О пользе музыкального развития детей
сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.
Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?
Музыкальные инструменты и мелкая моторика
Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.
Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.
Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).
Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.
У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.
При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.
При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.
Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.
Музыка и здоровье ребенка
С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.
Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.
Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.
В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.
Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.
Как еще музыка влияет на здоровье:
- Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
- О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.
Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.
Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.
Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.
Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.
Музыка и математика
И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.
Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:
- Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
- Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
- Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
- Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
- Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
- Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.
Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!
Развитие ума
Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.
За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%
Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.
- Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
- Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
- Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
- Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
- Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
- Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.
Труд
Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.
Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.
Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.
Публичные выступления и уверенность в себе
Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.
В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.
Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.
Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.
Гармония и воспитание вкуса
Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.
Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.
При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.
Музыка воспитывает – Человека.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.
В. А. Сухомлинский
Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.
Источник
Чаще всего первой музыкой для маленьких детей являются колыбельные песни, которые заботливые мамы напевают своим крохам, не имея никакого музыкального образования. Более современные родительницы, будучи беременными, слушают классическую музыку регулярно, полагая, что таким образом мелодии великих композиторов благотворно повлияют на общее развитие плода. И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют. Но все ли так безоблачно? В чем заключается главная польза музыки и в каких случаях она может нанести непоправимый вред психическому здоровью ребенка?
Польза классической музыки
Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:
- положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
- улучшает восприятие нового материала;
- стимулирует память;
- нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
- развивает творческое и логическое мышление;
- формирует коммуникабельные навыки;
- воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
- помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.
- Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
- Гармония души и тела. Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека, превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние, причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода.
- Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать эмоции и настроение, распознавать интонации.
Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.
Как классика влияет на здоровье детей?
Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.
Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей. Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр. С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.
Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?
Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:
- воспитать музыкальный вкус;
- привить эмоциональную отзывчивость;
- привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
- укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
- развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
- расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
- уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
- развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
- воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.
Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.
Вам могут быть интересны темы:
Может ли музыка нанести вред ребенку?
Безусловно, не вся музыка полезна для подрастающего поколения в одинаковой мере. Правильно подобранные мелодии способствуют всестороннему развитию детей. Но сегодня существует много музыкальных направлений, которые разрушают психику ребенка и не несут никакой полезной информации. К примеру, поп-музыка, шансон, реп – все это бессмыслица, музыка для развлечения, но никак не для развития интеллектуальных способностей ребенка, его психоэмоционального и физического здоровья.
Что касается рока и прочей тяжелой музыки, то ее влияние на живые организмы не просто негативное, но и вовсе разрушительное. Исследования показали, что громкая, мрачная музыка тормозит рост растений, разрушает структуру молекул воды, а снежинки от такого звучания из прекрасных и идеальных превращаются в настоящее безобразие. И поскольку человек – неотъемлемая часть природы, то влияние тяжелой музыки на развитие ребенка так же губительно, ведь в процессе прослушивания рока в организме человека выделяется стресс-гормон, который стирает информацию из мозга.
Учитывая все вышесказанное, можно уверенно сказать, что польза классической музыки для развития ребенка очевидна. Поэтому, если у вашего малыша есть желание или способности к музицированию, не медлите ни минуты – запишите кроху в музыкальную школу. Это отличный способ сделать ребенка успешным и счастливым.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник