О пользе и вреде вина ибн сина читать

О пользе и вреде вина ибн сина читать thumbnail

О старых винах и
 об их полезности

  Я под словом напиток имею в виду вино. Хотя это на вид кажется просто, однако в действительности не всем ясно, поэтому мы упоминаем об этом в Фармакопее. Количество приема виноградного вина должно быть различно в зависимости от возраста пьющего, от времени года, от привычки, от натуры и крепости вина.

 Питье вина не должно быть для утоления жажды; его также не следует пить за едой. Пищу следует принимать несколько ранее, затем подождать около двух часов, потом следует пить, ибо питье вина сразу после еды или прием пищи после питья вина — самая вредная вещь!

Это порождает дурные заболевания, самое легкое из которых джараб – экзема.

Что же касается опьянения, то оно вредно при всех обстоятельствах, особенно если оно происходит постоянно, ибо оно оказывает разрушающее действие на нервы; поэтому если оно бывает постоянно, то ослабляет нервы и расслабляет дух.

 Опьянение служит также причиной острых заболеваний и даже причиной внезапной смерти. Самое лучшее, если человек употребляет вино в умеренном количестве.

После вина нужно выпить холодной воды или гранатового сока, это когда пьющий молодой человек; вода и гранатовый сок подавляют силу вина и разрушают зловредность его, особенно в летнее время.

Что же касается стариков, то им не следует пить, ибо это вредит их нервам и чувствам, за исключением тех случаев, когда вино приятного вкуса.

 Должен остерегаться вино всякий, у кого внутренние органы больны и слабы.

Человеку со здоровым телом лучше пить его в небольшом количестве в разбавленном виде.

Молодое вино помогает от затрудненного пищеварения, гонит мочу, но вызывает дурные сны. Среднее же между молодым и старым вином занимает среднее положение между теми двумя.

Поэтому нужно выбирать вино для питья в здоровом состоянии или в больном.

 Что касается, белого жидкого вина, то око легко переваривается, быстро проникает в тело и полезно для желудка.

Черное же вино густое и оно трудно переваривается; вообще среднее между этими видами является средним по своему свойству.

Сладкое вино переваривается труднее. Кроме того, белое вино бывает различной натуры: сладкое пучит желудок и запирает живот и кишки наподобие матбуха.

 Душистое вино переваривает пищу, помогает мочевому пузырю и почкам, гонит мочу и месячные, успокаивает, связывает живот и отрывает влагу.

Слабое вино менее вредно для нервов, гонит мочу и умеренно смягчает желудок.

 Что же касается вина, в которое добавляется гипс, то оно вредит нервам и мочевому пузырю, вызывает головную боль и какое-либо повреждение.

 Оно плохо действует на лиц, страдающих кровохарканьем.

 Что же касается вина, в котором имеется зифт и смола пинии, то оно согревает, перева­ривает пищу, но не подходит для страдающих кровохарканьем.

Вино, в котором имеется ушна, сразу же оказывает сильно успокаивающее действие; если раз-

 мочить в вине ушную серу, то оно из-за этого вызовет опьянение.

 Что же касается вина, к которому примешан сгущенный сок айвы, то оно менее вредно.

Всякое вино, когда оно чистое, ни с чем не смешанное и несколько вяжущее, согревает, быстро проникает в тело, укрепляет желудок, усиливает аппетит, к еде, умножает соки, укрепляет тело и улучшает цвет лица. Если пить его в достаточном количестве, то оно помогает от выпитого фурбийуна.  Помогает оно также от выпитых холодных смертоносных веществ, таких, как болиголов  пятнистый, опий, ядовитые грибы и др.

 Уравновешенное вино помогает от укуса насекомых, убивающих своим холодным ядом; оно помогает также от жжения под ребрами, от расслабления и слабости желудка, от влаг, стекающихся  в кишки и в живот.

Оно полезно также для тех, у кого медленно выделяется пот, особенно, если оно старое и ароматное.

 Старое сладкое вино полезно от заболеваний мочевого пузыря и почек; оно помогает также от нарывов и опухолей, если обмакнуть в него клочок немытой шерсти и наложить на них.

Вино, приготовленное из дикого черного винограда с вяжущим свойством, полезно для тех, в чей желудок и кишки стекают излишки и кто подвержен другим заболеваниям, при которых возникает необходимость в связывании, в накоплении и отрывании текучей материи.

Источник

00-авиценна

16 августа 980 года родился легендарный Абу Али Хусейн ибн Сина, которого европейцы привыкли называть Авиценна. Мы собрали самые ценные советы Авиценны (980 — 1037 г.г.) о том, как прожить здоровую жизнь. Рекомендации «царя врачей» Авиценны написаны 1000 лет назад, но они актуальны до сих пор. Для Авиценны медицина была делом всей жизни.

Авиценна — персидский учёный, философ и врач, последователь Аристотеля в древней восточной культуре и науке. Его полное имя — Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, на Западе он известен как Авиценна. Юный Авиценна в 16 лет лечил самого эмира Бухары, а позднее он стал придворным врачом многих правителей древнего Востока. Ибн Сина был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.
Авиценна написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Народная молва называла его «царем врачей».

Сам Авиценна написал о своём пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Серьёзные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

Avicenna

От праха чёрного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Большое внимание Ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья.
На следующее за физкультурой место Авиценна ставил режим питания и сна.
По мнению «царя врачей», основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание следующих факторов:

1) уравновешенность натуры
2) выбор пищи и питья
3) очистка тела от излишков
4) сохранение правильного телосложения
5) улучшение того, что вдыхается через нос
6) приспособление одежды
7) уравновешенность физического и душевного движения

Он также считал, что «метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний».

Читайте также:  Польза и вред морковного сока для организма человека

00-0

Авиценна о правильном питании:

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.

В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.

Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много.

Пить очень холодную воду нехорошо.

Авиценна о физической активности:

Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство мира не заменит движения.

«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».

«Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений».

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».

00-

Авиценна о пользе и вреде вина:

Вино — наш друг, но в нём живет коварство:
Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство.

Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру — и продлится жизни царство.

Вино — твой друг, пока тверез, а если пьян — то враг,
Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина,
Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов и внезапную смерть.

000-

Авиценна здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном — самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни... Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…»

Авиценна о здоровом жилье…

«Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери дома выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места… Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни…

Both comments and pings are currently closed.

Источник

Сущность

Под [словом шараб] я разумею вино

Свойства.

Оно уравновешивает излишки из разряда желчных, а свежий набиз,
так же как

густой и мутный, вызывает в сосудах переполнение и
скопление незрелых соков.

Выбор.

Лучшее вино — старое, жидкое, прозрачное, светлое,
виноградное.   Принимать его следует в различных [количествах],  
соответственно натуре. Так, [например], юношам [полезно] небольшое количество
его с гранатовым [соком], а старикам [лучше пить . его], как оно есть, не
разбавляя. Но лучше всего человеку пить вино В умеренном количестве, ибо в
злоупотреблении им заключается   великий  вред.  Юношам, когда они пьют
старое вино, лучше всего [при этом] пить воду, чтобы   ослабить крепость вкна
и его вредные свойства.

Косметика.

Вино улучшает [цвет] кожи, а некоторых людей делает
тучными. С упомянутыми [в соответствующем   месте]  лекарствами оно 
устраняет бахак и  барас и очищает кожу. Язвы.

Вином поливают злокачественные и разъедающие язвы, к
которым текут излишки и это помогает. Если промыть свищ вином, это приносит
пользу; то же [относится] и к молочным язвам.

Органы головы.

Вино опьяняет, погружает в сон, отнимает память и
притупляет душевные силы.

Орудия с суставами.

Постоянно пить вино вредно для нервов, и это вызывает
трясение, а длительное ежедневное опьянение причиняет расслабление и слабость
нервов. Что касается вина с медом, то оно помогает от болен в суставах.
Органы глаза.

Нбн Масавайх говорит, что очень старое вино вредно для
зрения. Лекарства от крыловидной плевы замешивают на старом вине. С вином
растирают глазное лекарство, именуемое кайсар, и смазывают им хроническую
крыловидную плеву; это помогает.

Орга вы гр у ди.

Вино усиливает теплоту и бодрит сердце, а сладкое внно
очищает ПРОТОКИ В легких и делает ровным дыхание.

Органы питания.

Вино быстро спускается и переваривается, хорошо питает и
порождает хороший химус, но иногда вызывает тошноту и рвоту, чем очищает
желудок от излишков. При умеренном употреблении оно вызывает аппетит к еде, ко
злоупотребление им порождает закупорки в печени и в почках. Умеренное
употребление вина способствует прохождению пищи, улучшает пищеварение,
ускоряет превращение ее в кровь и восстанавливает притупившийся аппетит.

Органы извержения.

Что касается белого жидкого вина, то оно сильно гони г
мочу и хорошо [помогает] от жжения в мочевом пузыре; а старое вино вредно для
мочевого пузыря. Вино, подслащенное медом, смягчает естество, а вино,
разбавленное морской водой, пучит и послабляет желудок, но прекращает
расслабление заднего прохода. Вино с медом полезно от боли в матке. Внно с
водой сильнее гонит [мочу], чем чистое; что же касается сладкого вина, то оно
не гонит [мочу]. Разбавленное внно вредно для кишок, так как оно их
расслабляет и раздувает, а чистое вино укрепляет кишки своим вяжущим
свойством, согревает их и рассасывает вздутие.

Яды.

Старое вино в виде питья или обмывания помогает от укусов
всех гадов, а вино, разбавленное морской водой, полезно тому, кто принял
усыпляющего яда,, кто выпил окиси свинца, поел ядовитых грибов или подвергся
укусам холодных гадов.

Вознесем же хвалу Аллаху, который сделал вино лекарством,
помогающим прирожденным силам.

Источник

Советы врача, жившего 1000 лет назад, актуальные и сейчас

Читайте также:  Оливки калорийность польза и вред

Главным делом жизни для Авиценны была медицина. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. И с тех пор Ибн Сина был придворным врачом многих правителей Востока. Недаром современники называли его «князем врачей». Сам Авиценна в своей биографии так написал о своем пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Ибн Сина оставил потомкам множество книг по медицине, а его «Трактат врачебной науки» стал второй печатной книгой после Библии и служил хрестоматий для врачей в течение 600 лет. Советы Авиценны о том, как прожить здоровую жизнь, написанные1000 лет назад, актуальны и в XXI веке.

О физической активности:

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

О здоровом питании:

«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…

Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…

Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища – наоборот…

Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх… Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…

Лучше перепить, чем переесть…

Умерен будь в еде – вот заповедь одна, Вторая заповедь – поменьше пей вина».

О вреде и пользе вина:

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть…

Вино – наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много – яд, немного пьешь – лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру – и продлится жизни царство…

Вино – твой друг, пока тверез, а если пьян – то враг, Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».

О здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы… А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни… Метаться в постели между бодрствованием и сном – самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению… На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни… Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти…”

О здоровом жилье…

“Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры — здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…

Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… “

Искусство сохранить здоровье:

«Основное в искусстве сохранения здоровья – уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:

1) уравновешенность натуры,

2) выбор пищи и питья,

3) очистка тела от излишков,

4) сохранение правильного телосложения,

5) улучшение того, что вдыхается через нос,

6) приспособление одежды,

7) уравновешенность физического и душевного движения.

К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»

Источник

Затем идет селезенка, так как в ней есть сгусток крови, далее — почки, ибо [количество] крови в них невелико. Затем идут ряды бьющихся13 сосудов, [которые теплы] не потому, что у них нервная субстанция, но вследствие того, что они подвергаются нагреванию находящимися [в артериях] пневмой и кровью. Затем следуют ряды спокойных сосудов, [которые согревает] одна лишь кровь, и после этого — уравновешенная [по своей натуре] кожа ладони. Самое холодное, что есть в теле — это слизь, затем внутреннее сало, жир, волосы, кости, хрящи, связки, сухожилия, перепонки, нервы, спинной мозг, головной мозг и кожа.

А самое влажное, что есть в теле — это слизь, затем кровь, жир, внутреннее сало, головной мозг, спинной мозг, мясо соска и яичек, легкие, печень, селезенка, почки, мышцы и кожа.

Вот тот порядок, который установил Гален. Однако тебе должно знать, что легкие по своей субстанции и прирожденным свойствам не являются сильно влажными, ибо каждый орган по своей прирожденной натуре сходен с тем, чем он питается, а по своей акцидентной14 натуре схож с тем, что в нем скопляется, а легкие питаются самой горячей кровью, большая часть которой смешана с желтой желчью. Именно этому учит нас Гален. Но в легких собирается большой остаток влаги от поднимающихся паров тела и спускающихся к легким [соков]. Поскольку дело обстоит таким образом, то печень по своей прирожденной влажности является гораздо более влажной, чем легкие, а легкие больше смачиваются. Впрочем, постоянное смачивание делает легкие влажнее также и в их веществе. Таким же образом в известном смысле следует тебе понимать и состояние слизи и крови. Дело в том, что увлажнение слизи происходит в большинстве случаев путем смачивания [извне], а увлажнение крови путем сосредоточения влаги в ее веществе, хотя естественная водянистая слизь сама по себе иногда бывает влажнее [крови]. Когда кровь достигает полной зрелости, из нее исчезает большое количество влаги, находившейся в естественной водянистой слизи, которая превратилась в кровь. Впоследствии ты узнаешь, что естественная водянистая слизь — это кровь, которая претерпела некоторое превращение.

Читайте также:  Польза нефильтрованного пива для женщин

Что же касается самого сухого в теле, то это волосы, ибо волосы состоят из дымного пара, из которого выделилась содержавшаяся в нем примесь пара, и чистое [начало] дыма сгустилось. Далее следуют кости, ибо [кости] — самый твердый орган, но кости влажнее волос, так как кости возникают из крови, и расположение15 их таково, что они впитывают естественную влагу и завладевают ею. Поэтому кости служат пищей многим животным, а волосами не питается ни одно животное, или, может быть, питаются немногие из них. Так, например, полагают, что летучие мыши переваривают волосы и легко глотают их. Однако, если мы возьмем равное по весу количество костей и волос и подвергнем их перегонке в колбе и в алембике, то из костей вытечет больше жидкости и жира, и тяжести останется у них меньше, [чем у волос]. Значит, кости влажнее волос.

Следующими за костями по сухости являются хрящи, затем идут связки, сухожилия, перепонки, артерии, вены, двигательные нервы, сердце, чувствительные нервы. Двигательные одновременно и гораздо холоднее и гораздо суше, чем уравновешенный [орган], а нервы чувствительные холодней, но они не намного суше, чем уравновешенный [орган].

Напротив они, вероятно, близки к уравновешенному [органу по сухости], а также не очень далеки от него по холодности. Затем следует кожа.

О натурах разных возрастов и полов

Возрастов в совокупности — четыре: возраст роста, который называется [также] «возрастом юности» и [оканчивается] около тридцати лет; возраст остановки [роста], то есть возраст молодости, который [оканчивается] около тридцати пяти или сорока лет; возраст понижения при сохранении части сил, то есть возраст зрелых людей, который оканчивается около шестидесяти лет, и возраст упадка при появлении ослабления сил, то есть возраст старости, [который продолжается] до конца жизни. Но возраст юности делится на возраст младенчества, когда органы новорожденного еще не подготовлены для движений и для вставания, и на возраст детства, — а это [период] после вставания и раньше укрепления [органов], когда зубы еще не полностью выпали и не выросли. Затем [следует] возраст подростков, то есть [период] после скрепления и появления [коренных] зубов, [но] раньше половой зрелости; далее — возраст отрочества и половой зрелости, [продолжающийся до тех пор], пока лицо [юноши] не покроется пухом; далее — возраст юноши, [продолжающийся до тех пор], пока не остановится рост.

Натура детей — я разумею [период] от младенчества до юности — по горячности подобна уравновешенной, а по влажности превосходит [уравновешенную]. Между древними врачами существует разногласие относительно горячности [натуры] ребенка и юноши. Некоторые считают, что горячность у ребенка сильнее и поэтому он больше растет и его естественные функции — аппетит и пищеварение — сильнее и продолжительнее, к тому же прирожденная теплота, которую дети получили от семени [отца], более собрана16 и более нова.

Другие же думают, что прирожденная теплота значительно больше у юношей, так как кровь их обильнее и крепче, поэтому у них чаще и больше идет кровь из носа. К тому же натура юношей больше клонится к желтой желчи, а натура детей больше клонится к слизи. [У юношей] движения сильнее, а движение [осуществляется] теплотой, и они лучше усваивают и переваривают пищу, что тоже осуществляется теплотой. Что же касается аппетита, то он [будто бы] существует не благодаря теплоте, но благодаря холодности, поэтому «собачий» аппетит возникает в большинстве случаев от холодности [натуры]. Доказательством, что юноши лучше усваивают пищу, служит то, что у них не бывает такой тошноты, рвоты и расстройства желудка, какие бывают у детей от несварения желудка. А что натура [юношей] более склонна к желтой желчи, доказывается тем, что все болезни у них горячие, как например, трехдневная лихорадка, и рвота у них желчная. Что же касается детей, то большинство их болезней—влажные и холодные, а лихорадки у них слизистые, и большая часть того, что они извергают при рвоте — это слизь. Что же касается роста у детей, то он происходит не от сильной горячности, но вследствие значительной влажности их [натуры]. Более частое [проявление] аппетита у детей тоже указывает на недостаток теплоты [в их натуре].

Таково учение [врачей] обеих [упомянутых] групп и их доказательства. Что же касается Галена, то он возражает и тем и другим сразу. А именно, он считает, что теплота у детей и юношей в основе своей одинакова, но у детей теплота больше по количеству и меньше по качеству, то есть по остроте, а теплота у юношей меньше по количеству и больше по качеству, то есть по остроте.

Доказательство этого, как говорит Гален, таково: надо себе представить, что некая теплота, совершенно одинаковая по количеству или, [иначе говоря], тонкое горячее тело, одинаковое по качеству и количеству, иногда распространяется во влажной, обильной субстанции, как [например], в воде, а иногда распространяется в сухой скудной субстанции, как например, в камне. Поскольку это так, то мы обнаруживаем, что горячее водянистое больше по количеству и мягче по качеству, горячее каменистое — меньше по количеству и острее по качеству. В соответствии с этим суди о существовании горячего [начала] у детей и у юношей. Дети рождаются от семени, которое изобилует жаром и с этим жаром не происходит [никаких] обстоятельств, которые бы его угасили. Ведь ребенок непрерывно развивается, постепенно растет и еще не остановился [в росте]; как же может он пойти [в своем развитии] назад?

Что же касается юноши, то нет причин, которые бы увеличивали его теплоту, не существует также и причин, ее угашающих. Наоборот, эту теплоту сберегает у юноши влага, уменьшающаяся одновременно и по качеству и по количеству, пока он не войдет в возраст понижения. [Указанная] скудность влаги считается скудной не в отношении сохранения теплоты, а в отношении к росту.

Источник