêî ÷¸ðíûé. À ïîòîì èõ íà Àíòîêîëüñêèé ïîëóîñòðîâ êóäà âñåõ áóíèíûõ îòïðàâëÿþò îáû÷íî. Ìåñòà òàì íå çàäîðíîâû, à ñåâåðÿíèíû è çàáîëîöêèå.
Íî íåêîòîðûå íà âîëþ áûëè îòïóùèíû.
Íàðîäèøêî îïîñëÿ òàêîãî óñïîêîèëñÿ. Õóëèãàíû åñòü, êîíå÷íî. Ëîìî-íîñîâû, õàé-ÿìû âñÿêèå, àõ-ìàòîâû, ãàì-çàòîâû àõìà-äóëèíû êîòîðûå âñåì ïîêàçûâàþò. Ðóäàêè, ìàòóøêà, èñòèííî ðóäàêè!
Äà è èíîâåðöåâ òóò ïðåäîñòàòî÷íî. Ëåðìîí-òîâû, àëè-òåðàöèè, ãóìè-ë¸âû, ôîí-âèçèíû äà ÷åõ-îâû…
Ñîñåä ó ìåíÿ, ìàòóøêà… Òàêîé áóðëþê ! ×óêíóòûé è ãåêíóòûé. Âñ¸ ñààäè êî ìíå ïðèñòðàèâàåòñÿ, ãåéíå, íàâåðíîå…
×óòü íå çàáûë íàïèñàòü òåáå, Êàòåíüêà… Ó íàñ òóò ôåðìà. Ïëåìåííîé êîííîòàöèåé çàíèìàåìñÿ. Ïåãàñîâ ðàçâîäèì. Ýòî ëîøàäè òàêèå áåëûå ñ êðûëîâûìè. Íî åñåíèíà íå åäÿò íè â êàêóþ. Íà ôåðìå ìû è ðàáîòàåì ïîìàëåíüêó. Çà ÷òî íàì è ïëàòÿò ôðàíñàìè è óêðàèíêàìè. Ïî ñóááîòàì áåæèì ê êàññèëþ, à ïîòîì – íà áàçàðîâà. Ïðîäóêòû ñåáå ïîêóïàåì ïî áðþñîâûì öåíàì è íà êîãàíå âàðèì. Èëè êàðòîøå÷êó ïå÷¸ì â çîëÿ.
À äëÿ òåõ ó êîãî óæå ñëþíà îò ñîáñòâåííûõ ñòèõîâ òå÷¸ò , ïåðåæ¸âûâàåì è ïàñòåðíàêîì êîðìèì.
Íî ïëàòÿò ìàëî. È ïèòàíèå íàøå áîëüíè÷íîå – îäíî è òî æå. Îäíà åâòóø¸íêà. ß îò íå¸ ÷óòü íå ãîìåð íàìåäíè, õîðîøî, ÷òî ñàíèòàðû âîâðåìÿ îâèäèëè.
Äà è ñ ÷åãî æèðåòü-òîëñòåòü, ãîëóáóøêà ìîÿ? Öåëûé äåíü ìàðøàêîì ãîíÿþò òð¸õñòîïíî è ïÿòèñòîïíî. Âîò òîëüêî íà ïðàçäíèêè âîçíåñåíñêèå ïèðîãè ñ êëàóçóëîé ïåêóò è ðàçäàþò íàì äîëüíèêàìè.
ß áû è ðàäèùåâ íàïèñàòü òåáå, Êàòåíüêà, ÷òî-òî õîðîøåå, íî äàâûäîâàòü ìíå íå÷åãî. Äåëà ó ìåíÿ ãîðüêèå.
Ïî ïîâîäó áîëåçíè ìîåé èíâåðñèè ðàçíûå. Àíàëèç ïî-íîñîâó è ïèñàðåâó íà ìàíäåëüøòàìû – íè÷åãî íå ïîêàçàë, íî íàäñîííîå ñîñòîÿíèå ïîðóøåíî è ïîñòîÿííûå øîëîõîâû â ãîëîâå.
Íåâûíîñèìîíîâî ìíå áîëå çäåñü , Êàòåðèíà Àëåêñàíäðîâíà!
Ïðèåçæàé, íàâåñòè ìåíÿ, ìàòóøêà!
Íîâûé ãîä ñêîðî, ìîæåò âìåñòå îòïðàçäíóåì? Èëè ïðàçäíèêè ðîæäåñòâåíñêèå? Òóò íàì íîâîãîäíèé áàëüìîíò îáåùàþò ôåéåðáàõ áóäåò è ïåòðàðêè . Åæåëè óòêèíà æàðåíîãî ïðèâåç¸øü, òî âûïü¸ì ñ òîáîé, ìàòóøêà, òàãîðà-âèéîíà è áóäåò ó íàñ , Êàòåðèíà Àëåêñàíäðîâíà, íàñòîÿùèé øåêñ-ïèð.
Íåæíî öåëóþ, îáíèìàþ è áëàãîñëîâëÿþ
Òâîé âåðíûé ìóæ, ãðàôîìàí Ôåäÿ.
Êëèíèêà ïðîô. Ëóçèòàíóøêèíà
äåðåâíÿ Áîëüøèå Ðàñïèñàêè , Ñòèõîáëóäèíñêîãî óåçäà.
Фильм снят в 1971 году, по роману «Двенадцать стульев», авторов: И. Ильфа и Е. Петрова. У картины есть не менее знаменитое продолжение — фильм «Золотой телёнок».
— Почем у вас огурцы солёные? — Пятак! — Ну, хорошо, дайте, два! (Киса Воробьянинов)
Это май-баловник, это май-чародей веет свежим своим опахалом! (Киса Воробьянинов)
В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все заржали. Ободрённый приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении.
У источника не могу. От источника у меня начались видения. (Монтёр Мечников)
«Нимфа», туды ее в качель, разве товар даёт? (Безенчук)
А ваш дворник довольно-таки большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль?! (Остап Бендер)
Я отдам колбасу! Снимите меня! (Отец Фёдор)
Туды его в качель. (Безенчук)
Берегите пенсне, Киса — сейчас начнётся! (Остап Бендер)12 стульев цитаты
Гениальная цитата из фильма «12 стульев»: Товарищи! Смотрите все! Любителя бьют!
Такую капусту грешно есть помимо водки.
Вам мат, товарищ гроссмейстер.
Статистика знает всё.
Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице. (Остап Бендер)
Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. (Монтёр Мечников)
Где-то теперь рыщет Воробьянинов? (Отец Фёдор)
Сволота всякая! Гадюка семибатюшная! Среднее образование имеет!
Гроб, он работу любит. (Безенчук)
Почём опиум для народа? (Остап Бендер)
Птицы, покайтесь в своих грехах публично! (Отец Фёдор)
Говори!.. Говори, куда дел сокровища убиенной тобой тёщи! (Отец Фёдор)
Скоро только кошки родятся! (Остап Бендер)
Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла.
Поедемте в нумера! (Киса Воробьянинов)
Держите его! Он украл нашу колбасу! (Киса Воробьянинов)
Поедем в таксо. — (Эллочка-людоедка)
Дышите глубже: вы взволнованы!
Ответ есть эквивалент мысли. (Монтёр Мечников)
Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами.
Ну ты, жертва аборта, а ну быстро говори, кому продал стул?! (Остап Бендер)
Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете? (Остап Бендер)
Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.
Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень! (Остап Бендер)
Не учите меня жить. (Эллочка-людоедка)
Месье, же не манж па сис жур. Гебен зи мир битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы. (Киса Воробьянинов)
Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит.(Остап Бендер)
— Деньги вперёд,— заявил монтёр,— утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.
— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.
— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.
Мы чужие на этом празднике жизни. (Остап Бендер)
На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.
Мусик!!! Готов гусик? (Инженер Брунс)
Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены. (Отец Фёдор)
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (Остап Бендер)
Неделю тому назад состоялся вечер «Общества спасания на водах», о чём свидетельствовал также лозунг на стене: Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. — глава XXXIV
Крепитесь! Россия вас не забудет! Заграница нам поможет! (Остап Бендер)
Ну вас к чёрту! Пропадайте здесь с вашим стулом! А мне моя жизнь дорога как память! (Остап Бендер)
Знойная женщина, — мечта поэта. (Остап Бендер)
Он против этого не возражал, но при голосовании на всякий случай воздержался.
Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик. (Остап Бендер)
Парниша. — (Эллочка-людоедка)
Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзанами. (Монтёр Мечников)
Поедем на извозчике. — (Эллочка-людоедка)
Держите гроссмейстера! (12 стульев цитаты про шахматистов)
Положение было ужасно! В Москве, в центре города, на площадке девятого этажа стоял взрослый человек с высшим образованием, абсолютно голый. Идти ему было некуда. Он скорее согласился бы сесть в тюрьму, чем показаться в таком виде. Оставалось одно — пропадать!
Гроссмейстер сыграл е2-е4.
Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:
Спокойно, Михельсон! (Остап Бендер)
Вам, предводитель, пора лечиться электричеством. (Остап Бендер)
Считаю вечер воспоминаний закрытым. (Остап Бендер)
В центре таких субтропиков давно уже нет, но на местах и на периферии еще встречаются! (Остап Бендер)
Теперь вся сила в гемоглобине.
Бунт на корабле? (Остап Бендер)
Толстый и красивый. (Эллочка-людоедка)
А может тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?
У вас вся спина белая. — (Эллочка-людоедка)
…И пошел от меня прочь, в публичный дом должно быть. (Отец Фёдор)
Хорошо излагает, собака, учитесь. (Остап Бендер)
— Трамвай построить, — сказал он, — это не ешака купить.
Я дам вам парабеллум. (Остап Бендер)
— Ваше политическое кредо? — Всегда !
— Господа! Господа! Неужели вы нас будете бить? — Да ещё как! (Киса Воробьянинов)
2
Корысть есть глубокое, коренное чувство достигнутого необходимо-жизненного самочувствия, а точнее Богочувствия, когда ты понимаешь, что посредством хоть приобретений, хоть лишений, хоть приречений, хоть отречений, хоть лёгкости, хоть трудностей, хоть принятия радости, хоть терпения боли ты достигаешь осуществления смысла своей жизни, то есть исполнения того, чего от тебя хочет Бог, Судьба, Природа, Мир Духа, того, на что́ Они тебя вообще родили, кормили, учили, берегли, направляли, воспитывали. И тогда ты понимаешь, что абсолютного бескорыстия не существует так же, как ничего в Природе земной и небесной не делается просто так, а всё делается с целью общей или частной пользы. А абсолютное бескорыстие оказывается абсолютным беспользием, а значит бессмыслием, бесцелием, бесплодием, нелепостью, пустотой. Это просто красивый звук, вдохновляющий людей на подвиг обретения истинной корысти.
Когда ты говоришь или думаешь, что у тебя нет никакой корысти, ты её просто не замечаешь, или не обращаешь на неё внимания, или считаешь её чем-то само собой разумеющимся и не нуждающимся в отметке. Но ведь ты её никому и ни за что́ не отдашь ! И вот именно то, чего человек никому ни за что́ не отдаст, чего он не обменяет ни на что́ другое — и есть его корысть. Твоя корысть находится в пользе другого человека, в удовлетворении его действительной нужды, которую не может удовлетворить никто, кроме тебя, если Бог поручил это дело именно тебе. Твоя корысть заключается, как ты говоришь, в полном выходе из системы мира коммерческой цивилизации, в возвращении к основам племенного устройства, к братским, родственным отношениям между людьми. А разве твоё желание подавать кому-то пример своей послушной Богу жизнью, делами, поведением не есть часть твоей корысти, твоей цели, твоей необходимости, твоей выгоды ? Разве твоё желание уподобиться Иисусу не есть твоя корысть, твоя польза, от достижения которой, как ты уверен, будет благо всем ? И вот так у каждого человека есть своя корысть: материальная, духовная, душевная или нравственная. И если тебе просто не нравится это слово, то дело в слове, а не в понятии, — замени слово синонимами. А мне оно нравится, потому что мне нравится моя корысть, потому что моей корыстью всегда была чистота перед Совестью, невиновность перед людьми, слияние с Волей Отца, Общее и Вечное Благо.
Посмотри: что́ это, если не корысть ?
Не собирайте себе сокровищ на Земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Это самая натуральная корысть, но только не земная, а небесная, Божественная.
И это корысть:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
И вот это корысть:
Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его ?
У этих богатство в сундуках, а у этих — в уповании на Господа и в покое Совести. Да если уж на то пошло, так мы самые корыстолюбивые люди на Земле, а точнее мы истинно корыстолюбивые, ибо тянемся к той добыче, которая вечна и полезная для всех, а глупцы и слепцы дерутся здесь за какое-то барахло, которое губит всех и истлевает, порой, раньше, чем истлевают они сами.
Каждая тварь в Природе знает только себя, всё воспринимает, понимает, чувствует и ощущает только через себя и всё, что́ делает, делает только для себя — это всеобщий закон, который не изменят никакие бескорыстники. Разница только в том, что испорченная, отделённая от Бога человеческая тварь, делая что-то для себя, губит себя, ходит по краю, срывается в пропасть; а чистая, боговольная, блаженная тварь, делая что-то для себя, делает это для блага всех, ибо её глубокая внутренняя личная корысть совпадает со всеобщей ко́рыстью, то есть всеобщей и истинной пользой.[4]
Надо сказать ещё, что корысть — перемещающееся самочувствование. Человек в разные периоды или моменты своего существования может что-то сделать корыстно для своего тела, духа или души, а в другой момент отречься от этой своей нижней корысти и хоть что-то сделать для своей вышней корысти, то есть ”бескорыстно”, для блага всех — а значит корыстное для покоя своей Совести, искупления своего тёмного, дремучего прошлого себялюбия. Так происходит у многих людей, которые обречены на эти шатания от одной корысти к другой, из-за чего никогда не знаешь, что́ и когда́ от них ожидать.
Ты говоришь: «Я никогда не платил другу за что-либо, но всегда был готов помочь ему. Он не пользуется деньгами на протяжении многих лет, а бескорыстно и безвозмездно служит всем и вся, что и делает жизнь без денег возможной. Также он принимает безвозмездное служение от других. Вся Природа отдает себя, не ожидая, что сегодня или в будущем с Ней кто-то расплатиться. Солнце светит на нас всех и даже если бы мы хотели как-то отплатить солнцу, то, увы, мы не можем этого сделать. Разве это не безотносительное бескорыстие ?»
Нет, это не безотносительное бескорыстие. Это очень даже корыстное отношение. Что́ тебе здесь непонятно ? Ведь и тебя и твоего друга Кто-то обязывает, отказываясь от ”корысти”, поступать ”бескорыстно”, то есть поступать так, а не иначе, и вот именно в поддержании добрых отношений с Тем, Кто вас обязывает, и Кто будет недоволен вами, если вы поступите недостаточно ”бескорыстно”, и заключается ваша корысть. Это же любовь, а корыстней любви нет ничего в Мироздании. Это не понятно ? И причём здесь деньги ? Всё дело в Божьей Воле. Воля Божия есть освящение наше, послушание Отцу — наша высшая святая корысть, ради которой мы отказываемся от всех нижних корыстей, — именно наше послушание Ему очищает всё, к чему нам приходится прикасаться, с чем иметь дело, — это касается и денег в том числе.
Не имея возможности чувствовать Божью Волю в совершенстве, человек воюет с вещами, чтобы они его не соблазняли, не смущали, не искушали, не прельщали, не заманивали, не сбивали с пути, не вводили в грех, не дразнили, не поглощали, не затягивали, не ели, не губили, — он боится вещей, в то время как боятся нужно только самого себя, своей немощи, своей самотности, своей отделённости, отдалённости от Бога, своего недоверия Ему. Это всё детство. Все дети, настрадавшись от самовольного обращения с вещами, начинают боятся вещей. Я тоже, в своё время, пока был духовным ребёнком, боялся вещей, боялся, пока не увидел, что все вещи находятся в Его Руках, что это Он ими управляет, и что Он будет пугать меня ими до тех пор, пока я не окажусь в его Руках, пока к каждой вещи не научусь прикасаться только по Его Повелению, — не разрешению, а Повелению !
Так что не нужно говорить о деньгах, как о чём-то абсолютно плохом. Ты, в виду твоего и нашего положения, спасаешь нас именно деньгами, которые представляют собой средство выражения твоего отношения к Богу, к своей душе, к людям, — средство, вот и всё. А средство, ни одно средство(!) не бывает ни плохим, ни хорошим, но любое средство может служить как плохой, праздной, беспутной, так и хорошей, дельной, благотворной цели, как губительной, так и спасительной корысти. Люди веками отрекались от вещей и денег не потому, что вещи и деньги — зло, а чтобы испытать степень своего упования на Бога, глубину своей веры Ему, меру своей отданности в Его Власть, чтобы узнать, на какой ступени, спускаясь в пропасть смерти, они перестанут доверять Ему свою жизнь и снова возьмут её в свои дырявые и трясущиеся руки. И это была их ближайшая корысть, и деньги и вещи помогали им в достижении этой корысти, помогали тем, что им было от чего отрекаться.
Так нужны деньги или не нужны ? Нужны, они нужны так же, как нужно всё, с помощью чего мы можем являть нашу любовь, надежду, веру, дружество, братство, родственность, послушание, преданность, Вечность.
_______________________________________
[4] Укр. ко́ристь — рус. польза.