О пользе изо для дошкольников
Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное “Я”.
Хотя некоторые родители и не видят смысла в детских каракулях, первые рисунки указывают на работоспособность мозга, учат кроху думать и анализировать. Польза рисования для детей — научно доказанный факт, многократно подтверждённый родительским опытом.
Роль рисования в развитии малыша
Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.
Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:
- дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
- развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие. Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
- тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
- помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
- развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
- успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
- помогают раскрыть индивидуальность. Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.
По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт. У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей. Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.
Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.
С какого возраста начинать?
Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.
Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.
Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:
- хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
- циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
- продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.
Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.
Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?
Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.
Противники художественных школ убеждены, что творчество — это не следование канонам и установкам, а процесс самовыражения. Ребёнок должен рисовать так, как он видит, а любые шаблоны сведут на нет творческое самовыражение.
Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.
Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.
Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.
Как поддерживать у ребенка интерес к творчеству?
Даже если малыш не станет гениальным художником, навык стоит развивать. Важно понимать, что до трёхлетнего возраста рисование для крохи — сиюминутное выражение себя. Родители должны поддержать малыша эмоционально – «Молодец! Мне нравится!».
С 4 до 5 лет рисунки станут схематичными, но пока мало похожими на реальность. На этом этапе детки крайне болезненно относятся к критике, особенно исправлениям. Часто это становится причиной забрасывания ребёнком рисования, например, после неудачного занятия в детском саду.
В 5-6 лет появляется интерес к самому творческому процессу и только к 7 годам для малыша становится важен результат. Заниматься рисованием рекомендуется в группе, поскольку именно там есть возможность поделиться своими навыками и позаимствовать чужой опыт.
Это побудит малыша к изучению творчества известных художников. Желательно посещать выставки не только именитых мастеров, но и начинающих художников, вместе с ребёнком обсуждая увиденное.
Видео по теме
О пользе рисования для детей в видео:
Жизненный успех закладывается с детства. Важно прививать маленькому человеку полезные навыки – рисование один из них. Пусть ребёнок хоть чуть-чуть, но будет заниматься живописью.
Это пригодится в будущем. Неважно, что рисование не станет профессией, но оно обязательно научит справляться со стрессами, разовьёт эстетический вкус. То, чему ребёнка научили родители, он, став взрослым, сделает для своих детей.
Источник
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Роль рисования в развитии ребенка
Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.
Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
- Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
- У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
- В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
- Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
- Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
- Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
- Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
- Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
- Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
- Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
- Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания – приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
- Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Как рисуют мальчики и девочки
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.
Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.
Важность уроков рисования в школе
Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.
Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.
Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:
- точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
- без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
- развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Источник
Татьяна Хохлова
О пользе изобразительной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Хохлова Татьяна Сергеевна.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Существуют разные виды изобразительной деятельности – рисование, лепка и аппликация. Они служат для образного отражения действительности. Обучение изодеятельности активизирует творческую и познавательную деятельность детей и оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.
Изодеятельность особенно необходима для умственного развития детей дошкольного возраста. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, необходимо его изучить, запомнить его форму, размеры, конструкцию, цвет, расположение частей.
Для умственного развития детей также большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний о многообразии форм и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией,дети изучают свойства разных материалов: бумаги, красок, мелков, пластилина, теста для лепки, глины, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, трафаретами, клеем.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением воспитатель учит детей выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет, материал. Изображение разных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Дети учатся сопоставлять предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается постепенно от более общих понятий до более сложных.
На занятиях по рисованию, лепке и аппликации развивается речь детей: изучение названий форм предметов, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Обсуждение в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной и связной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность дошкольников имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Для детейочень важно отношение к их работам сверстников и взрослых: родителей и воспитателей, они остро реагируют на замечания и оценку своих произведений. Поэтому использоватьпохвалу и порицание нужно аккуратно и правильно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, он не будет работать над ошибками, совершенствовать свою деятельность. Если постоянно критиковать работы ребенка, то можно создать у него прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются аккуратно и бережно относиться к художественным материалам, у них сформируются навыки культуры трудовой деятельности. Они научатся планировать предстоящую работу, контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит о настойчивости ребенка, способности к преодолению трудностей, готовности к познанию нового.
В процессе создания коллективных работ у дошкольников формируется способность объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
В процессе занятий у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире, людях и событиях и выражают свое отношение о них. Изобразительная деятельность ребенка среднего и старшего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.
В процессе обучения изодеятельности дети учатся анализировать художественные произведения. Сначала разбирается сюжет картины, что на ней изображено, кто является героем, когда это было. Потом дети узнают, как была написана работа, в какой технике художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит. Потом обсуждается общая образная и эмоциональная оценка картины.
Теоретические основы обучения дошкольников рисунку, живописи и композиции базируются на классическом и современном искусстве, на лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки и аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.
Таким образом, в процессе занятия изобразительной деятельностью осуществляются сенсорное, умственное, эстетическое, социальное и трудовое развитие дошкольников.
Источник