О пользе ягоды беседа с детьми

О пользе ягоды беседа с детьми thumbnail

Ирина Жилиховская
Беседа «Наши любимые ягоды»

Цель беседы: формирование любви к родной природе, к окружающему миру.

Задачи:

– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;

– воспитывать любовь к природе, желание ценить и беречь природу.

Воспитатель: В огороде клубничка созрела, вся полянка пылает огнем.

Подойду и сорву, в рот клубнику положу.

Солнце ярко припекает, и клубничка дозревает.

Возьму я корзинку, ягод наберу, маме отнесу.

Наварит мама компот, и варенья сварит впрок.

Будем зимой вкусности доставать, и о лете вспоминать.

Воспитатель: Летом столько всего интересного случается и столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. А у кого нет возможности, поесть вкусняшки с грядки, они покупают в магазинах и на рынке. Сегодня хочу вам рассказать о своих любимых ягодах на грядках. Уверена, это любимые ягоды всей детворы. Вы догадались о каких? Если нет, вам подсказка –загадка:

Красная-прекрасная, спелая, не белая,

Сочная и сладкая, очень ароматная.

Догадайтесь, мы о чем, разговор сейчас ведем?

Куст весной в саду сажаем, разрыхляем, поливаем,

Вскоре ягодок черед, для зелененьких придет.

А потом они краснеют, наливаются, добреют,

Плод становится большой, и с огромною душой,

Их в корзинку соберем, самых крупных отберем.

Я скажу вам по секрету, этих ягод лучше нету.

Конечно, же клубника!

Но, чтобы собрать урожай, нужно ухаживать за ней.

Вначале весны, надо обкопать, подрыхлить и подкормить кусты. Потом на этих кустиках появляются зелененькие листочки, в это время требуется только полив. Кустики подрастают, на них появляются красивые белые цветочки. Поливать в это время нужно аккуратно, стараясь не очень лить на цветы. От кустиков начинают расползаться в разные стороны усики, они дают корешки, а затем превращаются в новые кусты. Молоденькие кустики сажают на новые места и на следующий год, они дают очень хороший урожай. Ягодки на таких кустах крупные и сладкие. Только нужно выбрать хорошее и солнечное место для посадки.

Клубника очень любит солнышко, когда начинают созревать ягодки полив надо сократить, иначе ягодки будут гнить. Сорняки выпалываются в грядках с клубничкой, и собирается урожай. Иногда на некоторых веточках висит очень много клубнички и они от тяжести ягод лежат на земле.

Дети очень любят кушать клубничку со сливками, или просто макать ягодки в сахарный песок (но это если лето плохое и ягодки слегка кисловатые).

Пекутся пирожки с клубникой, торты и украшаются ягодками. А по утрам очень приятно вставать, когда на столе дымятся блинчики, а рядышком клубничка со сливками. Завтрак, просто супер!

Из ягод варят т варенье на зиму, закатывают вкусный и ароматный компот, если ягод много, их просто замораживают в контейнере в морозилке.

Когда урожай собран, обрезают листочки на кустах, они до осени еще больше разрастаются. Обкапывают кустики, а на зиму можно укрыть, или если есть опилки можно посыпать немного опилок.

В клубнике содержится много витаминов, она поднимает настроение.

«Пироги с начинкой»: словообразование.

Пироги разные кому, с какой начинкой достались (яблоко, клубника, грибы, капуста, морковь).

Дети: пирог с капустой – капустный пирог,

пирог с яблоком – яблочный пирог,

пирог с клубникой– клубничный пирог,

пирог с грибами – грибной пирог,

пирог с морковью – морковный пирог,

Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках.

Демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования слайды с изображением ягод.

– Как называется эта ягода? – Какого цвета? – Какой формы? – На чём растёт?

– Где растёт? – Какая на вкус?

По аналогичной схеме задаются вопросы о других ягодах:

(малина, смородина, клубника, земляника, клюква, черника, рябина, облепиха, калина, крыжовник).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили – какие бывают ягоды, что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

– Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т. д.

– Из клубники –

– Из земляники –

– Из черники –

– Из клюквы –

– Из облепихи –

– Из ежевики,

– Из рябины –

– Из смородины –

– Из крыжовника –

Воспитатель: Мы как будто побывали в лесу, собрали много ягод, а теперь приготовим угощение со словом «ягодный».

Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»:

Кисель – ягодный кисель;

Варенье –

Компот –

Джем –

Повидло –

Начинка –

Мармелад –

Мороженное –

Соки –

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте проведем нашу весёлую минутку:

Дидактическая игра «Исправь ошибки»:

Земляника растёт на дереве.

Малина растёт на грядке.

Смородина растёт на болоте.

Клубника растёт на кусте.

Клюква растёт на рябине и т. д.

Воспитатель:

1. Ребята, рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото, назовите их. Вместе вспомним, где можно найти ягоды (в саду и в лесу).

2. А теперь, назовите – какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета.

3. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза.

4. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница, а лесные – растут сами.

5. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.

А сейчас ответьте на загадки:

1. Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)

2. Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)

3. Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)

Словарная игра : «Назови ягоду ласково»

малина – малинка

рябина – рябинка

земляника – земляничка

смородина – смородинка и т. д.

Дидактическая игра: «Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?»

Предлагается детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты.

Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т. д.

Из клубники –

Из земляники –

Из рябины –

Из смородины –

Из крыжовника –

Дидактическая игра на память: «Угадай, что это?»

Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода?

Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли –

Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте –

Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве –

Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве –

Огромный, зеленый снаружи, красный внутри –

Гимнастику для пальцев «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок»)

В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу)

За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух)

За брусникой, за рябиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем»)

И, конечно,сейчас на экране посмотрим кадры из жизни нашей группы:

«Работа в нашем ягоднике»/что было и что сейчас/

Беседа «Наши любимые ягоды»О пользе ягоды беседа с детьмиО пользе ягоды беседа с детьмиО пользе ягоды беседа с детьмиО пользе ягоды беседа с детьмиО пользе ягоды беседа с детьми

Источник

Замина Насибова
Занятие по экологии в старшей группе с применением мультимедийных средств «Ягоды — средство оздоровления организма»

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе на тему:

«Ягоды – средства оздоровления организма».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Развивать речь и пополнить словарный запас.

Предварительная работа: Беседа с детьми о ягодах и о пользе ягод организму человека. Просмотр презентации о съедобных и несъедобных ягодах. Разучивание стихотворений.

Дидактические игры: «Узнай, какая ягода», «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?», “КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?»

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Читайте также:  Контрастный душ польза и вред как принимать

Материал: Презентация с изображением ягод: крыжовник, малина, калин, черника, земляника, брусника, морошка, клюква, и ядовитых ягод.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю отправиться в царство ягод (загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это ягоды)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

На припёке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк,

Разгребаем стебельки – собираем огоньки.

(Земляника)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.

(Черника)

И красна, и кисла

На болоте росла.

(Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

(Брусника)

Воспитатель:

Как называются эти ягоды? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о пользе ягод. Издавна люди заметили, что животные, заболев, отправляются на поиски какой-нибудь травы или ягоды, съев которую, они смогут выздороветь. Так и человек стал искать помощь у разных ягод. Посмотрите на эти ягоды. Эти ягоды можно встретить в лесу, в садах (слайд полезные ягоды).

Полезность ягод

Земляника

• Эта вкусная ягода является хорошим помощником в профилактике простудных заболеваний. Все это благодаря витамину С. Специалисты говорят, что ежедневное употребление клубники способно уберечь человека от многих заболеваний. Клубника также способствует работе мозга, улучшает память.

Малина

• Малина является жаропонижающим средством. Малину хорошо есть тем, у кого плохое настроение. Малина также снимает отеки и улучшает работу почек.

Черника

• Эти ягоды появляются в лесах в конце июня. Многим известно, что черника очень хороша для зрения, а кроме того она положительно влияет на пищеварение.

Ежевика

Ягоды ежевики содержат витамин С, Варенье из ежевики обладает потрясающим вкусом. Его хорошо использовать при бронхите, ангине, простудах. Из-за большого содержания витамина С, ежевика укрепляет иммунитет человека и борется с вредными микроорганизмами.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие мы стихи знаем о ягодах (дети рассказывают).

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты её ни пробуй,

Не найдёшь на то ответ.

А зелёные листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой.

А. Багдарин

Земляника

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад наклониться,

А имя дала мне

Родная землица.

Клюква

Как в сахарной пудре,

В мелком снегу

Найти тебя в тундре

Не сразу смогу.

Любишь понежиться,

Выждать свой срок…

Прыгай, подснежница,

В мой туесок.

Малина

Собирала я в лесу

Ягоду малину.

Я домой не донесу

Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Дело продвигается,

Ягод убавляется…

Солнце греет горячо,

Далека дорога.

Не отведать ли ещё

Ягодок немного.

Черника

Чернику рвите осторожно:

Окрасит руки, как чернила;

Отмыть их сразу невозможно,

И не поможет даже мыло.

Но радует черника нас —

Она полезная для глаз.

Воспитатель: Давайте посмотрим на ягоды еще раз и подумаем, почему их так назвали? (Выслушать догадки детей)

Воспитатель: Название земляники происходит от слова «земля», потому что, собирая ее, приходилось нагибаться до самой земли. Ежевику назвали так оттого, что она колется как ежик. Как вы думаете, без чего на земле не может расти все живое? Правильно, без воды. Давайте поиграем в игру «Дождик, лей веселей».

Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап-кап! Кап-кап!

Воспитатель:

-Давайте посмотрим и другие ягоды. Помимо полезных ягод в природе растут и ядовитые ягоды. Собирая ягоды, не спутайте съедобные и полезные с ядовитыми! Ядовитых ягод немного. Их стоит запомнить, чтобы не навредить ни себе, ни товарищам (слайд ядовитых ягод)

Волчье лыко — небольшой кустарник, цветет весной сиреневыми симпатичными мелкими ароматными цветочками на ветках без листьев. Осенью на растении поспевают красно-оранжевые продолговатые ягоды, очень соблазнительные. Но их не только есть, трогать не рекомендуется — растение ядовито!

Красавка осенью дает черную с фиолетовым оттенком ядовитую ягоду, которая вызревает на грязновато-пурпурном (или зеленом) стебле. Растет в горных буковых лесах на Кавказе, в Крыму, в Карпатах. Встречается и в средней полосе Росси. Цветет колокольчатыми буро-фиолетовыми цветками.

Ландыш майский — наш царственный лесной цветок. Кто из нас не любовался нежно пахнущими белыми цветочками-колокольчиками? Но не все знают, что появляющиеся по осени ярко-красные ягоды — плоды ландыша — ядовиты! Они поражают центральную нервную систему.

Вороний глаз имеет черный плод-ягоду, напоминающую крупную ягоду черники, только растет эта плод-ягода в одиночестве — посреди широких (а не мелких, как у черники) листьев.

Снежноягодник белый — с плодами, созревшими в конце лета, стоит всю зиму. Белые круглые ягоды его очень соблазнительны, но — несъедобны.

Плоды бересклета бородавчатого оригинальны (спутать со съедобными их нельзя). Это оранжевые ягоды с черной точкой, висящие на длинной травянистой нитке. Они — как и волчьи ягоды, как ягоды бузины и крушины — несъедобны, ядовиты!

Цикута, или вех ядовитый — зонтичное растение с бело-зеленоватыми соцветиями мелких цветов. Стебель трубчатый, корневище утолщенное, полое. Это растение тем более опасно,что его очень легко спутать с другими зонтичными: валерианой, анисом, медвежьим дудкой и т. д. Все эти ягоды растут во многих районах нашего края.

Ребята давайте вспомним, как правильно будет называться компот, пирог из разных ягод (проводиться словесная игра).

ИГРА “КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? “

Кисель из вишни, какой? — Вишнёвый.

Пирог с малиной? — Малиновый.

Сок из смородины? — Смородиновый.

Компот из земляники? — Земляничный.

Морс из клюквы? — Клюквенный.

ИГРА “КАКОЕ ВАРЕНЬЕ”.

Малина – малиновое варенье

Черника – черничное варенье

Земляника – земляничное варенье

Клюква – клюквенное варенье

Брусника – брусничное варенье и т. д.

Воспитатель: Как вы думаете, где и когда собирают ягоды? Как правильно хранить ягоды? (ответы детей) Правильно ягоды собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать ягоды вблизи дороги. Правильно, из ягод варят варение, компот, замораживают и сушат их (слайд).

Черничный компот

Я спросил у Васи:

– Чем ты губы красил?

– У тебя лиловый рот

– И усы лиловые,

– И лиловый сок течёт

– На рубашку новую.

–И ответил Вася:

– – Губы я не красил,

– Я черничный пил компот,

– Вот и стал лиловым рот!

Воспитатель: Вот и наше путешествие в царство ягод закончилось. Молодцы ребята мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам понравилось? Какие ягоды вы запомнили? И какую пользу они приносят?

А сейчас я вас приглашаю за стол попробовать полезные ягоды.

После занятия воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то зверей лечить будите вы с помощью лечебных ягод.

Источник

Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет

Тема: «Ягоды нашего края»

Составила: Рыжинская Е.В.,

воспитатель

первой квалификационной категории

г. Мегион, 2018 г

Тема: “Ягоды нашего края”.

Цель: Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.

Программное содержание:

Учить детей различать ягоды по внешнему виду, правильно называть, находить различия и сходства, учитывая особенности внешнего вида.

Познакомить детей с технологией приготовления морса, используя схему.

Развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность и исследовательские умения детей в процессе экспериментальной деятельности, умение делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать формировать навыки сотрудничества, общения.

Словарная работа: кузовок, лукошко, дикорастущие, морс, пополнение активного словаря существительными и прилагательными: крупные, мелкие, продолговатая, плотная кожица.

Читайте также:  О пользе массажа на организм

Методические приемы:

Игровые: театрализация, физминутка.

Наглядные: демонстрация дидактического материала, рассматривание ягод, показ схемы действий.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, рефлексия, беседа.

Практические: экспериментирование.

Оборудование и материалы: магнитная доска, ширма, фартуки, одноразовые стаканы, тарелки, салфетки, толкушки деревянные, шапочки с изображение лесных ягод, сахар, ложки, графин с водой.

Демонстрационный материал: натуральные объекты – ягоды: клюква, черника, брусника, ежевика; картинки из методического пособия “Лесные ягоды”.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из дидактического пособия “Лесные ягоды”, составление детьми рассказов о лесных ягодах. Беседа с детьми на тему “Полезные ягоды леса”. Проведение дидактических игр по теме «Ягоды”: “Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Карточная викторина», «Разрезные картинки». Изготовление лейпбука по теме “Ягоды”.

ХОД

В. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

Д. Здравствуйте.

Организационный момент (приглашаю детей встать в круг).

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

А потом назад вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем. (Стоим в кругу).

В. – Ребята, к нам сегодня утром пришло видеописьмо, узнаем от кого оно?

Д.- Да! (приглашаю к экрану)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Всем привет из города Сочи! Мы ребята из детского сада «Чайка». Слышали, что в вашем северном крае растут разные полезные ягоды, мы просим вас рассказать нам о них».

В. Ребята, расскажем?

Д. Да.

В. Мы с вами запишем ответное видеописьмо и отправим ребятам в Сочи по электронной почте. Согласны? (устанавливаю на планшет камеру).

Д. Да.

Основная часть

В. Приглашаю детей пройти к доске.

В. – Ягод всех не перечесть, тех, что в нашем крае есть. А какие ягоды растут в нашем крае, мы расскажем, отгадав загадки. (загадки)

(После каждой отгадки ребёнок открывает картинку самостоятельно).

1. И красна и кисла

На болоте росла. (клюква).

В. Дима, что это за ягода?

Д. клюква.

В. Дима, подойти к доске, открой картинку.

2. Свежа, красна, полезна, вкусна.

 И морозить, и мочить, и варенье варить

И в морс годится – не даст простудиться.

 В лес иди – ка там ягодка – (брусника).

В. Кирилл, что это за ягода?

 К. брусника.

В. Кирилл, подойди к доске, открой картинку.

3.Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

В. Виолетта, что это за ягода?

В. черника.

В. Виолетта, подойди к доске, открой картинку.

4.  Что за ягода такая – голубая, голубая?

 На болоте там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька.

На кустике качается, как она называется? (голубика).

В.Эля, что это за ягода?

Н. голубика.

В. Эля, подойди к доске, открой картинку.

5.Немного малина, немного

черника, что за ягода? (ежевика).

В. Егор, что это за ягода?

Е. ежевика.

В. Егор, подойди к доске, открой картинку.

6.Ягоды лесные эти,

Любят бурые медведи.

  Не рябина, не калина.

  А с колючками (малина).

В. Лера, что это за ягода?

Л. малина.

В. Лера, подойди к доске, открой картинку.

В. Молодцы, ребята.

В. Ребята, где растут все эти ягоды?

Д. В наших лесах нашего края.

В.  Как по – другому можно сказать, какие это ягоды, если они растут в лесу?

Д. – лесные.

В.  Да, это лесные ягоды, их еще называют дикорастущими ягодами. Это дикорастущие ягоды. Давайте скажем все вместе: дикорастущие. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)

Д. Растут в лесу.

В. Правильно, слово дикорастущие состоит из двух слов: дико и растут, вместе получается дикорастущие.

В. Человек эти ягоды не выращивает, не ухаживает за ними, они растут в лесу сами по себе. Люди любят собирать эти ягоды, потому что они очень полезные. Но при сборе лесных ягод, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать?

Ответы детей.

  • Никогда не собирайте ягоды вблизи автомобильных дорог и свалок.
  • Собирать ягоды аккуратно, не ломая веточек, не срывать незрелые ягоды, собирать только спелые, не вырывать кусты с корнем.
  • Не собирать все ягоды, оставлять ягоды для питания птицам, животным, насекомым (пчелы, шмели) и другим людям.
  • Ягоды можно собирать в корзинку, лукошко — небольшая ручная корзина из прутьев, предназначенная для сбора ягод, кузовок – это посуда, напоминающая, цилиндр (геометрическая фигура), делают его из бересты (кора березы). Давайте вместе скажем кузовок. (показать детям) Виолетта, что это? (Кузовок)

В. Если будете соблюдать эти правила, то лес каждый год будет радовать нас хорошим урожаем ягод. Посмотрите, что я для вас приготовила (приглашаю детей пройти к столам. На столах, накрытой салфеткой, на тарелках, лежат свежие ягоды (клюква, брусника, черника, голубика, малина, ежевика). Фартуки висят на спинках стульчиков.)

В. Надеваем фартуки и садимся за столы. Садитесь все ровно, выпрямили спины. Ребята, посмотрите, что у вас на тарелках?

(ягоды: клюква – брусника, черника – голубика, ежевика – малина).

В. Возьмите клюкву в руки, какая она на ощупь?

(твердая, теплая).

В. Возьмите бруснику в руки, какая она на ощупь?

(мягкая, теплая).

В. Какие ягоды по цвету? Скажи, Лера.

Д. Клюква -темно – красного цвета. Брусника -темно – красного цвета.

В. Какие ягоды по размеру, скажи, Дима.

Д. Клюква крупная, большая, а брусника мелкая, маленькая.

В. Скажи, Лера, какой формы ягоды?

Д. Клюква – круглая и брусника – круглая.

В. Лера, какой вывод мы можем сделать об этих ягодах, что мы о них узнали?

Чем ягоды отличаются друг от друга и чем похожи?

Вывод.

Д. Клюква и брусника одинакового цвета, одинаковой формы, отличаются размером.

В. Чем полезны лесные ягоды?

Д. Витаминами.

В. Лесные ягоды употребляют в пищу, напитки из брусники и клюквы помогают при лечении простуды. Клюкву называют “болотным лекарем». Из ягод брусники получается вкусный мед – полезный и ароматный.

Расписать рассматривание остальных ягод так же.

В. Давайте рассмотрим другие ягоды.

Возьмите чернику в руки, какая она на ощупь?

(твердая).

В. Возьмите в руки голубику, какая она на ощупь?

(мягкая, нежная).

В. Какие ягоды по цвету? Скажи Кирилл.

Кирилл – черника – черная, голубика – синяя.

В. Какие ягоды по размеру, скажи Эля.

Н. черника большая, а голубика –маленькая.

В. Скажи, Виолетта, какой формы ягоды?

В. Черника круглая, большая, а голубика чуть продолговатая, мелкая.

В. Лера, какой вывод мы можем сделать об этих ягодах, что мы о них узнали?

Чем ягоды отличаются друг от друга и чем похожи?

Вывод.

Черника и голубика отличаются разной формой, разным размером.

В. Чем похожи: могут быть похожи цветом.

 В. Чем полезны лесные ягоды?

Д. В ягодах много витаминов.

В. В составе ягод черники и голубики имеются особые витамины, которые улучшают и

восстанавливают зрение и память.

В. Давайте, рассмотрим следующие ягоды.

 Возьмите в руки ежевику, какая она на ощупь?

(мягкая, нежная).

В. Возьмите в руки малину, какая она на ощупь?

(мягкая, нежная).

В. Какие ягоды по цвету? Скажи Дима.

Д. малина красная, ежевика – черная.

В. Егор, какие ягоды по размеру?

Е. ежевика – крупная, большая, а малина – мелкая, маленькая.

В. Какие ягоды по форме? Скажи Эля.

Н. ежевика имеет чуть продолговатую форму, а малина шаровидную.

В. Лера, какой вывод мы можем сделать об этих ягодах, что мы о них узнали?

Чем ягоды отличаются друг от друга и чем похожи?

Вывод. Отличаются разной формой, разным размером, разным цветом.

Похожи: Своим строением, состоят из маленьких шариков.

В. Чем полезны лесные ягоды?

Д. В ягодах много витаминов.

 В. Чай из листьев ежевики очень полезен, а чай с малиновым вареньем поможет

быстро справиться с простудой и инфекцией. Ешьте ягоды всегда – болеть не будете

Читайте также:  Попкорн для беременных польза и вред

никогда!

В. Ребята, как нам узнать, что есть внутри ягоды? Как нам посмотреть? Что можно сделать? (Предположения детей, как узнать? – раскусить, разделить пополам.

В. Давайте посмотрим, из чего ягоды состоят. Попробуйте раздавить ягоды. Что вы видите?

В. Дима, что есть внутри твоей ягоды?

Дима – кожица, мякоть, семена. Спрашиваю всех детей.

В. Эля, что можно сказать о кожице ягод? Все ягоды раздавились легко или нет?

Малина и ежевика легко, есть мякоть и семена видны.

В. Легко брусника есть мякоть и семена, чувствуется пальцем.

Д. Нет (клюква трудно, при раздавливании слышен щелчок, внутри есть мякоть и семена

трудно черника, с усилием, внутри мякоть и семена).

В. Если кожица раздавилась легко, значит эта кожица тонкая. А плотная кожица у тех, ягод, которые раздавились с некоторым вашим усилием, она плотная. Давайте вместе скажем: плотная кожица. (это у клюквы и у черники).

Вывод: У клюквы кожица плотная, мякоть красного цвета, внутри – семена.

У черники мякоть светлая, внутри семена, кожица плотная, а у голубики мякоть темная, кожица у нее тонкая, мягкая, нежная.

У ежевики и малины кожица – нежная, мягкая.

В. Эля, как тыдумаешь, какая ягода самая кислая?

КЛЮКВА.

В. Дима, как ты думаешь, какая ягода самая сладкая?

Малина.

В. Давайте попробуем ягоды на вкус и узнаем? Ответы детей: кислые, сладкие, кисло – сладкие и т. д. Клюква – кислая, брусника – кисловато – сладкая с горчинкой,

черника – сладкая, голубика – кисловатая, ежевика не сладкая, ягоды малины – сладкие, ароматные. Какой вывод мы можем сделать о вкусе ягод?

Вывод: вкус у всех ягод разный.

В. Молодцы, ребята. (вытираем руки салфетками, снимаем фартуки).

В. Ребята, как вы думаете, для чего люди собирают ягоды?

Д. Что бы есть, что – то приготовить.

В. Вот и мы с вами отправимся в лес за ягодами.

Физкультминутка.

Солнечным хорошим днем,

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки (идем по кругу).

Вот хорошая тропинка! (останавливаемся, разводим руки в стороны).

Собираем голубику, ищем вкусную чернику,

Клюкву, малину, ежевику, кисловатую бруснику,

(наклоны к правой и левой ноге).

Отдохнуть, пора, друзья, (потягиваемся).

Мы присядем, на места!

В. Молодцы, собрали ягоды. А что можно приготовить из наших ягод?

Д. Варенье, сок, джем, морс и т. д.

В. Вы сказали, что из ягод можно сварить варенье, компот, морс. А что такое морс?

Д. когда ягоды давят, это такой сок.

В. Правильно, морс – это полезный напиток из сока ягод, воды и сахара. Хотите научиться готовить морс? Тогда я приглашаю вас в лабораторию здорового питания. Кто знает, как приготовить морс?

Д.

В. Правильно, а еще готовить морс нам поможет схема. Давайте ее рассмотрим. Что сначала нужно сделать? Надеваем фартуки. Помыть ягоды (показ на мольберте).

1. положить чистые ягоды в емкость.

2.размять с помощью деревянной толкушки

3.добавить кипяченную воду.

4. перемешать содержимое ложкой.

В. Можно начинать. (Готовим морс).

В. Ребята, посмотрите, какой по цвету получился напиток?

Ответы детей: темно – красный, светлый.

В. Ребята, а как вы думаете, почему так получилось?

В. Спрашиваю детей. Делаем вывод:

В. В одном стакане ягод больше, в другом меньше.

Чем больше ягод, тем ярче цвет, чем меньше ягод, тем цвет светлее.

В. А теперь, попробуем напиток на вкус, какой он?

(Дети пробуют напиток из одноразовых стаканчиков).

Д. Он кислый.

В. А почему? Вы знаете, (потому что в нем много полезного вит.”С”).

В. А что нужно сделать, чтобы морс стал сладким?

Д. Добавить сахар.

В. Каким теперь стал морс?

Д. Вкусным! Кисло – сладким.

В. Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.

(снимаем фартуки).

В. Теперь ребята из города Сочи узнают не только про наши ягоды, но и научатся готовить морс. А давайте, еще им покажем сказку «Теремок», где героями будут наши северные ягоды. (Надеваем маски ягод).

Игра “Теремок”. (Каждый ребенок надевает маску какой-либо ягоды. Они по очереди приходят к теремочку, стучатся и произносят слова: “Тук, тук кто в теремочке живет”. Теремком служит картинка домика или ширма. Педагог –  хозяин теремка. К нему стучатся в дверь “ягоды», просят пустить жить в теремочек. Хозяин ставит условие – “Я тебя пущу, но сначала расскажи о себе”. Так каждая ягода рассказывает о себе (брусника, малина, клюква, черника, голубика, ежевика).

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Ребёнок: Я голубика. Чернике сестричка!

 Мне холодно на улице, пожалуйста, разреши мне войти в твой теремок.

В. — Да, я тебя пущу, но сначала расскажи о себе.

Я душистая ягода, расту в тундре, на кочке, укрываюсь листочком. Я ягодка такая, словно небо голубая. Богата витаминами. Люблю дожди. Я полезна для зубов и для глаз. Из голубики можно сварить вкусные компоты, ароматное варенье. Из голубики варенье – просто объеденье.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Ребёнок: Я клюква – лежебока

Накопила я столько сока!

Я ягода темно-красного цвета, похож на маленькие шарики. Расту летом, а собирают меня поздней осенью. Меня еще называют «болотным лекарем, я помощник при различных болезнях. Хоть я и кислая, но все равно нравлюсь детям. Пейте сок сочной ягоды клюквы, это полезно!

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я –  черника, темнолика! Посмотрите, какая красавица! Я расту на низком кустике, в лесу

недалеко от болот. У меня темно – синяя, почти черная одежда, плотная кожица. Внутри красная, сочная, сладкая мякоть с множеством семян. Я очень вкусная и полезная. Если меня кушать, я помогу сохранить зрение и хорошую память.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я – Ежевика. Мои ягоды созревают на высоких кустах, которые любят берега рек, и влажные леса. Мои ягодки сначала твердые, как камень, зеленые, позже они краснеют, а по мере созревания, становятся темно – синими, почти черными. На вкус я кисло – сладкая. Чай из листьев ежевики ароматен и очень полезен.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я – Брусника

Я, ягодка – брусника. Я – Северная ягода, расту везде: и на грунте, и на песке, на

Песчаных склонах. Мои ягоды очень полезны – из них делают морсы, компоты, варенье. Я очень богата микроэлементами, меня используют в народной медицине. Мои ягоды имеют форму шара, ягоды бордового цвета. А какой вкусный брусничный мед! – нежный, ароматный, прозрачный, янтарного цвета.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я – ягодка красавица –  лесная малина. Расту на высоких колючих кустах. Имею я форму шара и состою из множества маленьких шариков. Я бываю красного, розового цвета, и

я очень сладкая и ароматная на вкус. А ещё меня нужно кушать при простуде, делать из

меня варенье и джем, варить компот и добавлять к мороженному. Вот такая я ягодка –

малинка.

В.   Все собрались в теремок, чтоб наполнить кузовок. Ну, что, ребята, не забыли, что мы

должны сделать?

Д.  Отправить видеописьмо ребятам.

В.  Правильно. Молодцы, ребята.

Итог занятия:        

В. Ребята, чему вы научились сегодня на занятии?

В. Что для вас было интересным?

В. Что вы расскажите родителям?

В. Что бы вы еще хотели узнать про ягоды?

Поощрения детей –смайлики (вручаю каждому ребенку за умения).

Источник