О пользе кровопускания в исламе
Внимание! Перед применением описываемых на сайте Islam.Global медицинских процедур обязательно проконсультируйтесь с сертифицированным врачом-специалистом!
Одним из наиболее популярных среди мусульман способов лечения некоторых заболеваний издавна считается кровопускание (хиджама) – медицинская процедура, совершаемая с целью обновления крови. Популярность хиджамы среди мусульман обусловлена не только её эффективностью, но и тем, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) советовал и сам лично регулярно прибегал к кровопусканию.
В ходе процедуры хиджамы на теле человека делают небольшие надрезы с целью вызвать капиллярное кровотечение. Затем на эти участки тела ставятся вакуумные банки, усиливающие кровоток. Процесс останавливают в тот момент, когда на месте надреза начинает выделяться специальная жидкость – лимфа.
Хиджама стимулирует процесс обновления крови человека, способствует удалению различных вредоносных микроорганизмов, а также продуктов жизнедеятельности тканей и внутренних органов. Благодаря этому улучшается состояние человека, и больной или плохо чувствующий себя человек идёт на поправку.
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Исцеление приносят три вещи: глоток мёда, кровопускание и прижигание, но я запрещаю своей умме делать последнее» (аль-Бухари и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Лучшим средством лечения является хиджама» (приводят аль-Бухари и Муслим).
При этом, как следует из слов заключительного Божьего Посланника (с.г.в.), хиджаму следует делать на голодный желудок, так как Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Кровопускание натощак – лучше!» (Ибн Маджа).
В какие дни лучше делать кровопускание?
Согласно Шариату, кровопускание дозволено делать в любое время дня и ночи, однако в Пречистой сунне содержится рекомендация относительно того, в какие дни делать это желательно:
- 17, 19 и 21 числа (любого месяца по мусульманскому календарю). В одном из хадисов говорится: «Лучшими днями для того, чтобы совершить кровопускание, являются 17-е, 19-е либо 21-е число месяца по лунному календарю» (Тирмизи и Ахмад).
- Понедельник, вторник и четверг. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Кто вознамерится сделать кровопускание, пусть совершает его с именем Господа миров в четверг и остерегается делать его в пятницу, субботу и воскресенье. И совершайте его по понедельникам и вторникам…» (Ибн Маджа). Однако имеется и другой хадис, указывающий на нежелательность хиджамы во вторник: «В этот день есть час, когда кровь трудно остановить» (Абу Дауд).
Кровопускание и пост (ураза)
В дни соблюдения поста кровопускание является разрешённым, ибо, исходя из хадиса, известно, что Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) «совершил кровопускание, когда постился» (упоминается в сборниках аль-Бухари, Тирмизи и Абу Дауда). Однако следует отметить, что хиджама не рекомендуется в том случае, если она способна ослабить человека – а это вполне возможно во время уразы. В хадисе, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, говорится: «Мы оставляли кровопускание во время поста, когда не желали изнурять себя» (аль-Бухари и Абу Дауд).
На каких частях тела делал хиджаму Пророк (с.г.в.)?
1) Шея и верх спины. Один из хадисов гласит, как Божий Посланник (с.г.в.) однажды «совершил кровопускание в трёх местах: по обеим сторонам шеи и в верхней части спины между лопатками» (Тирмизи, Абу Дауд).
2) Голова. В одном из хадисов повествуется, что Милость миров (с.г.в.) «совершил кровопускание на голове по причине боли» (аль-Бухари, Муслим).
3) Ноги. Известно, что Мухаммад (с.г.в.) однажды «сделал хиджаму на верхней части стопы по причине наличия боли в ней» (хадис от Абу Дауда, Насаи и Ахмада).
Польза от кровопускания
1. Удаление «старой» крови
Основным преимуществом данной процедуры является удаление «старой крови», а вместе с ней и различных бактерий и иных вредных для организма веществ.
2. Выполнение сунны Пророка (с.г.в.)
Исходя из вышеупомянутых хадисов, можно сделать вывод, что Посланник Творца (с.г.в.) неоднократно прибегал к хиджаме, в связи с чем кровопускание является сунной, а значит, за её совершение полагается награда.
3. Улучшение состояния здоровья
Кровопускание способствует улучшению внутреннего состояния человека, которому становится легче, и боль постепенно уходит.
Источник
Что такое хиджама? От каких недугов она может исцелить? Не опасна ли она? Есть ли противопоказания к совершению хиджамы? На каких участках тела рекомендуется совершать её? В какие дни стоить делать хиджаму, а в какие лучше воздержаться от этой процедуры? На эти и другие вопросы постараемся дать ответы в нашем материале.
Хиджама является капиллярным кровопусканием, совершаемым в лечебных целях. Хиджама – это сунна Пророка Мухаммада ﷺ. В хадисе говорится: «В ночь, когда меня вознесли на небеса, я не проходил мимо ни одного сообщества ангелов, чтобы каждое из них не говорило мне: “О Мухаммад, тебе следует делать кровопускание”» (имам ат-Тирмизи). В другом изречении говорится: «Лучшим средством лечения для вас является кровопускание» (имам Ахмад).
Хиджама – это весьма эффективный и простой способ избавления от многих болезней посредством выведения из организма «грязной» крови. Искусственное удаление части крови вынуждает организм срочно компенсировать потери. Соответственно, при этом стимулируются системы кроветворения, питания, газообмена, эндокринных систем, терморегуляции, водно-солевого обмена, иммунная функция. Оперативно задействуются резервы этих систем, а, следовательно, и механизмы восстановление резервов.
Основные механизмы действия хиджамы:
1. Вследствие присасывающего действия банки идёт раздражение заинтересованных зон на местах постановки, что оказывает выраженный эффект лечебного массажа.
2. Благодаря вакууму над кожей идёт эвакуация лимфы и межклеточной жидкости из глубжележащих тканей к поверхностным, посредством чего проявляется противовоспалительный и противоотёчный эффект.
3. Благодаря эвакуации застоявшихся крови и лимфы, содержащих недоокисленные продукты метаболизма больных органов обеспечивается ещё более выраженный противовоспалительный и детоксикационный эффекты.
4. Мелкие разрезы на коже действуют как стимулятор регенерации тканей.
5. Вывод небольшого количества крови вызывает стимуляцию кроветворения и выброс в кровь собственных биологически активных веществ, направленных на защиту организма – системный стимулирующий эффект.
Показания к применению хиджамы:
Хиджаму применяют для лечения множества болезней: при различных воспалительных заболеваниях и травмах, сопровождающихся застойными явлениями в тех или иных органах( артриты, остеохондроз, гематомы, воспалительные заболевания малого таза мужчин и женщин, ангины, бронхиты и т.п.); при туберкулёзе; при заболеваниях сосудов (варикоз и т.п.); при гинекологических заболеваниях у женщин (геморрагия, аменорея, менструальные проблемы, менструальные боли и т.д.); для лечения бесплодия. Этот перечень можно продолжить…
Участки тела для хиджамы:
Где именно следует сделать хиджаму, определяет специалист. Всё зависит от формы и степени тяжести недуга, общего самочувствия человека. Как правило, хиджаму производят на спине, между лопаток, а также на затылке.
Опасна ли хиджама?
При правильном выполнении, с соблюдением всех необходимых условий, хиджама не представляет никакой угрозы, а напротив, приводит к оздоровлению организма.
Противопоказания к хиджаме
Противопоказаний к хиджаме в принципе нет – её можно делать даже при анемии и несворачиваемости крови – с соответствующими предосторожностями, и, конечно же, только если это целесообразно. Беременным женщинам в первые 3 месяца нельзя делать хиджаму, а после уже можно. При этом следует учитывать состояние беременной, давление, есть ли анемия и т. д. Нежелательно также делать хиджаму в период месячных, особенно в первые 3-4 дня.
Дни для совершения хиджамы:
Множество хадисов свидетельствует, что хиджаму желательно делать в 17, 19, 21 дни по лунному календарю. Основу правила составляет то, что кровопускание следует проделывать во второй половине месяца. Да и современная медицина доказала, что наш организм зависит от лунной гравитации. От начала месяца до середины у нас увеличивается сила и энергетика, а от середины и до конца месяца – наша сила идёт на спад.
Также желательно делать хиджаму в четверг, понедельник, вторник, согласно изречению Посланника Божьего ﷺ: «Хиджама на пустой желудок – лучше, и в ней исцеление и благодать (баракят), она прибавляет разума и памяти. Так совершайте же хиджаму с благословением Аллаха в четверг и остерегайтесь совершать хиджаму в пятницу, субботу, воскресенье, внимательно следя за этими днями. И совершайте хиджаму в понедельник и вторник, поистине, в этот день Господь исцелил пророка Аюба (мир ему) от его недуга, и Он подверг его испытанию в среду и, поистине, не начинается проказа кроме, как в день или ночь среды» (Ибн Маджа).
Да сделает Всевышний хиджаму причиной исцеления наших недугов, обретения крепкого здоровья, которое позволит с усердием выполнять Божьи наказы! Амин.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Источник
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех [1] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) [2] и прижигании. Но я запрещаю [3] своим последователям использовать прижигание» [4].
Многие целители и ученые прошлого говорили, что кровопускание наиболее полезно для людей с высоким давлением, в состоянии жара и при повышенной температуре и особенно – для сангвиников [5].
То, что кровопускание полезно для человеческого организма, бесспорно и не подвергается сомнениям. Это Божественная информация, переданная через посланника Божьего на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.
Вопрос о том, какова польза данной медицинской процедуры, обсуждали медики и ученые, и они будут еще дискутировать по нему. Кто-то из них был или будет менее правым, кто-то – более. Но факт остается фактом – кровопускание целительно и полезно для человека.
Опыт прошлых веков постепенно раскрывал грани практического применения этой процедуры: при каких заболеваниях и в каких именно местах делать надрезы, в какое время и как часто.
Осмелюсь взять на себя миссию краткого изложения той достоверной информации из пророческого наследия, которая бережно хранится учеными-богословами, а также привести некоторые комментарии и пояснения. Оценку практических аспектов и подробностей оставим грамотным и опытным медикам и специалистам.
О пользе кровопускания
«Воистину, наилучшим лекарством для вас является кровопускание и морской аль-куст…», – подчеркивал Пророк [6].
«Если и есть польза от ваших лекарств, то в первую очередь в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но мне не нравится последний способ (прижигание)» [7].
Время, наиболее предпочтительное для хиджамы
Ученые говорили, что это действие может совершаться в любое время, когда есть необходимость в оздоровлении. В нескольких хадисах имеется упоминание семнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого чисел лунного календаря [8]. Также не совсем желательно делать это по вторникам [9].
Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца. Днем – во втором или третьем часу. Не после бани или каких-либо нагрузок. Не на полный и не на голодный желудок [10].
Где именно делались надрезы, и в каких случаях
«Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее» [11];
В своде хадисов аль-Бухари говорится, что «Пророк делал кровопускание на голове [12]» [13]. В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли [14].
Думаю, здесь будут полезны слова Ибн Кайима аль-Джавзия: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности» [15].
Ответы на вопросы о медицине пророка Мухаммада
Пророк Мухаммад делал себе кровопускание самостоятельно или приглашал врача?
Приглашал врача, как для себя, так и для других [16]. Кровопускание – очень непростая процедура. Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно. А в Священном Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками в опасность!» (см. Св. Коран, 2:195).
Можно ли делать кровопускание во время поста?
Достоверно известно, что пророк Мухаммад делал кровопускание во время поста. В своде хадисов имама аль-Бухари приведен следующий хадис от Ибн ‘Аббаса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста» [17].
Кровопускание делать можно, а пост не нарушается?
По мнению подавляющего большинства исламских богословов – нет, не нарушается [18].
Нужно ли мыться после кровопускания?
Нет. Только некоторые ученые оговаривали желательность совершения полного омовения после кровопускания [19].
Можно ли каким-то образом отблагодарить сделавшего кровопускание?
Можно. Пророк Мухаммад всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание [20]. Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, тот отблагодарил его съестным весом примерно в семь [21] килограммов [22]. Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена [23].
В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.
Есть ли какие-то рекомендации относительно возраста человека, которому делают кровопускание?
Чем старше человек, тем реже должна проводиться данная медицинская процедура. Например, имам ат-Табари [24] передал следующие слова Ибн Сирина [25]: «После сорока лет человеку не нужно делать кровопускание». Ат-Табари пояснил: «После сорока лет человеческий организм начинает слабеть. Поэтому выполнение данной процедуры становится возможным только при весомых обстоятельствах и с учетом того, сколь привычно кровопускание для данного человека». Также ученые рекомендовали к восьмидесяти годам полностью отказаться от этой процедуры [26].
Есть ли различия между сдачей крови, распространенной сегодня, и кровопусканием?
Разница есть. Хотя бы в том, что кровопускание делается при определенных заболеваниях и недугах, в определенных частях тела и желательно в определенные дни.
2 факта о хиджаме
Факт № 1 [27]
Кровопускание уникально и гениально в своей простоте. Мы отбираем у организма часть того, что очень ценно для него, кровь, которая:
– транспортирует кислород, питательные вещества, гормоны, углекислый газ, продукты обмена;
– участвует в терморегуляции;
– регулирует водно-солевой баланс, а также незаменима и во многом другом.
Искусственное удаление некоторого количества крови вынуждает организм срочно компенсировать потери. При этом стимулируется работа органов кроветворения. Оперативно начинают пробуждаться резервы многих систем человеческого организма, а следовательно, активизируются и механизмы восстановления резервов. Таким образом, кровопускание это почти идеальное средство резерв-тренинга.
Ранее этот метод врачевания применялся очень широко, история его применения уходит вглубь веков. Сегодня же, к сожалению, кровопускание почти забыто и используется очень ограниченно.
Кровопускание можно сделать с помощью обычной инъекционной иглы, специальных баночек или воспользоваться услугами таких отличных специалистов по кровопусканию, как медицинские пиявки. Мало того что они это делают практически безболезненно, но при этом еще и выделяют полезные биологически активные вещества, попадающие в кровяное русло. Естественным образом регулярная потеря части крови происходит у женщин в виде менструаций. Надо ли удивляться тому, что они живут дольше, чем мужчины?! Систематическое донорство также неплохой метод кровопускания. Согласно эритроцитарной теории старения Д. И. Финько из общего объема крови (5-5,5 л) работает меньше половины. Остальная часть находится в кровяных депо – специальных сосудах и капиллярах селезенки, печени, легких, кожи. Это – резервный запас на случай кровотечения, интенсивной работы, гипоксии и др. По мнению автора теории, эта кровь постепенно теряет свои качества, «закисает» [28]. Вот вам еще один аргумент в пользу кровопускания, ведь при нем кровь выходит из кровяных депо, компенсируя потери. Кстати, 1 л крови находится в депо кожи. Этим обусловлен омолаживающий эффект интенсивного глубокого массажа.
Факт № 2 [29]
Кровопускание – один из наиболее популярных в прошлом методов лечения целого ряда заболеваний (различные виды лихорадки, опухоли и отеки, опоясывающий лишай, болезни сосудов, проказа, болезни печени, почек, селезенки, полости рта, глаз, головы, воспаление мозга, туберкулез, эпилепсия, истерия, гонорея и ряд других). Есть свидетельства, указывающие на то, что данный метод применялся еще до нашей эры (Египет, Месопотамия). Особенно популярным кровопускание стало в Средние века, являясь одним из наиболее часто используемых методов при всех заболеваниях. Кровопускание проводили в различных вариантах, основные из них – вскрытие вены острым предметом или пункция [30], после чего проводилось извлечение крови из кровеносного русла человека. Другой способ кровопускания, менее кровавый, заключался в использовании пиявок. Нельзя сказать точно, когда человек узнал о существовании пиявки. Первые свидетельства об использовании пиявок мы находим в Древнем Египте. Они представлены настенными росписями, обнаруженными в гробнице фараонов XVIII династии (1567-1308 гг. до н. э.). Письменное упоминание о пиявке и кровопускании встречается в Притчах Соломоновых. Подобные сведения можно найти у Плиния (I в. н. э.), Галена (131-200 гг. по григор.), Аэция (390-454 гг.). Известный мусульманский врач Ибн Сина (980-1037 гг.) в своем «Каноне» уделил достаточное внимание применению пиявок и кровопусканию. Следует констатировать, что столь широкое применение кровопускания, особенно при его обильности, нередко давало отрицательные результаты. Это резко изменило отношение к методу кровопускания и медицинским пиявкам. Чрезмерное увлечение сменилось недоверием, что явилось одной из причин ограничения применения данного метода во второй половине XIX в. Его стали считать старым, изжившим себя методом. Вместе с тем отдельные врачи продолжали его практиковать.
Положительный эффект кровопускания при столь разнообразных заболеваниях объяснялся изъятием определенного количества крови с токсинами, иммунными комплексами и другими не способствующими здоровью продуктами, образующимися в крови человека при болезнях, с одной стороны, и вызыванием своего рода биологического стресса, способствующего активизации обновления организма, с другой стороны. Замечено, что такой стресс у многих повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует регрессу некоторых патологических процессов. Однако не приводит к полному излечению заболевания.
Разумеется, метод кровопускания был весьма прогрессивным и при разумном применении весьма полезным, особенно при гипертонических состояниях, предотвращая развитие инсультов и других проявлений гипертонических кризов. Кроме всего прочего, процедура кровопускания давала эффект седации (успокоения, или снотворный эффект, что играло немаловажную роль в ликвидации как острого, так и хронического стресса).
Таким образом, кровопускание являлось одним из наиболее эффективных методов снятия стресса. Кроме того, при изъятии из кровяного русла определенного количества крови происходила своеобразная тренировка органов кроветворения, перед которыми вставала задача восполнить утраченные форменные элементы крови. Можно предположить, что организм людей, подвергавшихся неоднократной процедуре кровопускания, становился более резистентным к острой кровопотере. Следует заметить, что все в мире имеет свое развитие, и метод кровопускания не является исключением. При всех положительных сторонах у данного метода существуют и определенные противопоказания.
У метода кровопускания и сегодня есть большое количество сторонников, как среди пациентов, так и среди занимающихся лечением. К альтернативным кровопусканию методам в настоящее время можно отнести плазмаферез и донорство. В медицине произошел быстрый прогресс в разработке способов лечения различных заболеваний, интоксикации, гнойно-септических процессов. Стали применять такие методы терапии, как гемо- и плазмосорбция (очищение крови и плазмы), лимфосорбция (очищение лимфы), плазмаферез.
Все перечисленные методы способствуют удалению из организма патологических иммунных комплексов, токсических продуктов распада белка, микробов и их токсинов. Они также играют действенную роль в нормализации морфологического и биохимического состава крови. Однако проявляется это по-разному. Из всех перечисленных методов наиболее простым является плазмаферез. Плазмаферез начинался с так называемого донорского плазмафереза. Он проводился на станциях переливания крови с целью заготовки плазмы. У здоровых доноров брали 400-500 мл крови, центрифугировали, плазму отделяли, а форменные элементы крови возвращали обратно. Затем стали внедрять обменный плазмаферез, который отличается тем, что удаляют несколько литров плазмы, а взамен в том же количестве вводят донорскую плазму. Такая процедура выполняется в условиях стационара и проводится в основном при различных интоксикациях и отравлениях.
Таким образом, плазмаферез является весьма эффективной альтернативой при всех заболеваниях, при которых в прошлом применялось кровопускание. Если говорить о донорстве, то эта альтернатива кровопусканию не только полезна для здоровья, но и позволяет сохранить жизнь и здоровье многим больным людям.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Три метода врачевания, упомянутые в данном хадисе, входят в число основных, но ими, безусловно, методы врачевания не исчерпываются. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282.
[2] В тексте хадиса употреблено слово «михджам».
Михджам (араб.) – это то, посредством чего делают кровопускание. Например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз’абадий М. (умер в 817 по хиджре). Аль-камус аль-мухит [Толковый словарь арабского языка]. Бейрут: ар-Рисаля, 1987. С. 1410.
[3] С учетом других достоверных хадисов правильнее будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.
[4] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 280, хадисы № 5680, 5681.
[5] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36, 37.
[6] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.
[7] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5702; Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са’ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 4. С. 7, хадис № 3857.
[8] В св. х. имама ат-Тирмизи есть два хадиса, где упомянуты эти числа:
– «Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее. Происходило это в семнадцатый, девятнадцатый или двадцать первый день [лунного календаря]»;
– «Лучше всего вам делать кровопускание семнадцатого, девятнадцатого или двадцать первого» – советовал Пророк. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052, 2054.
Необходимо отметить, что богословы-мухаддисы практически в один голос заявляли о несоответствии всех хадисов, где упоминаются временные ограничения по кровопусканию, условиям достоверности. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 178, 179.
Имам аш-Шавкяни дал по этому поводу важное богословское пояснение: «Хадисы, упоминающие временные ограничения по кровопусканию, не соответствуют условиям достоверности. Однако с точки зрения практического применения они полезны и применимы, так как их несколько, и они не касаются основ вероубеждения либо религиозной практики, не устанавливают и не отменяют религиозные каноны». См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 181, 182.
[9] В св. х. имама Абу Дауда упоминается о нежелательности кровопускания по вторникам. См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 8, хадис № 3862. Пояснение к хадису идентично пояснению, приведенному в предыдущей сноске.
[10] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 180.
[11] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052.
[12] Медики говорили, что делать кровопускание посередине головы (на затылке), как это делал Пророк, очень полезно. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 300.
[13] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 299, хадисы № 5698, 5699.
[14] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5701.
В св. х. Абу Дауда приводится хадис, в котором сказано: «Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 7, хадис № 3858. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са’ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 163, глава № 49, хадис № 74.
[15] Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 40.
[16] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696; Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 8, 9, хадис № 3864; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадис № 2054 и др.
[17] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, хадис № 5694.
[18] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1690-1692, 1724. Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.
[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 545.
[20] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 – основные, а 1 – вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1988. Т. 4. С. 536, 537, хадисы № 2278-2281; а также хадис № 5691.
[21] В другом риваяте упоминается «один са’ фиников», то есть более трех килограммов фиников.
[22] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.
[23] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.
[24] Абу Джа’фар Мухаммад ибн Джарир ибн Рустам ибн Джарир ат-Табари (226-310 гг. по хиджре; 841-923 гг. по григор.). См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му’джам аль-муаллифин. Т. 3. С. 190, № 12592.
[25] Мухаммад ибн Сирин аль-Басри аль-Ансари (33-110 гг. по хиджре; 653-729 гг. по григор.) – известный богослов-факых, мухаддис, муфассир, толкователь снов. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Учился у Анаса ибн Малика и других сподвижников. Был известен умением толковать сны. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му’джам аль-муаллифин. Т. 3. С. 338, № 13577.
[26] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 181.
[27] Данное пояснение темы взято с https://zywi200let.sitecity.ru. Приводится с некоторыми поправками.
[28] Полностью согласен: что не движется, то стареет.
[29] Второе пояснение предоставлено хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.
[30] Пункция – здесь: прокол кровеносного сосуда с лечебной или диагностической целью.
Источник