О пользе детского чтения в детском саду

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника. В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Литература

1.Затулина Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2009

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.  / Сост. В П. Ильчук и др. — М., 2005.

Источник

 О пользе детского чтения

Предлагаю Вам десять «Почему» детям необходимо читать:

• Чтение пополняет словарь, учит понимать других и выражать свои мысли.

• Чтение развивает мышление.

• Работа с книгой стимулирует творческое воображение.

• Книги помогают познать самого себя.

• Книги развивают кругозор.

• Совместное чтение объединяет родителей и детей, способствует их духовному общению.

• Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач.

• Книги придают силы и вдохновение, заставляют плакать и смеяться.

• Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка занятие.

17 аргументов в пользу чтения

     О пользе, которую приносят книги для развития личности, безусловно известно всем. В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причём оба полушария. Читая книгу (работает левое полушарие), человек постоянно рисует в своём воображении образы и картинки происходящего в сюжете (это уже работает правое полушарие). Благодаря чему человек не только получает удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности своего мозга.

    Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила 17 аргументов в пользу чтения:

1. Книги приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3. Книги пробуждают фантазию и учат нас мыслить образами.

4. Книги вызывают у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.

5. Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

6. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

8. Книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где кривда, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем всё взаимосвязано.

10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов.

11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становится терпимее, учится преодолевать предрассудки.

13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать где угодно и когда угодно.

14. Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.

15. Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость и детям, и взрослым.

16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

17. Книги для детей – это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

     Пожалуй, к этому можно добавить еще один аргумент: человек, который дружит с книгами, является очень интересным собеседником. Ведь его речь богата афоризмами, интересными сравнениями, фразеологизмами, мудрыми высказываниями великих людей.

Обучение чтению – прекрасная возможность общения с пользой. Все родители знают об этом, но немногие догадываются, что это не только передача знаний, но и идеальный психологический тренинг, позволяющий установить тесный эмоциональный контакт с малышом. Если задуматься, то даже просто читать для ребёнка книжку, чувствуя его тёплое дыхание под боком, это и набор положительных эмоций для самих родителей. А уж как счастлив при этом ребёнок, не передать словами.

Итак, в чём же польза такого совместного чтения? Ну, начнём с того, что дети – маленькие обезьянки. Они копируют своих родителей. Почитайте своей дочке, и через некоторое время увидите, как она «читает» куклам. Причем, обратите внимание, вся полезная информация из книги усвоена, а теперь повторяется материал, закрепляется и переходит в долговременную память. Ваш ребёнок стал умнее на одну книжку.

Чтение книг развивает языковые способности ребёнка. Он учится правильно строить фразы, узнаёт новые слова, учится правильно произносить ещё незнакомые и сложные термины. В итоге при следующем чтении процесс пойдёт уже легче. Вам не потребуется через каждые две минуты отвлекаться и растолковывать новое понятие, указывая на предметы, которые обозначены словами. Кстати, именно так ребёнок и узнает, что самые любимые люди и предметы могут быть увековечены в записи.

Забавно, но совместное чтение элементарно научит вашего малыша, что такое книга и как её правильно читать. Это ведь только взрослым очевидно, что первая обложка откидывается справа налево, а слова надо читать слева направо. Малышу это пока невдомёк. Самую первую свою книжку они начинают «читать» вообще вверх ногами. Именно поэтому так важна помощь родителей, которые ненавязчиво и наглядно показывают, где у книги начало и как текст плавно стекает сверху вниз, а потом переползает на следующую страницу.

Это очень важно – показаться ребёнку с книгой. Именно благодаря вашему серьёзному и значительному виду и волшебству озвучивания букв, ребёнок сразу и навсегда ощутит уважение к книге, да и к вам тоже. Вы такой умный, как эта книга с такими интересными сведениями. Если вы хотите, чтобы ваш малыш читал, обязательно читайте вместе. Читайте сами, когда он занят игрой. Помните, ребёнок подражает, а, подражая, усваивает стиль поведения.

Благодаря книгам, у вас с лёгкостью возникнут общие темы для разговора. Более того, слушая книги, ребёнок поймёт, как важна последовательность в изложении. Он научится рассказывать и станет со временем грамотным собеседником. Если книги подобраны правильно, если вы покупаете не случайные произведения, а лучшие образцы мировой литературы для детей, то заметите, как «работают» эти книги. Ваш ребёнок будет играть в любимых героев. Вот так, кстати, и развивается творческое мышление. Ребёнок придумывает новые приключения, фантазирует, иногда один, а если с вами, то ещё и получает заряд тепла и радости от общения с любимым человеком.

Вообще совместное чтение и обсуждение прочитанного – это самая благодатная почва для эмоциональной близости. Никакие книжные злодеи не страшны малышу, когда он рядом с вами. Да и весёлые истории гораздо лучше звучат, когда есть с кем поделиться своим искренним смехом. Дети любят совместное чтение ещё и потому, что они не чувствуют себя одинокими. В такие моменты малыши ощущают, какой вы сильный, как одной левой можете победить злобного кощея и вообще любую опасность. Детям нужно чувствовать себя защищёнными не только от реальных, но и от воображаемых опасностей, и совместное чтение даёт им такие ощущения. Психологи утверждают, что никогда в числе проблемных детей им не встречаются те, кому родители читали книги, показывая мимоходом буквы, внимательно выслушивая пересказ книги. У таких детей, как правило, не бывает психологических проблем.

Источник