О пользе группы продленного дня
: Время прочтения:
Родители младших школьников, а особенно – родители первоклашек, задаются вопросом – стоит ли оставлять ребенка на продленку в школе?
В большинстве случаев с психологической точки зрения продленка «выгоднее» и детям, и родителям, при условии, что соблюдаются следующие условия:
- ребенку нравится воспитатель группы продленного дня, если это не так – будут постоянные конфликты и жалобы, ребенок не будет успешно выполнять домашние задания?
- вам и ребенку нравится, как организовано времяпрепровождение в продленке, ведь если у вас есть выбор, оставлять или не оставлять ребенка на продленке, то лучше выбрать лучшее из тех вариантов, которые есть.
Психологические плюсы продленки:
- Хорошая группа продленного дня однозначно повышает самостоятельность ребенка. Ответственность за домашние задания ложится во многом на его плечи, как это и должно быть. Ребенок вынужден учиться одеваться и раздеваться самостоятельно, ориентироваться в помещении школы, не выходить за ворота во время прогулки, эффективно общаться с одноклассниками и т.п. Иными словами, ребенок учится, в широком понимании этого слова, контролировать себя. Самостоятельность – такой же навык, как навык хождения или чтения. Научиться ему быстро с нуля – невозможно, нужно учиться постепенно, маленькими шажками. Продленка, в которой, с одной стороны, есть четкая структура и рядом всегда присутствует взрослый, готовый помочь, а с другой, в которой ребенок во многом должен сам за собой следить – идеальный первый шаг в воспитании самостоятельности и автономности.
- В группе продленного дня ребенок однозначно общается больше, чем дома. Это происходит и на прогулке, и в свободное время после выполнения уроков, как со взрослыми, так и с детьми. Это крайне важно, особенно в случае социально-тревожных детей, которые избегают общения, пока они не оказываются в ситуации, где необходимо общаться, хочется этого или нет.
- Во многих школах продленка до предела насыщена самыми различными кружками и дополнительными занятиями, зачастую теми же самыми, на которые вы бы и водили ребенка, вот только не хватает времени / лень идти / ребенок хотел бы, но боится, а за компанию пошел бы и т.д. Продленка включает в себя обязательную прогулку (на которую у многих не хватает времени или сил) и одновременно исключает трату времени за компьютером или телевизором. Таким образом, хорошая группа продленного дня не только формирует стабильный распорядок дня (что полезно гиперактивным, тревожным, социально-изолированным детям) и развивает психику и интеллект ребенка за счет разнообразия видов занятости, но и дает ребенку возможно участвовать в тех мероприятиях, на которые вы противном случае ребенку времени бы не хватило.
- Родители часто отдают ребенка на продленку, чтобы избежать дома конфликтов (и правильно делают!). В задачи родителей детей, посещающих продленку, реже входит выполнение или проверка домашнего задания, а также им нужно меньше волноваться о том, чтобы вовремя покормить и отвести на занятия. Все это – типичные ситуации, в которых младшие школьники конфликтуют с родителями, и которые не возникают (или возникают, но хотя бы в меньших количествах) в тех случаях, когда ребенок посещает продленку. Многие родители возражают: «Но тогда я буду проводить совсем мало времени с ребенком!» Да, это безусловно так, но не лучше ли проводить мало времени, зато в удовольствие, за чтением книг, играми, прогулками и пр., нежели чем за «стоянием с палкой» над ребенком?
- Главное, о чем родители забывают в размышлениях о продленке – это о самих себе. Мы так хотим сделать «как лучше ребенку», что забываем, что ребенку не бывает хорошо, если плохо его родителям. Что вам будет легче? Как вам будет удобнее? Что кажется вам более справедливым и эффективным не по отношению к ребенку, а по отношению к вам?
Часто, все вышеперечисленные доводы упираются в то, что родителям страшно и тревожно оставить ребенка на продленке. Опасения у всех свои: «не сделает домашку, потом придется ночью доделывать», «пойдет на улицу без шапки», «потеряется» и т.д.
Если единственная причина, по которой вы не отдаете ребенка на продленку – ваша тревога за него, спросите себя: о чем тревога – о каких-то фактах, или же о будущем, которые вы предсказываете в самых черных тонах? Как с вашей точки зрения ребенок преодолеет объективные трудности (например, научится сам делать уроки) или обучится важным навыкам (например, аккуратно и правильно одеваться или общаться с людьми), если вы ему будете постоянно помогать? На самом ли деле обеднеет ваше общение, если ребенок будет на 3-4 часа в день больше проводить не с вами?
Можно ли оставить его на пару часов на один месяц, и лишь затем принимать окончательное решение?
Получайте новые статьи раз в неделю:
Электронная почта:*
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Источник
Группа продленного дня есть практически в каждой школе России. Она была создана для того, чтобы родители могли отдать в нее ребенка после учебы. И забрать его чуть позже – в 5-6 часов вечера. В то время, когда они вернутся с работы.
Давайте разберемся в том, для чего нужна группа продленного дня. И узнаем, чем педагоги занимаются в ней с детьми.
О группе продленного дня
В законодательстве России не указан термин, который бы описывал понятие “группа продленного дня”. Однако, известно, что с 2014 года “продленка” получила новое название. Теперь ее именуют “группой социально-педагогического развития”.
Несмотря на смену названия, “продленка” сохранила свои прежние функции. В ней дети остаются после основных занятий в школе. Занимаются внеурочной деятельностью, выполняют д/з, или просто весело проводят время. Это зависит от типа продленки.
Отдавать в группу продленного дня можно не только тех школьников, которые учатся в младших классах. В ней могут заниматься и дети более старшего возраста. Те, которые учатся в средней школе.
Продленка принимает к себе детей с первого по восьмой класс. Школьников с семи до четырнадцати лет.
Учитывайте, что группы продленного дня в вашей школе может и не быть
Группы продленного дня существуют далеко не во всех школах Российской Федерации. Решение о том, создавать продленку или нет, учебное заведение принимает самостоятельно. Обязать школу сделать это местное министерство образования не может.
Типы групп продленного дня
Существует два типа групп продленного дня:
- “Продленка” с дополнительным образованием. В рамках нее, дети учат домашнее задание. Развивают свой интеллект, занимаются с учителями внеурочной деятельностью. Читают книги. Пишут сочинения. Учат стихи. И так далее.
- “Продленка”, в рамках которой дети весело проводят время. Но не занимаются внеурочной учебной деятельностью. В рамках работы продленки этого типа, ребенок занимается исключительно своими делами. Преподаватели не имеют права указывать ему, что делать. Они только приглядывают за ребенком. А также контролируют соблюдение дисциплины в группе.
Стоимость группы продленного дня в России
В каждом регионе цена на обучение в группе продленного дня – разная. В Москве и Санкт-Петербурге она, конечно, будет выше, чем в регионах РФ.
Поскольку правительство России не обязывает все школы создавать группы продленного дня, оно и не выделяет финансирование на эту деятельность. Поэтому внеурочные занятия, скорее всего, будут платными. Их стоимость будет зависеть от города, в котором расположена школа. От ее статуса. А также от цен на еду в столовой.
В Москве стоимость группы продленного дня колеблется в диапазоне от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц. В регионах цена продленки может быть меньше. Она может составлять две-три тысячи рублей в месяц.
Для некоторых категорий детей продленка может предоставлять услуги бесплатно
В школах группа продленного дня может быть бесплатной. Эта льгота предоставляется всего двум категориям детей. Тем, которые живут в многодетной семье. И тем, которые живут в малоимущей семье.
Однако, не стоит рассчитывать на то, что в вашей школе есть подобные льготы. Некоторые недобросовестные образовательные учреждения не учитывают статус семьи при приеме ребенка в продленку. И могут заставить платить даже в том случае, если у вас многодетная или малоимущая семья.
В группе продленного дня платное питание
Если хотите, чтобы вашего ребенка кормили во время нахождения в продленке, придется платить деньги. За обед вам придется отдавать около ста рублей в день. А за полдник – около тридцати рублей в день.
То есть, помимо того, что вы платите от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц за саму продленку, вам нужно будет платить по 130 рублей в день за еду. То есть, к сумме прибавляется еще около 3.900 рублей в месяц.
Итоговая стоимость продленки с учетом трат на еду может составлять от 4.900 рублей до 10.400 рублей в месяц.
Права и обязанности педагогов в группе продленного дня
Права и обязанности педагогов могут варьироваться в зависимости от того, какой тип продленки вы выбрали. Тот, в рамках которого школьник занимается внеурочной деятельностью. Или тот, в рамках которого за школьником просто наблюдают преподаватели.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой ребенок просто занимается своими делами?
Если вы выбрали тот тип продленки, в которой ребенок просто проводит свое время, то у педагогов практически отсутствуют какие-либо обязательства перед детьми. Они не должны заставлять школьника выполнять домашнее задание. Они не должны проверять его уроки. Заставлять читать. Учить стихи. И так далее.
Единственное, что должен делать педагог в продленке подобного типа – следить за соблюдением дисциплины в группе. Не допускать возникновения конфликтов. И делать все для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во время нахождения в группе продленного дня.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой дети занимаются внеурочной деятельностью?
На продленке, в рамках которой дети занимаются учебной деятельностью, на преподавателей возложена большая ответственность. Они должны учить со школьниками уроки. Проверять их домашнее задание. И помогать справиться с тяжелыми задачами, упражнениями в рамках д/з.
Существуют и такие виды продленки, в которых для детей организовывают дополнительные занятия. В зависимости от типа школы, они могут быть как платными, так и бесплатными.
Если школа предоставляет детям возможность посещать факультативы бесплатно, то, соответственно, платить деньги не нужно. Если же дополнительные занятия платные, то вам нужно будет заключить контракт со школой. И ежемесячно оплачивать факультативы, отправляя учебному заведению деньги на расчетный счет.
Как формируют группы детей в продленке?
В группе продленного дня могут заниматься дети из параллельных классов. Но чаще всего их стараются формировать из школьников, которые учатся в одном классе. Тех, которые уже знакомы друг с другом.
Существуют группы продленного дня, в которые входят дети разных возрастов. Например, в одной продленке находятся школьники, которые учатся в младших классах. И ученики средней школы.
От разновозрастных групп рекомендуем отказаться. Маленькие дети вряд ли смогут поладить со “старшеклассниками”. Поскольку последние будут их обижать. А это может нанести вашему ребенку психологическую травму.
Расписание, по которому работает продленка
Мы подготовили универсальное расписание, которое применяется в продленках большинства российских школ.
Важно! Расписание в конкретно вашей продленке может немного отличаться от того, которое мы приведем. Однако, по большинству пунктов оно будет совпадать.
В рамках занятий в группе продленного, дети придерживаются следующего режима дня:
- С 12.00 до 12.10 группа продленного дня принимает детей. И группирует их по партам.
- В 12.10 дети выходят на улицу. Гуляют, играют друг с другом. Прогулка длится до 13.10.
- В 13.30 дети идут в столовую. Педагоги дают им полчаса на то, чтобы покушать.
- В 14.00 дети возвращаются в учебный класс. Они читают книги (по желанию). Учат стихи. Гуляют по кабинету и играют со своими друзьями. Это продолжается до 15.00.
- В 15.00 дети садятся учить уроки (если это тот тип продленки, в которой дети занимаются внеурочной деятельностью). Учителя проводят с ними различные физкультминутки. И следят за тем, чтобы детям было комфортно учиться. Это продолжается до четырех часов дня.
- В 16.00 детям дается свободное время. Они играют друг с другом. Разговаривают. Занимаются своими делами. Слушают музыку. Бегают, прыгают. Также, в это время преподаватели могут начать проводить викторины и организовывать игры (наличие или отсутствие этих развлечений зависит от типа продленки). Так продолжается до 17.00.
- В 17.00 детей снова выводят на улицу. Они гуляют и играют. Прогулка длится до 18.00.
- В 18.00 родители должны забрать ребенка из продленки.
Преимущества группы продленного дня
У продленки есть ряд важных преимуществ:
- За то, чтобы отдать ребенка на занятия в продленку, нужно заплатить гораздо меньшую сумму, чем если нанять ему няню. При этом, большую часть времени дня ребенок будет проводить в школе. И общаться другими детьми. А не только лишь с няней.
- Педагоги ручаются за безопасность ребенка в школе. Учебные заведения России охраняются Частными Охранными Предприятиями. Это значит, что ваш ребенок будет в безопасности во время обучения в продленке.
- Ребенок социализируется.
- Ребенка кормят здоровой пищей.
- Ребенок проводит много времени на свежем воздухе. А не за компьютером, как было бы, если бы он пошел домой после уроков.
- С ребенком учат домашнее задание. А это значит, что вам не придется тратить время на совместное выполнение д/з дома.
- Ребенок привыкает жить в обществе. Он учится заводить друзей. И обретать новые знакомства.
Источник
Для родителей, которые проводят на работе большую часть времени, продленка просто спасение. Дети находятся под присмотром, с ними гуляют, делают уроки, Да еще они получают возможность лишний раз пообщаться со сверстниками! Разве это не замечательно?
Но на самом деле продленка сейчас совсем не та, что была 20-30 лет назад. И далеко не все дети будут себя комфортно чувствовать, если приходится находиться в школе весь день.
Что же собой представляют современные группы продленного дня? Каким детям рекомендуется их посещать?
Особенности современной группы продленного дня
Что такое продленка в школе? Понятия «группа продленного дня» нет сейчас нет. Пять лет назад она была переименована в группу социально-педагогического развития согласно Закону, об образовании РФ. Такие группы существуют для организации времени школьников младших и средних классов после уроков. Администрация школы имеет право решать открывать ее ли не нужно. Если родители считают, что продленка нужна, то администрация идет навстречу. Если нет, то дети после уроков сразу идут домой.
Помощь в приготовлении уроков, которая оказывалась ранее, теперь не обязательна. Формат «продленки» зависит от того, собирается ли школа включать обучение в продленные часы. Возможно, что родителям будет предложен только присмотр за детьми. То есть ваши дети будут находиться под наблюдением педагога, их покормят, с ними погуляют, поиграют и все.
Еще один нюанс, о котором родителям необходимо знать. Как правило, в одну группу собирают детей из параллельных классов. Но не исключены варианты разновозрастных коллективов.
«Тихий час» в школе, по примеру детского сада, для младших школьников, обычно, не делают. В школах для этого нет необходимых помещений.
Зачем нужна продленка?
Для многих родителей важно, чтобы их дети посещали группы продленного дня по двум причинам:
- ребенок находится под присмотром, с ними занимаются, он общается со сверстниками;
- у родителей появляется больше свободного времени, они могут не беспокоится за своих детей, не спешить забирать их из школы.
Однако необходимо внимательно ознакомиться с программой группы продленного дня. Если воспитатель призван заниматься только присмотром за детьми, учебный процесс не будет затронут. То есть ребенок получит только внимание со стороны взрослого и общение со сверстниками.
В этом случае ваши требования о помощи в подготовке домашних заданий будут неправомерны. Если вам нужны образовательные услуги, за них придется доплачивать.
Когда же «продленка» предназначена также для процесса обучения и развития детей, весь обучающий процесс будет бесплатным.
Плюсы “продленки”
Если вы решили отдать ребенка в группу продленного дня, будете уверены в том, что он получит горячее питание, выйдет на прогулку, сделает уроки и ему объяснят непонятную тему. Кроме того, существует множество психологических плюсов, которые незаметны на первый взгляд.
- Развитие навыков общения. У школьника появляется возможность больше общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Он может разговаривать во время прогулок, после выполнения домашних заданий, во время игр. Однозначно навыков общения он получает больше, чем сидя дома, что чрезвычайно важно. В первую очередь это касается детей, которые боятся лишний раз вступать в разговоры.
- Повышение самостоятельности. На «продленке» ребенок учится навыкам контроля над собой. Ему приходится самому снимать и одевать вещи, ориентироваться в непривычной обстановке, общаться с детьми из других классов, отвечать за выполнение домашнего задания. В группе ему легче учиться самостоятельности, так как с одной стороны, рядом есть взрослые, которые всегда придут на помощь. С другой – все действия он выполняет сам.
- Развитие интеллекта и психики. Этому способствуют кружки и дополнительные занятия. Время, которое школьник провел бы за просмотром телепередач и компьютером, он тратит на игры со сверстниками, получение новых навыков.
- Привыкание к распорядку дня, что очень важно для гиперактивных тревожных детей, которым трудно сосредоточиться переключаться с одной деятельности на другую. Очень важно, что дети могут найти посещать кружки и мероприятия, не тратя время на дорогу. То есть за меньший промежуток времени успевать больше.
Еще один положительный момент – уменьшение конфликтных ситуаций с родителями. Когда не приходится волноваться, что первоклассник не выполнил домашнее задание, отпрашиваться с работы, чтобы отвести малыша в кружок, мамы становятся более спокойными.
Минусы “продленки”
Но есть и другая сторона вопроса. Минусы продленки также очевидны:
- Недостаток внимания со стороны педагога во время самоподготовки. Ребенку не всегда оказывается необходимая помощь при приготовлении уроков. Их приходится делать поздно вечером, когда родители возвращаются с работы, а сын или дочь уже засыпают над учебниками.
- Недостаточный отдых. Особенно трудно первоклашкам, которые привыкли отдыхать днем. В школе такой возможности нет, поэтому дети очень устают.
- Низкое качество питания. Школьные обеды часто не заменят той полноценной пищи, которую школьник получает дома. Порции также бывают маленькими, и дети вскоре снова хотят есть.
Прежде чем отдавать ребенка в группу продленного дня, подумайте: а хорошо ли ему там будет? Дело даже не в том, что он не успеет сделать домашнюю работу или выйдет на прогулку без шарфа.
Очень может быть, что ему не будет нравиться воспитатель, или он захочет больше времени проводить с родителями. Вот в чем вопрос.
Каким детям вредит продленка?
Есть дети, которым ходить в группу продленного дня противопоказано. Поэтому оцените возможности и состояние своего чада, прежде чем отправлять его в школу на целый день.
Ваш ребенок стеснителен, трудно вступает в контакт со сверстниками и часто замыкается в себе? Есть вероятность, что на “продленке” ему будет сложно. Он может испытывать дискомфорт и даже получить психологическую травму. Лучше вам посещать детского психолога и выполнять его рекомендации.
Чрезмерная агрессивность, эмоциональность или надменность тоже не будут способствовать социализации в группе продленного дня. Такие дети предпочитают избранный круг общения и не будут играть «с кем попало».
Выраженные лидерские качества также не всегда способствуют построению отношений вашего чада в группе. Если ребенок очень самостоятельный для своего возраста, легко заводит друзей, поговорите с ним перед тем как принимать решение о посещении группы. Не мешает также проконсультироваться с психологом и понять удовлетворит ли «продленка» потребности вашего чада.
Если вы отдали ребенка в группу, будьте первое время очень внимательны. Вам необходимо понять доволен ли ребенок? Комфортно ли он себя чувствует? Выполненные уроки и забавные поделки, которые малыш выполнил во время развивающих занятий – еще не показатель.
Поэтому присмотритесь к тревожным признакам. Ребенок после возвращения домой почти сразу идет спать, часто плачет или проявляет агрессию? Тогда что-то его не устраивает, и стоит подумать о том, чтобы прекратить ходить на “продленку”, или отложить посещение на время.
Сколько обычно стоит “продленка”?
Родители уже привыкли к тому, что в школе приходится дополнительно платить за многие услуги. «Продленка» – не исключение. Но плата за группу продленного дня не прихоть директоров школ. Сейчас учебные заведения не имеют обязанностей по созданию групп по решению правительства Российской Федерации. Поэтому платить за внеурочные занятия и присмотр за детьми приходится мамам и папам.
Стоимость услуги продленного дня в провинции и даже Москве может быть разной. В столице, например, родители платят в месяц от тысячи до шести тысяч рублей. Причем для многодетных матерей на «продленку», как правило, такая же. В редких случаях по решению администрации школы услугу для них могут сделать бесплатной.
За обеды и полдники приходится платить отдельно. На первый взгляд, это не так дорого. Обед может стоить в пределах 120 рублей, полдник 30. Но если сложить все вместе, то для некоторых семей это довольно приличная сумма. Учитывая, что качество школьных обедов оставляет желать лучшего, нужно подумать о том, стоит ли вообще вкладывать деньги в посещение «продленки». Все будет зависеть от того, принесет ли группа продленного дня пользу вашему ребенку или нет.
Очень многое будет зависеть от учителя, организации им сценария поведения в группе продленного дня. Поэтому прежде чем отдавать школьника на “продленку”, хорошенько подумайте и все взвесьте.
Заключение
Группу продленного дня сейчас организуют далеко не во всех школах. Если же такая группа существует, узнайте включен ли в нее учебный процесс. Возможно, что группа предполагает только услуги по присмотру за детьми.
Также важно понять подходит ли «продленка» вашему ребенку. Если он слишком замкнут, часто проявляет агрессию, является лидером по натуре, то предварительно посоветуйтесь с психологом. Но в большинстве случаев группа дает возможность ребенку развиваться, формирует навыки общения, помогает социализации.
Источник