О пользе коллекционирования для детей

О пользе коллекционирования для детей thumbnail

Всегда ли коллекционирование для детей, да что там — и для взрослых, может быть полезно? Какое коллекционирование поможет расширить кругозор? Как выбрать полезный предмет для детского коллекционирования. Обо всем этом нам поведала психолог Анастасия Рагулина.

Коллекционируют мальчики

— Анастасия, здравствуй! Очень интересно твое мнение обо всем этом. Многие родители очень хотят, чтобы их дети что-то коллекционировали, убежденные в том, что это полезно для развития познавательных интересов. А так ли это на самом деле?

— Ты права, коллекционирование, действительно, полезно для детей. Оно вырабатывает усидчивость и волевые качества. Ведь для того, чтобы красиво и аккуратно разложить марки или монеты в альбом, требуется немало терпения. Ребенок учится сортировать их по различным признакам: размеру, весу, форме (в зависимости от того, что он собирает). Этот навык пригодится ему в будущем.

Также коллекционирование развивает коммуникативные навыки, особенно если в детском саду, школе, в каком-либо кружке ребята собирают такую же коллекцию – это всегда возможность для общения, обмена предметами коллекции. Ребенок, собирающий какую-либо коллекцию, научается ценить и беречь не только свои вещи, но и вещи других детей и взрослых.

К коллекционированию можно подойти и с точки зрения получения знаний. Если ребенок, например, собирает минералы и красивые камни, это побуждает его больше интересоваться предметом его коллекции, читать энциклопедии, делать пометки об отдельных экземплярах, смотреть в интернете видео и читать статьи. В зависимости от возраста ребенка, конечно. Все это позволяет поддерживать его познавательный интерес к миру в целом. Это очень важно для его дальнейшего развития, обучения. Да и к тому же коллекция, аккуратно стоящая на полке в комнате у ребенка или выложенная в альбоме – это эстетично. Это хобби – предмет для гордости и радости ребенка.

Коллекционирование или собирательство

— Я знаю, что коллекционирование и собирательство — это разные вещи. Коллекция представляет собой систематизированное собрание предметов одной тематики, несущих художественную, литературную или научную ценность. Коллекционер знает историю этих вещей и дорожит ей. Тогда когда собиратели могут копить разные или одинаковые вещи, часто не несущие особой ценности, да и все эти предметы зачастую раскиданы по разным углам. Принято считать, что коллекционер – это профессионал, собиратель – любитель. Различаются ли эти два типа людей?

— Коллекционер собирает что-то одно или несколько коллекций одновременно (2–3 не больше) и серьезно относится к предметам, которые собирает, ухаживает за ними, углубляется в предмет своего коллекционирования. Другими словами, у коллекционера есть цель, которую он преследует. А именно – собрать именно ТАКУЮ коллекцию, а не какую-либо другую. Собиратель, в отличие от коллекционера, действительно, собирает предметы разной направленности без какой-либо тематики.

Не могу сказать однозначно, что собиратель – любитель, а коллекционер – профессионал. Скорее всего, для меня коллекционер – это исследователь. Ему важнее ценность предмета как таковая. Если говорить о детях, не у всех коллекционирование представляет собой литературную или научную ценность. Дети дошкольного возраста в основном собирают игрушки, машинки, фигурки животных, а уже в более старшем возрасте переходят на более «серьезные» предметы коллекционирования.

— Многие родители говорят, что ребенок коллекционирует, на самом деле просто собирает какие-то предметы, не несущие порой никакой ценности: фантики, мини-фигурки героев мультиков и т. п. И увлечения могут меняться очень быстро, сначала одна «коллекция», потом другая, — детская заполняется игрушками и хламом. Как относиться к детскому собирательству, есть ли от этого польза?

— Детям свойственно иметь множество увлечений и также же часто менять их. Через это они познают свой мир, себя, других людей. Через свои увлечения они общаются, заводят друзей. Здесь, наверное, больше все зависит от позиции родителей, как они относятся к этим быстро меняющимся увлечениям. Когда родитель считает, что в собирательство фантиков, камешков и прочей «мелочи» не имеет ценности, он тем самым обесценивает ребенка и его увлечения, не дает ему проходить этот естественный процесс познания мира. Согласна, что все это требует материальных вложений, но родителям в подобных ситуациях имеет смысл научиться договариваться со своими детьми. Например, о том, откуда будут браться деньги на эти «коллекции» (из карманных денег ребенка или бюджета родителей), какая это будет сумма, где ребенок будет хранить все эти вещи.

Эмоциональная сторона

— Как я понимаю и собиратель, и коллекционер получают какую-то эмоциональную подпитку от вещей, когда ты «охотишься» за ней, во время покупки, или когда ты ей уже обладаешь. В наш век потребления, люди стали очень эмоционально зависимы от вещей, что, вроде как, является пагубной привычкой. И детей мы воспитываем в этом. Родители хотят, чтобы их ребенок коллекционировал, а в итоге «подсаживают» его на «вещизм». Что об этом думаешь?

— Когда игрушек много, ребенок начинает к этому привыкать, и для него нет особой ценности и радости, когда родитель покупает ему очередную игрушку. Это приводит к избалованности и очень плохо влияет на ребенка. В таких случаях, родители рискуют «подсадить» ребенка на постоянные покупки игрушек и прочих вещей, на которые тратится много денег. Важнее родителю обеспечивать эмоциональную подпитку ребенку в виде полноценного внимания к нему, объятий, поцелуев, ласковых слов, совместного времяпрепровождения. А если уж хочется порадовать свое чадо покупкой, следует это делать со словами: «Мы это купили тебе, потому что любим тебя!». Такая позиция наиболее правильная.

— В комнатах периодически нужно убираться. Родители постепенно выкидывают или отдают лишнее, часто втайне от ребенка, иногда нет. Но все дети расстраиваются, когда родители начинают распоряжаться их вещами. Нормально ли это по отношению к ребенку?

— Если родитель покупает какую-либо вещь или игрушку ребенку, она становится его собственностью. У взрослых также есть свои личные вещи – телефон, автомобиль, книги, от которых им нелегко отказаться.

Представьте, что к вам однажды кто-то пришел и отобрал у вас телефон или ключи от автомобиля. Какие чувства у вас будут?

Если встать на место ребенка, то ему отказаться от своих вещей еще тяжелее. Даже если эти вещи лежат без дела и давно не нужны ребенку. И дело совсем не в жадности. А в том, что ребенка не спрашивают в этом случае, как бы он сам хотел распорядиться своим имуществом.

Целесообразнее говорить с ребенком о его игрушках, о том, что ему ПОКА не нужно, а что пригодится в ближайшее время для игр. Ненужное убирать в ящики на балкон, в антресоли или, если ребенок готов – выкинуть или отдать кому-то. Это позволит избежать обид и злости ребенка на то, что родители поступили с ним несправедливо. Выкидывание игрушек, особенно, когда ребенок об этом знает, оставляет в его душе глубокий след. Ощущение того, что он не может обладать чем-то в жизни, не является отдельным человеком, который сам не может принимать решения, распоряжаться своими вещами. В будущем это может привести к сложностям во многих ситуациях.

Читайте также:  Есть ли польза в минтае

— Как мягко и без душевных травм избавится от лишних «драгоценностей», а по факту лишнего хлама?

— Я уже писала о том, что с детьми важно разговаривать. Почему ему эта игрушка (фантик, камушек, наклейка) дорога? Почему в данный момент он не готов с ней расстаться? Что она для него значит? Ответы на эти вопросы дадут родителям намного больше, чем просто знание об упрямстве своего ребенка ни за что не расставаться с любимыми (и не очень) вещами. Предполагаю недоумение, а может и возмущение родителей: «И что, по каждому фантику так спрашивать, а если их сотня? А если хлама настолько много, что уже за ним ребенка не видно?!». Понимаю в этой ситуации родителей, которые хотят для своего ребенка самого лучшего – чистой и убранной комнаты, порядка в доме.

Но, повторюсь, что «собирание» для ребенка самых разных вещей и обладание ими – это один из этапов его становления как личности. К счастью, проходящий безболезненно, если ребенок в семье встречает понимание и принятие своего собирательства. Родителям остается только набраться терпения.

Могу дать совет, если уж совсем раскиданные вещи раздражают. В этом случае здесь может быть только один выход – прививать ребенку ответственность за порядок в своих вещах. Причем использовать короткие фразы или слова: «Я вижу на полу фантики», «Я замечаю, что фигурки лежат не на месте». Можно задать вопрос: «Сколько тебе нужно времени для того, чтобы убрать все это?». Для детей помладше можно использовать последовательные шаги: «Сначала убрать это, потом еще что-то», то есть дробить одну большую задачу на несколько маленьких, не таких сложных.

Если на ребенка такие фразы не действуют, можно рассказать ему о последствиях. Опять же с уважением к нему и пониманием: «Если ты не можешь справиться с таким количеством игрушек, часть из них мне придется убрать. Я знаю, что тебе это не очень понравится, но пока ты не придумаешь, как организовать порядок в своей комнате, они будут тебе недоступны». Со временем ребенок научится брать ответственность за порядок, и выбрасывать лишнее, если ему это станет ненужным.

Что можно коллекционировать детям?

—  Возвращаясь к детскому коллекционированию, мы понимаем, что игрушки, зачастую, – это предмет собирательства, а не коллекции. Однако есть игрушки с историей, которые разработали именитые художники и дизайнеры. Например: герои комиксов (чем не литературная ценность?); миниатюрные модели реальных машин разных годов выпуска; куклы, по мотивам сказок или разных профессий, в нарядах разных эпох, разных народностей. Среди них есть редкие экземпляры, рассчитанные на серьезных коллекционеров, и цены у них соответствующие. Но для массовой публики создаются тиражные предметы и большой ценности они не несут, соответственно и коллекционными не считаются. Часто именно последние предлагаются детям. С точки зрения психологии, есть ли разница между коллекционированием ценных и тиражных игрушек? Можно ли считать такие коллекции полезными и познавательными для детей?

— Для детей такой разницы особо нет. Ценность вещей приходит с опытом. Поэтому я бы не стала на месте родителей разоряться на дорогие игрушки, если они, конечно, сами не захотят собирать коллекцию чего-либо.

Можно для начала обсудить с ребенком, чего бы ему самому хотелось, и отталкиваться именно от этого. Ведь если родители будут навязывать что-то, неважно, собирать редкую коллекцию или популярную, у ребенка может быстро пройти интерес к этому.

Сколько бы это ни стоило. Я считаю, что коллекции собирать – это полезно, выше я уже писала об этом.

— Не будет ли полезнее для ребенка коллекционировать, скажем, минералы или любые другие ископаемые, собирать гербарий, насекомых, детские книжки по знаменитым произведениям знаменитых иллюстраторов, марки в конце концов. Ведь все они несут гораздо больше информации, как ты думаешь?

— Полезнее – да. Но будет ли у ребенка интерес в этом – это уже другой вопрос. Если родителям важно, чтобы в объекте коллекционирования была именно польза, то им придется применить все свои навыки завлечения ребенка в собирание какой-то конкретной коллекции. В эти действия могут входить – совместный поиск экспонатов, изучение предмета коллекционирования, чтение литературы и статей. Но вместе с тем, мера тоже важна в этом. Если сконцентрироваться только на поиске экспонатов или информации о них, ребенок может быстро потерять к этому интерес.

Имеет ли размер значение?

— Мне всегда нравилось рассматривать чужие коллекции, особенно грандиозных размеров. Но в то же время эти грандиозные коллекции, когда они не в музеях, а в квартирах, меня пугают. Порой мне кажется, такое коллекционирование поглощает людей полностью. Неужели это может быть полезно для психики особенно для детей? Есть разница между небольшими коллекциями и тем явлением, когда дом превращается в музей?

— Все зависит от конкретного человека, который собирает ту или иную коллекцию. Если коллекция предметов никому из других домочадцев, домашних животных не мешает, то это его право. А если предметы коллекции, например, загораживают проходы между комнатами, могут упасть с полок, если выкидываются другие вещи, которые мешают размещению экспонатов, представляют опасность для детей, то это уже проблема. Вот как раз в этом случае, это может оказывать влияние на детей. Когда они вокруг видят только что-то одно (то, что собирается), у них сужается восприятие мира в целом. Если к этому добавляется еще одержимость сбора таких вещей, это усугубляет ситуацию. Могу предположить, что дети не чувствуют себя в безопасности дома, не в плане чего-то физического, а в психологическом смысле они остаются не защищены, когда вокруг видят не привычные предметы интерьера, а только одни и те же предметы коллекции.

— Возможно, немногий родитель согласится расширять коллекцию своего ребенка до размеров всей его комнаты. Но наблюдаю такую картину, что когда интересы ребенка и родителя совпадают, коллекции становятся весьма объёмными, тратиться не маленькие деньги на все новые экземпляры. Как уловить грань нормальности? Как сказать себе, а особенно ребенку — хватит?

Читайте также:  Вино из вишни вред и польза и вред

— Все, конечно же, зависит от силы воли человека остановиться. Я, как человек, собирающий дома коллекцию, могу дать один совет. И он будет про ограничения. Но для начала рассмотрим процесс того, как человека может «затягивать» собирать экспонаты для своей коллекции. Например, человек собирает редкие книги. Если первое время он может собирать книги только конкретного автора или конкретной направленности (исторические, об искусстве), то со временем это может его настолько поглотить, что он будет без разбора хватать с лотков и покупать в букинистических магазинах ВСЕ редкие книги уже для количества. Это требует немалых материальных вложений, и много места дома, где все это он должен будет разместить.

Я собираю уже более 10 лет коллекцию сов. У меня не очень много экспонатов, стоящих на полках, но они все для меня дороги и красивы. В этой коллекции есть определенные ограничения. Я собираю фигурки сов из разных стран и городов от 2 до 4 см. Не везде можно найти сову такого размера, да и к тому же понравится ли она, если найдешь. В этом ценность каждого экспоната. Я не собираю вазы, плакаты, большие фигуры, часы, что-то другое с изображениями сов, а именно фигурки конкретного размера. Это смотрится очень красиво, не занимает много места и каждая фигурка чем-то отличается…

Есть ли лучшая альтернатива коллекционированию?

— Многие из этих коллекций требуют затрат, а некоторые не маленьких. Я, как убежденный минималист, не могу не спросить. — А не лучше бы было потратить эти деньги на походы, в какие ни будь интересные места (дельфинарий, аквапарк, парк аттракционов), поездки по достопримечательностям, на отдых, в кружки и секции. Неужели коллекционирование для ребенка может расширить кругозор больше чем все вышеописанное? Не лучше будет коллекционировать впечатления, а не вещи?

— Развитие ребенка должно быть разносторонним. И коллекционирование – это только один из вариантов развития ребенка. У ребенка не появится познавательного интереса, если его родители будут сконцентрированы на чем-то одном, будь это только походы по кинотеатрам или в парки аттракционов, или только коллекционирование. Потому что каждое место развивает ребенка с разных сторон и родителям важно это понимать. Художественные музеи и выставки развивают эстетический вкус ребенка, когда как зоопарк, дельфинарий – знакомят его с миром животных, учат бережнее относиться к природе, путешествия и поездки — знакомят его с разными людьми, культурами, достопримечательностями.

Я за то, чтобы коллекционировать впечатления!

Некоторые места откладывают в душе ребенка неизгладимый след. Ребенок вспоминает о том, где он был, чего нового узнал, пересматривает фотографии, видит на полках диковинные предметы, привезенные из разных мест. Все это обогащает его духовно, расширяет его кругозор. Через это формируется его восприятие себя, жизни в целом и окружающих его людей.

Спасибо, Анастасия, за интересное интервью. Мне стало понятно, насколько может быть полезно детское коллекционирование и для родителей в частности. То, что для ребенка коллекционирование, чего бы то ни было, — это полезное и развивающее занятие, если находится под адекватным контролем взрослых. Но чего стоит родителям этот контроль? Научить ребенка, не нанеся никаких психологических травм, правильному отношению к вещам: к их ценности, к содержанию их в порядке, к контролированию их объемов, — это большая работа, и, думаю, родителей она развивает не меньше. Обращаясь к нашим читателям. — А как вы относитесь к коллекциям вашего ребенка, что собираете, удается ли воспитательный процесс?

Личный и семейный психотерапевт
Рагулина Анастасия Юрьевна
www.skill-live.ru

Источник

Детям свойственно создавать коллекции находок и маленьких ценностей. Конечно, намного приятнее и эстетичнее будет выглядеть собрание моделей автомобилей или, на худой конец, купонов с очередными монстрами, но малыши не всегда согласны со взрослыми. Чтобы увлечение ребенка стало полезным и приятным для всех, впору не раздувать конфликт из-за очередного подобранного камушка, а предложить свою помощь в непростом деле коллекционирования. Ведь это не только увлекательный, но и весьма полезный процесс.

У детей свои ценности

Собирать что-либо практически для любого ребенка процесс естественный. Примерно с пятилетнего возраста у них появляются «тайнички», в которые складывается все, что покажется ценным. Сказывается и влияние товарищей. В детский сад, непременно кто-нибудь принесет свою коллекцию супер-героев или машинок, а такой пример очень заразителен.

Поэтому, так или иначе, собирать малыш, скорее всего что-нибудь да будет. А при участии родителей из детской тяги можно извлечь немалую пользу.

Какой толк от детских коллекций. Польза коллекционирования для детей

  • Любое коллекционирование требует от ребенка тренировки волевых качеств. Ведь экспонат надо найти, обменять у товарища или дождаться долгожданной покупки (все зависит от того, что именно ребенок собирает).
  • Перекладывание и рассматривание своих «сокровищ» вырабатывает в малыше усидчивость. Он учится сортировать предметы по различным свойствам и признакам, а не только по тем, которым Вы его научили, сочетать параметры.
  • Коллекционирование часто становится толчком к развитию коммуникабельности. Ведь так хочется поделиться своими знаниями со всеми, продемонстрировать свою «сокровищницу». Массовые коллекции требуют умения меняться и договариваться.
  • Дети, целенаправленно собирающие что-либо, с большим трепетом относятся не только к своим, но и к чужим вещам. И при должной поддержке со стороны родителей научаются содержать в порядке не только содержимое коллекции, но и иные предметы.
  • Обладая некоей совокупностью предметов, малыш непременно захочет точно знать, сколько же сокровищ находится в его распоряжении. А это повод заняться счетом на примере тех вещей, которые имеют для ребенка наибольшую ценность.
  • Чем более увлечен ребенок, тем меньше усилий потребуется прилагать родителям, чтобы научить его самостоятельно читать и находить информацию, ведь не всегда мама будет делать это вместе с ним.
  • Наконец, любой экспонат коллекции несет в себе определенную смысловую нагрузку.

Польза коллекционирования для детей

Что собираем?

Что интересно, самыми бесполезными, с точки зрения образования, будут коллекции, состоящие не из «мусора», а предложенные современными производителями. Речь идет о разнообразных карточках, фишках и наклейках. Разумеется, изготовители стараются заложить в них определенную информацию — где-то надо почитать, где-то посчитать и все это дополняют озорные рожицы известных мультипликационных персонажей. Но тут как с развивающими играми — чем больше продумали за ребенка, тем меньше будет толку.

Основные плюсы таких коллекций:

  • безопасность;
  • эстетичность;
  • возможность развития малышом коммуникативных навыков при обмене модными экспонатами.

Игрушки уже более интересно, но и в этом случае идти на поводу у производителя и собирать всю серию, только чтобы у ребенка была коллекция, на мой взгляд, не стоит. Пусть это станет отправной точкой. Ведь настоящая коллекция должна быть собрана не дядей на заводе, а самим ребенком. Тут подключается и фантазия и азарт пополнения, а не просто жадность.

Особенной ценностью в такой коллекции будут не новые игрушки, а имеющие свою историю. А об экспонатах уже можно будет говорить долго и увлеченно, расширяя кругозор малыша:

  • ребенку можно поведать о времени, в котором «жила» игрушка;
  • предположить, кто с ней играл, что она «видела»;
  • в какой стране «родилась».
Читайте также:  Вишневая наливка на водке польза

Кроме того, подобная коллекция еще и простор для творчества — игрушкам можно сооружать одежду, домики, бытовые принадлежности. В случае с модельками машинок можно придумывать трассы, изучать дорожные знаки, повторять правила дорожного движения и многое другое.

Однако очень часто для коллекционирования дети избирают далеко не те предметы, которые можно купить в магазине. Прежде чем отбирать у малыша очередной камешек, остановитесь. Ведь такое собрание тоже будет ценным источником знаний, да и не потребует лишних вложений.

Коллекционирование с ребенком

«Брось гадость!», или немного о понимании

Как порой блестят глаза у взрослого человека, когда он увидел впервые что-то красивое, яркое и запоминающееся. Для ребенка фантик, брошенный мимо урны, может оказаться незабываемым впечатлением прожитого дня, которое он захочет взять с собой.

 Да, для взрослого человека — это мусор и грязь, но не для малыша. Ведь для него мир играет яркими и насыщенными красками! И этот фантик ему важен, возможно, он захочет рассмотреть его перед сном, а утром проснется с улыбкой от осознания, что он обладает такой замечательной вещью. Стоит ли отбирать у малыша настолько яркие эмоции?

Поэтому если ребенок тащит в дом очередную «гадость» попробуйте посмотреть на нее с точки зрения маленького человека, не забыв при этом и об определенной доле осторожности, конечно. На мой взгляд, многие вещи можно отмыть и вручить чаду не опасаясь за его здоровье. И да, это может быть весьма необычная коллекция, зато единственная в своем роде.

Если Вы сами станете инициатором такой идеи, то не только сможете контролировать, что тащится в дом, но и где складируется все это «добро» и в каком виде. Кроме того, это обширный источник знаний, о чем бы ни шла речь.

Многие скептически пожмут плечами: «Какие еще знания? У нас вот тут энциклопедии на полках, компьютер с интернетом и вообще мы ходим в развивающую студию, а тут какие-то камушки, палочки, ракушки, фантики». На самом деле, это в корне неверно, и воспринимать увлечение ребенка коллекционированием скептически или снисходительно не стоит.

Коллекционирование марок с ребенком

Как повысить эрудицию ребенка, используя коллекцию

Практически любая коллекция может стать толчком к получению ребенком энциклопедических знаний, если не игнорировать его увлечение и включиться в игру.

Самый близкий для меня пример — камни. Думаю, их в разном возрасте собирали почти все. Тяга к камешкам, видимо, вообще в крови у рода людского. И это относится не только к детям — вспомните хотя бы звезд на красных дорожках. Да там драгоценные, да ограненные и очень блестящие, но камешками. Конечно, малыш не найдет в песочнице рубин или аметист, но его тягу к этому странному куску гранита вполне можно объяснить. Для него этот камень красив и ценен.

Сын начал собирать разные породы три года назад. Сейчас они занимают четыре коробки, и это не считая тех, что выставлены на всеобщее обозрение. А посмотреть есть на что:

  • у нас есть камни с отпечатками раковин и с причудливыми дырочками;
  • с острыми, как иглы, шипами и блестящими вкраплениями;
  • совсем гладкий и плоский, будто специально отполированный;
  • абсолютно круглый;
  • почти прозрачный.

Да и многие другие, поскольку коллекция регулярно сортируется.

О каждом из них можно составить историю. Откуда возникло это образование, что это за блестящее вкрапление и как оно попало в самую толщу камня. А сколько горных пород мы изучили, собирая коллекцию! Благодаря камням сын заинтересовался тектоническими процессами, строением земной коры и многим другим.

Кажется, что для подобных разъяснений необходимо и самим родителям обладать энциклопедическими знаниями, но это не так. Достаточно проявить известную долю любопытства и воспользоваться интернетом.

Возможно, кто-то хмыкнет: «Ладно, с камнями все понятно, но речь шла о мусоре». На самом деле, что бы ни собирал ребенок, если это действительно коллекция, а не очередная акция в универсаме с раздачей забавных фигурок, почерпнуть из нее малыш может очень многое. Главное проявить фантазию.

Например, помимо коллекции камней у нас был набор шишек. И первоначально, это были исключительно большие, грязные, притащенные из леса экземляры. Не знаю, что изначально привлекло сына — возможно размер. Но даже эту идею мы поддержали.

Теперь чадо хорошо разбирается в породах деревьев, знает в каких странах и широтах они растут, может рассказать о зимующих птицах и как они добывают себе еду, собрал 8 абсолютно разных шишек, которые мы храним. Ну а первые, еловые, пришлось использовать на поделки, что тоже не плохо.

Думаю, мою мысль поняли все — главное позволить вовлечь себя в процесс, увидеть в обычных вещах то необычное, что заметил малыш и развить это.

  • по фантикам можно у основы рекламы, узнать о производстве красок и бумаги;
  • любые растительные предметы — источник знаний о ботанике;
  • стеклышки — толчок к изучению основ оптики;
  • марки и календари — географии.

Что примечательно, дети не постоянны. Одна коллекция будет сменять другую по мере роста ребенка, станут появляться новые увлечения. И это только на пользу. Можно раздать надоевшие шишки и начать собирать что-то другое, давая ребенку новые знания.

Где хранить коллекцию?

Разумеется, помимо того, что коллекционирует чадо, родителей занимает и еще один вопрос: «А где собственно хранить все эти веточки, листочки, машинки, камешки и многое другое?». Конечно, самый простой вариант — выделить для этого полку или несколько, использовать картонные коробки или просто выдвижной ящик в комоде, но можно и тут проявить фантазию. Ведь чтобы коллекция стала «настоящей», требуется не только тщательное изучение вопроса, но и систематизация экземпляров.

Если Вы действительно хотите подтолкнуть малыша к идее собирания, стоит помочь ему разобраться в его «сокровищах». Дождливый день, непригодный для прогулки, или вовсе невеселое время болезни можно посвятить усовершенствованию коллекции.

Первое что понадобится — интернет. Стоит узнать о каждом экземпляре. Для листьев, ракушек или, например, перышек это может оказаться длительным, но весьма познавательным процессом, который растянется на неделю и более. Затем проводим сортировку и готовим листочки с названиями или даже фотографиями. Для фантиков и вкладышей, конечно, достаточно нумерации.

Далее необходимо подготовить место для хранения. Конечно, если в коллекцию входят объемные игрушки или модели, разместить их в отдельной таре вряд ли удастся, а вот для собрания мелочей можно избрать действительно интересную и оригинальную идею:

  • Фантики можно разложить в небольшом (или большом) альбоме для фотографий, вклеить в тетрадь или просто использовать для этих целей прошитый файл с прорезями.
  • Камушки и ракушки лучше не сваливать грудой в коробку, а разделить ее на пронумерованные отсеки, подписать названия рядом с каждым и отдельно составить список на крышке.
  • Для марок можно сделать отдельные кармашки на карте мира, чтобы сразу и наглядно было видно, откуда прилетел тот или иной экземпляр.
  • Пуговицы — пришить к специально подготовленной яркой ткани, вырезанной, например, в виде солнышка.
  • Для мелких предметов очень удобны коробки из-под конфет. Их даже не придется разделять для каждого экземпляра.

Как видите — вариантов множество. Цель одна — дать ребенку наглядность.

Систематизированная коллекция это уже не раскиданные предметы, а значит, у ребенка будет желание пополнять ее новыми видами, о которых он непременно узнает с Вашей помощью. Кроме того, такое собрание с куда большим интересом будут рассматривать гости малыша, а что может вызвать у него большую гордость?

Если это небольшая и легкая коллекция, то можно оформить ее таким образом, чтобы ребенок мог показать свое достояние в детском саду или школе. Неплохо подготовить и небольшой рассказ для презентации.

Систематизация также позволит избавиться от повторяющихся и ненужных предметов, которые непременно окажутся в «сокровищнице». А мы же хотим научить своего ребенка отбирать главное?

Коллекционирование для детей. Где хранить коллекцию

Автор: Екатерина Ефремова

Источник