О пользе ходьбы для детей

О пользе ходьбы для детей thumbnail

Ирина Захтаренко
Ходьба для здоровья. Консультация для родителей

Ходьба для здоровья

Консультация для родителей

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.

Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание.

Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом.

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в пространстве, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т. е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро,мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении. Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Ходьба у детей в возрасте 3 – 4 лет имеет еще неравномерный темп и недостаточную четкость движений, несоблюдение указанного направления, боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты.

В возрасте 5 – 6 лет координация движений улучшается, согласованные движения рук и ног улучшаются более чем у 70 % детей, становится более равномерным шаг.

К 7 годам почти у 1 % детей более согласованные движения рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей имеется правильная осанка при ходьбе.

«Дозированная ходьба»

Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

Оздоровительно-спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям, в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

Начинать с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки, в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению).

Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов — интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения.

Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа.

Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе.Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с).

Второй этап — оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос.

Читайте также:  Шиповник какая от него польза

Рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить.

Для оздоровительной ходьбы характерны:

— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;

— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге;

— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед.

Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба.

Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость. Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья.

Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию,используется как метод физкультуры в лечебных целях:

формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;

развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание.

Рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы.

Упражнения в ходьбе для детей 3 – 4 лет.

Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки.

Исходное положение (одно и то же для всех упражнений): руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо.

«Волчий шаг» – поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю.

«Мышиный шаг» – укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок.

«Шагом, рысцой, галопом» – при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед.Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом.

«Солдатский шаг» – развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками.

«Подпрыгивание» – развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе.

«Прыжки на носках».

Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет.

Исходное положение то же.

«Краб» – развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

«Гигантский шаг» – развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

«Ходьба с остановкой» – развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

«Ходьба с предметом на голове» – вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.

Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.

«Газель» – руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.

ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:

1. легкая и гибкая нескользящая подошва;

2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;

3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;

4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;

5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;

6. супинатор внутри.

ХОДИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Источник

                                    Консультация для воспитателей.

                                           Ходьба для здоровья.

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре. 
 Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание. 
 Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом. 
 Ходьба — одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. Она расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному развитию. Ходьба – наиболее доступный вид циклических упражнений, вовлекающий в работу основные мышечные группы, умеренно увеличивающий деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Читайте также:  Виноградный уксус польза и вред в косметологии

  Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

  Оздоровительно – спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям , в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

  Начинать занятия лучше с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки), в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает  вработаться, что приводит к утомлению).

  Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов – интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения. 

  Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа. 
  Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе. Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с) .
  Второй этап — оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос. 
Методические рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить. 

  Для оздоровительной ходьбы характерны:
— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;
— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге; 
— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед. 
 Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба. 

  Для контроля степени подготовленности детей периодически можно засекать время прохождения дистанции. Для этого лучше подобрать постоянный маршрут без подъемов, с четко обозначенными стартом и финишем.

  Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость.

  Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья..Традиционная  система  физического воспитания не в полной мере создает условия для двигательной активности детей во время пребывания в детском саду.

  Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию, используется как метод физкультуры в лечебных целях:
– формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;
– развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание. Методические рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы. 
Упражнения в ходьбе для детей 3 – 4 лет. 
Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки. 
Исходное положение (одно и то же для всех упражнений) : руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо. 
«Волчий шаг» – поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю. 
«Мышиный шаг» – укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок. 
«Шагом, рысцой, галопом» – при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед. Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом. 
«Солдатский шаг» – развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками. 
«Подпрыгивание» – развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе. 
«Прыжки на носках».
Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет. 
Исходное положение то же. 
«Краб» – развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия. 
«Гигантский шаг» – развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению. 
«Ходьба с остановкой» – развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее. 
«Ходьба с предметом на голове» – вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову. 
Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук. 
«Газель» – руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их. 
ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:
1. легкая и гибкая нескользящая подошва;
2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;
3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;
4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;
5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;
6. супинатор внутри. 

Читайте также:  Акрил в коврах польза и вред

ХОДИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Источник

Спорт, безусловно, помогает сохранить здоровье, развивает выносливость, тренирует силу воли. Но не для всех нас активный спорт подходит в силу возраста, темперамента или отсутствия времени. Однако, просто ходьба, может принести не меньшую пользу организму, чем баскетбол, борьба, легкая атлетика или другие активные виды спорта. 

 Определенный плюс ходьбы заключается в том, что это доступно и просто практически для любого человека. Для ходьбы не требуется спортивный зал, специальная экипировка и наличие большого количества свободного времени, все что нужно, это удобная одежда и обувь и желание хорошо себя чувствовать. 

 Сколько же шагов должен проходить человек в день? 

 На самом деле все зависит от возраста и состояния здоровья. Точных цифр нет. Для кого-то пройти 1000 шагов – это уже подвиг, а кто-то легко проходит и 15000 и 20000 шагов, не чувствуя усталости. 

 Так что, для начала нужна оценка собственных возможностей, понимание конечных целей и, конечно же, просто желание ходить пешком. 

 Сотрудники Всемирной Организации Здравоохранения на основании многих исследований, подсчитали, что 6 км или 10 000 шагов ежедневной пешей прогулки помогут предотвратить развитие целого ряда заболеваний. В их числе не только остеопороз, сахарный диабет, гипертония, но и кардиомиопатия и некоторые виды рака. 

 Однако, для разных возрастных групп эти показатели различны. Например, дети в возрасте от 5 до 10 лет могут без труда проходить до 11 000-15 000 шагов, подростки –12 000 – 20 000, взрослые ― от 5 000 до 10 000, пожилые ― от 3 000 до 5 000. При наличии тяжелых заболеваний активность уменьшается. Иными словами, пенсионерам, которых мучают боли в ногах или в спине, вовсе не обязательно изнурять себя 10 000 шагами в день. Им будет достаточно сделать хотя бы 3 000. В то же время не нужно ограничивать активность детей. У них меньшая длина шага и они без труда делают гораздо больше шагов, чем их родители. 

 В каком темпе, следует ходить, чтобы принести организму больше пользы? 

 Многие ошибочно полагают, что только быстрая ходьба, граничащая с бегом, или ходьба со специальными приспособлениями (например, со скандинавскими палками) является правильной. 

 Чтобы чувствовать себя бодрым и поддерживать свое здоровье, форсировать темп ходьбы, особенно вначале тренировок, не рекомендуется. Это приводит к увеличению длины шага, уменьшает скорость и приводит к быстрому утомлению. Однако и нарочито медленно ходить не следует. Оптимальная скорость, при которой Вы не только получите заряд энергии, но и получите удовольствие от пеших прогулок, это – 4-5 км/ч. 

 Как узнать, сколько шагов в день проходит человек? 

 Самый простой способ четко знать сколько шагов Вы в день проходите это воспользоваться специальным устройством. Установите на смартфон специальное приложение, купить шагомер, смарт-часы или другой современный гаджет, который позволяет отслеживать Вашу физическую активность. 

 Какая нужна обувь для ходьбы? 

 Основные ориентиры выбора  — удобство, комфорт, вентиляция, легкость и прочность.  Конечно, если в Ваши планы на сегодня входит длительная ходьба, не стоит надевать туфли на каблуках или пляжную обувь. 

 Чтобы пешие прогулки быстро не надоели, меняйте время от времени маршруты передвижения. 

 Устали от асфальта — идите по пересеченной местности. Надоели спуски и подъемы — можно походить кругами по близлежащему стадиону или вокруг собственного дома. 

 Разнообразные маршруты сделают прогулку интереснее, поднимут мотивацию, расширят географические знания о местности. 

 Наука высказывается однозначно – ходьба полезна для Вашего здоровья, продолжительности жизни, хорошего самочувствия, дает наименьший риск травм и позволяет сжигать заметное количество калорий. 

 Ходите до работы, до метро, до электрички. Оцените, где Вы можете заменить транспорт на прогулку, не просиживайте выходные у компьютера или телевизора – прогуляйтесь в близлежащем парке или сквере. Возьмите за привычку выходить на улицу во время обеденного перерыва. 

 Ходите на здоровье!

Источник