О пользе молока детям в саду
Любовь Николаевна
Беседа «Чем полезно молоко?»
Задачи:
Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья.
Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческий подход к своему питанию у детей.
Ход беседы:
Воспитатель:- Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь ее отгадать.И тогда мы с вами узнаем кто сегодня к нам пришел в гости:
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
– Правильно. К нам сегодня пришла корова Милка и принесла подарки.
Как вы думаете, какие подарки? (Молоко)
Воспитатель: Давайте расскажем какую пользу приносит молоко.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, запомнили, чем богато молоко.
В молоке полезных много
Витаминов и веществ.
Пейте молоко парное,
Чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки,
Не болела голова,
Настроение чтобы было
Превеселое всегда.
Откуда пришло молоко.
Воспитатель: Ребята! Вам тоже дают молоко в детском саду. А вы знаете, как оно появилось у вас на столе?
Воспитатель: Давайте расскажем и покажем, какой долгий путь прошло молочко, чтобы появиться на нашем столе?
«Откуда пришло молоко» (слайды)
С чего началось путешествие молочка?
Корова пасется на лугу, кушает травку;
После того, как она поела, у неё в вымени появилось молочко. Её подоили;
Машина «молоковоз» отвезла молоко на молочный завод;
На молочном заводе молоко переработали и разлили в красивые бутылочки, коробочки, пакетики, сделали из молока различные молочные продукты;
С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам.
В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой. Так молочко появляется на нашем столе.
– Сколько труда вложено в то, чтобы молоко попало к нам на стол?
Сюрприз “Подарки от Милки”.
Воспитатель: Какие молочные продукты вы знаете?
Из корзины (на слайдах) дети по очереди достают один предмет – молочный продукт.
(молоко, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, масло, сыр, глазированный сырок, сливки).
Воспитатель:
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр:
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко
Воспитатель:
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
Сметана:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Воспитатель:
Тут вмешался творог:
Творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны. Ну, слегка».
Воситатель:
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
Масло:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Воспитатель:
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
Мороженное:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Воспитатель:
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
Молоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»
Физкультминутка: «Буренушка»
Дай молока, Буренушка, Дети показывают, как доят корову
Хоть капельку на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки. Делают «мордочки» из пальчиков
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки, Загибают по одному пальчику на обеих руках,
Молока для кашки. начиная с мизинцев
Всем дает здоровье Снова «доят»
Молоко коровье!
Викторина “В гостях у сказки”.
– Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите.
1)«Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди» Русская народная сказка)
2) «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята» Русская народная сказка)
3) Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает,как ей тяжко жить-поживать:
– Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрому дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать. (“Крошечка-Хаврошечка” Русская народная сказка)
4) «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил.Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко» Русская народная сказка)
Воспитатель:
– Наш разговор о молоке и молочных продуктах подошел к концу. Я желаю вам крепкого здоровья, помните, ребята, что молоко очень полезное!
Источник
Молоко полезно детям.
Пейте, дети, молоко — будете здоровы! Так поется в одном известном мультфильме. И о том, что детям молоко жизненно необходимо, знает каждый. Чем же полезно молоко детям?
Чем молоко полезно детям.
Молоко – это продукт, в котором большое содержание легко усваиваемого кальция. Он укрепляет и способствует росту детских костей, а также делает здоровыми зубы. Ни в одном другом продукте нет такого количества кальция и веществ, которые способствуют его усвояемости.
Молоко содержит в себе иммуноглобулины, которые помогают справляться с простудами и вирусными инфекциями. Поэтому, если ребенок заболел, нужно обязательно включать в рацион молоко, чтобы ускорить процесс выздоровления. Регулярное его употребление, помогает укреплять иммунитет и предупреждает возникновение заболеваний.
Благодаря содержанию в молоке аминокислот, этот напиток является хорошим успокаивающим средством. Когда ребенок набегается и наиграется на протяжении всего дня, теплое молоко с медом перед сном, обеспечат спокойную ночь и здоровый сон малыша.
Молоко также является очень полезным, для формирования комфортной работы желудочно-кишечного тракта ребенка, поскольку обладает свойствами, понижающими кислотность желудочного сока. Кроме того, оно формирует правильный обмен веществ в организме ребенка. Это является залогом здорового развития всех органов и систем подрастающего человека. А лактоза (молочный сахар) помогает формированию хорошей микрофлоры в кишечнике.
Усвояемость биологически активных веществ, которые есть в молоке, очень высока — до 95% (тогда как тех, которые содержатся в картофеле, например, — лишь 14%). Именно поэтому молоко входит в набор необходимых для детского питания продуктов (молоко, морская рыба, яйца, овощи, фрукты). Особенно полезен жир, который содержится в молоке. Он транспортирует витамины A, D, Е, а его компоненты — незаменимые жирные кислоты — способствуют усвоению белков и витаминов B и С. Роль молока в жизнедеятельности человека хорошо отражена в индусской пословице: пей молоко и проживешь долго.
Самым полезным является козье молоко, поскольку по составу похоже на материнское. Помимо перечисленных полезных элементов, оно содержит также калий и тиамин, который способствует правильному развитию нервной системы и головного мозга.
Если ребенок категорически не приемлет молока в чистом виде, его можно заменить различными молочными продуктами: кефиром, творогом, йогуртом.
Удивительно, но молоко также полезно в косметологии. Молоко прекрасно увлажняет кожу, снимает воспаления и раздражения. Все слышали о знаменитых молочных ваннах Клеопатры. Это же можно делать и в наши дни, просто вылив литр молока в теплую ванну.
Молоко является очень важным продуктом, необходимым для употребления подрастающего организма ребенка. Его пользу и положительное влияние на рост малыша сложно недооценить. Ведь самая первая еда для малыша – это молоко.
Совместимость молока с другими продуктами
По мнению ученых, молоко можно сочетать практически с любыми продуктами. Даже с такими, как соленые огурцы или селедка. Если ваш организм хорошо воспринимает такие, на первый взгляд, несочетаемые продукты, то можете спокойно к этому относиться. Ведь молоко нейтрализует все негативные воздействия соленой и острой пищи. Поэтому, вредно или полезно молоко с тем или иным продуктом, решать только вам. Что же касается более привычных продуктов — молочных каш и супов, то они полезны как детям, так и взрослым. Правда, в таком виде молоко теряет половину своих полезных качеств. Некоторые любят пить чай с молоком. В таком виде молоко прекрасно нейтрализует действие кофеина, что крайне полезно тем, кому вреден именно кофеин.
Одним словом, не бойтесь сочетать молоко с другими продуктами, а тем более, пейте его почаще в чистом виде — ведь польза молока несомненна.
Откуда пришло слово «молоко».
Древнерусское – молоко. Старославянское – млеко. Общеславянское – melko.
Слово «молоко» – славянское по происхождению. «Молоко» – «белая жидкость, вырабатываемая молочными железами женщин и самок животных, предназначенная для кормления детей и детёнышей».
Слова с похожим значением встречаются во многих языках, например в литовском (malkas – «глоток»), латышском (malka – «питьё»), готском (mihma – «облако»), это позволяет учёным предполагать, что слово возникло в индоевропейский период.
У многих народов его название звучит одинаково: млеко (польское, чешское, хорватское), мляко (болгарское), молоко (украинское, белорусское).
История употребления молока в пищу.
С раннего детства нам внушают, что молоко необходимо для поддержания здоровья. Это убеждение было свойственно людям во все времена. В течение нескольких тысячелетий молоко и приготавливаемые на его основе продукты были главной пищей у многих народов. Причем употребляли их и в лечебных целях. До наших дней дошло немало документальных свидетельств, в которых отразились накапливавшиеся веками сведения о пользе молока. В древности люди не имели ни малейшего представления о химическом составе продуктов и о действии содержащихся в них веществ на организм. Поэтому все их выводы были основаны на практических наблюдениях.
По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.
В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.
Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко.
Обычно европейцы пьют много молока. Например, во Франции около 429 литров в год, а в Великобритании — 286 литров. Молоко поддерживает силы человека уже на протяжении 7500 лет.
Ученые считают, что сначала молоко употреблять начали народы, проживающие между Центральной Европой и Балканами, скорее всего таким образом наши предки инстинктивно искали дополнительный источник фосфора, кальция и витамина D, который на протяжении целого года вырабатывается в организме человека в солнечных странах, а в Европе, где солнце светит не всегда, человек должен дополнительно получать его из продуктов.
Кроме витаминов древнее люди получали животные жиры из молока, которые являются отличным топливом. Молоко было хорошо и тем, что его можно было пить тогда, когда качество воды было сомнительным. На протяжении многих тысячелетий молоко стали пить не только дети, но и взрослые. Исследователи говорят, что благодаря молоку организм европейцев изменялся — в нем начали вырабатываться ферменты, которые работают над усвоением лактозы или молочного сахара. Поэтому многие из нас могут спокойно лакомиться и молоком, и молочными продуктами. У некоторых представителей народов Африки и Азии этот фермент отсутствует, поэтому молоко является для них не съедобным.
На Востоке до недавнего времени молоко тоже не было слишком популярно. Например, в Китае его начали больше употреблять после 1999 года, когда потребность молока в детском питании была определена на государственном уровне. Китайские врачи решили, что дети других стран растут быстрее благодаря молоку и молочным продуктам.
Особенно почитают молоко в Индии. Древние философские трактаты гласят о том, что человек, который пьет молоко, перенимает доброту, сострадание и любовь. Пить его необходимо в определенное время: с 6 до 9 утра и с 18 до 21 часа вечером. Согласно аюрведе, молоко лучше всего пить с сладкими продуктами.
Легенды о молоке
1. У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах, обитающих в озерах. Считается, что иногда они выходят на прибрежные луга, тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.
2. Учёные хотели узнать, из чего состоит наша пища.
Они исследовали разные продукты, но особенно долго исследовали молоко.
Однажды вечером оставили в тёплом месте на кухне стакан молока, а утром в стакане, вместо молока, увидели простоквашу.
Сверху простоквашу покрывали жирные сливки.
Вот молоко и рассказало, что содержит жир.
Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь.
Скоро простокваша превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога.
Химики стали исследовать творог. Они установили, что творог- это белок, похожий на яичный.
Белки находятся в мясе, икре, рыбе.
Без них нельзя прожить, их ничем не заменить в пище.
И вот в молоке оказалось достаточно белков: в одном стакане содержится столько, будто в нём разболтали 2 яйца.
Жидкое молоко не такое уж водянистое.
Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить , выпаривать.
Когда она загустела и стала светло-коричневой, её поставили в холод.
Утром на стенках сосуда осели жёлтые кристаллики.
Кристаллики на вкус были сладкими и очень приятными.
Это молочный сахар. Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар.
Есть в молоке и витамины.
3. Кошка для людей спасла Молоко.
Когда-то вымя у коров было на всё брюхо и молока было «как воды».
Люди возгордились.
Стали купать в Молоке детей, да и сами умывались им.
Бог отнял у коровы вымя, но кошка упросила его оставить корове только четыре соска.
Интересные факты.
– Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
– Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
– Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
– Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
– За день корова дает 160 стаканов молока.
– В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.
– В одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.
Источник
Канбулатова Зарипат
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «О пользе молока и молочных продуктов»
Цель: формирование представлений у детей о пользе молока и молочных продуктов для организма человека.
Задачи:
Обучающие: формировать представления у детей о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья. ; закреплять знания о разнообразии молочных продуктов, полученные в ходе наблюдений и экспериментальной деятельности; расширять и обогащать словарный запас детей (умение согласовывать слова в предложениях, образовывать прилагательные, сопровождать выполняемые действия речью-объяснением)
Развивающие: развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной деятельности; развивать мыслительную активность; развивать мышление ; развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье, доброту, заботливое отношение друг к другу; обогащать опыт работы детей с интерактивной доской, способы ее использования в процессе решения поставленной задачи.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о молоке и молочных продуктах; подбор и чтение художественной литературы по теме; художественное творчество «На лугу пасутся ко…»; просмотр м/ф «Цветное молоко»
Раздаточный материал: пластиковые стаканчики, трубочки, молоко, вода, ватные палочки, лист белой бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними! Звучит музыка из мультфильма «Кто пасётся на лугу?
Воспитатель: Какая весёлая песенка. Ребята, о ком поётся в этой песенке? (о корове)
Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть, и загадки загадать? (Да)
Воспитатель:
1. Она щедра, наверняка,
Зовя доярку снова,
Даёт бидоны молока
Для ребятни … (корова)
2. Домашнюю корову
Узнаете легко,
А, что она там дарит?
Парное (молоко)
3. Молоко на всей планете
Любят взрослые и дети.
Если не сварить с ним кашу,
Скиснет будет (простокваша)
4. Жирная, густая
Назвалась я (сметана)
5. Ножка деревянная,
Одёжка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю (Мороженое)
6. Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко и в срок
Получили мы… (творог)
7. Хоть в нём очень много дыр,
Мышка очень любит… (сыр)
8. Сей продукт даёт корова,
Он на солнышке блестит.
Он хорош к блинам и к каше,
В холодильнике лежит (Масло)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали! Как вы думаете, что общего во всех загадках? (всё сделано из молока). Вы наверно догадались, что мы будем говорить о молоке, его свойствах и пользе, а так же о молочных продуктах.
К нам сегодня пришла корова Милка (иллюстрация) и принесла подарок.
Как вы думаете, какой подарок? (Молоко)
Воспитатель: Давайте расскажем, какую пользу приносит молоко.
С самого рождения ребёнок пьёт только молоко. Ребёнок подрастает, он начинает кушать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметана, йогурт, сыр, масло.
Все знают, что молоко нам дают коровы и козы. У коровы молоко – коровье, у козы – козье.
На свете есть и другие животные, которые дают молоко.
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.
Овечье молоко очень питательное. Из него изготавливают специальный сыр, именуемый брынзой.
Верблюжье молоко – сладкое, полезное.
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладушки, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это вы кушаете с удовольствием, да и взрослые тоже.
Самым важным компонентом молока является белок. Это основной элемент из него состоят наши мышцы и кости. Белок – главный строитель нашего организма. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.
Например: 1) Кальций. Все молочные продукты, рекордсмены по содержанию кальция. Он просто необходим для наших костей, для нервной системы. Особенно кальций необходим для растущего организма детей, чтобы кости развивались должным образом и зубы были крепкими.
2) Витамин А. Очень ценный витамин для иммунитета, для красоты кожи, ногтей, укрепления зрения.
3) Витамин Д. Всем известно, что этот витамин необходим для усвояемости кальция, в молочных продуктах есть и кальций и витамин Д, некоторые продукты содержат только кальций, поэтому для его хорошего усвоения мы должны ещё и употреблять продукты, содержащие витамин Д.
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам даёт его корова!
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я показываю вам животное, а вы говорите какое у него молоко.
Например: у коровы, молоко коровье.
Д/И «Какое молоко?»
Какое молоко у козы? (У козы молоко козье)
Какое молоко у овечки? (У овечки молоко овечье)
Какое молоко у лошади? (У лошади молоко лошадиное)
Какое молоко у верблюда? (У верблюда молоко верблюжье)
Какое молоко у оленя? (У оленя молоко оленье)
Воспитатель: Мы с Вами сказали, что молоко нам нужно для роста.
Приглашаю на разминку.
Веселее все вставайте
И за мною повторяйте.
Физкультминутка: «Буренушка»
Дай молока, Буренушка, Дети показывают, как доят корову
Хоть капельку на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки. Делают «мордочки» из пальчиков
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки, Загибают по одному пальчику на обеих руках,
Молока для кашки. начиная с мизинцев
Всем дает здоровье Снова «доят»
Молоко коровье!
Воспитатель: а теперь сюрприз, ребята,
В лабораторию чудес
Приглашаю всех я вас!
В ней мы знания добудем,
С молоком дружны мы будем!
Опыты с молоком
Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории мы продолжаем узнавать о молоке и его свойствах.
Опыт №1 «Молоко имеет цвет».
Воспитатель: Перед вами два стана. В одном из них – вода, а в другом – молоко. И сейчас мы с вами проверим имеет ли молоко цвет. Поместим в стаканы трубочки.
Видна ли трубочка в воде? (Трубочка видна в воде)
Видна ли трубочка в молоке? (В молоке трубочка не видна)
Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко не прозрачное, оно имеет цвет.
Воспитатель: Правильно, вода прозрачная, а молоко не прозрачное, оно имеет цвет.
Опыт №2 «Молоко имеет вкус».
Воспитатель: А теперь давайте проверим имеет ли молоко вкус. Давайте попробуем воду. Есть ли у воды вкус? (У воды нет вкуса).
А теперь попробуем молоко. Есть ли вкус у молока? (У молока есть вкус).
Какое оно на вкус? (Молоко сладкое).
Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Вода – без вкуса, а у молока есть вкус. Молодцы ребята!
Опыт №3 «Молоко имеет запах»
Воспитатель: Перед вами 2 стакана. В одном из их – вода, а в другом – молоко. И сейчас мы проверим имеет ли молоко запах. Поднесите к носу стакан с водой. Есть ли какой-либо запах? (У воды нет запаха). А теперь ребята поднесите к носу стакан с молоком. Есть ли какой-либо запах? (У молока есть запах). Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода без запаха, а молоко имеет запах. Правильно ребята.
Воспитатель: какие блюда можно приготовить из молока и молочных продуктов?
Дети называют: омлет, пироги, каша, блины, мороженое и др. (дети продолжают, воспитатель заканчивает – домашний сыр)
Воспитатель: Домашний сыр. Вот какая длинная цепочка у нас получилась.
Вопрос: Каждый из вас пробовал домашний сыр. А сами пробовали его готовить?
Воспитатель: Я предлагаю его вместе приготовить – это очень интересно. Итак, основной продукт для домашнего сыра – это молоко.
Вопрос: А как мы должны получить молоко? Кто нам даёт молоко? (Корова)
Воспитатель: Правильно, давайте с вами подоим корову и получим молоко.
Получили. Приступаем к работе.
Воспитатель: Для получения сыра берём порошок пепсин, растворяем его в воде. В полученный раствор добавляем молоко, перемешиваем и оставляем 5-10 минут.
Получившуюся смесь закидываем на дуршлаг и оставляем пока стечёт сыворотка. В результате мы получим твёрдую массу сыра.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сыр, который мы приготовили сами.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? О чём мы говорили? А что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы большие молодцы, хорошо поработали!
Источник