О пользе цветов для детей

Ирина Габова
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие в подготовительной группе «Всем известно, что цветы для добра и красоты»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 113»
Воспитатель группы № 12
Габова Ирина Андреевна
Сыктывкар 2014
Познавательное занятие для подготовительной группы.
Все мы знаем, что цветы для добра и красоты.
Цель: Воспитание бережного отношения к цветам.
Задачи:
– Расширить представление детей о назначении цветов в природе;
– Обратить внимание на их многообразие;
– Воспитывать бережное отношение к цветам;
– Формировать чувство прекрасного.
Выбор темы для познавательного общения.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам одну исорию, которая произошла летом с одним мальчиком. Он пошел на луг и нарвал целую охапку красивых цветов. Но не успев их донести до дома, увидел, как они завяли. Пришлось цветы выбросить.
Я спросила: Зачем ты их рвал?
– Чтобы украсить свою комнату.
– А выбрасывать цветы тебе не жалко?
– Я еще могу нарвать! Цветов много!
Ребята, правильно ли поступил мальчик?
Почему?
Как вам кажеться он прав? (ответы детей)
Давайте позовем этого мальчика к нам в гости и расскажем ему, для чего нужны цветы в природе, какую пользу они приносят.
Подготовительная работа.
1.Творческая деятельность: Изображение цветов различными способами (рисование, лепка, оригами и т. д.)
2. Сбор информации (чтение энциклопедий, подбор литературных произведений, подбор иллюстраций).
3.Досуг:
– чтение рассказов, стихотворений о цветах;
– наблюдение за комнатными цветами, опыты;
– отгадывание и загадывание загадок;
– придумывание сказок;
– дидактические игры: «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери слово», «Города», «Парочки», «Что сначала, что потом», обобщение цветов по определенным признакам, нахождение различий и сходства между ними;
4. Схемы «Строение цветка», «Одуванчик».
5. Материалы для опыта – ватные тампоны, крошка от грифеля карандаша.
6. Проведение экологических разминок.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел нам знакомый мальчик, который любит собирать цветы.
В группу заходит воспитатель д/сада,переодетый в мальчика:
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Егор. Я очень люблю собирать цветы на полянке, но мне сказали, что этого делать нельзя. Вы мне расскажете, почему?
Дети: Да!
Воспитатель:
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку
Должны мы над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургук)
Сначала мы с ребятами расскажем тебе о строении цветка.
Воспитатель взглядом (игра «Разведчик») выбирает пять ребят, они подходят к столу, на котором лежат картинкой вниз карточки с изображенными на них частями цветка (корень, листья, цветок, капля нектара). Выбранные ребята этим же способом выбирают себе помощника. Команды совещаются, после чего по просьбе ведущего начинают свой рассказ.
Модель полевого цветка.
Корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные, полезные витаминки для роста цветка (питательные вещества).
Стебель – по нему передается от корней к листьям и цветку вода и питательные вещества.
Листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.
Цветок – в чашечке цветка хранится сладкая капля нектара (это сок, за которым к цветам летят насекомые). Цветы привлекают к себе насекомых, чтобы те их опыляли. Если цветы не опылять, у них не созреют семена.
Нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели, а если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.
Егор: Как же насекомые находят сладкий нектар?
Дети: Они очень хорошо видят цвета и далеко чувствуют аромат цветка.
Воспитатель: Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые и фиолетовые цветы. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых, а те опыляют их.
Опыт.
Объяснить детям, что ноги, лапки насекомых, покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на крошку грифеля карандаша.
Егор: Ребята, какие луговые цветы вы знаете?
Дети: Одувачики, лютики, ромашки и т. д.
Воспитатель: А рвать можно луговые цветы?
Дети: Нет, нельзя! Они здесь дома, им здесь хорошо! К ним прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются семена, они попадают на землю и на этом месте вырастают новые растения.
Составление детьми схемы «Одуванчик».
Егор: Я понял, если сорвать цветок, то семян от него уже не будет и таких цветов будет все меньше и меньше. Поэтому, рвать цветы нельзя, ими можно только любоваться!
Воспитатель: Правильно!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Физкультминутка.
Видишь бабочка летает,
(Машем руками- крылышками)
На лугу цветы считает.
(Считает пальчиком)
– Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Ох считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц.
(Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком)
Егор: Скажите, пожалуйста, а когда появляются самые первые цветы?
Дети: Как только расстает снег и появяться первые проталины.
Воспитатель: Самые перве цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы?
(Ответы детей)
Послушайте ребята загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?
Белые фонарики на зеленой ножке
Я весною встретила на лесной дорожке (Ландыш)
Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А знаете ли вы ребята, что ландыш – ядовитое растение? Как вы думаете их нужно уничтожать?
Дети: Нет, из ядовитых растений делают лекарства.
Воспитатель: Правильно! Соберут травники цветы, отнесут в аптеку и приготовят из них лекарства.
Многие цветымогут служить лекарством: василек залечивает раны, календула лечит гипертонию, а ромашка лечит горло, сок одуванчика снимает отек от укуса пчелы.
Стихотворение мать-и-мачеха (читает кто-либо из детей)
Перемерял много луж ты,
Сразу кашель одолел.
Надо было маму слушать,
Вот тогда б не заболел.
А теперь бери скорее
Мать-и-мачехи листок,
Воду, чтоб погорячее,
Можно даже кипяток
И настой тебе поможет,
Снимет боль в груди и резь.
Ну, полегче стало?
Все же, больше в луже ты не лезь!
Воспитатель: Еще по цветам можно определить время, если нет с собой часов. Как это возможно?
Дети: К вечеру головки цветов постепенно закрваются.
Воспитатель: А еще цветы, как и все растения, являются так называемыми «легкими» нашей планеты. Почему?
Дети: Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый для нашего дыхания.
Воспитатель: Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивают на полях, ведь оно помогает нам одеваться.
Дети: Лен.
Воспитатель: Невозможно представить окружающий мир без цветов. Лишите себя благоухания лугов, полей, красоты парков, садов, убранства улиц – мир померкнет.
Заключительная часть.
Егор: Какие вы молодцы! Сколько интересного я узнал.
Давайте подумаем, как надо себя вести, чтобы кругом было много цветов?
Дети: Не рвать полевые и лесные цветы, не собирать из них букеты и плести венки. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты – если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
(Т. Себанина)
Воспитатель: Что можно посоветовать Егору, чтобы красивые цветы могли украшать его комнату круглый год?
Дети: Нарисовать их, сфотографировать.
Воспитатель: Давайте мы с вами нарисуем для Егора самые красивые цветы. Пусть ими он украсит свою комнату.
Работа на перспективу.
– Создание альбома «Зеленая аптека» (лекарственные цветы);
– Составление папки «Экологический сундучок» (интересные факты о цветах);
– Посадка рассады цветов для «аллеи выпускников»;
– Нарисовать схему пользы цветов.
Источник
Мария Медведева
Польза комнатных растений в детском саду
В нашей группе есть комнатные растения. Как считают историки, они появились 5000 лет назад. Долгое время к ним относились не серьезно. Нужны ли комнатные растения и для чего? Да, действительно, цветы оживляют интерьер, делают помещение более уютным, оживляют обстановку и создают комфорт. Ученые совершили ряд открытий и, оказалось, что многие комнатные цветы приносят пользу. В закрытом пространстве скапливаются токсические вещества от отделочных материалов, от воздуха, проникающего с улицы, от моющих средств, от водопроводной воды и от ряда других причин. Многие комнатные растения помогают людям справляться с опасными веществами, находящимися в воздухе. Диффенбахия и фикус очищают загрязненный воздух в помещении. Кактусы способны защитить человека от электромагнитного излучения. Фиалки способны поддерживать влажность в помещении. И это далеко не все примеры. Некоторые комнатные растения не только очищают воздух, но и оказывают полезное влияние на наше самочувствие и настроение. Выбирая комнатные растения оценивайте не только лечебные свойства, но и положительное влияние на жизнь окружающих людей.
Публикации по теме:
Картотека комнатных растений для детского сада.
ФИКУС Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место,.
Паспорт комнатных растений
Паспорт комнатных растений. «Паспорта» могут быть разными — альбом, тетрадь или папка из так называемых «прозрачных файлов», соединенных.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир комнатных растений»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мир комнатных растений» Автор: Давыдова И. В.
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Мир комнатных растений»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Мир комнатных растений» Образовательная.
Паспорт комнатных растений группы
ФИКУС Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место,.
Конспект занятия «Пересадка комнатных растений» в средней группе
Конспект занятия “Пересадка комнатных растений” Цель занятия: Овладение первичными навыками пересадки комнатных растений. Задачи занятия:.
Конспект занятия по рисованию комнатных растений с натуры в подготовительной группе
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Возрастная группа: подготовительная к школе. Образовательная область:.
Рисование с натуры комнатных растений. Занятие «Кактус»
1. Программное содержание: Цель: Рисование комнатных растений: кактус с натуры. Изобразительные задачи: – Учить рисовать с натуры комнатные.
Экологический проект «Чудесный мир комнатных растений»
Экологический проект «Чудесный мир комнатных растений» Паспорт проекта Актуальность «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Поливка комнатных растений»
Програмное содержание:1. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. 2. Воспитывать.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №185 «Юбилейный» общеразвивающего вида
Ленинского района города Барнаула
Конспект комплексного занятия
в старшей группе №4
“Цветы для мамы”.
Разработчик:
Бабушкина Н.М.
Тема: «Цветы для мамы»
Концептуальные основы занятия:
Цели: Создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях: их пользе, строении, многообразии.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»,
«Труд»,
«Коммуникация»,
«Социализация».
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
– расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;
– формировать умение узнавать растения по описанию и внешнему виду;
– закреплять знания детей о том, что необходимо для роста и жизни растений .
Образовательная область «Коммуникация»:
– закреплять умение рассказывать о способах ухода за комнатными растениями;
– активизировать словарный запас.
– развивать умение называть знакомые растения;
Образовательная область «Труд»:
– Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом.
– закреплять у детей знания о способах ухода за комнатными растениями.
Образовательная область «Социализация»:
– воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.
Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы; работа дежурных в уголке природы (полив, рыхление, протирание листьев); наблюдение за ростом и развитием растений в группе;рассматривание альбома «Комнатные растения».
Материал и оборудование: – комнатные цветы (герань, хлорофитум, традесканция, аспарагус, бегония, кактус, алоэ), лейки с водой, черенки для посадки, цветочные горшки, дренаж, земля, совки пульверизатор, кисточка, фартуки,
палочки для рыхления почвы, влажная тряпочка, лупа, карточки-символы, изображающие строение растений, салфетки, ИКТ (см.приложение)
Методы и приемы: – создание проблемной ситуации, ситуаций успешности детей, сюрпризный момент, художественное слово, беседа, анализ непосредственно образовательной деятельности, речевой активности.
– словесный (вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, использование художественного слова в ходе занятия);
– наглядный;
– объяснительно-иллюстративны;
– практическая работа.
Содержание занятия:
1.Организационный момент
Цель: повышение мотивации детей к занятию, заинтересованности, обеспечение эмоционального настроя детей;
Задачи: – создание условий для мотивационной ситуации, сюрпризный момент, ситуации успешности;
-поддержка интереса к деятельности детей
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и что то расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Дружно все мне помогайте!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем учиться рассаживать комнатное растение.
Воспитатель: А почему же их называют комнатными?
Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.
И сейчас я приглашаю вас в страну цветов.
(дети проходят к столу)
На столе стоят накрытые горшочки с цветами
Воспитатель: Закройте глаза и на счет «Раз, два,три – посмотри!» открывайте глазки.
2. Основная часть занятия.
Цель: обеспечение интегративных связей в процессе НОД
Посмотрите у меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы.
Действительно, комнатные растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.
Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом.
Давайте вспомним названия этих цветов
Дети: Герань, хлорофитум, традесканция, аспарагус, бегония, кактус, алоэ.
Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения?
Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.
Ответы детей:
-Комнатные растения очищают воздух;
-Комнатные растения создают уют;
-Комнатные растения выделяют кислород;
-Комнатные растения поднимают настроение;
-Среди комнатных растений есть лекарственные;
Воспитатель: Ребята объясните, что необходимо растению дляжизни?
Дети: Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
У растений пять помощников, как пять пальцев на руке. Воспитатель: Растениям нужна почва?
(Да, они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник?
Дети: Для роста им нужен свет.
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? ( Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? ( Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Воспитатель: Что надо делать, чтобы им стало легче дышать?
Дети: Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю. Рыхлить надо осторожно ближе к корню, рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.
(Показ воспитанника, как рыхлить землю)
Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?
Дети: Пыль на листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.
Воспитатель: Пятое условие для роста растений, какое? Как вы узнаете, надо поливать растение или нет?
Дети: Необходима вода – их надо регулярно поливать. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.
Воспитатель: Как правильно поливать?
Дети: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.
(Показ воспитанника, как надо поливать)
Заскучали – предлагаю размяться
Здоровьесберегающая пауза (выполняется под музыку)
Посажу я зёрнышко в маленький горшок…(дети сидят на корточках)
Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк (медленно встают)
А потом листочки, а потом цветочки…(разводят руки в стороны, ладони вверх)
К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись.
Воспитатель: Ребята в начале занятия я сказала, что сегодня у нас необычное занятие. Мы будем учиться рассаживать комнатное растение. А какое, узнаете, если отгадаете загадку.
Подскажи скорей, дружок,
Это что за цветок
С листьями ворсистыми,
Нежными, пушистыми?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: Да, это фиалка! Ее называют «примадонной» комнатных растений. Это растение с бесконечно разнообразной окраской цветов.
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой!
(Показ разных фиалок)
Давайте посмотрим из каких частей состоит фиалка
Дети называют основные части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).(см.приложение)
Воспитатель: Вы увидели, что фиалка – это цветущее комнатное растение, цветки которого бывают очень разнообразные по цвету: розовые, фиолетовые, голубые, белые и др. Я не случайно выбрала этот цветок. Ведь приближается весенний праздник – День 8-го Марта. И сегодня каждый из вас посадит для своей мамы фиалкуи подарит в праздничный день.
Воспитатель: показывает как от комнатного растения можно выбрать листовой черенок для посадки нового растения. Обращает внимание детей на то, что нужно для размножения фиалки нужно выбрать здоровый лист из второго ряда снизу. Лист нужно аккуратно отломить от стебля.
Первый способ посадки растения – поставить листочек в воду, что бы он дал корешки и потом посадить в землю.
Второй способ – посадить листик сразу в землю и поставить в парничок.
Воспитатель показывает как в небольшой, неглубокий горшочек с дырочкой на дне необходимо положить немного камушков – это дренаж, он из керамзита. Это легкие маленькие шарики, которые хорошо впитывают лишнюю воду из земли, не дают ей слишком уплотняться. Ведь растение дышит не только листочками, но и корнями. В горшочках имеются дренажные отверстия, через которые уходит лишняя вода и поступает воздух, а сверху совочком насыпать землю. Палочкой в середине горшочка нужно сделать дырочку, черенок осторожно закапать неглубоко в землю, полить водой комнатной температуры и поставить стаканчик в парник чтобы ему там было тепло и влажно. После того, как черенки станут укореняться, парник нужно убрать, это произойдет примерно через месяц.
Дети делятся на 3 подгруппы и проходят за столы.
Воспитатель спрашивает у детей последовательность посадки растений, следит за ходом работы детей.
Дети выполняют посадку черенка. В случае необходимости воспитатель оказывает помощь.
После посадки черенков воспитатель объясняет детям, что рассаду нужно ставить в светло, но не солнечное место, потому что листья фиалки могут получить солнечные ожоги.
Воспитатель: Наши растения укоренятся и дадут новые маленькие листочки, примерно через месяц, и мы с вами подарим наши фиалки в Международный женский день мамам и бабушкам.
Поле завершения работы воспитатель благодарит детей за их труд и вместе с детьми парники ставят на светлый подоконник для укоренения.
3. Заключительная часть занятия:
Цель: подведение итогов, анализ деятельности.
Что нового узнали на занятии?
О чём мы говорили на занятии?
Вспомните названия растений
Что сделали полезного?
Появилось ли у вас желание еще принять участие в практической работе?
Приложение
Источник