Ныряние грудничков польза и вред доктор комаровский
ПРОЧИТАЛА ЭТУ СТАТЬЮ ОДНОЙ ДЕВУШКИ И НЕ СМОГЛА НЕ СКОПИРОВАТЬ В ДНЕВНИК. МОЖЕТ, КТО ОДУМАЕТСЯ!!!!
Советы Комаровского мне не все, но нравятся и очень многие передачи его смотрю, когда есть время. Хотя я принимаю обычные способы воспитания и ухода за малышами( хотя пусть и по-старинке). Эту книгу о которой говорит девушка не читала. Поэтому скопировала и не оставлю даже своего мнения по этому поводу, только лишь моя рекомендация:
Все нужно делать только с инструктором, хотя я даже и с инструктором не хочу. Всему свое время.
Здравствуйте милые мамочки и молочные феи! Большое спасибо Vombat за ответ по поводу налаживания кормления! С удовольствием воспользовалась вашим советом.
Хочу поделиться не очень радостной историей, которая с нами приключилась и предостеречь тех, кто решил заняться с ребенком плаванием.
В период беременности мне подруга посоветовала приобрести “очень хорошую” книгу врача Комаровского “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников”. Книжка мне действительно очень понравилась, осбенно советы о том, как вырастить здорового ребенка.
И родив свою крошку я решила, что будем воспитавать ее по Комаровскому, уж очень убедительно он о здоровье пишет, и высмеивает старые традиционные методы купания, температурного режима и пр., а ведь какая мама не хочет чтобы ее ребенок был здоров?!
Дело в том, что автор этой книги рекомендует купать ребенка в большой ванне, при температуре чем ниже, тем лучше и при этом очень полезно нырнуть, а потом прокашлятья и прочихаться, очистив при этом легкие от пыли. А купание в маленькой ванночке, не купание, а издевательство над ребенком! Преимуществ масса и невероятная польза для здоровья! Что касается ныряния, Комаровский пишет, что у детей до 2-х месяцев есть врожденный рефлекс задерживать дыхание и бояться здесь абсолютно нечего, напротив делать это необходимо, чтобы не было алергии и прочих недугов. Вобщем начитавшись сего и выслушав рассказы подруги, как они успешно проделывают все это со своим малышом, мы решились попробовать. И почему-то у нас с мужем не было и тени сомнения, что рефлекс может не сработать. В возрасте 24 дней мы искупали малышку в большой ванной, все шло замечательно, плавали на животике, потом окунули с головой и сразу обратно… Когда втытащили она не закричала как мы ожидали и кашлять не начала, а стала хватать воздух ротиком безмолнво, глаза перепуганные, немного посинела. Вобщем испугались мы до ужаса, стали ее откачивать,переврнули вниз головой, искусственное дыхание. В панике уже не помню что и делали. Через несколько мниут или секунд (мне покзалась, что прошла целая вечность) она пришла в себя, закричала, закшляла, но все равно была не такая как обычно, а какя-то вялая и испуганная. Мы вызвали скорую. Нас отвезли в больницу, сделали рентген и прочитали множество натаций: “разве можно было так эксперементировать над ребенком”. Вобщем как говорят врачи, мы отделались легким испугом, во время ныряния произошел рефлекторный ларингоспазм, к счастью вода в легкие не попала, а могло все окончится очень плохо и такие случаи нередки. Сейчас, вспоминая все это, слезы на глаза наворачиваются, и огромное чувство вины перед своей крошкой, ведь мы ее очень сильно любим,слава Богу все обошлось!
Надеюсь наш неудачный случай с нырянием кого-то предостережет от подобных попыток, если такие сумасшедшие конечно найдутся. Врачи рекомендуют делать это только с инструктором, и то, это очень опасно. Всему свое время, и лучше учиться нырять в сознательном возрасте.
Источник
Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.
Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах “необъятной” когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика “Плавать раньше, чем ходить” З.П. Фирсова – целая годовая программа с четким комплексом упражнений – столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, “два притопа, три прихлопа”. Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять. То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.
Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием “проныривание”, мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.
Итак, почему нырять ребенку нужно:
1) У ребенка при рожении есть рефлекс “затаивания” (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна – ребенку вводится новый рефлекс на команду “ныряй”. Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).
2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре И.Б. Чарковского на его сайте. Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками – лечит через принудительное “ныряние” – вот тут еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума – интересно.
3) Детки – ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.
А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:
1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте https://www.mama-papa.com.ua
Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.
2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:
Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.
4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):
… расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.
Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.
Комментариям буду благодарна.
Источник
Грудничковое плавание приобретает все большую популярность в наше время. Родители сами учат детей плавать с рождения дома в ванне с поддерживающим кругом или доверяют это инструктору в бассейне. Для кого-то это просто модно и интересно. Если же основательно изучить данный вопрос, можно убедиться, насколько полезно плавание в столь раннем возрасте.
Следует сразу заметить, что новорожденные дети уже умеют плавать. В этом нет ничего удивительного – целых 9 месяцев ребенок жил в водной стихии в материнской утробе. После рождения еще около 3 месяцев он сохраняет способность инстинктивно задерживать дыхание под водой, к четвертому месяцу эта способность постепенно утрачивается.
Вода – естественная стихия малышей, поэтому введение купания в первые месяцы жизни может оказаться замечательной развивающей и физической нагрузкой для ребенка
Польза плавания для малышей
Плавание для грудничков как повсеместная практика было предложено еще в 60-х годах 20 века. Среди современных педиатров все больше специалистов признают этот метод и говорят о его несомненной пользе:
- Плавание грудничков в ванной или бассейне – прекрасный способ закаливания (см. также: трусы для плавания грудничков). Оно не только укрепляет общий иммунитет, снижая риск простудных заболеваний и повышая в целом сопротивляемость организма различным вирусам и инфекциям, но и благотворно влияет на физическое развитие детей.
- Если такой практикой заниматься регулярно, у ребенка формируется правильная осанка и укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночник.
- Опорно-двигательная система получает значительно больше пользы, чем от массажа. Занятия в воде тонизируют мышцы, если проводятся утром, и расслабляют перед сном. Примечательно и то, что дети, которые занимаются грудничковым плаванием, раньше начинают ползать и ходить.
- Кратковременные задержки дыхания во время купания и ныряния, сопровождающиеся незначительной нехваткой кислорода, стимулируют образование в организме эритроцитов. Как следствие, повышается уровень гемоглобина.
- Идет благотворное воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Стимулируется кровоснабжение внутренних органов и нормализуется артериальное давление.
- Во время ныряния вода попадает в носоглотку и вымывает накопившиеся бактерии, пыль, пыльцу и другие аллергены. Промываются гайморовы пазухи и создается хорошая профилактика насморка.
- Вода снимает всякое напряжение, успокаивает, убирает страхи и положительно влияет на всю нервную систему. Также занятия в воде способствуют укреплению интуитивной связи между мамой и малышом.
- Дети, которые плавают с рождения (даже только дома), в будущем не испытывают страхов перед большими и открытыми водоемами – бассейном, озером или морем.
Плавание в бассейне – отличная тренировка для маленького человечка! Практически все дети после водных занятий спокойно спят всю ночь. Это дает возможность и родителям выспаться и отдохнуть
Принципы грудничкового плавания
Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно. Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке.
- Начинать водные занятия лучше в возрасте 3-4 недель. В это время у детей еще не утратился врожденный рефлекс задерживать дыхание под водой. Кроме того, пупочная ранка уже затянулась, а ребенок набрал вес и окреп.
- Ванну или небольшой бассейн (если он имеется) необходимо содержать в чистоте. Перед процедурами емкость нужно тщательно мыть с мылом (подойдет обыкновенное хозяйственное), а 1 раз в неделю – чистить пищевой содой, хорошо смывая средство большим количеством проточной воды. Если для плавания используется плавательный круг, его тоже необходимо хорошо промывать. Раствор марганцовки или травяные отвары лучше не использовать, так как при купании вода может попадать не только в дыхательные пути, но и в пищеварение (рекомендуем прочитать: вода для купания новорожденного). По этой же причине не нужно пользоваться агрессивными химическими средствами, которые плохо смываются и в небольшом количестве остаются на поверхности.
- Температура воды для грудничков первых трех месяцев должна быть не ниже 32 градусов. Начать можно с 35 градусов и через несколько занятий постепенно снизить на 3 градуса. Погрузив малыша в воду, нужно понаблюдать за ним. Если он начал плакать и не прекращает уже несколько минут, значит, ему холодно. Если он слишком вялый, значит вода горячая. Если же ребенок быстро освоился в воде и совершает всевозможные движения руками и ногами, значит, температура воды оптимальная.
У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.
Рекомендации по проведению домашних занятий
Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления; лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.
Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.
Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело. Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.
Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.
Упражнения и приемы
Если мама занимается с малышом только на дому, это вовсе не значит, что ребенку будет неинтересно в условиях обыкновенной ванны, а не большого бассейна. Чтобы свести на нет риск и обеспечить себе спокойствие, можно приобрести специальный круг или шапочку с пенопластом, которые позволят малышу держаться на воде самостоятельно. Использование круга и освободит по большей части мамины руки, и движения ребенка сделает более раскованными.
Методика включает в себя следующие упражнения:
- Толчки и повороты. Малыша нужно приближать к стенкам емкости, чтобы, почувствовав ножками опору, он стал отталкиваться и плыть. Маме нужно лишь поддерживать его, когда он будет переворачиваться. Круг, придерживающий головку, тоже будет хорошо помогать и обеспечивать безопасность.
- Плескание. Когда ребенок лежит на животе, а его подбородок поддерживается маминой рукой или кругом, другой рукой мама может показать, как дрожит вода при плескании.
- Плавание. Когда малыш лежит в таком же положении, перед ним на небольшом расстоянии можно поместить кораблик или другую игрушку и помочь крохе догнать ее. С каждым разом расстояние до кораблика и скорость движения нужно немного увеличивать.
- Зигзаги и «восьмерки». Обучение этому упражнению можно начинать, когда плавание по прямой уже освоено. Теперь необходимо при помощи мамы «рисовать» на воде зигзаги и «восьмерки», переворачиваясь на спинку и животик. Здесь тоже лучше снарядиться плавательным кругом.
- «Качели». Грудничка необходимо положить на живот, а его головку придерживать руками или кругом так, чтобы она полностью находилась над водой. Очень плавно нужно направлять малыша, чтобы он совершал движения вперед-назад и вверх-вниз, погружаясь и поднимаясь.
Упражнения в воде требуют от мамы четкости и собранности, ведь именно она помогает малышу принять нужное положение, поддерживает его
С такими несложными занятиями справится любая мама. Чтобы было понятнее, как выглядят упражнения на практике, можно посмотреть видео-уроки с инструктором в бассейне.
Ограничения
Несмотря на то, что грудничковое плавание очень полезно и любимо детьми, оно тоже может иметь противопоказания. Чтобы их выявить, нужно обратиться к педиатру: если он не найдет никаких запрещающих факторов и не выскажется против, можно смело начинать водные занятия с малышом.
Очень важен и позитивный настрой. Если ребенок не хочет плавать и нырять, ни в коем случае нельзя настаивать и заставлять его. Такие действия родителей могут запросто травмировать детскую психику.
Какие нарушения в развитии могут препятствовать плаванию грудничка:
- проблемы опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей;
- врожденные патологии сердца;
- дерматит, осложненный гнойными выделениями;
- неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
- простуда в период течения болезни.
Как видим, противопоказаний к грудничковому плаванию не так много, и они не являются распространенными среди новорожденных. Большинству же детей плавание показано. Кроме большой пользы, оно дает малышам множество положительных эмоций, поскольку вода изначально является для них родной стихией. Такие детки физически здоровее и лучше адаптируются к разным социальным условиям, а физическое и духовное здоровье ребенка заботит каждую маму.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник