О пользе общения с природой детьми

О пользе общения с природой детьми thumbnail

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей

О пользе общения с природой детьми

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Читайте также:  Какая польза от позы бабочка

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник

Игры очень важны в жизни детей. Они учат их взаимодействовать с миром и быть его частью. Однако все больше современных детей, растущих в городах, перестают проводить время на улице. Не выходя на свежий воздух, они лишают себя огромного количества тех преимуществ, которыми игра на улице обеспечивает их физическое, психическое и эмоциональное состояние.

«Природный дефицит» и как его избежать

Когда дети играют на улице, они общаются с природой. Отсутствие контакта с окружающим миром в XXI веке настолько значительно, что привело психологов к обсуждению такого психологического расстройства, как «природный дефицит». Этот дискомфорт связан с такими проблемами и отклонениями в детском развитии, как недостаток концентрации, гиперактивность, ожирение, депрессия и беспокойство.

Способ решения этой проблемы на самом деле очень прост: позвольте детям проводить достаточно времени на природе. Убеждайте и заставляйте их выходить на свежий воздух.

Смена темпа

Даже простое наслаждение природой, такое, как наблюдение за птицами и насекомыми, прикосновение к листьям и траве, и другие похожие занятия благосклонно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, игра на открытом воздухе позволяет детям расслабиться и отдохнуть в спокойной обстановке. Это отличное изменение интенсивности нагрузки на психику. Оно отвлечет детей от постоянной зависимости от электронных устройств.

Психологи уверяют: игры на природе могут положительно повлиять на развитие внимания и навыков концентрации, которые необходимы для достижения успеха в школе и жизни.

Простые советы родителям

Что касается полезных советов для родителей, им стоит обратить внимание на традиции воспитания детей в скандинавских странах. Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания регулярно занимают первые места не только среди самых благополучных государств мира, но и в списках стран с самым счастливым населением значатся первыми.

У скандинавов любовь и бережное отношение к природе воспитываются с раннего детства. В детских садах и школах Норвегии популярна поговорка, которую особенно часто приходится повторять родителям-иммигрантам: «не бывает плохой погоды – бывает неправильная одежда». Дети этих северных стран проводят огромное количество времени на свежем воздухе практически в любую погоду. Даже уроки в скандинавских школах часто проводят на улице.

В финских школах, которые, кстати, считаются одними из лучших в мире, учителя не рекомендуют детям посещать множество кружков и репетиторов, а советуют родителям позволят своим чадам познавать внешний мир в процессе игр на свежем воздухе.

Японцы приучают детей к самостоятельности очень рано. В шесть-семь лет их отпускают в соседние парки без присмотра и даже в общественном транспорте малыши часто ездят самостоятельно. В реальности российских городов такой самостоятельности не каждый родитель решится научить, однако стоит начать отпускать детей на детские площадки и лужайки самостоятельно, при этом присматривая за ними со стороны. Родители должны позволить малышам разрешать все возникающие конфликты самостоятельно, разумеется, сохраняя контроль над ситуацией. Это научит детей не бояться проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Главные преимущества игр на открытом воздухе

Давайте кратко рассмотрим основные преимущества игр на свежем воздухе для детей всех возрастов:

  • На природе дети могут чувствовать себя свободно во время игры, даже когда их родители находятся рядом. Это полностью отличается от времяпрепровождения в доме.
  • Игры на свежем воздухе стимулируют физическое развитие. Дети могут тренироваться, бегать, прыгать, а также получать и развивать новые навыки.
  • Дополнительная физическая активность позволяет им высвобождать энергию и напряжение. Именно поэтому после игры на улице дети возвращаются домой расслабленными и лучше спят.
  • Регулярные игры на природе могут предотвратить детское ожирение, так как с их помощью много калорий сжигается естественным и здоровым способом.
  • Кроме того, игра на открытом воздухе питает воображение и развивает креативность. Дети придумывают новые игры с минимальными затратами ресурсов – в ход идет все: от палочек до листиков и камней.
  • Контакт с природой укрепляет детскую иммунную систему. Малыши становятся более устойчивыми ко всем видам бактерий, возможным аллергенам и даже вирусам.
  • Дети учатся приспосабливаться к различным погодным условиям, от солнца до дождя и ветра.
  • Регулярное пребывание на солнце необходимо для усвоения витамина D и кальция, который укрепляет растущие кости детей.
  • В идеале на природе дети легче вступают в контакт с другими ребятами, что помогает им развивать навыки общения и совместной деятельности. Это помогает заводить друзей, управлять своими эмоциями и справляться с любыми возможными конфликтами.
Читайте также:  Какая польза от стрижки горячими ножниц

На улицу – в любом возрасте!

Родителям не нужно ждать, пока дети станут достаточно взрослыми, чтобы получать удовольствие и пользу от пребывания на свежем воздухе. Даже младенцам с самых первых дней жизни полезно быть на воздухе. Именно поэтому молодым родителям советуют совершать регулярные прогулки по улице со своими новорожденными детьми.

Природа позволяет малышам сталкиваться со множеством новых ситуаций, которые невозможно воплотить в ограниченном пространстве или на экране телевизора.

Польза для всей семьи

Родителям также полезно проводить время на природе. Это позволят снять стресс, дать мозгу необходимое время передохнуть и запастись кислородом. Кроме того, если проводить время всей семьей на природе, улучшатся динамика отношений. В такой ситуации мы делимся и наслаждаемся общими моментами веселья и радости.

Игры на свежем воздухе обладают множеством преимуществ для младенцев, детей и подростков. Конечно, родителям важно следить за своими детьми, особенно если они играют в больших парках, на пляжах или открытых детских площадках, где легко потеряться. Но делать это нужно ненавязчиво, сохраняя дистанцию.

Источник

О важности общения с природой для ребёнка

Природа, по мнению психологов и педагогов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Научный сотрудник кафедры психологии Мадридского университета Хосе Антонио Корралиса длительное время занимался изучением взаимосвязи между окружающим миром и стрессом. Пронаблюдав за группами детей, проживающих в сельской и городской местности, учёный установил, что деревенские малыши более стрессоустойчивы, чем их ровесники, не имеющие постоянного контакта с природой.

Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Вслед за этим выводом испанские психологи доказали, что для городского ребёнка, бывающего на улице меньше двух часов в день, стресс зачастую является знакомым явлением. Такие дети имеют слабое здоровье, несамостоятельны, неусидчивы и плохо социализируются. Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Как же всё-таки стоит родителям организовать детское общение с внешним миром? Мария Монтессори в книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» даёт ряд полезных советов на этот счет.

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

Постоянное общение с природой у дошкольников развивает сенсорное восприятие, у школьников до 12 лет помогает находить взаимосвязь между разными явлениями в жизни, а у подростков формирует чувство ответственности и общественного сознания.

Источник

Скрипко Марина
Общение детей с природой.

Общение ребенка с природой.

Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег, с которыми дети так любят играть.

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированы и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешены. Те же, кто живут в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Читайте также:  Апельсины на ночь польза или

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий»образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с внешним миром?

Начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

Во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность.

Помогает детям развить наблюдательность, Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, ведь они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник