Ныряние для грудничков польза и вред
Здравствуйте, мои дорогие – все, кто интересуется развитием детей до и после рождения. Тема, на которую я бы хотела с вами сегодня поговорить, настолько сложна и противоречива, вызывает столько споров, что не затронуть ее никак нельзя, но при этом в рамки одной статьи ее никак не уместить. Поэтому я, сегодня лишь дам вам, как говорится, тему для размышления. Как поступить – все равно решать вам. Итак, сегодня обсуждаем ныряние грудничков.
Одни говорят, это нужно
О том, что кроху нужно ежедневно купать, знают все. Но мы привыкли, что происходить это должно в детской ванночке, а не во взрослой купальне.
Но сегодня все чаще можно слышать разговоры о том, как полезно новорожденным плавать и даже нырять. Какова же польза? Так ли обязательно учить малышей погружаться в воду чуть ли не с рождения? Сторонники этой идеи приводят примерно такие доводы:
- Ныряние сохраняет и развивает врожденный рефлекс задержки дыхания, который к 2,5- 3 месяцам без развития полностью угасает. В дальнейшем будет намного сложнее научить ребенка нырять, не захлебываясь.
- Получив ранний навык ныряния, ребенок будет защищен от риска случайно захлебнуться или утонуть при играх на воде.
- Находясь под водой, очищаются носовые ходы крохи, что является профилактикой ринитов.
- При нырянии развиваются легкие грудничка.
- Детки, наученные плавать и нырять в раннем возрасте, лучше развиваются.
Однако, готовясь к нашему с вами разговору на эту тему, я столкнулась и с весьма негативным отношением к этому процессу. На мой взгляд, доводы противников раннего обучения нырянию не менее убедительны. Как любого человека, они меня «проняли» и заставили задуматься гораздо серьезнее: «а надо ли оно»? И вот что именно лично меня насторожило:
- Вода – близкая новорожденному стихия, но погружение в большой объем воды, где кроха не чувствует границ (как было внутри у мамы), вызывает у него не просто стресс, а сверхстресс, чувство смертельной опасности. (А ведь внутри у мамы он чувствовал безопасность, и именно его ждет от нее сейчас.). Позднее эта ранняя психологическая травма может стать причиной всевозможных фобий, психозов. Учеными доказано, что большинство их развиваются именно после психотравм самого раннего возраста. Повзрослев, человек об этом уже ничего не помнит, но страхи и фобии остаются, искоренить их бывает крайне сложно. У вас наверняка есть знакомые, которые дико чего-то боятся (темноты, пауков, замкнутого пространства, высоты, воды). Так вот корни этих бед чаще всего здесь – в периоде жизни человека, о котором он позже ничего не вспомнит, а значит, психологу или психиатру отыскать причину их появления будет крайне сложно.
- Если нырянию кроху обучает тренер в бассейне, у малыша может развиться страх окружающего мира и чувство разрыва с матерью, которая не только не защищает его в ситуации, когда его, по сути, начинают топить, но сама передает на руки чужому человеку, который зачем-то будет это делать. Если нырька из карапуза пытается сделать сама мамочка, экспериментируя с малышом дома в ванной, то пережив подобное насилие в грудничковом возрасте, ребенок затем зачастую испытывает сильный негатив по отношению к ней – человеку, который призван обеспечивать ему безопасность, но вместо этого собственноручно подвергает родное чадо испытаниям.
- Ученые, занимающиеся исследованием раннего детского ныряния, пришли к выводу, что поначалу опережая своих сверстников в развитии, такие детки в подростковом периоде начинают от них заметно отставать.
- У новорожденных носовые ходы короче и уже, чем у взрослых. Поэтому они дышат более поверхностно, чем мы. Это нужно им для адаптации – так несколько понижается уровень кислорода в крови (ведь так было, когда малыш жил внутри мамы). Постепенно он повышается, и мозг крохи развивается без негативных последствий. Во время подныриваний количество кислорода, нужного для нормального развития мозга, очень резко снижается, что вызывает асфиксию.
- Из-за особенного строения, носовые и ушные ходы грудничков очень чувствительны к длительному воздействию воды. Это приводит к воспалительным процессам – отитам, аспирационной пневмонии, некоторым другим неприятностям.
Но, я уже сказала — только вам решать, насколько это действительно вред для вашего ребенка. Я здесь ничего навязывать не могу.
Единственное, в чем я пока не сомневаюсь, это в необходимости такого мероприятия, как обучение крохи плаванию. Мне кажется, лучше поначалу это делать в домашних условиях, где меньше риск подхватить какую-нибудь заразу из воды. Чем полезно плавание для грудничка? Да много, чем. Это:
- Тренировка сердечно-сосудистой системы.
- Массаж кожи и мышц.
- Укрепление опорно-двигательной системы.
- Укрепление всего организма и его защитных сил – иммунитета.
Врожденные рефлексы у крохи есть и к плаванию, так что начинать занятия можно уже в 2-3 недели. Для этого важно создать правильные условия:
- Тщательно вымойте ванну после других членов семьи и основательно смойте моющее средство, чтобы не вызвать у грудничка аллергической реакции.
- Выбирайте время, когда малыш сыт, доволен, здоров (нет температуры, простуды).
- Если у крохи проблемы с засыпанием, вечернее плавание поможет ему настроиться на крепкий сон, дав заряд положительных эмоций и чувство усталости.
- Никогда не бросайте его в ванной сразу одного: это большое пространство, в котором он не чувствует «берегов». А ведь ему до 3 лет жизни крайне важно чувствовать защищенность, помните? Поэтому всегда держите своего любимку руками, весело с ним разговаривайте, улыбайтесь – чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку, защиту, спокойствие и позитив от происходящего.
Плавание грудничков – это, по сути, процесс их барахтания в воде в свое удовольствие, а никак не полноценный взрослый процесс. Нам сейчас важно сохранить его врожденный рефлекс, а не обучить полноценной технике плавания. Ее он легко освоит позже, когда подрастет.
Кстати, очень важный момент: необходимо обеспечить малышу непрерывные водные занятия. Сначала – на дому, а когда он подрастет, позаботьтесь о том, чтобы он посещал бассейн. Иначе процесс прервется, рефлексы без поддержки угаснут.
Это, кстати, еще один важный момент. Сегодня многие для плавания малышей приобретают специальный круг, поддерживающий маленькую головку над водой.
Мне кажется, приучать карапузика к таким штукам нужно только тогда, когда он уже полностью освоился и спокойно чувствует себя в ванной, когда может пережить отлучение от ваших рук без ощущения катастрофы.
Если же вы хотите приучать его к купанию с кругом сразу, то все равно первое время поддерживайте руками, чтобы он чувствовал маму.
Только девочки, хочу предупредить, что для ношения этого устройства есть и противопоказания, о которых нужно знать, чтобы не навредить крохе:
- — гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- — вирусные инфекции;
- — восстановление после родовых травм;
- — заболевания кожи (гнойничковые очаги на шее, врожденный буллезный эпидермолиз).
Вот такой вот у меня сегодня непростой получился пост, девоньки. Думаю, вас он заставит серьезно поразмышлять над вопросом: стоит ли вашему чаду нырять «с младых ногтей», или же вы относите себя к тем родителям, чье главное правило – «лучше перебдеть».
А может быть, у кого-то из вас есть более весомые, подтвержденные аргументы «за», чем мои «против»? Пишите мне об этом, давайте обсудим, ведь тема, действительно, интересная и серьезная.
Как всегда, не забывайте нажимать на социальные кнопки и подписываться на мои обновления. Жду ваших отзывов, вопросов, предложений – о чем бы вы еще хотели узнать. Постараюсь раскрыть для вас все интересующие темы. До скорой встречи, девочки!
ВИДЕО — Учим малыша плавать и нырять
Источник
Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.
Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах “необъятной” когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика “Плавать раньше, чем ходить” З.П. Фирсова – целая годовая программа с четким комплексом упражнений – столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, “два притопа, три прихлопа”. Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять. То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.
Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием “проныривание”, мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.
Итак, почему нырять ребенку нужно:
1) У ребенка при рожении есть рефлекс “затаивания” (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна – ребенку вводится новый рефлекс на команду “ныряй”. Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).
2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре И.Б. Чарковского на его сайте. Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками – лечит через принудительное “ныряние” – вот тут еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума – интересно.
3) Детки – ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.
А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:
1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте https://www.mama-papa.com.ua
Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.
2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:
Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.
4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):
… расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.
Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.
Комментариям буду благодарна.
Источник
Первые девять месяцев своей внутриутробной жизни ребёнок проводит в водной среде, адаптируясь и приспосабливаясь к ней. В связи с этим многими специалистами поддерживается точка зрения, согласно которой приучать детей плавать нужно практически с момента их появления на свет. На житейском же уровне встречаются разные мнения на этот счёт. Так, одни убеждены, что плавание для грудничков способствует комплексному и всестороннему развитию; другие подобного оптимизма не разделяют, считая популярные занятия лишь новомодным трендом. Попробуем разобраться действительно ли полезно плавание для новорождённых.
Полезно ли новорождённым плавать
Отметим, что уже в момент появления на свет все дети могут плавать и задерживать дыхание. Это связано с особенностями той среды, в которой они развивались внутри утроба матери. Способность новорождённого плавать – это невиртуозное владение собственным телом, как в случае с профессиональными спортсменами, а врождённый рефлекс. Он утрачивается к 3–4 месяцу жизни грудничка. Именно поэтому родителям, решившимся практиковать плавание новорождённых, следует приступать к этому практически сразу после рождения. Если рефлекс угаснет, водные занятия нежелательны для ребёнка до достижения им 4–5-летнего возраста.
Грудничковое плавание дома в ванной или в бассейне с квалифицированным специалистом – это не способ вырастить будущего олимпийского чемпиона. Занятия направлены на достижение других целей, которые перечислены ниже.
- Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
- Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.
- Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги.
- Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа.
- Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
- Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А, во-вторых, активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), и увеличивается уровень гемоглобина.
- Грудничковое плавание нормализует артериальное давление.
- Плавание увеличивает аппетит, поэтому ребёнок лучше набирает вес.
- На природном инстинктивном уровне дети испытывают потребность нырять в процессе купания. Это заставляет их чувствовать себя более защищённым, возвращает в зону комфорта. Помимо этого, затекающая в гайморовы пазухи при нырянии вода прочищает их, избавляя слизистые от бактерий и частиц пыли.
- Вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойны и менее боязливы. По ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.
А также мамам будет полезно знать, что во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей.
Что нужно знать родителям
Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.
- Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
- Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).
Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.
- Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.
А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:
- Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
- Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
- Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.
Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.
Азы плавания в ванне
Все водные занятия с малышом должны проводиться спустя пару часов после приёма пищи, когда смесь или грудное молоко успело перевариться, а чувство голода ещё не наступило. И также плавать стоит только с выспавшимся и отдохнувшим ребёнком, иначе не избежать истерик и слёз.
Пошаговая инструкция, как научить грудничка плавать в ванной:
- Аккуратно придерживая ребёнка, опустите его в воду оптимальной температуры. Дождитесь от него первой реакции. Если малыш заплачет, не спешите сразу доставать его, дайте немного времени освоиться.
- Когда плач утих, переложите ребёнка в горизонтальное положение, слегка удерживая за спинку. Примечательно, что сами вы должны твёрдо стоять на ногах, склонившись над ванной.
- Когда поймёте, что малыш привык к воде, можете приступать к выполнению плавательных упражнений, о которых будет рассказано далее.
Отметим, что пол в ванной комнате обязательно должен быть покрыт специальными резиновыми ковриками, предостерегающими от возможности поскользнуться.
Упражнения в ванной для плавания грудничка:
- Укладываем ребёнка в горизонтальном положении на спинку, подстраховывая его тело ладонью снизу. Постепенно перемещаем руку со спины к затылку. По итогу – ребёнок самостоятельно держится на воде, а мама лишь страхует его, придерживая головку.
- Опускаем ребёнка в воду в диагональном положении животиком вниз. Мама должна быстро сориентироваться и подхватить голову малыша, поместив его подбородок в своей ладони.
- Опускаем ребёнка в воду в горизонтальном положении, спина обращена ко дну ванны, ноги размещены у одного из бортиков. Ощущая опору, он отталкивается от стенки, пробует самостоятельно плыть. Выполнять данное упражнение можно, только когда малыш уже освоится в воде, научиться держаться на её поверхности без поддержки.
- Опускаем новорождённого в воду животом вниз. Тело должно быть полностью погружено в жидкость, на поверхности остаётся только голова, которую за подбородок придерживает мама. Скоординировав ребёнка, продемонстрируйте ему, что в воде можно плескаться. Повторяя показанные действия, он со временем научится правильно грести.
- Когда малыш научится с лёгкостью проделывать перечисленные выше упражнения, нагрузку можно увеличить. Предполагается, что к этому моменту он уже будет не только держать своё тело на поверхности воды, но и самостоятельно передвигаться по её плоскости.
Итак, грудничок плещется в воде, мама страхует его. Неподалёку от него примерно в 10 сантиметрах, кладётся игрушка для купания. Ребёнок должен доплыть к ней. С течением времени расстояние между грудничком и игрушкой должно увеличиваться.
- Когда ваш малыш уже будет уметь самостоятельно плавать на относительно большие дистанции как на спине, так и не животе, начните делать с ним упражнение «восьмёрка». Оно предполагает визуальное повторение очертаний цифры грудничком.
- Поддерживая младенца за животик снизу, приподнимайте его над водой и погружайте обратно. Это упражнение способствует развитию координации, укреплению сердечно-сосудистой системы.
- Когда новорождённый привыкнет к воде, можно практиковать его ныряние. На рефлекторном уровне при полном погружении он задержит дыхание, поэтому не стоит бояться этого упражнения. Учить ребёнка нырять можно только по истечении 5–10 минут свободного плавания.
Ныряние делается следующим образом: крепко зафиксировав грудничка в руках, окунаем его с головой в воду на несколько секунд; повторяем процедуру до 5 раз.
Данные водные упражнения совсем несложные, но дают ощутимый результат. Кроме того, родители должны помнить, что плавание для малышей в бассейне возможно только после предварительной домашней подготовки в ванной.
Бассейн для новорождённых
Плавание новорождённого в бассейне — не просто процесс его обучения элементарным водным движениям; это способ всестороннего развития. Занятия здесь, как правило, начинаются с 2-месячного возраста, при условии, что ранее ребёнком уже были освоены базовые плавательные упражнения в домашней ванне.
Ведущие педиатры советуют посещать бассейн не более 3 раз в неделю. Продолжительность занятия для двухмесячного малыша составляет десять минут, по мере взросления она увеличивается на полминуты с каждым месяцем.
Советы по посещению общественного бассейна:
- Всегда надевайте на новорождённого детскую резиновую шапочку, которая защитит нежную кожу голову и волосы от жёсткой хлорированной воды.
- Оптимальное для детского организма время посещения – с 10 до 12 часов, старайтесь уложиться в этот временной интервал.
В бассейне вы можете тренировать с ребёнком те же упражнения, что вы осваивали в пространстве ванны, постепенно увеличивая их интенсивность. При желании можно записаться в соответствующую группу или нанять инструктора, специализирующегося на обучении новорождённых. Однако это не обязательно – правила, как научить грудничка плавать в бассейне, идентичны правилам для ванны.
Вред плавания в бассейне в грудничковом возрасте
В связи с возросшей популярностью грудничкового плавания интерес к данному феномену проявили и учёные. Последние исследования, проведённые в Европе, показали, что занятия в столь малом возрасте в общественных бассейнах причиняют вред дыхательной системе. Это связано с высокой концентрированностью воды, добавлением в неё хлора. Химические элементы способны вызывать у детей аллергические реакции, провоцировать развитие астмы и других хронических заболеваний.
Кроме того, хлорка вредна и для нежной детской кожи. Она сушит её, делает более восприимчивой к окружающей среде. В особых случаях от контакта с хлорированной водой на теле младенцев могут образовываться ярко-красные пятна, похожие на лёгкие ожоги.
Таким образом, плавание в общественных бассейнах действительно может быть опасно для малыша из-за содержания в воде хлора, но в настоящее время существуют и такие плавательные центры, где дезинфицирование осуществляется с помощью других средств. Так что чуткие родители всегда смогут найти альтернативу.
Источник