Нет пользы от поста в месяц раджаб
Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения. Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.
Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.
Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.
Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:
صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ
«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся». (Абу Давуд).
Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:
وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ
«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше» (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).
Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:
خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم
كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا
«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: “Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам“. После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ.
Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью”. А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)
Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.
Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб, о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.
Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:
Он приводит хадис, после которого говорит:
ففي هذا الخبر – وإن كان في إسناده من لا يعرف – ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم
«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц — один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум)» («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб»).
Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:
ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة
«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные» («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб»).
В этом сообщении также упоминается и то, что Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии».
На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:
فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية
«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён» («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб»).
Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:
قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه
«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава» (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».
(«Фатх аль-мубин», 226; 5 хадис)
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием, за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.
Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.
Смотрите также:
Раджаб – месяц, возвеличенный Аллахом
Дождь милости – месяц Раджаб
Источник
Раджаб — особенный месяц, в котором Всемилостивейший, Милостивый Аллах удваивает благие дела верующих и стирает их прегрешения. Несметные награды в Раю ждут того, кто будет поститься в течение этого благословенного времени. В приведённых нами преданиях о достоинствах поста в Раджабе Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, подробно описывает невероятные блага, которые уготованы мусульманину за каждый день его поста, постится ли он один день или все тридцать.
1. Касир Науа передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Нух сел на ковчег в первый день месяца Раджаб и повелел поститься в этот день тем, кто был с ним. И он сказал: „Кто будет поститься в этот день, от того огонь будет отдалён на расстояние года. Кто будет поститься семь дней, для того закроются семь врат Ада. Кто будет поститься восемь дней, для того откроются восемь врат Рая. Кто будет поститься пятнадцать дней, тому будет удовлетворена просьба. А кто прибавит, тому прибавит Великий и Всемогущий Аллах“».
2. Мубарак передал слова Имама Казыма, да будет мир с ним: «Раджаб — это река в Раю, которая белее молока и слаще мёда. Кто будет поститься один день в Раджабе, того Великий и Всемогущий Аллах напоит из этой реки».
3. Имам Казым, да будет мир с ним, сказал: «Раджаб — величественный месяц, в котором Аллах удваивает благодеяния и стирает злодеяния. Кто будет поститься один день в Раджабе, от того огонь будет отдалён на расстояние ста лет. А кто будет поститься три дня, для того станет обязателен Рай».
4. Абу Саид Худри передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Воистину, Раджаб — „глухой“ (асамм) месяц Аллаха, и он был назван „глухим“, потому что ни один месяц из месяцев не приблизится к нему в запретности и достоинстве перед Аллахом. Люди эпохи невежества возвеличивали его, а когда пришёл ислам, он не прибавил ему ничего кроме величия и достоинства. Воистину, Раджаб — месяц Аллаха, Ша’бан — мой месяц, а Рамадан — месяц моей общины.
Кто будет поститься один день в Раджабе, веруя и надеясь на награду, тот заслужит великое довольство Аллаха. Его пост в этот день погасит гнев Аллаха и закроет для него врата Ада. И если он раздаст переполненную золотом землю, то это не превзойдёт его поста. И если он будет искренен к Аллаху, то награда его не восполнится ничем из ближнего мира, кроме благодеяний. А когда наступит вечер, удовлетворятся десять его просьб. Если он попросит о чём-либо из быстротечного мира, то Аллах дарует ему это. А если нет, то Он запасёт для него из блага то, что превосходит всё, о чём просил Его просящий из числа Его друзей, любимцев и праведников.
Кто будет поститься два дня, почтение Аллаха к тому не смогут описать описывающие из обитателей неба и земли, и будет записана ему награда подобная награде десяти правдивых в течение их жизни, какой бы долгой ни была их жизнь. В День суда он будет заступаться подобно тому, как заступаются они, и он будет собран в их числе, пока не войдёт в Рай и не станет их товарищем.
Кто будет поститься три дня в Раджабе, между тем и огнём Аллах установит ров и преграду длиной в семьдесят лет. И скажет Великий и Всемогущий Аллах во время его разговения:
„Стало обязательным для Меня твоё право, стали обязательными для тебя Моя любовь и Моё покровительство. О Мои ангелы, Я беру вас в свидетели, что простил ему прошедшие грехи и будущие!“.
Кто будет поститься четыре дня в Раджабе, тот пребудет в благополучии от всех несчастий, сумасшествия, проказы, экземы, смуты Даджаля и будет он защищён от наказания могилы. И будет записана ему награда просящих прощения и кающихся, и Книга деяний будет дарована ему в правую руку в числе первых поклоняющихся.
Кто будет поститься пять дней в Раджабе, тот будет иметь право на то, чтобы в День суда Аллах сделал его довольным, и в День суда он будет воскрешён с лицом подобным луне в ночь полнолуния. Будут записаны ему благодеяния по числу несметных песчинок, войдёт он в Рай без расчёта и будет сказано ему:
„Пожелай у своего Господа всё, что захочешь!“.
Кто будет поститься шесть дней в Раджабе, тот выйдет из своей могилы со светом на лице, сияющим ярче, чем свет солнца. И помимо этого ему будет дарован свет, которым осветятся собравшиеся в День суда. Он будет воскрешён в День суда в числе пребывающих в безопасности, пройдёт без расчёта мост Сират и будет избавлен от ослушания родителей и разрыва родственных уз.
Кто будет поститься семь дней в Раджабе, для того за каждый день поста Аллах закроет одни врата из семи врат Ада и запретит его тело для огня.
Кто будет поститься восемь дней в Раджабе, для того за каждый день поста Аллах откроет одни врата из восьми врат Рая и скажет ему:
„Войди в любые из врат райских садов, в какие пожелаешь!“.
Кто будет поститься девять дней в Раджабе, тот выйдет из своей могилы, возглашая: „Нет божества, кроме Аллаха“, и его лицо будет обращено к Раю. Он выйдет из своей могилы со светом на лице, которым осветятся собравшиеся в День суда и даже скажут: „Это избранный пророк!“. И самое малое, что будет даровано ему — это вхождение в Рай без расчёта.
Кто будет поститься десять дней в Раджабе, тому Аллах сотворит два зелёных крыла, на которые нанизаны жемчуг и яхонт, и словно быстрая молния он пролетит с ними в райские сады над мостом Сират. Аллах превратит его злодеяния в благодеяния, и он будет записан в числе приближённых и справедливых ради Аллаха, и будто в течение ста лет он поклонялся Аллаху терпеливым, стойким и надеющимся на награду.
Кто будет поститься одиннадцать дней в Раджабе, лучше того не будет раба, которого Аллах вознаградит сполна, за исключением постящегося столько же или больше.
Кто будет поститься двенадцать дней в Раджабе, тот в Судный день будет облачён в два зелёных одеяния из атласа и парчи, которыми он украсится. Если одно из двух одеяний будет спущено в ближний мир, то засияет всё, что между Востоком и Западом, и ближний мир станет ароматнее запаха мускуса.
Кто будет поститься тринадцать дней в Раджабе, для того в День суда под тенью трона будет установлен трапезный стол из зелёного яхонта, ножки которого из жемчуга, и он в семьдесят раз просторнее ближнего мира. На нём посуда из жемчуга и яхонта, и в каждой посуде семьдесят тысяч видов еды, и не похож один вид на другой и один аромат на другой. Он будет есть с трапезного стола, а люди — в тяжкой беде и великом горе.
Кто будет поститься четырнадцать дней в Раджабе, тому Аллах дарует награду в виде райских дворцов, возведённых из жемчуга и яхонта, которые не видел глаз, не слышало ухо и не представляло сердце.
Кто будет поститься пятнадцать дней в Раджабе, тот в Судный день остановится на стоянке пребывающих в безопасности, и не пройдёт мимо него ни ангел, ни пророк, ни посланник, который не сказал бы:
„Да пребудешь ты в блаженстве! Ты — находящийся в безопасности, приближённый, почтенный, счастливый и ликующий обитатель райских садов“.
Кто будет поститься шестнадцать дней в Раджабе, тот станет первым из тех, кто взберётся на верховых животных из света и полетит на них в просторах райских садов к обители Милостивого.
Кто будет поститься семнадцать дней в Раджабе, для того в День суда на мосту Сират будут установлены семьдесят тысяч светильников, и он пройдёт по мосту к райским садам под светом этих светильников. И ангелы будут сопровождать его приветствиями и пожеланиями мира.
Кто будет поститься восемнадцать дней в Раджабе, тот в вечном Раю потеснит Ибрахима в его шатре на ложах из жемчуга и яхонта.
Кто будет поститься девятнадцать дней в Раджабе, для того Аллах воздвигнет в райском саду дворец из сияющего жемчуга напротив дворца Адама и Ибрахима. Он поприветствует их, а они поприветствуют его, почитая его и отдавая ему должное. И за каждый день поста Аллах запишет для него пост тысячи лет.
Кто будет поститься двадцать дней в Раджабе, тот словно поклонялся Аллаху в течение двадцати тысячи лет.
Кто будет поститься двадцать один день в Раджабе, тот в Судный день будет заступаться за количество, подобное племенам Рабиа и Мудар (то есть многочисленное количество), все из которых являются людьми ошибок и грехов.
Кто будет поститься двадцать два дня в Раджабе, к тому воззовёт взывающий с неба:
„О друг Аллаха, возрадуйся великому почёту и обществу пророков, правдивых, мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Аллах! И как прекрасны эти товарищи!“.
Кто будет поститься двадцать три дня в Раджабе, к тому будет обращено с неба:
„Да пребудешь ты в блаженстве, о раб Аллаха! Ты немного трудился, и долго будешь наслаждаться. Да пребудешь ты в блаженстве, когда с тебя будет сорван покров, и ты будешь доставлен к огромной награде от твоего Великодушного Господа и станешь соседствовать с Халилом (Ибрахимом) в обители благополучия!“.
Кто будет поститься двадцать четыре дня в Раджабе, к тому спустится ангел смерти, представ перед ним в образе юноши в одеянии из зелёной парчи, на коне из райских коней, в руке которого зелёный шёлк, надушенный ароматным мускусом, а в другой руке — золотая чаша, наполненная райским питьём. Он напоит его им в момент выхода его души и облегчит ему мучительную агонию смерти. Он примет его душу в этот шёлк, из которого исходит аромат, вдыхаемый обитателями семи небес. И тогда он останется в своей могиле напоенным и воскреснет из могилы напоенным, пока не явится у водоёма к Пророку.
Кто будет поститься двадцать пять дней в Раджабе, того встретят семьдесят тысяч ангелов, когда он выйдет из своей могилы. В руке каждого ангела знамя из жемчуга и яхонта, и с ними драгоценные украшения и одеяния, и скажут они:
„О друг Аллаха, поспеши к твоему Господу!“.
И он будет в числе первых людей, вошедших в райские сады вместе с приближёнными, которыми доволен Аллах, а они довольны Им. И это — великое преуспевание.
Кто будет поститься двадцать шесть дней в Раджабе, для того Аллах возведёт в тени Трона сто дворцов из жемчуга и яхонта. На вершине каждого дворца красный шатёр из райского шёлка, в котором он будет обитать в благоденствии, а люди будут ждать расчёта.
Кто будет поститься двадцать семь дней в Раджабе, могилу того Аллах расширит на расстояние в четыреста лет и наполнит всё это мускусом и амброй.
Кто будет поститься двадцать восемь дней в Раджабе, между тем и огнём Великий и Всемогущий Аллах установит девять рвов, и расстояние каждого рва между небом и землёй пятьсот лет.
Кто будет поститься двадцать девять дней в Раджабе, того Аллах простит, даже если он будет сборщиком податей [несправедливого правителя], и даже если постившаяся будет женщиной, семьдесят раз совершившей распутство. Если она пожелает этим постом Лика Великого и Всемогущего Аллаха и избавления от Ада — Аллах непременно простит её.
Кто будет поститься тридцать дней в Раджабе, к тому воззовёт возглашающий с неба:
„О раб Аллаха, что касается прошедшего, то тебе уже прощено — начни же свои деяния заново в том, что осталось!“.
Великий и Всемогущий дарует ему в каждом райском саду сорок тысяч городов из золота. В каждом городе сорок тысяч дворцов, в каждом дворце сорок тысяч тысяч жилищ, в каждом жилище сорок тысяч тысяч трапезных столов из золота, на каждом столе сорок тысяч тысяч блюд, в каждом блюде сорок тысяч тысяч видов еды и питья, и каждая еда и каждое питьё из этих видов — особенные. И в каждом жилище сорок тысяч тысяч лож из золота, и длина каждого ложа равна тысяче локтей на две тысячи локтей. На каждом ложе дева из райских гурий, на которой триста тысяч локонов из света, и несут каждый из этих локонов тысяча тысяч служанок. Надушена она мускусом и амброй, чтобы прибыл к ней постящийся в месяце Раджаб. И это для того, кто постился весь месяц Раджаб».
Его спросили: «О Пророк Аллаха. Кто-то неспособен поститься в месяце Раджаб из-за слабости или по какой-либо имеющейся у него причине, или женщина, которая не чиста. Что им сделать, чтобы достичь того, что ты описал?». Он сказал: «Пусть каждый день он даёт беднякам лепёшку в качестве милостыни. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Если каждый день он будет давать такую милостыню, то он достигнет того, что я описал, и даже больше. Если соберутся все творения из числа обитателей небес и земли, чтобы определить величину его награды, то они не постигнут и десятой части того, что из достоинств и степеней получит он в райских садах». Его спросили: «О Посланник Аллаха. А что сделать тому, кто не способен на такую милостыню, чтобы достичь того, что ты описал?». Он сказал: «Каждый день месяца Раджаб до окончания тридцатого дня пусть он сто раз прославляет Аллаха этим прославлением: „Пречист славный Бог. Пречист Тот, кроме которого не следует никого прославлять. Пречист Величайший, Щедрейший. Пречист Тот, кто облачился в величие и Он достоин этого“ („Субханаль-иляхиль-джалиль. Субхана ман ля йанбагит-тасбиху илля лях. Субханаль‑а’аззиль-акрам. Субхана ман лябисаль-‘изза уа хуа ляху ахлюн“)».
5. Хасан ибн Баккар передал слова Имама Резы, да будет мир с ним: «Аллах отправил Мухаммада спустя три ночи после начала месяца Раджаб, и пост в этот день подобен посту семидесяти дней». Са’д ибн Абд-Аллах сказал: «Наши шейхи говорили, что это ошибка писавшего, а правильно будет: „За три ночи до окончания Раджаба“».
Садук, «Саваб аль‑а’маль», глава 129, хадисы 222—226
Источник