О пользе науки для детей

О пользе науки для детей thumbnail

Факты о наукеЭти занимательные истории и факты о науке помогут развить в вашем ребёнке тягу не только ко всему необычному и интересному, что случается в этом мире, но и к самой науке, к знаниям. Возможно, даже он захочет стать великим учёным или исследователем, а, следовательно, заинтересуется каким-нибудь дополнительным учебным предметом, что поможет сформировать в нем более разностороннюю и полноценную личность.

Необычные факты о науке

Как известно Эйнштейн был гениальным учёным. Но уже после его смерти при вскрытии обнаружилось, что его мозг отличается от мозга обыкновенного человека. Кроме того, Эйнштейн страдал дислексией – у него были затруднения с чтением.

Когда американцы работали над созданием атомной бомбы, нанимаемый на работу младший технический персонал должен был удовлетворять одному условию: быть неграмотным. Руководители проекта не желали, чтобы простые служащие могли прочесть даже те бумаги, которые выбрасывали в мусорную корзину.

Если бы ты взялся пересчитать все звезды на небе (в среднем одну звезду за одну секунду), тебе понадобилось бы, по меньшей мере, 3000 лет.

Если тебе кажется, что ты сильно потолстел, садись в ракету и отправляйся на Меркурий: твой вес там будет в четыре раза меньше, чем на Земле. Предположим, что на Земле ты весишь 60 килограммов, на Меркурии ты будешь весить всего пятнадцать!

Луна ненамного меньше Земли. Если Землю сравнить с яблоком, то луна будет величиной с вишню.

Учёным, работающим в одной австралийской обсерватории. В один прекрасный день показалось, что они уловили внеземные радиосигналы. При более тщательной проверке выяснилось, что сигналы исходят от микроволновой печи, которая находилась в том же здании.

Некоторые сплавы обладают «памятью» о своей исходной форме. Например, если согнуть обычную стальную иголку, она останется согнутой, даже если ты её нагреешь. Но если иголка сделана из особого сплава, она при нагревании выпрямится.

Звуковые волны распространяются в стали в 15 раз быстрее, чем в воздухе. Используя волны определённой частоты, можно просверлить отверстие в довольно крупном стальном предмете.

Интересно? Ну тогда вот вам еще необычные факты о науке.

Если бы можно было полностью высвободить тепло одного человека, его хватило бы, чтобы довести до кипения примерно 30 литров ледяной воды.

В 1783 году брать Монгольфье осуществили первый полет на воздушном шаре. Когда шар приземлился, жители Лиона разодрали его в клочья: они решили, что это какое-то летучее чудище.

Размер первого компьютерного диска был выбран его создателями довольно случайно. Инженеры фирмы «Филипс» решили, что на диске должна полностью поместиться Девятая симфония Бетховена. Так симфония великого композитора предопределила размер всех будущих дисков.

В некоторых странах первые телевизоры продавались в неукомплектованном виде: их нужно было сначала смонтировать, а потом уже смотреть. Экран таких телевизоров представлял собой прямоугольник размером не больше 10х5 сантиметров.

Говорят, Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, боялся темноты. За четыре года он сделал более 300 изобретений – по одному каждые пять дней.

В последнее время металлические телефонные кабели все чаще заменяют кабелями из стекловолокна. Нить стекловолокна настолько тонкая, что её можно продеть сквозь игольное ушко. Несколько нитей вполне достаточно, чтобы осуществлять по ним одновременно 100 000 телефонных звонков.

Каждый год на Земле случаются эпидемии гриппа. В 1918 году от «испанки» умерло 30 миллионов человек – меньше людей унесла Первая мировая война. Сейчас каждый может сделать прививку против этой болезни. Для производства вакцины от гриппа учёные используют куриные яйца. Надеемся, что у тебя нет на них аллергии.

На электростанциях иногда наблюдаются резкие скачки потребления электроэнергии. Оказалось, такие внезапные всплески происходят в тот момент, когда по телевизору заканчивается интересный фильм или решающий футбольный матч. После этого большинство зрителей идут на кухню и включают электроплиту, чтобы приготовить себе поесть.

Изобретению микроволновой печи помог случай. Как-то один исследователь, проходя мимо аппарата, излучавшего электромагнитные волны, заметил, что плитка шоколада, лежавшая у него в кармане, расплавилась.

Фотографию плода человека в утробе матери делают с помощью метода, называемого УЗИ (ультразвуковое исследование). Изображение плода получается в результате отражения от его тела ультразвуковых волн, совершенно безвредных для организма. Точно такой же принцип лежит в основе работы эхолота, прибора, который испускает звуковые волны и регистрирует «эхом» – волны, отражаемые предметами под водой.

Энергию, необходимую для поддержания жизнедеятельности нашего организма, мы получаем с пищей. Измеряют эту энергию в калориях. Так, один банан содержит 80 калорий – этого достаточно для 10–минутной пробежки.

В 1850 году во Франции утонули в реке 260 солдат, которые маршем шли по подвесному мосту. Их синхронный строевой шаг вызвал резонанс – усиление колебаний моста, и он обрушился. С тех пор установлено правило: группы людей, идущих по мосту, не должны шагать в ногу.

А как тебе еще такие необычные факты о науке?

Смех очень полезен для здоровья! Врачи утверждают, что он ускоряет выздоровление. Когда ты смеёшься, твоё сердце бьётся сильнее, дыхание становится интенсивнее, организм вырабатывает больше антител, защищающих его от микробов. Вот почему в некоторых странах в детские больницы приглашают клоунов.

Стрелки на часах всегда движутся слева направо и никогда – в обратную сторону. Объясняется это очень просто. В старину для определения времени использовали солнечные часы: тень колышка, вбитого в центр круга, довольно точно указывает время суток. Солнце встаёт на востоке и садится на западе. Так что в Северном полушарии тень колышка перемещается слева направо. Первые изобретатели часов, естественно. Тоже сделали часы со стрелкой, движущиеся слева направо. Если бы часы были изобретены в Южном полушарии, то стрелки, возможно, шли бы в обратную сторону.

Если бы в озере Лох-Несс действительно обитало чудовище, вес его, по оценкам учёных, никак не мог быть больше 31 килограмма. Дело в том, что такое животное, как Несси, за год должно съедать довольно много рыбы – её вес должен в три раза превышать вес животного. Всего же в озере рыбы не более 93 килограммов. Таким образом, монстр едва ли весил бы больше 31 килограмма.

Электронно-вычислительная машина ENIAC была изобретена перед Второй мировой войной. Современная электронная микросхема размером половину квадратного сантиметра обладает теми же вычислительными возможностями, что и допотопная ЭВМ, занимавшая целое здание.

Некоторые виды крысиного яда продаются в США как стимулирующее средство для пожилых людей. Эти препараты, в самом деле, действуют на них возбуждающе, а крысы от них дохнут! Средство оказывается весьма эффективным в обоих случаях.

На планете Венера сутки длятся дольше года! Дело в том, что Венера делает один оборот вокруг своей оси за 243 земных суток, а один оборот вокруг Солнца – за 224.

Турбонасос главного двигателя космического челнока обладает такой мощностью, что он мог бы полностью осушить небольшой бассейн за 25 секунд. Очень практичная штука, когда надо почистить бассейн в саду!

Голубой цвет оказывает на человека успокаивающее действие. В соответствии с различными вариантами ситуации 11 химических веществ, вызывающих успокоение, рассылаются мозгом по всему телу. Если ты встретишь человека, который сильно нервничает, помаши ему голубым флажком.

В истории человечества известно много случаев, когда золото использовали в медицинских целях. Так, ещё древние римляне изготавливали мазь, в состав которой входил этот металл. С её помощью лечили заболевания кожи, а в средневековой Европе золотой порошок добавляли в напитки для снятия болей. Да и сегодня тонкую золотую фольгу используют для лечения хронических язв.

Если в корнишон вставить с двух сторон электроды и пропустить через эту электрическую цепь ток, то корнишон засияет. Прекрасный выход из ситуации, если в комнате перегорели все лампочки.

А знал ли ты такие факты о науке?

Сегодня космонавту, чтобы попасть на Луну, нужно времени меньше, чем в былые времена, на то. Чтобы путешественнику пересечь Англию на дилижансе. Но на Луне дела у него пойдут куда медленнее. Самая большая скорость, какую пока удалось развить на Луне транспортному средству – 17 километров в час. Так что ты спокойно мог бы успеть за ним на велосипеде.

Вещество, из которого состоит планета Сатурн, легче воды. Если бы в космосе можно было устроить огромный бассейн, Сатурн запросто мог бы там плавать.

Учёные установили, что, если лето очень знойное, нектар в некоторых цветках начинает бродить. Собирающие его пчёлы с трудом находят дорогу домой, и менее охотно «рассказывают» сородичам о своей находке. Короче говоря, пчелы… пьяны. Что ж, бывает и такое!

Индейцы давно открыли что-то вроде природного аспирина. Когда у них болит голова, они жуют кусочек коры плакучей ивы. Кора помогает и против лихорадки, но в этом случае надо её заварить, а потом пить настой. Однако это эффективное жаропонижающее средство вызывает тошноту. Выбирай, что тебя больше устраивает.

Лучи света распространяются в космическом пространстве с непостижимой скоростью. Но если Солнце внезапно перестанет светить, пройдёт целых восемь минут, прежде чем мы это заметим.

Когда самолёт взлетает или садится на взлётно-посадочную полосу, скорость его такова, что покрышки шасси обязательно должны были бы загореться. Чтобы этого не произошло, камеры накачивают не воздухом, как колеса велосипеда или автомашины, а невоспламеняющимся азотом.

Первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, была Мария Склодовская-Кюри; умерла она в результате радиоактивного облучения, которому подверглась, проводя свои эксперименты. Журналы её наблюдений могли бы служить ценным материалом для учёных, занимающихся подобными исследованиями. Беда лишь в том, что, прежде чем получить к ним доступ, необходимо подписать документ, что вы сознаете всю таившуюся в этих бумагах опасность, ведь они долгое время подвергались действию радиации. Сегодня журналы Марии Склодовской-Кюри хранятся в свинцовом сейфе в подвале Национального архива в Париже.

Более 90% калорий, которые мы потребляем, уходит на то, чтобы поддерживать нормальную температуру тела. Так что лучший способ снизить вес – закрыться в холодильнике, где для сохранения нормальной температуры тела нам потребуется куда больше калорий. Изящное решение, не правда ли?

Обычное ведро, наполненное землёй, будет весить в пять раз больше, чем такое же ведро, наполненное солнечной материей. Однако поскольку сила тяжести на Солнце гораздо больше, чем на Земле, человек, который на Земле весит 75 килограммов, на Солнце потянет более чем на две тонны.

Научный прогресс позволил существенно снизить уровень смертности людей по сравнению с 1900 годом. Если бы мы не располагали современным средствами диагностики и лечения, то сегодня, число людей на Земле было бы вдвое меньше. Если население Земли будет расти такими же темпами, как до сих пор, то к 3530 году вес всех живущих на ней людей сравняется с весом самой Земли.

Ну и последние на сегодня интересные факты о науке…

Всем известно, что человечество медленно, но верно загрязняет и портит Землю. Сегодня отходы выбрасываются даже в космическое пространство. Если так дело пойдёт и дальше, то через 100 лет каждый десятый космический корабль обязательно столкнётся на орбите с космическим мусором.

Жители городов каждый день вдыхают такое количество токсичных веществ, что ими можно было бы доверху наполнить пачку из-под сигарет.

Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, но и замечательным учёным. Он изучал анатомию человека, занося свои наблюдения в блокноты… зеркальным письмом. Так он пытался скрыть результаты своей работы от пристального внимания католической церкви, у которой на все эти вещи были совсем иные воззрения.

Если тебе посчастливится когда-нибудь попасть на Луну, ты сможешь увидеть там следы ног всех своих предшественников. Поскольку атмосферы на Луне нет, нет и ветра, и любой след не сотрётся, по крайней мере, ближайшие 10 миллионов лет.

Вот ты и прочитал факты о науке, которые мы сегодня хотели тебе показать. Но это еще не все. В мире столько удивительных вещей, что обозреть их в одной малюсенькой статье просто невозможно. Поэтому, юный друг, беги скорее в библиотеку, где ты найдешь еще столько интересной информации, что тебе и не снилось. Впрочем, сейчас в век интернета и ходить-то никуда не надо. Стоить лишь нажать на клавишу компьютера и…

Источник

В начале марте в Назарбаев Университете прошёл Astana Science Festival – выступали популяризаторы науки из России и Казахстана. Основная аудитория – школьники и молодёжь, но приходили и целыми семьями с детьми дошкольного возраста. Детей на фестивале было много и они выглядели увлечёнными происходящим, однако существует мнение, что детям интереснее смартфоны и компьютерные игры, чем наука и новые знания.

Informburo.kz вместе с Алексеем Иванченко, популяризатором науки и автором экспериментов для программы “Галилео”, Наталией Закирьяновой, клиническим психологом в детском центре “Моя радость”, и Алмасом Ордабаевым, редактором казахстанского научно-популярного журнала и руководителем школы наук OYLA, разбирается, как увлечь ребёнка наукой и почему это важно.

“Дети по своей природе – исследователи, – говорит Наталия Закирьянова. – Им в любом возрасте присущи любознательность, стремление экспериментировать и жажда новых впечатлений. И если взрослые создают благоприятные условия, в которых ребёнок может развиваться и изучать новое, то у него появляется шанс преуспеть в жизни”.

Мышление и разные склады ума у детей: как определить и развивать?

В психологии встречаются разные классификации мышления. Согласно одной из распространённых классификаций типы мышления развиваются у ребёнка последовательно в разном возрасте.

Существует 4 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное – (дети с рождения) это мышление реализуется по принципу “Увидел → Сделал → Запомнил”.

  2. Наглядно-образное – (к 4 годам) с развитием этого типа мышления ребёнок начинает выходить за пределы собственного опыта: анализирует, высказывает мнение, рассуждает.

  3. Словесно-логическое – (к 6 годам) ребёнок активно использует факты, предполагает, обобщает.

  4. Абстрактно-логическое – (к 7 годам и позднее) ребёнок учится выделять существенные свойства предмета и опускать несущественные, мыслить абстракциями – категориями, которых нет в природе. К таким категориям относятся цвет, кривизна, красота.

В младшем дошкольном возрасте обычно трудно определить склад ума у ребёнка, это возможно, когда у него появляется разная занятость. Психологи выделяют такие склады ума:

  • Гуманитарный – хорошо даётся изучение языков, быстро развивается хорошая связная речь

  • Математический – ребёнок мыслит логически чётко, хорошо видит причинно-следственные связи, выявляет закономерности

  • Пространственный – ребёнок хорошо воспринимает образы, визуализирует объекты по их описанию

  • Телесно-кинестетический – развитое владение своим телом, ребёнок учится в движении и манипулирует предметами, у него хорошо развито чувство времени

  • Музыкальный – чувствует ритм, использует разные интонации, хорошо воспринимает информацию на слух.

Определить склад ума можно, только попробовав занять ребёнка разными видами деятельности и посмотреть, что ему или ей больше нравится и что получается лучше всего.

Показать пример: как вести себя родителям?

Родители воспитывают детей и знакомят с тем, как устроен окружающий мир, они – пример для подражания. Если родители хотят заинтересовать ребёнка наукой и показать, что учиться чему-то новому – здорово, важно самим быть вовлечёнными в процесс.

Ведь если считать, что наука сложная и неинтересная, то вряд ли можно убедить детей в обратном.

“Я считаю, что формирование любознательности начинается с пелёнок. Вы поёте колыбельные, рассказываете стихи и потешки, сказки, позднее занимаетесь творчеством, беседуете и наблюдаете вместе за окружающим миром, – рассказывает Наталия Закирьянова.

Наталия Закирьянова / Фото из личного архива

Сейчас есть много бытовых опытов, которые можно провести вместе с ребёнком. Выбор опытов зависит от возраста ребёнка. Можно показать и рассказать о круговороте воды: подержать крышку над закипающей водой и посмотреть, как испаряется вода и как она собирается в капельки и падает с крышки. Объясните, что такой же процесс происходит, когда испаряется вода из водоёмов, а потом идёт дождь. С детьми можно выращивать кристаллы, делать радужный лёд, поместить яйцо в уксус и показать, как растворится скорлупа”.

Алексей Иванченко занимается научными опытами, предназначенными для того, чтобы заинтересовать ребёнка наукой. Он считает, что родителям предстоит большая и долгая системная работа:

Алексей Иванченко на Astana Science Festival / Фото Informburo.kz

“С детьми важно разговаривать, и разговаривать тем языком, который они понимают. Дети любознательны, это потом (в школе. – Прим. ред.) у них отбивают любознательность. Дети задают вопросы, и на них важно отвечать. Это не должно быть скучное или заумное объяснение, можно поступиться достоверностью ради простоты и понятности. Объясняйте так, чтобы у ребёнка появились новые вопросы – так, вопрос за вопросом, ребёнок втянется”.

Помогают увлечь детей научно-популярные лекции и шоу с экспериментами, куда можно прийти вместе. Такие мероприятия не унижают родителей в глазах детей, не показывают их идиотами, которые ничего не понимают. Когда ребёнок понимает, что родитель – такой же человек и может чего-то не знать, то это правда сближает. Вы как будто спускаете себя с пьедестала родителя – вас теперь можно потрогать.

Алмас Ордабаев также утверждает, что главное – не лениться объяснять логику и причинно-следственные связи, а также и самому интересоваться наукой. Ведь если вы не находите на это время, то и ребёнок будет уверен, что наука не стоит того, есть куда более важные дела:

Алмас Ордабаев (на фото слева)

“В обычных бытовых вещах и процессах скрывается увлекательная наука. Взрослый сам увлечётся, если попробует разобраться, как что-то работает. А это очень заразительное состояние, даже никак дополнительно детей увлекать не придётся. Можно замесить вместе тесто и объяснить: вот мы добавляем дрожжи, которые питаются сахаром, размножаются и выделяют углекислый газ, который делает тесто воздушным и пористым. Покажите, как размножаются бактерии, если не мыть руки и не чистить зубы, – это ещё и лучший способ прививать полезные привычки. Важно формировать у ребёнка научное мышление”.

Почему увлечь ребёнка наукой может быть сложно?

Наука – это способ узнавать о мире посредством исследований, это длительный процесс. Современные дети любят быстро получать результат: это стоит учесть родителям, когда они будут что-то объяснять или показывать. Наталия Закирьянова уверена, что насильно интерес к науке не привить. Окружающие взрослые должны быть сами искренне увлечены познанием, чтобы заинтересовать ребёнка:

“На консультации ко мне нередко приходят родители, которые задаются вопросом “Почему мой ребёнок не хочет читать?”. В ходе разговора становится понятно, что сами родители все вечера проводят, сидя в смартфонах. Я говорю: у читающих родителей – читающие дети. С наукой то же самое: у любознательных и увлечённых родителей – такие же любознательные и увлечённые дети. Поэтому важно делать всё вместе с ребёнком: проводить опыты, наблюдать за миром, посещать научные фестивали и выставки. Главное – вместе”.

Родителям стоит помнить, что дети – не маленькие взрослые. Их психика и мышление развиваются постепенно, в определённое время, это важно учитывать. Бывают родители, которые хвастаются энциклопедическими знаниями ребёнка, а он при этом не умеет завязывать шнурки или пользоваться столовыми приборами. Всё делается в своё время, а интерес к науке не прививается насильно с помощью заучивания.

Дети стремятся узнать мир и разобраться в нём. Если на их вопросы не отвечать, то они потеряют интерес и перестанут их задавать. В такой ситуации вернуть интерес будет непросто, а наша система образования интересу к науке тоже обычно не способствует. Сложности возникают по многим причинам: учителя заняты отчётами, учебники непонятные, между предметами отсутствуют связи. На физике рассказывали про атомы как самую маленькую частицу, а в следующем году об этом говорят на химии. Ребёнок теряется: это всё те же самые атомы или другие?

Лекция про космические исследования на Astana Science Festival / Фото Informburo.kz

Учёба в школе редко воспринимается как что-то увлекательное и интересное. Родители могут сравнивать её со своей работой, объясняя ребёнку, что учиться – его обязанность. А обязанности обычно не бывают интересными. Отношение к учёбе может быть другим, если вовлекать в получение знаний игрой, ведь все любят играть. Методики геймификации обучения разрабатываются, но внедряются пока не так широко. Чаще мы сталкиваемся с переписыванием конспекта из учебника и заучиванием информации, а этим трудно увлечь ребёнка.

Другая проблема в том, что у нас часто говорят о геймификации как о каком-то волшебном средстве. Если вы возьмёте непонятный предмет и просто добавите игровые уровни и награды, интереснее от этого не станет. Непонятное не может быть увлекательным. В физике, химии и биологии много сложных процессов и явлений, и многие из них мы не можем продемонстрировать наглядно.

Как использовать принципы популяризации науки?

“Популяризация – это перевод с языка научных терминов на человеческий. Это работает и как научная коммуникация, ведь в науке постоянно что-то происходит. Когда ты говоришь на языке, который люди понимают, то понимают и то, что ты объясняешь. Популяризация – это круто, потому что это будущее. Очень плохо, когда общество живёт в невежестве: магия и наука для человека необразованного не отличимы. Я мерзкий тип в этом отношении, потому что я лишаю людей всяких иллюзий: я показываю людям, как устроена действительная реальность, а не та, в которой они привыкли жить”, – рассказывает Алексей Иванченко.

Популяризация упрощает научные сведения и процессы, и это неизбежно, ведь нужно объяснить, как что-то работает, людям, которые наукой не занимаются. Но именно эта простота и понятность позволяют привлечь людей и заинтересовать их. Возможностей приобщиться к науке в Казахстане становится всё больше во многом благодаря интернету, поэтому важнее заинтересовать ребёнка. Ведь при желании можно найти в интернете интересный научно-популярный контент: смотреть лекции и опыты, проходить интерактивные курсы, участвовать в международных олимпиадах.

Когда вы разобрались в каком-то вопросе и теперь объясняете его ребёнку, вы в какой-то мере тоже становитесь популяризатором. Упрощайте объяснение и отказывайтесь от нюансов до того момента, пока вы не меняете главную суть процесса. Дальше упрощать уже нельзя – получится миф.

Например, ребёнок спрашивает, действительно ли конфеты помогают работе мозга. В таком виде это утверждение не совсем правда: мозгу нужны не конфеты, а глюкоза. Расскажите об этом, не упрощая до конфет: для жизни и работы мозга нам нужна энергия, которую мы получаем из глюкозы. Когда мы едим, наша пища разбирается на составные части, и одной из таких частей может быть глюкоза. Получить нужную нам глюкозу можно из круп или макарон, фруктов, а ещё шоколада и конфет тоже. Но в шоколаде и конфетах есть не только глюкоза, но и много всего другого, и не всё из этого полезно и нужно нашему организму в таком количестве. Поэтому есть шоколад и конфеты можно, но не очень много, а мозгу и телу даст энергию хороший и вкусный обед.

Что читать и смотреть о науке родителям и детям?

В Казахстане выпускается научно-популярный журнал OYLA для школьников и родителей. Можно подписаться на печатное издание или купить подписку на онлайн-версию журнала. А для совсем маленьких детей можно начать с мультфильмов: у “Смешариков” есть сезон “Наука для детей”, где просто и интересно рассказывают о разных явлениях.

Родителям и детям постарше можно читать научно-популярные книги популяризаторов науки. Например:

  • “Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать гулпости” и “В интернете кто-то не прав! Научные исследования спорных вопросов” Аси Казанцевой
  • “Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами” Ирины Якутенко
  • “Защита от тёмных искусств (почему люди склонны мистифицировать и верить в паранормальные явления)” Александра Панчина
  • “Делай космос!” Виталия Егорова.

Эти книги написаны простым и понятным языком, базовых знаний из школьной программы будет достаточно, чтобы со всем разобраться.

На YouTube много научно-популярных каналов для родителей и школьников, где затрагивают более сложные вопросы вроде того, как учёные редактируют гены или какими были наши предки: “Постнаука”, “НаукаPRO”, “Наука 2.0”, ScienceVideoLab, “Антропогенез.ру”, SciOne.

Источник