О пользе меда в исламе

О пользе меда в исламе thumbnail

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех[1] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю[2]  своим последователям использовать прижигание» [3].

Значительная часть исламских ученых-богословов [4] около тысячи лет тому назад поясняла этот хадис следующим образом: «Заболевания человека, как и его состояния, темперамент, можно условно поделить на четыре категории: сангвинические (кровь) [5], холерические (желчь) [6], флегматические (флегма) [7]и меланхолические (черная желчь) [8]. При сангвиническом состоянии наиболее полезно кровопускание. Во всех остальных случаях наиболее предпочтительны лекарства, очищающие организм изнутри, первым среди которых является именно мед. Применение его эффективно с разных сторон: он оказывает общеукрепляющее, витаминизирующее, противопростудное, слабительное, выводящее из организма вредные отложения и прочее действие. Мед очищает пищеварительный тракт, способствует лучшей работе печени, почек и мочевого пузыря, улучшает кровообращение».

Пить мед лучше натощак, разбавляя его в теплой воде, как это делал пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) [9].

Некоторые исламские ученые резюмировали пользу меда следующими словами: «Мед выводит и удаляет шлаки и нечистоты из кишок. Промывает ворс желудка и некоторым образом нагревает его. Укрепляет желудочно-кишечный тракт. Облегчает употребление внутрь неприятных на вкус лекарств. Нормализует мочеиспускание и регулы. Помогает при кашле.

Мед — это еда, сладость, напиток и в то же время лекарство…» [10].

Обращаю ваше внимание, что сам пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) не детализировал то, какова польза меда, а лишь сказал, что в меде — целительная сила, исцеление, как упомянуто это в Священном Коране. В каких формах мед наиболее целителен, в каком количестве, в сочетании с чем и при каких заболеваниях особенно незаменим, обязаны раскрыть ученые и медики. Пророки давали ориентиры в каждой области жизнедеятельности человека. Видеть это или не замечать, применять или оставить без внимания — свободный выбор индивидуума, особенно представителей науки.

Считаю уместным упомянуть в связи с данной темой следующий хадис. Пророк Мухаммад призывал:

«Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» [11]. Этот хадис дает знание о двух наиглавнейших целительных источниках: первый — ближе к физиологии человека, второй — к его духовной составляющей. Это короткое повествование Пророка объединило врачевание тела и души, земное целительство и небесное.

Мед и Коран — две вещи, которые действительно целительны для того, кто принимает их своей душой, с верой и покорностью пред Богом черпает из них живительную силу. Тела должны быть благородны своими поступками, а души — высоконравственны и чисты помыслами. В противном случае эффект может быть нулевым или прямо противоположным ожидаемому [12].

Но всегда при подробном рассмотрении данной темы исламские богословы добавляли, что мед не является панацеей, то есть лекарством от всех болезней. Это явно и очевидно специалисту, умеющему видеть и определять тонкости арабской грамматики, особенно в кораническом тексте [13].

Несколько упрощенно, но в то же время очень оригинально и символично выглядит рецепт четвертого праведного халифа, одного из самых набожных последователей пророка Мухаммада, имама ‘Али: «Если желает кто-либо из вас излечиться, то пусть напишет на листе (бумаги) строки из Священного Корана, растворит их (строки) в дождевой (в чистой питьевой) воде. Затем попросит у супруги своей денег для покупки меда. Но только так, чтобы она отдала их от чистого сердца, искренне. После этого купит мед, смешает его с той водою и выпьет. Воистину, это — лекарство (то есть целительно).

Ведь в Священном Коране сказано: «И Мы, — говорит Всевышний Творец, — заложили в Коране то, что исцеляет» [14]; а также «…и низвели Мы с небес благодатную воду [15] [воду, полную Божественной благодати (баракята)]» [16]; а также «И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то, то вкушайте как приятную, здоровую пищу» [17]. О меде же Всевышний сказал [18]: «В нем (меде) — исцеление для людей» [19].

Факты о меде [20]

Людям давно известен ряд природных продуктов, обладающих широким спектром целебных свойств. Одно из первых мест в этом списке занимает мед. Народная медицина широко использует его на протяжении уже более 4000 лет. Меду приписывалось свойство сохранять юность и бодрость. Знаменитый математик Древней Греции Пифагор (около 570–490 гг. до н. э.) утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед. Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) говорил, что для сохранения здоровья внутренности следует орошать медом, а наружность — маслом. Выдающийся врач, естествоиспытатель и поэт Абу ‘Али Ибн Сина (Авиценна, 980–1037 гг.) указывал: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед». Особенно он рекомендовал регулярное употребление меда людям старше 45 лет.

Состав меда

Мед богат витаминами, минеральными веществами и белками. Многочисленные исследования показывают, что по обилию содержания микроэлементов мед не имеет себе равных среди продуктов растительного происхождения. Витамины в меде обладают большей активностью, чем синтетические витамины, так как биологическое действие витаминов зависит от их правильного сочетания с минеральными солями, играющими в данном случае роль катализаторов. В меде соотношение витаминов и минеральных солей оптимально. Сахара, поступающие вместе с медом в организм, не только являются энергетическим элементом, но и оказывают лечебное воздействие. Они выступают в роли универсального антитоксического средства.

Современные исследования показали, что мед состоит из воды (16–21%) и сухих веществ, среди которых преобладают сахара (до 75%). К последним относятся глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза и др. Глюкозы в меде содержится до 35%. Примерно столько же в нем фруктозы (плодового сахара), и не более 7% сахарозы. Благодаря тому, что в зрелом меде присутствует большое количество моносахаридов, усвоение его в организме человека происходит быстро, без особых энергетических затрат. Вот почему он по праву считается идеальным энергетическим продуктом. Кроме сахаров в состав меда входят белки (0,04–0,30%) растительного и животного происхождения, неорганические и органические кислоты (до 0,43%).

Из минеральных веществ в меде обнаружены соли кальция, натрия, магния, железа, серы, хлора, фосфора. Все они имеют большое значение для организма человека. Кальций, например, является составной частью костной ткани, железо входит в состав гемоглобина крови, необходимого для переноса ею кислорода, и т. д. Мед содержит почти все микроэлементы (алюминий, бор, железо, йод, магний, натрий, серу, цинк и др.), входящие в состав крови и активно участвующие в обменных процессах. В нем обнаружены витамины группы В и вещества, значительно влияющие на углеводный и белковый обмен человеческого организма, предупреждающие развитие атеросклероза. Один из белков, обнаруженных в меде, гамма-глобулин, способствует выработке защитных функций организма (антитоксических, противовирусных и противобактериальных).

Мед не вызывает привыкания. Одна чайная ложка его содержит 60 калорий и на 25% слаще, чем сахар. В комбинации с другими питательными качествами мед является прекрасной пищей для всех клеток нашего тела.

Лечебные свойства меда

Мед эффективен во многих случаях, начиная заболеваниями органов пищеварения и заканчивая лечением ран и ожогов.

Он оказывает тонизирующее, антимикробное, противорадиационное, иммуномодулирующее воздействие. Эффективен при неврастениях, астениях, депрессии, атеросклерозах, стенокардии, энцефалитах, ожирении и истощении организма, способствует снятию психического и физического перенапряжения. Рекомендовано принимать его после хирургического вмешательства, родов со значительной кровопотерей и при анемии. Препараты пчелиного маточного молочка весьма действенны в комплексном лечении гриппа и пневмонии.

Имеется целый ряд клинических наблюдений, свидетельствующих о хорошем терапевтическом эффекте при лечении больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипотоническая болезнь, стенокардия). Благоприятное воздействие меда при этих заболеваниях связано с предотвращением атеросклеротических изменений в стенках сосудов за счет уменьшения содержания в крови холестерина.

Антибактериальные свойства меда были доказаны еще в 1912 году. При наложении меда на раневую поверхность в ней усиливается кровоток и отток лимфы, которые механически промывают рану и создают лучшие условия для питания клеток в зоне раны. Кроме того, мед губительно действует  на многие микробы. Лучшие результаты дает применение меда в сочетании с рыбьим жиром, в котором содержится много витамина А, способствующего скорейшему заживлению ран. Более того, мед создает в ране враждебную для различного рода бактерий кислотную среду.

Принятый внутрь пчелиный мед снижает кислотность желудочного сока, в целом положительно влияет на желудочно-кишечный тракт, рекомендуется при лечении язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и при повышенной кислотности.

Постоянное потребление меда повышает иммунобиологическую реактивность организма, делает его устойчивым к инфекциям, а заболевший организм переносит болезнь легче.

Противопоказания к употреблению меда

Лечение медом противопоказано людям, имеющим аллергические проявления при употреблении его.

Побочные действия при медолечении могут проявляться нежелательными кожными, дыхательными и желудочно-кишечными реакциями организма. Они зависят от приобретенной или наследственной гиперчувствительности к меду. Гиперчувствительность к меду наблюдается у 0,4% людей.

Ингаляционный способ применения меда не рекомендуется людям с резко выраженной эмфиземой, с повышенной температурой, с сердечной недостаточностью.

[1] Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных, но, безусловно, далеко не единственными. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282.

[2] В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.

[3] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 280, хадисы № 5680, 5681, а также 5682, 5683, 5684.

[4] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282; Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.

[5] Сангвиник — подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек.

[6] Холерик — быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек.

[7] Флегматик — человек с медленной восприимчивостью и слабой активностью, трудно раздражающийся, терпеливый и хладнокровный.

[8] Меланхолик — человек, склонный к тоске, хандре, грусти, к мрачным мыслям.

[9] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26, 27.

[10] Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 284; Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26.

[11] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа (№ 3452) и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 342, хадис № 5534, «сахих»; Аль-муснад аль-джами‘. Т. 12. С. 45.

[12] «Что же касается тех, чьи сердца больны (духовно нездоровы), то их гнусное душевное состояние становится еще более скверным. [До самой смерти они так и не изменяются.] Уходят они из этого мира в состоянии безбожия» (см.: Св. Коран, 9:125).

[13] См., например: Аз-Замахшари М. (467–538 по хиджре). Аль-кяшшаф ‘ан хакаикы ат-танзиль… [Раскрывающий истины (ценности) Писания…]. В 4 т. Египет: Мустафа аль-Баби аль-Халяби, 1972. Т. 2. С. 418.

[14] См.: Св. Коран, 17:82.

[15] По-настоящему чистая вода — это та, что с небес. Но в современных реалиях и она сильно может загрязниться, проходя через близкие к земле загазованные слои атмосферы. Для питья желательно использовать чистую воду, которая также в основе своей поступает в виде атмосферных осадков и которую люди, по милости Всевышнего, научились очищать и делать пригодной для питья.

[16] См.: Св. Коран, 50:9.

[17] См.: Св. Коран, 4:4.

[18] См.: Св. Коран, 16:69.

[19] Упомянутые слова имама ‘Али ибн Абу Талиба см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4. С. 503.

[20] Информация любезно предоставлена хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.

Источник

Источник

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَخْرُجُ مِن بُطُونِهَا شَرَابٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ فِيهِ شِفَاءٌ لِّلنَّاسِ

(смысл): «Выходит из внутренностей пчёл питьё (мёд) разного цвета, в котором (есть) исцеление для людей от многих болезней». (сура Ан-Нахль: 69)

От Абу Аль-Ахваса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды какой-то мужчина пришёл к ‘Абдулле ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Поистине, мой брат заболел и жалуется на живот? и ему посоветовали (пить) вино, так следует ли мне его напоить им?» ‘Абдуллах сказал ему:

سُبْحَانَ اللهِ، مَا جَعَلَ اللهُ شِفَاءً فِي رِجْسٍ، إِنَّمَا الشِّفَاءُ فِي شَيْئَيْنِ: الْعَسَلُ شِفَاءٌ لِلنَّاسِ، وَالْقُرْآنُ شِفَاءٌ لِمَا فِي الصُّدُورِ

«Пречист Аллах! Аллах не сделал скверну лекарством. Поистине, лекарство содержится в двух вещах: мёд – лекарство для людей, а Коран – лекарство для того, что находится в груди». (Табарани, «Му’джам аль-Кабир», 8910)

От Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришёл человек и сказал:

اسْقِهِ عَسَلاً . ثُمَّ أَتَى الثَّانِيَةَ فَقَالَ: « اسْقِهِ عَسَلاً » . ثُمَّ أَتَاهُ فَقَالَ: فَعَلْتُ . فَقَالَ: « صَدَقَ اللَّهُ ، وَكَذَبَ بَطْنُ أَخِيكَ ، اسْقِهِ عَسَلاً » . فَسَقَاهُ فَبَرَأَ

«У моего брата болит живот». Пророк ﷺ сказал ему: «Давай ему мёд». Потом этот человек снова пришёл к нему, и Пророк ﷺ сказал: «Давай ему мёд». Потом этот человек пришёл к нему в третий раз, и Пророк ﷺ снова сказал: «Давай ему мёд». Потом он опять пришёл и сказал: «Я сделал это». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Правду сказал Аллах, а живот твоего брата солгал! Давай ему мёд!» – после чего этот человек стал давать своему брату мёд, и тот выздоровел. (Бухари, 5684; Муслим, 2217; Тирмизи, 2082)

О пользе меда в исламе

Врачи, комментируя этот хадис, сказали, что в организме этого человека были излишки, которые необходимо было вывести, именно для этого Пророк ﷺ повелел поить его медом, чтобы посредством этого вывести из организма вредные вещества. Поэтому вначале болезнь усилилась, а потом человек исцелился. Это указывает на то, как хорошо Пророк ﷺ знал целебные свойства лекарственных продуктов и как они действуют.

От Хашрама аль-Джа’фари (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ مُلاَعِبَ الأَسِنَّةِ عَامِرَ بْنَ مَالِكٍ بَعَثَ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم يَسْأَلُهُ الدَّوَاءَ أو الشِّفَاءَ مِنْ دَاءٍ نَزَلَ بِهِ فَبَعَثَ إلَيْهِ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم بِعَسَلٍ ، أَوْ بعُكَّةٍ مِنْ عَسَلٍ

«Как-то ‘Амир ибн Малик отправил человека к Пророку ﷺ спросить его о лекарстве или снадобье от болезни, которая его постигла, и Пророк ﷺ отправил ему мёд (или “бурдюк мёда”)». (Ибн Абу Шейба, Ибн ‘Асакир)

Мёд использовали и рекомендовали древнегреческие целители и врачи. Гиппократ пишет о лечебных свойствах мёда: «Очищает раны». Так же мёд описывает Аристотель. В культуре позднего средневековья арабов, византийцев и средневековой Европы мёд также был важен, и в этих культурах большинство сладких яств содержали мёд.

На протяжении всей истории человечества мёд был важным источником углеводов и единственным доступным источником сладкого, до тех пор, пока промышленное производство сахара не стало его вытеснять в 1800 году.

Естество мёда горячее и сухое. Мед снижает флегму, очищает и заживляет раны. Если вскипятить мед на медленном огне и убрать пену, его естество становится горячим, влажным, и его можно применить как лекарство от меланхолических болезней.

О пользе меда в исламе

Полезные свойства мёда

Мёдодин из продуктов, который может долго храниться, оставаясь таким же полезным и вкусным.

Мёд является антибактериальным, противогрибковым и антивирусным средством.

Чайная ложка натурального мёда, данная ребенку перед сном, действует как успокоительное средство, поможет быстрее уснуть и избежать энуреза.

Мёд повышает энергетический уровень, жизненный тонус и придаёт человеку сил.

Лечение кашля хорошо поддаётся мёду, останавливая его. При простуде пейте на ночь стакан горячего молока с чайной ложкой мёда.

Мёд не вызывает брожение в желудке, поэтому может использоваться для того, чтобы подавить кислотное расстройство желудка.

Мёд, смешанный с имбирем, соком лимона и теплой водой, уменьшает чувство тошноты и придаёт сил.

Употребление натурального мёда помогает сократить мышечные судороги. Они являются результатом низкого уровня кальция и высокого уровня фосфора в крови. Мёд приводит содержание этих веществ к балансу.

Мёд используют при лечении анемии, так как в нём содержится много полезных веществ, в особенности железо и медь, а нормальный уровень гемоглобина в крови зависит от необходимого количества именно этих элементов в организме.

Мёд применяют при всех видах кишечных расстройств, так как он является отличным антибактериальным средством.

• При понижении содержания сахара в крови человек чувствует усталость и учащённое сердцебиение. Мёд устраняет эти неблагоприятные ощущения. В Индии даже есть такая поговорка: «Мёд укрепит слабое сердце, слабый мозг и слабый живот».

Мёд содержит много ферментов, необходимых для нормального переваривания пищи.

Мёдэто отличное средство при различных ранах, ведь он обладает антисептическими, антибактериальными и противогрибковыми свойствами, которые уничтожают микробные инфекции и способствуют быстрому заживлению раны.

О пользе меда в исламе

Употребление натурального мёда помогает снизить уровень триглицеридов в организме. Их повышенное содержание может привести к сердечно-сосудистым и другим заболеваниям. Искусственный мёд, наоборот, приводит к росту триглицеридов.

Если употреблять по утрам мёд, с которого после кипячения убрали пену, с чёрным тмином (1 кг. меда + 400 гр. семян чёрного тмина, утром и вечером по 1 чайной ложке до еды), то излечиваются боли в коленях и спине.

Помните, что полезными свойствами обладает исключительно натуральный мёд, не проходивший никакой технологической обработки, так как она уничтожает его полезные свойства.

Мухаммад Дибиров

Источник

Мёд в ИсламеПчёлы и мёд в культуре самых разных стран и народностей занимают особое, почётное место, что связано с их многотысячелетним обеспечением человека полезнейшей пищей, присутствием в целительских практиках и религиозных представлениях человечества. Уважительное отношение к пчёлам и их лакомому, полезному для здоровья дару в мусульманском мире закреплено авторитетом священных текстов главной религиозной книги Ислама и хадисов – преданий о поступках и речах пророка Мухаммеда. Подробнее о значении мёда в Исламе, о том, что говорится в хадисах и Коране о пчёлах, Вы сможете узнать из этой статьи.

Мы касаемся этой интереснейшей темы, так как производим витаминные добавки для здоровья на основе продуктов пчеловодства — пчелиной обножки, маточного молочка и трутневого расплода. Наши продукты «Леветон П», «Леветон Форте», «Остеомед», «Мемо-вит» и многие другие разработаны для здоровья человека и впитали в себя не только современные знания, но и глубокое уважение к теме пчел и их значении в истории и религиях мира.

Образ пчелы в Коране

О значимости образа пчелы в Коране и мусульманской религии свидетельствует наличие отдельной суры Ан-Нахль, что в переводе с арабского и значит «пчела». Почему же именем медоносного насекомого была названа одна из 114 глав (16-я сура) священного писания Ислама? На первый взгляд это кажется странным, ведь непосредственно о пчеле речь идёт только в двух аятах, 68-м и 69-м, из 128 коранических стихов-откровений данной суры.

В них Мухаммед повествует о повелении Аллаха крылатым труженицам созидать «дома в горах, на деревьях и в строениях», а потом питаться от различных плодов и «следовать по путям Господа со смирением». «Знамением для людей размышляющих», разумных, называет пророк вырабатываемое в их чреве «питьё разной окраски», «в нём – исцеление». Вот и всё. Смысл этих строк кажется предельно ясным. Всевышний наделил пчёл инстинктом строить свои удивительные, геометрически выверенные жилища (идеальная форма шестиугольных сот мусульманами уже сама по себе трактуется как признак чуда) как в условиях дикой природы, так и в рукотворных человеческих сооружениях, смиренно служить божественному замыслу и людям, снабжая последних целебной пищей.

Интересно, что арабские глаголы здесь указывают на женский род насекомых, к которым обращается Аллах, хотя о ведущей роли именно женских особей – рабочих пчёл и маток – в устройстве роевой жизни и добыче мёда достоверно стало известно только 1400 лет спустя. Впрочем, это может быть связано с более архаичными, распространёнными в разных древних цивилизациях, представлениями о пчеле как символе Великой Матери, материнства.

В целом же 16-я сура «Пчела» посвящена различным актам творения Всевышнего, тем благам, которые даровал он людям (дождь, растения, скот и т.д.). Здесь также даются наставления о том, как должно быть устроено справедливое человеческое общество. Название главы нельзя считать случайным. Вероятно, именно пчёлы как божественные создания, смиренно исполняющие возложенный на них Господом долг, живущие с соблюдением божественного порядка, предстают как образец общественного устройства, верности Творцу, разума, мудрости, трудолюбия. Другая важнейшая мысль, транслируемая в этой Суре, – это лечебные свойства мёда. «Исцеление для людей» несёт этот природный, а значит сотворённый самим Богом, дар, подтверждение чему мы находим также в многочисленных хадисах.

В 15-м аяте 47-й суры «Мухаммад» дано описание мусульманского райского сада, в который попадут богобоязненные верующие после смерти. Не подверженные порчи вода и молоко, вино и «очищенный мёд» наполняют его реки в противоположность огню и кипящей воде, ожидающих неправедных. Соотношение мёда с блаженством в загробной жизни, с раем типично и для других культур и религий. И это неудивительно, ведь чистый пчелиный продукт издревле известен своей особенностью очень долго сохраняться без изменения вкусовых и полезных качеств. В древности мусульмане полагали, что пчёлы долетают как до рая, так и до загробного царства.

Мёд в хадисах

Хадисы – это сведения о деяниях и словах Мухаммеда, переданные через цепочку его последователей от непосредственно знавших пророка сподвижников. Мёд в хадисах упоминается неоднократно и высоко ценится мусульманами, так как сам посланник Божий очень любил его (это был любимый продукт пророка) и рекомендовал употреблять всем. В преданиях о Мухаммеде мы находим многочисленные тому подтверждения.

Пророк Аллаха, оставивший не только религиозно-общественные наставления, но и медицинские, утверждал, что существует «два средства исцелениямёд и Коран», – узнаём мы из сборника исламского богослова и хадисоведа Ибн Маджи. Мухаммед говорит о здоровье как о гармоничном единстве физического и духовного начал, поэтому больной человек нуждается во врачевании как тела, так и души. И если мёд способен дать живительную силу первому, то Священное Писание необходимо для оздоровления второй. Однако важным условием исцеления является чистота и нравственность как в поступках, так и в помыслах человека, иначе возможен эффект, обратный предполагаемому.

В другом хадисе Мухаммед говорит об исцеляющей силе трёх воздействий на организм: «глоток мёда», кровопускание и прижигание (последний способ он считал нежелательным). Следуя его завету, мусульманские врачи ставили мёд на первое место среди средств, изнутри очищающих весь организм, а именно таким лекарствам они и отдавали предпочтение.

Им хорошо были известны:

  • питательное, витаминизирующее, укрепляющее, антитоксическое, противопростудное, антибактериальное, слабительное свойства мёда; 
  • его оздоравливающее влияние на многие внутренние органы (дыхательную систему, желудок и кишечник, почки и мочевой пузырь, печень, репродуктивные органы) и кровообращение.

Советовалось принимать мёд, разведённый в тёплой воде, натощак, как это практиковал сам великий пророк. В одном из хадисов Мухаммед настоятельно рекомендует пить мёд от болезни живота. Также сохранилось его высказывание, призывающее употреблять в пищу мёд, так как «он исцеляет тысячи болезней».

Интересен в символическом плане рецепт, предлагаемый родственником и сподвижником Мухаммеда, праведным халифом по имени ‘Али ибн Абу Талиб. Заболевшим он советовал выписать из Корана строки и написанное растворить в дождевой воде. Затем купить мёду и добавить его в этот раствор, и тогда Аллах совместит в этом средстве «здоровое и приятное, благодатную воду и лекарство».

Имеющее место и в других культурах противопоставление мух и пчёл присутствует и в мусульманской традиции. Так, посланнику Аллаха в хадисах приписывается изречение о том, что «все мухи будут в огне, кроме пчёл». Толкователи объясняют это тем, что нечистые насекомые будут не сами гореть в пламени, а кусать грешников, усугубляя их посмертные мучения. А вот пчёл, как чистых, божественных творений, служащих людям и несущих им исцеление, эта чаша минует.

Символические значения пчелы
и мёда
у мусульман

Итак, значения пчелы и мёда в исламе в основном соответствуют их пониманию во всём мире. Правда, мёду отведена в большей степени прагматичная, нежели мистически-символическая роль. Это в первую очередь ценнейший продукт питания, целебное средство самого широкого спектра действия. В искусстве толкования сновидений мёду приписываются исключительно хорошие смыслы. Видеть его во сне предвещает правоверному мусульманину получение возвышенных знаний, а потчевать им других – означает способность спящего правильно читать и понимать священный Коран. То есть сладость пищи ассоциируется со сладостью божественной мудрости. Видеть струи мёда – к совершению благих дел, а также к богатству и материальному благосостоянию.

А вот легкокрылые создательницы мёда символизируют смирение, верность перед Богом, трудолюбие и полезность для человечества, мудрость и чистоту. Это и аллегория чистой души правоверного мусульманина. В совершенстве пчелиного быта и «общественного» устройства, в иерархичности внутрироевых отношений и способности строить удивительные жилища из математически точных шестигранных ячеек, соблюдать в сотах идеальную чистоту и т. д. приверженцам Аллаха видится образец, на который должны ориентироваться верующие.

Источник