О пользе физкультуре в школе
Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?
Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.
Роль физкультуры в развитии школьников
Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.
С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.
Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.
Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.
Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».
Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.
Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.
Проблемы в преподавании физкультуры
На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:
- устаревшие методики обучения;
- недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
- недостаточное финансирование.
Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.
Устаревшие программы и методики
Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.
Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.
Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Кадровый вопрос
Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.
Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.
Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.
Материальная база
Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:
- отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
- отсутствие душевых;
- устаревшее оборудование спортзалов;
- нехватка разнообразного спортинвентаря.
Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.
Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.
Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.
Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.
Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?
Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.
Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.
Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.
Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.
Источник
Физкультура в школе. Польза физкультуры.
Предметов в школе много, какие-то любимые, какие-то нет, и среди них есть физкультура. Пересудов по поводу него много было и есть до сих пор, так как кто-то считает, что это предмет нужный, а кто-то наоборот. И все-таки, должен быть этот предмет в школе или нет и откуда недовольство школьников?
Некоторые утверждают, что кому надо быть спортивным и заниматься спортом, те идут в спортивную школу, а в обычной школе этому предмету места нет. На самом деле, уроки физкультуры наводят страх и апатию на учеников, потому что их преподают несоответственно. Выполняя какие-то физические упражнение или участвуя в каком-то спорте, все боятся, чтобы их не засмеяли и что-то пойдет не так.
Еще одно «но» заключается в отсутствии необходимых снаряжений, спортивного инвентаря, которые бы сделали уроки более интересными. Школьникам не нравится носить с собой спортивную форму, не нравится переодеваться для урока физкультуры и т.д. Если бы все это получилось бы избежать, то есть не было бы отрицательных ассоциаций с физкультурой, оно могло бы стать даже любимым предметом. Еще один минус заключается в том, что уроки физкультуры как-то нелогично распределены в расписании уроков.
Плюсы физкультуры заключаются в том, что приучает детей к активному образу жизни. Не обязательно быть спортсменом, но заниматься спортом должны все. Движения это жизнь, оно позволяет улучшению обмена веществ и правильному функционированию организма. Кроме этого, можно воспитывать дух конкурентоспособности, но делать это правильно.
Что касается включения в расписание, то физкультуру обычно внедряют между двумя сложными предметами. Нехорошо ставить физкультуру первым или же последним уроком. Да, можно начать и закончить учебный день с занятий спортом, но не в этих целях преподается физкультура в школе. Много чего зависит и от учителя. Если нет режима диктатуры, есть терпение и индивидуальный подход, хочется туда ходить.
За и против уроков физкультуры в школе.
Спорт очень полезен для здоровья, так как движение это жизнь. Любовь к спорту воспитывают еще в школе на уроках физкультуры. Уроки физкультуры направлены на то, чтобы развивать тягу и привычку к физическим упражнениям. Также они проводятся с целью улучшения здоровья детей. Для того, чтобы заниматься спортом в любом возрасте нужен спортивный костюм хорошего качества. Именно спортивный костюм обеспечит комфорт во время различных физических нагрузок. Спортивные костюмы созданы специально для того, чтобы ничего не стесняло движения во время занятий физкультурой или во время активного отдыха.
Существуют разные мнения касательно пользы уроков физкультуры. Некоторые дети не любят физкультуру, потому что им сложно выполнить определенные задачи. Очень важно понимать, что нужно воспитать уважение к спорту и даже попробовать увлечь детей им. Задача преподавателей сложная, так как очень важен индивидуальный подход. Все равно не получится делать так, чтобы все дети выполняли все физические упражнения одинаковые. Школьная программа подразумевает единые занятия для всех, но в связи с этим обязательством многие дети не любят физкультуру. Часто сталкиваются с проблемами дети с плохим физическим развитием, которые в некоторых случаях добиваются хороших успехов по другим предметам.
Почему некоторые школьники не любят уроки физкультуры? Существует множество причин, причем у каждого они свои. Самые распространенные причины связаны с тем, что дети начинают друг над другом шутить и дразнить по поводу отсутствия каких-то умений. Как можно было бы это решить? Конечно, можно заставить ребенка до бесконечности учиться выполнять какие-то упражнения, но разве силой можно добиться качественных результатов? Для того, чтобы воспитать любовь к активному образу жизни, необходимо сделать так, чтобы уроки были не в тягость и вселяли только позитив.
Каждый ребенок должен выполнять те упражнения, которые ему по силам и заниматься тем видом спорта, который ему нравится. Можно ознакомить детей с различными видами спорта, но не обязательно их заставлять ими заниматься. Спорт развивает дух соперничества и т.д., что может пойти на благо, но часто в школе все заканчивается разъединением коллектива. Уроки физкультуры в школе часто искажают понятия о спорте и некоторые дети больше никогда не желают им заниматься. Вместо того, чтобы воспитывать любовь к активному образу жизни, воспитывается отвращение. В каждом классе есть спортивные дети, которые выполняют все качественно и получают удовольствие от уроков физкультуры. Также есть дети, которые страдают от уроков физкультуры, что тоже немаловажно учитывать. Ответственность всегда лежит на преподавателей, но также на родителей, если родители ведут неактивный образ жизни, то дети будут склоны им подражать.
Источник
Уроки физкультуры в школе – насколько они необходимы и нужны детям, как часто и в какое время эти уроки должны стоять в расписании школьных уроков, какие правила техники безопасности должны соблюдаться на этих уроках?
И с чем связаны участившиеся смерти школьников именно на уроках физкультуры?
Обо всем этом стоит поговорить в данной статье.
Когда человек здоров, когда он регулярно занимается каким-нибудь видом спорта – пусть не на профессиональном уровне, а на любительском, тогда и мир для него играет совершенно другими красками.
Если у человека много сил, нигде ничего не болит, нет необходимости бегать по поликлинике, сдавая анализы, и высиживая в очередях к очередному врачу, тогда и жизнь течет по-другому, веселее и бодрее.
Но, к сожалению, еще далеко не все люди приходят к тому, что свое свободное время лучше проводить не на диване у телевизора с газетой в руках или у монитора компьютера, а в тренажерном зале или в бассейне.
И когда взрослая часть населения настолько инертна в этом вопросе, то что говорить об их детях, которые всегда берут пример со своих родителей.
Да и как могут дети любить заниматься спортом, если в большинстве школ спортзалы оборудованы не слишком-то хорошо, о катках или бассейне на территории учебных заведений остается только мечтать, а дорога до ближайших спортивных секций занимает больше времени, чем сами занятия?!
И хотя сейчас люди и начинают понимать, что быть здоровым гораздо лучше, чем оставлять большую часть зарплаты в аптеках, но заниматься спортом все же не спешат.
А ведь были времена в нашей стране, когда все школьники сдавали нормы ГТО и гордились полученными значками за выполнение этих норм на “отлично”, когда быть спортсменом было очень престижно.
Но сейчас школьники относятся к подобному более чем равнодушно. А жаль.
Почему так важны уроки физкультуры в школе
Могут ли что-то предпринять в сложившейся ситуации учителя физкультуры на уровне средних учебных заведений? Наверное, могут, если захотят. Все зависит от самих учителей. Хороший учитель всегда сможет заинтересовать своим предметом учеников, если у него есть стремление.
Сейчас ведутся споры о том, нужны ли вообще ученикам уроки физкультуры в школе.
Хотя подобные споры бессмысленны, ведь детям необходимо девать куда-то свою энергию, они устают от постоянного сидения за партами, а их организму нужно тренировать все части своего тела, чтобы не развивались у них в будущем болезни позвоночника и суставов, мышцы тела не становились дряблыми, как у пожилых людей.
Тем более, что сейчас дети большую часть времени находятся в сидячем положении – сначала в школе на уроках, потом дома, когда делают уроки или сидят за компьютером.
Все это создает огромную нагрузку на еще не окрепший до конца детский позвоночник и приводит к его искривлению, ослаблению мышц позвоночника и нарушениям опорно-двигательного аппарата.
Чтобы избежать подобных заболеваний, детям и нужны активные уроки физкультуры в школе, плавание в бассейне, занятия в таких спортивных секциях, где идет тренировка всех мышц тела.
Уроки физкультуры должны нравиться ученикам
Причем, подобные занятия должны доставлять школьникам радость. И именно учителя физкультуры могут так заинтересовать своими уроками детей, чтобы ученики их ждали с нетерпением.
Особенно захватывают школьников всякие эстафетные или командные игры, где у ребят возникает дух соперничества, желание выложиться из всех вил, чтобы их команда победила.
И тут уже можно использовать все имеющиеся в спортзале спортивные снаряды, а также мячи, скакалки и прочее спортивное снаряжение, которое есть в наличии в данной школе.
И опять приходится возвращаться к так называемому “человеческому фактору”.
Если учитель физкультуры просто отбывает свое положенное количество уроков в школе, то интереса к его урокам у учащихся не возникнет никогда.
Если преподаватель этой дисциплины азартен и может вовлечь всех детей в интересные состязания на время или на то, кто быстрее добежит или дальше допрыгнет, то детей не придется силком затаскивать на его уроки физкультуры в школе.
Также необходимо поднимать престиж подобных уроков, чтобы физкультура не считалась каким-то второсортным предметом, посещение которого необязательно.
И в детей необходимо вкладывать сознание того, что без физкультуры он н сможет стать полностью гармоничной личностью. Причем школьники должны пройти через большое количество кружков и спортивных секций, чтобы выбрать то занятие, которое придется ему по душе.
Сейчас родителям гораздо спокойнее, когда их дети сидят дома за компьютером, а не болтаются на улице неизвестно где и неизвестно с кем.
К сожалению, спортивных площадок практически нет, спортивные и другие секции подчас находятся так далеко от дома, что туда не наездишься лишний раз, поэтому подростки, предоставленные самим себе, болтаются на лавочках с бутылками пива или с сигаретами.
Ведь один из основных принципов педагогики таков, чтобы подростку не лезли дурные мысли в голову, то он должен быть постоянно занят чем-то полезным для себя или окружающих.
Именно поэтому на государственном уровне должна работать программа по организации спортивных площадок во дворах и спортивных секций во всех районах городов и поселков, ведь здоровье нации закладывается с детства.
И если чадо все детство, включая школьные годы, вместо занятий спортом и тренировки своего тела будет только сидеть у компьютера и развивать лишь мозг, то повзрослев, у такого активного пользователя Интернета начнут вылезать болезни то там, то здесь.
К сожалению, учителя в современных школах получают не лишком большие зарплаты, поэтому для того, чтобы выжить, они вынуждены бегать и искать себе подработки. А когда они будут получать за свою работу в школах достойную зарплату, то тогда преподаватели смогут реализовывать себя полностью в своей профессии.
Во многих странах мира сейчас набирает силу культ здорового образа жизни, люди бросают курить, употреблять спиртные напитки, а свободное время используют для активных занятий спортом. И это прекрасно, когда люди изменяют образ жизни для того, чтобы подольше оставаться полными сил.
Нельзя подразделять знания на нужные и ненужные.
Уроки физкультуры в школе необходимы ученикам может быть больше, чем уроки родного языка или математики, потому что если ребенок поймет все плюсы здорового образа жизни, будет тренировать свое тело,чтобы в будущем не попасть в зависимость от болезней, то он сможет плодотворно работать и приносить пользу и себе, и обществу.
Удачи всем!
Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.
© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.
Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.
Источник