О пользе и вреде виртуальной реальности

Технический прогресс неумолимо движется вперед, среди главных его прорывов виртуальная реальность. С момента появления первых очков виртуальной реальности начались и не умолкают споры о полезности изобретения. Кто-то считает, что это огромный рывок вперед, кто-то, наоборот, опасается последствий. Давайте и мы подумаем над этим вопросом.

Что такое виртуальная реальность

Виртуальная реальность – мир, созданный с помощью техники и электроники. Он передает события через основные чувства человека: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Все действия проходят в режиме реального времени, подчиняются законам физики. Конечно, встречаются и фантастические, мистические сюжеты, в которых любой человек почувствует себя супергероем или магом.

Первое устройство было разработано в 1968 году, но оно не получило популярности из-за больших размеров и побочных реакций: дезориентация, головокружения, головная боль, перегрузка нервной системы. К слову, побочные эффекты встречаются и в наши дни.

Дальнейшие года до двухтысячных считаются этапом активного развития виртуальной реальности. И только 2009 год можно считать периодом появления современной виртуальной реальности.

С тех пор ведутся регулярные работы по совершенствованию систем, но суть остается той же:

  • Человека сажают в удобное кресло или фиксируют в другом положении, соответствующем сюжету виртуального мира.
  • На участника надевают специальный шлем с очками, современные модели дополнены перчатками.
  • Шлем подключается к компьютеру, другому гаджету.
  • Человек полностью погружается в другой мир.

Сценарий может быть любым. Самая популярная сфера использования оборудования – игры. Но это не единственная возможность. Виртуальная реальность позволяет устраивать экскурсии, путешествия, организовывать обучения вождению автомобиля или управлению самолетом. В последнее время виртуальную реальность внедряют в область медицины – хирурги практикуются в операциях.

Польза и вред

уход от реальности

Само по себе изобретение нейтрально, положительный или отрицательный заряд оно принимает в зависимости от условий использования. Например, для людей, зависимых от игр, виртуальная реальность опасна. Геймеры итак сутками могут не отходить от компьютера, а в таких условиях вероятность довести себя до истощения выше.

Виртуальная реальность увлекает. Ее бесконтрольное использование вырывает человека из нормального образа жизни. Название говорит само за себя: уход в виртуальную реальность – уход от реальной жизни. А это форма девиации, защита психики. Шлем дарит другой мир, идеальный мир. Это убежище для человека с проблемами в жизни, но это не решение проблем.

Сохраняются и усиливаются последствия обычной компьютерной зависимости: отождествление себя с героем, неадекватное самовосприятие. Виртуальная реальность окончательно стирает границу между игроком и его персонажем. Они превращаются в единый организм.

Вопрос в том, что это за герой, какая это игра. Ведь человек и в реальной жизни будет вести себя так же, как персонаж. Дети и подростки особенно подвержены проблемам с самоидентификацией. Их психика еще не окрепла, а самосознание только начинает формироваться.

Разумное же использование виртуальной реальности как тренажеров, средств развития и отдыха человека приносит пользу:

  • подготовка авиапилотов и операторов АЭС;
  • проведение конференций, тренингов, семинаров;
  • творчество с неограниченными ресурсами;
  • проектирование, архитектура;
  • экскурсии по музеям, городам, в том числе прошлых эпох;
  • тестовые медицинские операции с целью повышения точности и снижения рисков при реальных манипуляциях;
  • обучение профессиям, деятельность которых связана с дорогим оборудованием, повышенным риском;
  • релаксация, максимальный отдых, расслабление нервной системы.

И даже в психологии виртуальной реальности найдется место: избавление от фобий, проработка травм в виде встречи с теми людьми, которые к ней причастны. В психотерапии всегда нужно пересматривать, переоценивать, переосмысливать проблемную ситуацию. Виртуальная реальность позволяет воссоздать ее с точностью до мелочей, даже включить тех людей, которых уже нет в жизни.

Искусственная реальность развивает воображение, что тоже немаловажно. Иногда в рамках реабилитации человеку нужно представить свою новую жизнь, увидеть и почувствовать свой потенциал, возможности, поверить в себя. Виртуальная реальность помогает бороться со стрессом, получать положительные эмоции, прорабатывать эмоции, избавляться от негативных переживаний.

Интересный факт: медики исследовали возможности виртуального мира для реабилитации пациентов с ожогами. Участникам предлагалось окунуться в снежную страну с чудесами, где они могут поиграть в снежки. В ходе эксперимента выяснилось, что боль от ожогов реально уменьшилась.

Прогресс или регресс

развитие психологии

Виртуальная реальность – прогресс человечества, если использовать ее ради отдыха, развлечений, развития, просвещения, обучения. Но это же изобретение вызовет регресс человечества, если каждый представитель закроется в своей комнате, надев шлем.

Виртуальная реальность имитирует человеческие чувства, жизнь. На мой взгляд, имитация – насмешка над правом человека на жизнь. Это сложно назвать достойной жизнью представителя человеческого рода.

Если погрязнуть там навечно, то род просто вымрет, а если изредка возвращаться в реальность, то в ней будет накапливаться все больше проблем: трудности в общении, неспособность реагировать на изменяющиеся условия и смиряться с тем, что изменить нельзя. Зависимость от виртуального мира приводит к дезадаптации, дисоциализации в реальном мире.

С точки зрения обучения, развития, подготовки людей виртуальная реальность имеет большой потенциал, приносит неоспоримую пользу. Но важно помнить, что в реальной жизни случаются непредвиденные обстоятельства, в ней нельзя контролировать все условия. Нужно помнить, что искусственный мир приближен к реальному миру, но это лишь иллюзия.

Послесловие

Виртуальная реальность таит три главных риска, они же противостояние добра и зла:

  • эмпатия, сближение людей или войны, хаос;
  • расширение возможностей, развитие человека или обогащение создателей виртуального пространства, мошенничество, манипуляции;
  • психологическая помощь или зависимость, подобная наркомании.

Только от самих людей зависит, в какую сторону уйдет каждая из названных развилок. Можно стать рабами новой системы, а можно регулярно раскрывать возможности, способности всего человеческого рода.

Источник

Первое, с чего необходимо начать новичку, планирующему использование VR-очков — изучить плюсы и минусы виртуальной реальности. Перед практическим применением необходимо понимать не только преимущества технологии, но и риски, которая она несет для физического и психического здоровья человека. Ниже рассмотрим особенности виртуальной реальности более подробно.

Плюсы

Для начала разберем преимущества VR, которые привлекают любителей виртуального мира и делают такие технологии востребованными на рынке.

Широкая сфера применения

Погружение в виртуальную реальность применяется не только для развлечения. К примеру, в медицине при использовании VR-очков пациентом удается уменьшить до 50% болевых ощущений. Это несомненная польза и плюс для пациентов, ведь в будущем можно уменьшить количество обезболивающих наркотических препаратов.

Несомненный плюс — возможность применения VR-технологии в образовании. Так, компания Гугл активно внедряет устройства виртуальной реальности в научных учреждениях. Благодаря этому, ученики могут погрузиться в новые миры и тем самым лучше усвоить новый материал. Плюс в том, что подобный способ обучения способен заинтересовать даже наиболее невнимательных студентов.

Большие возможности

Рассматривая минусы и плюсы VR, многие останавливаются на главном позитивном моменте технологии — расширении привычных возможностей человека. Благодаря специальным очкам, можно полностью погрузиться в игру или отправиться в путешествие в любую страну. Такая «поездка» не требует финансовых затрат, но вызовет множество позитивных эмоций.

Расслабление после тяжелого рабочего дня

Многие игнорируют вред для здоровья от VR очков и рассматривают виртуальную реальность как повод расслабиться. Это легко объяснимо, ведь людям присуще выделять плюсы и игнорировать недостатки. Что может быть лучше, чем после возвращения домой после рабочего дня окунуться в новый мир и полностью сбросить с себя негативные эмоции.

А вы знали, как можно пользоваться очками виртуальной реальности для смартфона?

Путь к нестандартному мышлению

Один из плюсов погружения в виртуальную реальность во время игры — необходимость быстро реагировать на непривычные ситуации. Человек вынужден принимать быстрые решения, а иногда и нестандартно мыслить. Подобная практика может оказать позитивное влияние на человека в реальной жизни. К примеру, в опасной ситуации он сможет быстрей сориентироваться, ведь в виртуальном мире он уже сталкивался с похожей проблемой и эмоциями.

Минусы

Перед использованием VR-очков важно изучить не только плюсы. Нельзя упустить и недостатки виртуальной реальности. Такая технология имеет непосредственное влияние на психику и здоровье человека, поэтому игнорирование возможных последствий было бы глупым.

Потеря времени

Погружение в иную реальность затягивает. Человек полностью оказывается в новом мире и теряет счет времени. За таким занятием можно потратить несколько часов и даже не заметить, что на улице уже глубокая ночь. Это минус, ведь подобная особенность сбивает организм с природного ритма, заставляя его снова и снова перестраиваться под новые условия.

Опасность для глаз

Очки виртуальной реальности несут вред для зрения, ведь изображение находится в непосредственной близости от глаз. Чтобы избежать последствий, необходимо делать периодические перерывы и давать отдохнуть. В ином случае можно заработать не только близорукость, но и более серьезные болезни, что является несомненным минусом технологии.

Нагрузка на ЦНС

Еще одна опасность виртуальной реальности состоит в нагрузке на нервную систему. Одно дело, когда человек погружается в какой-то хороший и добрый мир. Но так происходит не всегда. Во время игры разработчики часто создают атмосферу хаоса и страха с помощью специальной музыки и частой смены картинок. Такая особенность — минус и стресс для нервной системы молодого и еще формирующегося организма.

Высокая цена

Одним из главных минусов виртуальной реальности многие называют высокую стоимость VR-очков. Хорошее оборудование обойдется в большую сумму, которую не каждый может себе позволить. Но у нас есть лайфхак, как сделать vr-очки своими руками.

Необходимость в дополнительном оборудовании

Для обеспечения максимальной реалистичности в виртуальной реальности потребуется несколько датчиков движения. Это минус, ведь человек вынужден докупать оборудование и терпеть дополнительные расходы.

Влияние на здоровье

Вред VR очков для глаз — далеко не единственный минус виртуальной реальности. Нельзя забывать и тот факт, что погружение в новый мир является серьезным испытанием для вестибулярного аппарата. Мозг оказывается в необычных для себя условиях и не может найти «точку опоры». Он воспринимает происходящее, как галлюцинацию и пытается спасти организм тошнотой.

Зависимость

Рассматривая плюсы и минусы, нельзя забывать еще один важный фактор — зависимость от виртуальной реальности. Доступность нового и более интересного мира переворачивает сознание человека, он привязывается к новой жизни и иногда не воспринимает привычную ситуацию.

Известны случаи, когда люди испытывали сильнейшее обезвоживание и даже умирали во время продолжительной игры. Не удивительно, что многие разработчики ввели возрастные ограничения и сразу предупреждают покупателей о возможных рисках.

Указанные плюсы и минусы виртуальной реальности позволяют более глубоко взглянуть на технологию. С одной стороны, она несет риски для здоровья человека и приводит к появлению зависимости, а с другой — открывает много новых возможностей для расслабления, обучения и даже развития медицины. Важно понимать, что виртуальная реальность является инструментом, который в знающих руках может принести только плюсы. В свою очередь, неправильное его применение может принести серьезный вред, а положительные качества превратить в минусы.

Источник

Какой вред наносят зрению и организму очки виртуальной реальности?

Виртуальная реальность заманивает все больше людей, особенно молодого возраста. Игра захватывает подлинностью событий и ощущений. И для погружения в загадочный мир достаточно лишь смартфона и очков для передачи сюжета. Но, как бы ни была интересна игра, встает резонный вопрос: а не вредны ли очки для виртуальной реальности? Чтобы ответить на него, следует рассмотреть основные характеристики приспособления.

Вес устройства

Если не считать проводов, то вес самого устройства, на первый взгляд, небольшой, около 300 граммов. Это примерно столько же, сколько весят мониторные наушники. И здесь следует провести параллель и вспомнить, каковы ощущения от наушников после того, как просидите в них на протяжении часа. Болеть начинают не только уши, но и голова, макушка, шея. Это происходит из-за напряжения мышц шеи. Такие же симптомы возникают и после продолжительного ношения очков.

Кроме того, шлем надевается на голову и обхватывает весь ее объем. Несмотря на наличие эластичных ремней, которые предназначены для смягчения давления, шлем давит не только на голову, но и на переносицу. В результате, кроме головной боли, появляются и болевые ощущения в области носа.

Конечно, судить о вреде очков по данному параметру нельзя. Ведь все зависит от времени в них проведенном.

Интересно! За полчаса дискомфорт будет не ощутим, но уже через час появятся первые признаки усталости

Отрешение от реального мира

Все чаще в новостях появляются сюжеты о молодых людях, которые во время игры в виртуальной реальности полностью отрешаются от действительности. Они забывают есть, пить, спать. Потеря счета времени приводит к серьезным последствиям для здоровья. Это проявляется не только в моральной и физической усталости, но и в истощении. В некоторых случаях спасти заигравшегося до потери пульса человека не удается. Он умирает от обезвоживания или голодания.

Но говорить о конкретном вреде именно очков в данном случае тоже нельзя. Ведь виновато не само устройство, а захватывающий сюжет игры, восприимчивая и увлекающаяся натура игрока.

Вредные последствия

Еще в 80-е годы прошлого столетия, после игры с виртуальными очками, появлялись не только головные боли, но и головокружение, тошнота, вплоть до рвоты. Несмотря на технологический прорыв и усовершенствование очков, проблема актуальна и на сегодняшний день. Все это последствия психологического и физического напряжения.

Кроме того, после продолжительной игры часто наступает дезориентация. Это связано с тем, что в действительности мозг получает сигналы на различные действия от нескольких органов чувств. Все они согласованны между собой, и потому сбоя не происходит. В виртуальной реальности органы чувств работают не синхронно, а потому и происходит разлад. Зафиксированы случаи, когда во время или после продолжительной игры человек лил напиток не в рот, а например, в глаз.

С точки зрения ученых это происходит из-за низкого разрешения и частой смены кадров в игре.

Важно! Ученые и врачи не рекомендуют использование очков для игры детей до 13 лет

Вред для зрения

Но и самый главный вопрос: вредны ли очки для зрения? Здесь мнения не только игроков, но и многих экспертов разнятся. Большинство считают, что шлем для глаз опасен не больше, чем компьютерный монитор со средней диагональю.

Другая же половина уверена, что очки оказывают большую нагрузку на зрение, в результате чего оно портится. И данные, подтверждающие этот факт, есть. Долгое и частое сидение в виртуальном шлеме, так же, как и за компьютером, со временем приведет к ухудшению остроты зрения.

Долгое пребывание в виртуальном мире может привести и к аномалии рефракции зрения. В таком случае возникают такие заболевания глаз, при которых изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней.

Сказать однозначно, наносят ли вред очки для виртуальной реальности здоровью и зрению нельзя. Здесь все зависит от многих факторов: продолжительности нахождения в вымышленном мире, психики и эмоционального состояния игрока, качества устройства.

Одно можно сказать точно: главное – знать меру, и тогда можно получить удовольствие от сюжета без вреда здоровью.

Источник

28 марта эпоха виртуальной реальности официально началась. В продажу поступил первый шлем нового поколения Oculus Rift. 

Возможность максимально полного погружения в вымышленный объёмный мир давно привлекала воротил из развлекательной сферы и IT, однако сделать массовое устройство виртуальной реальности до сих пор не удавалось никому. Благодаря шлему Oculus Rift, 28 марта, возможно, станет датой, когда такое устройство появилось.

Однако, вне зависимости от того, насколько новинка или её конкуренты в виде HTC Vive, Samsung Gear VR и Sony PlayStation VR окажутся успешными или, напротив, провальными, очевиден факт: эти шлемы могут создать настолько сильную иллюзию пребывания в виртуальном мире, как никакое устройство доселе. Разумеется, мы не берём в рассмотрение специализированные комплексы виртуальной реальности, находящиеся на службе военных и специальных гражданских служб.

Все эти годы виртуальная реальность находилась вне массового рынка, а участники лабораторных экспериментов по умолчанию наблюдались множеством специалистов, хотя бы по причине огромной стоимости оборудования. Выход же на массовый рынок устройств VR (общепринятое сокращение от Virtual Reality — буквально “виртуальная реальность”) ставит перед обществом вопросы, на которые производители данных устройств не спешат отвечать: насколько это безопасно, каковы правила использования и действительно ли большинство потребителей может без вреда для здоровья использовать шлемы виртуальной реальности.

Такое “легкомыслие” можно объяснить двумя основными причинами. Главная и основная прозаична — погоня за коммерческой выгодой, ведь чем скорее будет выпущен продукт, тем больше заработает производитель денег и тем большую долю рынка сможет завоевать. Казалось бы, ограничивать аппетит к наживе должны контролирующие органы, но здесь у производителей шлемов VR приготовлена спасительная отговорка: формально шлемы виртуальной реальности производятся уже не один десяток лет и никаких существенных проблем у пользователей не вызывали.

Новое или хорошо забытое старое?

Здесь, однако, надо уточнить два обстоятельства. Все без исключения шлемы предыдущих поколений потерпели фиаско на массовом рынке и распространились максимальным тиражом в несколько тысяч, а значит, ни о каком массовом опыте использования речи быть не может. И второе: они и близко не могли похвастать таким воздействием на человека, как новое поколение устройств.

По большому счёту, предыдущие попытки перенести игрока в виртуальное пространство сводились к тому, что статичный экран монитора уменьшался и превращался в низкокачественный экран шлема перед глазами игрока, иногда — с некоторым эффектом стереоскопии (объёмного видения). Принципиальное отличие нового поколения устройств в том, что они довольно точно передают движение головы в виртуальном пространстве, а некоторые модели и вовсе распознают движение игрока в комнате, в том числе его рук, и соотносят с игровым персонажем.

Такая, на первый взгляд, мелочь кардинально меняет восприятие пользователя: мозг быстро начинает ассоциировать себя с виртуальным телом (протагонистом), и эта ассоциация принципиально полнее, чем при считывании картинки с монитора или телевизора. Но из этого следует и целый ряд потенциальных проблем и угроз, начиная с головокружения и тошноты, которую испытывают практически все обладатели новинок, заканчивая возможными нарушениями в психике после долгого использования в играх, связанных, например, с насилием. Для того чтобы определить возможные вред и пользу от шлемов виртуальной реальности, мы поговорили с экспертами в области психологии и психотерапии, а также провели несколько экспериментов.

Может ли шлем виртуальной реальности нового поколения навредить психике?

Ольга Добрушина, врач-невролог, генеральный директор Международного института психосоматического здоровья:

— Может ли нанести вред психике компьютерная игра, фильм или книга? Здесь много факторов — всё зависит от типа личности, от того, насколько человек погружается в виртуальную среду. Шлем виртуальной реальности, пожалуй, действительно даёт больший эффект погружения по сравнению с компьютером, однако данный вопрос ещё нуждается в научных доказательствах. Среди побочных эффектов шлемов VR, которые указывают сами производители, —головокружение и тошнота, в очень редких случаях (1 на 4000) — судороги и эпилептические припадки.

Однако уже сейчас мы можем констатировать — с осторожностью нужно использовать шлем людям с психологическими нарушениями, такими как нарушения восприятия, проблемы в умственном развитии и т.д. Стоит отказаться от использования шлема и тем, кто находится в состоянии депрессии или тревожного расстройства.

Такие выводы мы смогли сделать благодаря большому опыту работы с данными устройствами: наше учреждение не первый год сотрудничает с факультетом психологии МГУ, где ведутся исследования виртуальной реальности и её воздействия на человека.

Особо невролог отметил, что как и в случае с компьютерными играми, необходимо чётко разграничивать реальную жизнь и жизнь виртуальную: не убегать в красивый виртуальный мир от решения проблем. И главную группу риска здесь представляют дети и подростки, а также люди со склонностью к зависимому поведению. Тем не менее для подтверждения тезиса о том, что шлем вреднее каких-то более привычных средств компьютерного досуга, не хватает статистики его использования и специализированных исследований.

Сергей Мартынов, психотерапевт, генеральный директор центра психологической помощи “Просвет”:

Мой совет всем сомневающимся перед использованием шлема VR — не полениться и проконсультироваться с психотерапевтом, знакомым с негативным воздействием VR. Несмотря на то, что технология действительно нова и медицинской практики пока нет, психотерапевт наверняка сможет указать вам на возможные осложнения или негативные эффекты, которые могут возникнуть именно у вас.

Универсальные же предостережения таковы — стоит воздерживаться от виртуальной реальности беременным женщинам, пожилым людям и лицам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилепсией и другими тяжёлыми психическими заболеваниями, а также нарушениями зрения. Не стоит играть с использованием шлемов детям до 13 лет, либо использовать их под контролем взрослых. Долго играть не стоит никому, вне зависимости от пола и возраста, т. к. это может негативно сказаться на зрительно-моторной координации, равновесии и способности к многозадачности.

Международный институт психосоматического здоровья одним из первых в России начал практиковать лечение некоторых психических расстройств при помощи погружения пациента в виртуальную реальность. Мы не преминули воспользоваться опытом специалистов института и поставили несколько экспериментов. Первый из них был посвящен сеансу терапии с участием пациента, страдающего от арахнофобии (патологической боязни пауков).

Как выяснилось, помимо различных фобий шлемы VR применяются для лечения тревожных расстройств, депрессий, посттравматических стрессовых расстройств, а также для диагностики и тренировки когнитивных функций (памяти, внимания, пространственного мышления и т.д.). Особую продуктивность показывает лечение аэрофобии, распространённого расстройства, при котором человек боится пользоваться самолётами.

В наиболее тяжёлых случаях приступы паники наступают даже при виде некоторых деталей интерьера салона самолета. Благодаря технологии виртуальной реальности пациенту демонстрируют сначала игрушечные модели самолетов, затем всё более похожие на реальные самолёты, предлагают человеку зайти внутрь самолета, взлететь и постепенно увеличивают время виртуального полёта. В сочетании с психотерапией можно получить очень хороший и быстрый результат.

Однако здесь и заключается одна из самых больших опасностей — только по официальной статистике в мире сейчас более 10 миллионов пациентов, страдающих от различных фобий. Если же учесть, что немалая часть людей не признаёт своё психическое расстройство, фактическое число может увеличиться в несколько раз. А раз современные шлемы виртуальной реальности настолько хорошо погружают в ситуацию, что могут быть лекарством, значит, их бесконтрольное применение может нанести сравнимый по силе вред.

Человек, имеющий, предположим, скрытую боязнь открытых пространств (агорафобия) внезапно для себя оказывается в игровой ситуации посреди огромного поля и приходит в состояние паники. Такая стрессовая ситуация в зависимости от силы воздействия может спровоцировать побочные эффекты — от кратковременного расстройства восприятия и плохого самочувствия до сердечного приступа.

Увы, лучше всего изучена “светлая” сторона новой технологии — то есть её применение в психотерапии. Все специалисты сходятся во мнении, что для введения каких-либо регулирующих правил нет ни достаточной статистики, ни клинических исследований. Однако дать рекомендации, которые могли бы уберечь вас и ваших близких, мы можем.

Советы по использованию современных шлемов VR

В первую очередь, стоит быть честным с собой, если знаете о каких-либо проблемах, даже если вы сами не считаете их серьёзными, внимательно изучите мультимедийный продукт (игра, фильм), который будете просматривать в шлеме. Подготовьте место для игры: уберите острые и хрупкие предметы, большинство пользователей под влиянием картинки начинают двигаться, как в игре, и даже уклоняться от ударов. Если игра может содержать сцены, которые показались бы вам неприятными, попросите другого человека побыть с вами, вовсе необязательно рассказывать ему о причине — он вряд ли откажется познакомиться с технической новинкой.

Все игры, поступающие на рынок, проходят обязательную сертификацию с указанием возраста и перечислением сцен, будь то насилие, приём наркотиков, обсценная лексика и т.д. Очевидно, что, если технология виртуальной реальности действительно станет массовой, понадобится дополнительная сертификация с указанием потенциально травматичных сцен при использовании шлемов VR. Но пока этого не произошло, забота о здоровье исключительно в ваших руках.

Как и любой новой технологии, шлемам VR требуется время. Кто знает, возможно, уже в ближайшем будущем в наших городских поликлиниках сеансы терапии при помощи виртуальной реальности станут такими же обыденными, как, к примеру, физиотерапия, а контент для домашнего развлечения будет гарантированно безопасным.

Источник