О пользе и вреде молитвы
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет
архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных
школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о
других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо
питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не
случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит
молитвою. В современном обществе, которое относительно
недавно освободилось из плена государственного атеизма,
большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в
молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней
мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть
и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих
учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится
в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой
молитвы излагается все, что необходимо для нашего
спасения. Но со временем возникло и множество других
молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и
составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не
лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами
дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой
«Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где
люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых
евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы
«Отче наш». По мере оскудения этого первого
энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много
людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних
вредных привычек и страстей, появилась потребность в
усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой
апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых
римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих
Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно
молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим
трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило,
которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не
больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих
подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это
не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла,
человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит
его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела,
при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать.
При творении человека Господь установил между этими
частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а
душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что
произошло и до сих пор происходит в результате
грехопадения), то его дух начинает жить потребностями
души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство
людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные,
толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших
образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в
результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек
стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым,
похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище
и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа,
которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в
плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности.
Человек может много есть и пить, даже из-за этого
испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало.
Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем
может разжигаться не только для продолжения рода, а до
безумия, когда человек перестает довольствоваться своей
женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже
настолько низко нравственно опустилось, что даже
противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом
можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением
разных забот крутится как белка в колесе, но в результате
остается с пустотой, которую никакие земные утешения не
могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести
подлинный смысл жизни, – для этого и нужна
молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить
нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом.
Возглас священника во время Божественной Литургии:
«Горе имеем сердца» – все время
напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы
должны свою душу, средоточием которой является сердце,
вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит,
тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится
легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым.
Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому
настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и
настроиться на молитву, существует молитва соборная, в
храме за богослужением. Любое самое сложное дело
становится легким, когда мы чувствуем поддержку других
людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда
самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и
настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще
слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в
трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном
смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге.
Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что
такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является
членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать
вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а
также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за
этого продолжительность службы увеличивается почти на
полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются,
потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой
Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых
киевских приходах поверие, что опасно молиться о других,
ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей.
Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую
очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего
мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с
именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в
домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме,
то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и
верующих и неверующих, и православных и неправославных, и
праведников и великих грешников. Если мы о далеких от
Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил,
наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда
они начинают молиться о других, например, о своих
пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них
возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой
ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы
молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески
отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что
по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли
в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания
на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать
и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами
власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других
людях.
«Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело»
Врач и лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине Алексис Каррель
Многочисленные факты положительного влияния молитвы на продолжительность жизни онкологических больных побудили группу ученых Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева провести исследование нейрофизиологических механизмов воздействия молитвы на функционирование головного мозга. Под руководством доктора медицинских наук В.Б. Слезиным было открыто четвертое состояние головного мозга (кроме известных трех: бодрствование, быстрый и медленный сон) – молитвенное бодрствование (медленное бодрствование), для которого характерно полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании. Человек в таком состоянии воспринимает информацию, не затрагивая мыслительные процессы.
Во время молитвы у человека примерно на 20% снижается потребление кислорода, тогда как во время сна – всего лишь на 8%. Получается, что молитва приводит к лучшему восстановлению и нормализации функционирования организма, нежели даже сон.
Исследователи утверждают, что наличие в жизни человека молитвенного бодрствования столь же необходимо, как и все остальные состояния головного мозга. Полное и длительное отсутствие этого состояния способствует нарушению гармоничного развития человека, и тем самым возникновению различных заболеваний и деградации.
Состоянием молитвенного бодрствования обладают не только люди, читающие молитвы, но и практикующие духовные практики, а также младенцы до двух-трех месяцев.
Согласно проведенным исследованиям православные молитвы (и особенно молитва «Отче наш») имеют значительные преимущества перед молитвами других конфессий и различными духовными практиками – их применение оказывает более целительное действие на физическое и духовное состояние молящегося человека.
Благотворное влияние молитвы состоит в следующем:
- молитва лучше сна восстанавливает организм, улучшает обменные процессы, усиливает иммунитет и нормализует давление – организм словно обновляется. Несколько минут чтения молитвы снижает уровень холестерина и сахара в крови и снижает кровяное давление. По статистике, среди больных раком в неоперабельной стадии верующие люди живут в среднем на 5 лет дольше атеистов, и науке известны факты выздоровления таких людей через молитвы;
- молитва улучшает психологическое состояние, избавляя человека от забот и переживаний, отключает его сознание от психотравмирующих ситуаций – верующие менее склонны к депрессиям по сравнению с неверующими людьми. Рекомендуется молиться тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию или страдает маниакально-депрессивным психозом;
- молитвы улучшают работоспособность головного мозга, что минимизирует его патологические возрастные изменения. Ежедневное чтение молитв на 50% снижает вероятность развития болезни Альцгеймера и заметно улучшает состояние памяти (исследования Национального института психического здоровья в США);
- в результате молитвенной практики происходит синхронизация полушарий головного мозга – в течение 2-4 месяцев «отстающее» полушарие подтягивается и достигает уровня доминирующего. Таким образом, у человека равномерно развиваются склонности к образному (интуитивному) и логическому (аналитическому) мышлению, что делает его более интеллектуально здоровым, энергичным, защищенным от стрессов и способным проявлять талант и интуицию;
- молитвы развивают абстрактное мышление;
- молитвы помогают человеку сохранять физический и духовный баланс;
- через молитву человек начинает по-другому смотреть на мир, правильнее оценивая свою жизнь и сложные ситуации в ней. Ученые пришли к выводу, что потребность в молитве заложена в сознании человека изначально и является своего рода защитной функцией организма. Ведь даже не верующие в особенно тяжелых жизненных ситуациях обращаются с мольбой к Богу;
- двух-трехмесячная молитвенная практика значительно увеличивает биополе человека, изменяя его окраску в сторону светлых тонов и ликвидируя нарушения в нем;
- молитвы очищают и гармонизируют ауру дома, воды, продуктов питания и различных предметов.
Рисуя в своем воображении негативные жизненные ситуации, проживая вновь и вновь обиды и страхи, человек сам способствует возникновению своих болезней и неприятностей – мысли материальны. Но произнося с чистыми помыслами молитву, человек отрешается от негативного восприятия окружающего мира и впоследствии начинает иначе видеть окружающую действительность. Он становиться чище, добрее и сильнее духовно, притягивая в свою жизнь теперь уже положительные события.
В статье использованы материалы научной публикации В.Б. Слезина, Н.И. Музалевской, В.М. Урицкого и И.Я. Рыбиной «Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве» В.Б. Слезин, Н.И. Музалевская, В.М. Урицкий, И.Я. Рыбина и книгу Э. Ньюберга и Ю. Д’Аквили «Почему Бог никогда не исчезнет?».
Автор: Лисецкая И.А. 03.03.2017, 22:51.
Смотрите также:
Христианские целительные средства
Как правильно молиться или Правила обращения к Богу
Православные молитвы и их толкование
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук)
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Если вам понравился материал, ставьте, пожалуйста, палец вверх, подписывайтесь, рассказывайте друзьям — делитесь публикацией в социальных сетях!