О пользе библиотек для детей
Фото: Anatoliy Samara/Rusmediabank.ru
Мы уже давно привыкли искать информацию в интернете. Библиотеки мы посещаем крайне редко. Нужны ли библиотеки нам и нашим детям? Стоит ли записывать ребенка в библиотеку, если все, что нужно, можно найти на просторах интернета, и что даст библиотека ребенку?
Что дает библиотека?
Прежде всего, в библиотеке хранится много эксклюзивной информации (обычно это касается больших библиотек). Например, самая новая информация из недавно опубликованных источников, которые еще не появились в интернете или напротив, старые и редкие издания, бесценные архивы, которые нельзя найти в сети.
Если речь идет о школьниках, они могут найти здесь ту информацию, которая не всегда доступна в интернете. Ведь пользоваться обычно нужно определенной литературой конкретных авторов, которые не всегда размещены в сети. Можно найти здесь и старые журналы, которые не выложены в интернете (а зачастую там много интересных публикаций, мастер-классов и других материалов).
Кроме того, в библиотеке часто проходят различные мероприятия, которые помогают больше узнать о писателях, культуре, науке. Часто проводятся также различные конкурсы и викторины, игры, которые помогают расширить кругозор. Это очень полезно для школьников, дошкольников и взрослых людей.
Зачем ребенку нужно посещать библиотеку?
Прежде всего, ребенок учится любить книги. Особенно, это относится к тем детям, которые не любят читать (а таких ребят сейчас очень много). Именно библиотека помогает рассмотреть книги, выбрать ту, что больше всего понравилась, пообщаться с библиотекарем, который ненавязчиво подскажет, какую книгу будет интересно почитать. То есть, сам процесс выбора уже принесет удовольствие, а значит, ребенок будет хотеть читать книгу, которую он выбрал сам.
Кроме того, поскольку книги дают на определенное время, ребенок учится ответственности. Книги ведь надо вернуть вовремя. Книги нельзя рвать и портить, это учит бережно относиться к вещам. Чтобы выбрать книгу, необходимо сосредоточиться. То есть, аккуратность, внимательность, способность концентрироваться и ответственность – всему этому может научить именно библиотека.
При желании ребенок может снова взять книгу домой и перечитать. Посещение библиотеки поможет ребенку определиться, какой жанр предпочтительнее, какой автор больше нравится, и какую книгу хотелось бы иметь дома.
И в целом, библиотека и чтение книг не только помогает утолить любознательность и информационный голод, но духовно и интеллектуально расти и развиваться. А еще очень полезно, чтобы ребенок отвлекался от телевизора, телефона и компьютера. В этом тоже поможет библиотека.
Вот плюсы посещения этого заведения:
• социализация – ребенок учится общаться с другими и правильно вести себя в общественных местах;
• экономия – купить можно далеко не все книги, которые хочется, а в библиотеке все бесплатно;
• большой выбор – можно взять сразу много книг, а не купить лишь одну;
• время, проведенное вместе – родители общаются с ребенком во время выбора книг (если ребенок маленький) и после их прочтения (в любом возрасте). Можно обсудить с ребенком героев книги, их поступки, послушать мысли ребенка и высказать свои, что-то подсказать.
То есть, достоинств масса, поэтому стоит обязательно записать ребенка в библиотеку. Но когда лучше это сделать?
Когда следует привести ребенка в библиотеку?
С какого возраста можно записать чадо в библиотеку? Все зависит от ребенка, одного можно привести уже в три года, другого не ранее 5 лет. Естественно, спокойный ребенок будет вести себя правильно в этом заведении, а чересчур активный – наоборот. Однако бывает и по-другому, то есть, шумное и очень подвижное чадо может проявить понимание, почувствовать атмосферу библиотеки и стать спокойнее. Поэтому надо просто попробовать, возможно, уже в два года ребенок с удовольствием будет посещать библиотеку.
Конечно, перед посещением необходимо объяснить ребенку, что библиотека – это место, где можно выбрать понравившуюся книгу, но потом ее нужно вернуть, чтобы почитали и другие. Что это место, где нельзя бегать и шуметь, разговаривать тихо, а лучше всего – шепотом. Все это поможет лучше понять, как правильно себя вести.
Полезно перед посещением библиотеки узнать, что бы хотел ребенок почитать. Возможно, это сказки или приключения, рассказы о животных или веселые стихи. Это поможет выбрать правильное направление. Хотя в процессе поиска интересной книги ребенок может выбрать совсем другое, неважно, главное, чтобы ему было это интересно.
Чем раньше вы заведете ребенка в библиотеку и приобщите к чтению, тем больше вероятность, что у ребенка появится желание читать. А читающий человек всегда отличается умом, широким кругозором, эрудированностью, с ним интересно общаться и у него больше возможности проявить себя.
Сегодня библиотека это не просто хранилище книг, куда мы отправляемся за поиском необходимой информации. Несмотря на то, что полезную литературу всегда можно найти в интернете, век информационных технологий не стоит не месте, постоянно создаются новые технологии интерактивной передачи информации. Библиотека была и будет своеобразным средоточием информационных материалов, местом, где можно узнать много интересного и полезного.
Стационарная библиотека является не просто хранилищем книг. Это центр творческого развития, предоставляющий условия для общения между людьми различных поколений. В библиотеке постоянно осуществляется справочно–библиографическая работа, которая заключена в подборе информации для посетителей на бумажных и электронных носителях.
На выбор читателю предоставляется наиболее распространенные формы обслуживания. Это читательский абонемент, фактически означающий, что понравившуюся книгу можно будет взять домой на определенный срок для чтения в домашней обстановке. Вторая форма обслуживания предоставляет посетителям возможность воспользоваться читальным залом, в котором книгу можно почитать в специально обведенном для этого комфортном помещении, не покидая пределов библиотеки.
Большинство библиотек располагают обширным фондом, книги из которого находятся в открытом доступе. Книгами из библиотечного фонда может воспользоваться любой желающий. Хорошие библиотеки постоянно расширяют свой фонд, заказывая новые и редкие издания.
Что дает посещение библиотеки
Любознательность и стремление к новому заложена в людях с детства. Развиваясь интеллектуально и физически, подросток испытывает сильнейший информационный голод. Не каждый может разобраться, какая именно информация ему нужна для досуга, какой жанр литературы больше по вкусу. Иногда для того, чтобы разобраться в этом, приходится поверхностно изучить несколько литературных источников. Библиотека для этого предоставляет неограниченные возможности. Процесс поиска нужной книги может и должен приносить удовольствие. Перелистывая страницы, человек начинает осмысливать, какая информация ему нужна. Понравившуюся книгу забирают на дом, где в спокойной обстановке прочитывают, затем перечитывают особенно понравившиеся моменты, заново переживая за судьбу героев книги.
При написании дипломной или курсовой работы учащимся проще и удобнее обратиться к услугам библиотеки. В интернете не всегда можно найти именно ту информацию, которая необходима. На этапе исследовательской подготовки у студента вследствие недостатка той или иной информации по теме, возникают различные вопросы.
Самая новая информация
Библиотека может предоставить любую информацию, в том числе материалы из свежих, недавно опубликованных источников, которые не успели появиться в информационном пространстве интернета.
Это обстоятельство служит своеобразным гарантом уникальности дипломной работы, написанной самостоятельно после изучения нескольких литературных источников. Кроме того, при написании дипломной работы неоспорима ценность живого общения с работниками библиотеки, живыми людьми, которые в силу своего жизненного опыта и по долгу службы могут подкинуть интересный материал.
Польза для ребенка
Неудовлетворенная любознательность малыша в современном мире приводит к тому, что рано или поздно ребенок начинает получать необходимую для развития информацию из телевизора и интернета. Между тем до конца не изучено, какой вред организму может нанести электронно-магнитное излучение, исходящее от работающих электроприборов. Научно доказано, что длительное времяпровождение за компьютером повышает утомляемость ребенка, угнетающе воздействует на неокрепшую психику. В результате падает успеваемость, ребенок выглядит бледным и вялым. Задумываться о том, почему нужно ходить в библиотеку, родители начинают задумываться в том случае, когда у ребенка начинаются проблемы со здоровьем.
Однажды решившись записать ребенка на абонемент в библиотеку, они помогают ему духовно и интеллектуально расти и развиваться. К тому же в стенах учреждения ребенок огражден от вредного электро-магнитного излучения. Библиотека развивает коммуникативные навыки, которые у современного поколения, ограниченного информационным пространством мобильных телефонов и интернета, развиты недостаточно. В стенах учреждения постоянно проводятся интересные выставки, интеллектуальные игры, принимая участие в которых ребенок научится развивать коммуникативные навыки.
Преимущества посещения библиотеки
Невозможно не оценить преимущества, которые получают посетители библиотеки. Современная библиотечная система на протяжении последних десятилетий претерпевала значительные изменения. Сегодня библиотека старается быть интересной и полезной для своих посетителей. Существует как минимум пять причин, по которым посещение библиотеки будет полезным для человека любого возраста.
Территория для научной работы
Предоставление места для работы и научной деятельности. В библиотеке имеются необходимые условия для полноценной научно-исследовательской деятельности. В читальном зале можно проводить выставки и конференции, презентации и творческие вечера.
Свободный доступ к архивным документам
Библиотечный фонд располагает богатым выбором краеведческой литературы, а также документацией из архивного фонда. С бесценными образцами художественной литературы, а также редкими экземплярами книг можно познакомиться только в стенах библиотеки.
Предлагаем вам несколько аргументов в пользу того, что регулярное чтение делает людей умнее, успешнее, добрее и здоровее.
Если вы очень занятый человек, и у вас постоянно не хватает времени на полезный досуг, вам будут полезны несколько советов о том, как научиться выделять время для чтения каждый день.
Помощь в самореализации личности
Библиотека помогает человеку осознать свою духовную сущность. Изучая материал, посетитель библиотеки обменивается мнением с другими читателями , участвуя в творческих вечерах и семинарах. Обогащаясь духовно, он обретает веру в себя, самосовершенствуется, укрепляя чувство собственного достоинства.
Свободный доступ к информации
Библиотека готова оказать помощь любому человеку независимо от национальности, пола, места проживания, вероисповедания и образа жизни. Являясь наиболее доступным и стабильным информационным источником, учреждение работает по удобному для посещений графику.
Реализация коммуникативных потребностей
Находясь дома в четырех стенах, человек испытывает потребность в живом человеческом общении. Библиотека предоставляет ему эту возможность. После прочтения книги сюда возвращаются за тем, чтобы поделиться своим мнением о прочитанном с библиотекарем и окружающими.
Как пользоваться библиотекой
Независимо от того, какая информация необходима, при посещении библиотеки следует хорошо знать, как пользоваться библиотечным фондом, чтобы быстро и легко получить нужный материал. Если в дальнейшем планируется глубокое изучение научного источника, целесообразно оформить абонемент, который позволит забирать книги с собой на дом на определенный срок с последующем возвращением. Распространенные информационные источники в библиотеке всегда находятся в свободном доступе на полках. Особо ценные экземпляры держат в книгохранилище, доступ в которое можно получить после совершения предварительного заказа по каталогу.
Если нужны материалы для научно-исследовательской работы, стоит обратиться в центральную городскую библиотеку, располагающую обширным фондом. Центральная библиотека поддерживает связь с крупными библиотечными системами других столичных городов. Если нужна книга, которой нет в наличии, ее всегда можно заказать в центральной библиотеке.
Светлана Шабашова
Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников
Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым.Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Эйнштейн хорошо понимал ценность чтения и воображения. Думаю, что и мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.
Так как личность в большей мере формируется в детстве и юношестве, то и взрослый человек буде интересоваться книгой так, как относился к книге в детском возрасте. Поэтому, если мы хотим, чтобы подросший человек имел разносторонние интересы, с увлечением читал книги, то уже сегодня нужно уделить пристальное внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.
Именно произведения художественной литературы могут показать детям другой мир. Литература может взять туда, где они никогда не были, познакомить с обычаями и традициями других народов мира, научить различать плохое и хорошее, сформировать эмоциональную отзывчивость. Она может оказать огромное влияние на воспитание нравственности в детях.
Но любовь к чтению у детей можно легко разрушить. Просто можно показать детям, что рядом нет книг, и нет мест, где дети могли бы их прочитать. Вот тут нашим детям повезло – у нас есть множество библиотек, где они познакомятся с великолепными произведениями художественной литературы. Мировая литература содержит большое количество произведений, которые могут стать незаменимыми помощниками в духовно – нравственном воспитании детей.
Библиотеки шагают в ногу со временем, изобретают свои новшества на пути воспитания поликультурной личности, активно обмениваются друг с другом приобретенным опытом и идеями. Библиотеки являются своеобразным окном в огромное пространство информации, в жизнь и переживания литературных героев, в необычный для нас мир других народов, других культур. Библиотеки несут свой вклад в формирование читательского интереса к другим культурным мирам, почтенного отношения к представителям другой национальности, веротерпимости.
Детство всегда с надеждой смотрит в будущее. Наши дети ждут, чтобы мы помогли им найти путь, который, может быть, и определи им дальнейшую жизнь. Поэтому сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению и является главной и важнейшей задачей библиотек. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Детский возраст – возраст активного формирования личности. Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. И поэтому сейчас можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. И именно поэтому такой силой обладает чтение. Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное взросление дает детям свободу в движениях, прибавляет физическую силу, а вот направление куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово.
Когда дети читают книги, они берут из них очень много. Это и уроки доброты, и уроки любви. Ребята учатся видеть красоту вокруг себя, учатся ценить ее, учатся ценить родную природу и родной язык. Именно об этом и писал К. Д.Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина».
Чем же еще важны библиотеки для подрастающего человечка? Они увлекают малышей стремлением к «возвышенному идеалу». Идеал для воспитания должен быть непременно возвышенным, наделенным добродетелями, которые имеют ценность во все времена и для всех народов. Это люди, о которых добрая слава идет через годы и века. Это врачи и педагоги, писатели и астрологи, художники и путешественники, воины и философы. Это великие и простые люди, жизнь которых похожа на родник чистой воды, который и жажду утолит, и умоет, и раны залечит. И дети, изучая их жизни, гордятся тем, что человеческая история содержит замечательные страницы, написанные людьми, сама жизнь которых была подвигом во имя всего человечества, во имя их самих. Ребятам непременно нужно познакомиться с судьбами и подвигами настоящих, реальных людей. О подвиге Дмитрия Шостаковича, который в блокадном Ленинграде писал свою знаменитую симфонию, о жизни А. Грина, который, часто не имея куска хлеба, писал замечательные книги, воспевающие бескорыстие, сострадание, милосердие, зовущие к свету, к чистоте, к добру.
Библиотеки часто помогают маленьким читателя в обучении красноречию, в знании родного языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово. Только тогда подросшие ребята смогут устоять под обрушившейся на них информацией, коммуникацией, компьютеризацией, вербализацией и сохранить себя как человека – существо не только разумное, но и духовное. Задача библиотеки – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Нужно так всколыхнуть ребенка книгой, чтобы побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения, а это очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотеки и ее работников душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.
Необходимо приобщать детей к подлинной литературе с ранних лет. Эта литература всегда гуманна и пронизана духом человечности. Тысяча литературных произведений хранит в себе непреклонные человеческие нравственные ценности, они открывают маленьким читателям правду о мире, о взаимоотношениях среди людей, о внутренних переживаниях человека. Читатель видит, как себя ведут герои в определенных жизненных ситуациях, видит последствия их действий и делает выводы, которые закрепляются в их памяти. Вызывая у читателя ассоциации, художественное произведение мобилизует его опыт, направляет взор внутрь самого себя.
Мы, взрослые, должны помочь осознать детям, что в мире существует множество ценностей, которые отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития. Через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую
Современные дети живут в век научно-технического прогресса, и время, которое раньше тратилось на чтение книг, теперь идет на просмотр телевизора, компьютерные игры. Но можно сказать ясно, что никакие достижения современной техники, никакие игры и гаджеты, ничего не дает человеку такого ощущения радости и нравственного обновления, как общение с интересной книгой. И именно поэтому библиотекари считают первостепенной задачей сохранить у растущих ребят тягу и любовь к чтению. От того, как библиотекарь находит общий язык с ребенком, понимает его запросы, интересы зависит очень многое.
Библиотечная деятельность принимает разную направленность работы с подрастающим поколением, но, она всегда обращена к книге. Тематические выставки, просмотры литературы занимают ведущее место среди большого разнообразия ее форм. Книжная выставка сопровождает абсолютно каждое мероприятие. Эти выставки действуют постоянно и всегда обновляются. Часто проходят литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, творческие вечера писателей и поэтов. Выставки, тематические полки, литературно-музыкальные вечера, посвященные классикам художественной литературы народов мира традиционны в образовательной деятельности всех отечественных библиотек.
Очень важно донести до подрастающего поколения правду о прошлом, достоверные факты о настоящем. Дать им эти знания, помочь разобраться в событиях дней минувших и нынешних – задача сложная и ответственная. Необходимо познакомить ребят с выдающимися соотечественниками, вспомнить тех, кто делал историю. Все это прививает детям уважение к истории Родины, к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за свою страну. Поэтому библиотеки являются центрами диалога культур и общероссийского патриотизма народов России.
Знакомится с библиотекой мои ребята начинают со старшей группы, в возрасте 6 лет. Для этого мы совершаем первую экскурсию – прогулку в библиотеку. Перед этим проигрываем сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Магазин книги», знакомим детей с профессией библиотекарь и продавец книги, проводим беседы о правилах пребывания в общественных местах, а именно, в библиотеке. Как правило, библиотека вызывает у детей бурю положительных эмоций. Библиотекари в игровой форме проводят экскурсию по помещению библиотеки, знакомят с правилами пользования книгами, показывают места книжных выставок. Ребята видят возможность выбора из большого количества художественной литературы, учатся правильному обращению с книгой и многому другому. Посещение библиотеки вызывает интерес к знакомству с художественной литературой, воспитывает грамотного читателя, который любит и понимает книгу. Как правило, больше половины ребят в ближайшие выходные записываются в библиотеку и становятся постоянными читателями. Дети часто приносят библиотечные книги в детский сад и мы их с удовольствием читаем вместе.
Примерно в это же время мы организуем мини – библиотеку в группе. Ребята приносят книги, которые им понравились на временное пользование. В заведенные формуляры записываем название книг, которые дети берут для чтения дома. Эта игра в «библиотеку» продолжается и в подготовительной группе. Еженедельно в мини – библиотеке организуем тематические выставки книг, например такие, как «День космонавтики», «Весна идет – весне дорогу», «Прикладное искусство», «День победы» и многое другое.
По традиции нашей группы каждый воспитанник в свой День рождения получает книгу с дарственной надписью в подарок. И этот подарок желанный.Тематика книг разнообразна: от сказок и приключений до вполне серьезных произведений для детей. Мы стараемся подобрать книгу с учетом интересов и предпочтений ребят.
Библиотеку стараемся посещать как можно чаще. Работники библиотеки всегда с радостью готовятся к встрече с ребятами, проводят интересные беседы и презентации, выставки детских книг, конкурсы и викторины.
В заключении можно сказать, всем взрослым, родителям, воспитателям, библиотекарям действовать нужно сообща для того, чтобы привлечь детей к чтению, воспитать любовь к книге, сделать ребят частыми гостями в библиотеке. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, на которые дети будут ходить с удовольствием.
Книга – сокровищница человеческой мысли, именно книга предопределяет духовное начало, духовное возрождение и становление личности. И пусть исторический путь развития библиотек был очень нелегким, но первоначальная основа – «нести разумное, доброе, вечное», заложенная в них в далекие времена, остается актуальной и по сей день.