О пользе и необходимости поста

О пользе и необходимости поста thumbnail

Распечатать

протоиерей Виктор Гурьев

(Слово святого Иоанна Златоустаго о алчбе. Прол. 23 дек.)

Святая Церковь, следуя примеру Господа и Его Апостолов, установила для нас в определенные дни посты. Так, по ее уставу, мы соблюдаем посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский; постимся в среды и пятницы, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день усекновения Главы Честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь, говоря о постах и перечисляя их, мы на минуту остановимся и спросим себя: посты то установлены, но дело в том, нужны ли они и есть ли нам от них какая-нибудь польза?

Что ответить на сие?

Св. Златоуст рассуждает:

«Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему указан был пост. От всякого дерева в саду, было заповедано ему, ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2, 16–17). Вот первый пост, который был в раю. Но если он был необходим для человека в раю, то тем более стал для него необходимым по грехопадении. Если он нужен был для нас и тогда, когда мы еще не согрешили; то тем более стал необходимым по грехопадении. И Бог гневается на тех, которые хулят пост, и любит тех, которые соблюдают оный. Не соблюл Адам поста и услышал грозный голос: земля еси и в землю пойдеши. Из этого поймите, что Бог гневается на тех, которые хулят пост, и на смерть осуждает нарушающих его. Вы разумейте силу поста. Он спасает от казни, идущих на оную; и не одного или двух, но и великое множество. Вспомните ниневитян: они все бы погибли, если б не обратились на покаяние и пост. Честный пост исторгнул их из самой бездны погибельной. И нам урок от них. Они не знали закона и соблюли пост. Нам ли, имеющим закон и указания на пост, нарушать оный? И Моисей, и Илия, идя на беседу с Богом, прежде всего наложили на себя пост. И Сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, однако, сорок дней постился, чтобы подать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу дьявола».

Ясно, значит, братие, что пост полезен нам и необходим. И это истинно так. – Пост, заключим поучение словами одного проповедника, есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Как человеку нельзя ходить без ног, птице летать без крыльев; так душе невозможно спастись без поста. Пост умерщвляет страсти, укрощает восстание плоти, погашает разжение похоти, обуздывает язык и удерживает его от празднословия, отгоняет греховные помыслы, возносит ум к Богу, располагает душу к молитве, смягчает ожесточение сердца, рождает умиленное стенание о грехах, открывает путь к покаянию и примирению с Богом. Какая благодать! Сколько добра приносит нам пост (Поуч. прот. Пискарева ч. 2, стр. 65–66).

Поститесь же, братие, и вы отрешитесь от чувственной жизни, будете чаще помышлять о небе, будете удобнее воспитывать в душе благочестие, будете совершенствоваться в вере, надежде и любви к Богу и украшать себя добродетелями. Аминь.

Источник: Пролог в поучениях на каждый день года / Виктор Гурьев. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 690 с.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V
Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17
октября 2015 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания
Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези,
21-28 января 2016 года.

1. Пост – Божия заповедь (Быт. 2: 16-17). Согласно
свт. Василию Великому, пост – ровесник человечества,
ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3). Это –
великий духовный подвиг и первейшее выражение
православного аскетического идеала. Православная Церковь,
неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам
Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда
указывала на высокое значение поста для духовной жизни
человека и его спасения. В богослужении всего годового
круга в полной мере отражено святоотеческое предание о
посте и учение о непрестанном и неослабевающем
бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах.
Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как
оружие необоримое, какдуховных подвигов начало, как
прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души,
какисточник всякого любомудрия, как нетленного бытия и
равноангельного жития подражание, какматерь всех благ и
добродетелей и как образ будущей жизни.

2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в
Ветхом Завете (Втор. 9: 18; Ис. 58: 4-10; Иоиль 2: 15;
Иона 3: 5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь
постился в течение сорока дней до начала Своего
общественного служения (Лк. 4: 1-2) и преподал наставления
о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:
16-18). В целом, в Новом Завете пост предстает как
средство воздержания, покаяния и духовного возрастания
(Мк. 1: 6; Деян. 13: 3; 14: 23; Рим. 14: 21). С самой
апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение
поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи
8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у
Евсевия, Церковная история 5, 24). В церковной практике,
свидетельствуемой на протяжении веков, существовало
разнообразие не только в отношении продолжительности поста
перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к
Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и
содержания прочих постных периодов, которые сформировались
под влиянием различных факторов, прежде всего,
литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей
подготовки к великим праздникам. Таким образом,
неразрывная связь между постом и богослужением указывает
на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный
характер поста, к которому призываются все верующие,
каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим
священным установлением: Смотри, чтобы кто тебя не
совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь
понести все иго Господне, будешь совершен; если же не
можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси
(Дидахи 6, 1-3).

Читайте также:  Оформите свои размышления о пользе чтения в виде статьи на тему

3. Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной
молитвой и искренним покаянием.Покаяние без поста
бездейственно (Свт. Василий Великий. О посте 1, 3); также
и пост без дел милосердия мертв, особенно в современную
эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение
благ лишает целые народы даже насущного хлеба. Постящеся,
братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз
неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений,всякое
списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия
бескровныя введем в домы…(самогласен среды первой
седмицы Великого поста, на вечерне; см. Ис. 58: 6-7). Пост
не исчерпывается простым, формальным воздержанием лишь от
определенных видов пищи. Впрочем для похвального поста не
достаточно одного воздержания от яств; но будем поститься
постом приятным, благоугодным Богу (ср. Флп. 4: 18).
Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка,
подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия,
лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный
пост. В этом пост – прекрасное дело. (Свт. Василий
Великий. О посте 2, 7).

Воздержание во время поста от определенных видов пищи и
умеренность не только в выборе, но и в количестве
употребляемой пищи, составляют осязаемую сторону духовного
подвига. Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу
слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни
более неправедными. В таинственном же смысле слово
«пост» означает, что, как для всех и каждого
от пищи происходит жизнь, а от неядения – смерть,
так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы
нам умереть для мира, а затем, приобщившись божественной
пищи, начать жить для Бога (Климент Александрийский.
Эклоги. PG 9, 704-705). Таким образом, истинный пост
соотносится со всей жизнью верующих во Христе и
увенчивается их участием в богослужении и, особенно, в
таинстве Божественной Евхаристии.

4. Сорокадневный пост Господа является образцом для поста
верующих, делающего их причастными послушанию Господню,
чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли
несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую
Пасху, 28). Христоцентричное понимание духовной
составляющей поста, в особенности, Великой
Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому
преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием
Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то
не только станешь участником страстей и смерти Господней,
но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в
нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден
подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и
наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13,
в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161).

5. Согласно православному Преданию, мера духовного
совершенства – мера «полного возраста
Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее
достичь, должен соответственно ей подвизаться и
возрастать. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в
настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство
совершенных. Все призваны по силе своей стараться
соответствовать требованиям высоких православных
критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати. И
достигающие сего, хотя и исполняют все повеленное, никогда
не превозносятся, но исповедуют, что они –рабы
ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были
сделать (Лк. 17:10). Всем, согласно православному
восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго
подвига поста, но, и допуская послабления, полагаться на
милость Божию в самоукорении и осознании своего
недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима
без духовного подвига поста.

Читайте также:  Какая польза от солевых комнат

6. Православная Церковь, как любящая мать, определила все
полезное ко спасению и установила священное время постов
как богодарованную защиту новой жизни верующих во Христе
от всякаго навета чуждаго. Следуя божественным отцам, она
сохраняет, как и прежде, священные апостольские
установления, соборные правила и священные предания,
всегда предлагает священные посты как наилучшую
аскетическую стезю духовного совершенствования и спасения
верующих и провозглашает необходимость соблюдения ими всех
установленных постов лета Господня, т.е. Великой
Четыредесятницы, среды и пятницы, которые
засвидетельствованы в священных канонах, равно как и
постов Рождественского, святых Апостолов, Успенского и
однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун
Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна
Предтечи, а также постов, устанавливаемых из пастырских
соображений или соблюдаемых по желанию верующих.

7. Вместе с тем, Церковь по пастырскому рассуждению
определила и границы человеколюбивой икономии в уставе
поста. Поэтому для случаев телесной немощи, крайней
необходимости или же тяжких времен она и предусмотрела
соответствующее применение принципа церковной икономии
согласно ответственному суждению и пастырскому попечению
епископата Поместных Церквей.

8. Фактом является то, что сегодня многие верующие не
соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, либо
ввиду существующих условий жизни, что бы под этим ни
подразумевалось. Однако все случаи отхода от священных
предписаний о посте, носят ли они более общий или частный
характер, должны с пастырской ответственностью
восприниматься Церковью, потому что Бог не хощет смерти
грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11).
При этом не должно принижаться значение поста. Поэтому
оставляется на рассуждение Поместных Православных Церквей
определять меру человеколюбивой икономии и снисхождения
для испытывающих затруднения в соблюдении действующих
постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам
(болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.), или более
общим (климатические условия, а также
социально-экономические особенности некоторых стран, как,
например отсутствие постных продуктов), смягчая в этих
особых случаях «тяготу» священных постов в
рамках вышесказанного, ни в коей мере не умаляя священного
установления поста.

Это милосердное снисхождение должно быть оказываемо
Церковью со всякой осмотрительностью и, несомненно, с
большей снисходительностью в отношении тех постов, по
которым не всегда и не во всех случаях в церковной
традиции и практике существует единообразие. Хорошо
поститься каждый день, но неядущий ядущего да не осуждает.
В таковых делах не нужно ни устанавливать законы, ни
совершать насилие, ни принудительно обращаться со
вверенной тебе паствой, но пользоваться убеждением,
мягкостью и словом, сдобренным солью (Прп. Иоанн Дамаскин,
О святых постах 7).

9. Кроме того, всем верным Церкви, чтобы должным образом
приступать к Божественному Причастию, которое является
главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и
святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи.
Подобает также поститься в знак покаяния, во исполнение
духовного обета, для достижения той или иной священной
цели, во время искушения, в соединении с прошениями к
Богу, перед Крещением (для приступающих ко Крещению в
зрелом возрасте), перед хиротонией, при наложении
епитимий, во время паломничеств и в прочих подобных
обстоятельствах.

16 октября 2015 года, Шамбези

Источник

Пост — это не разгрузочная диета

О пользе и необходимости поста

Фото: miloserdie.ru

Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.

— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».

Читайте также:  Горчица с хреном польза и вред

— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.

— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.

Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

Источник