О пользе пения на клиросе

О пользе пения на клиросе thumbnail

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли
воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно
ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет
ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ
от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

О пользе пения на клиросе

    

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит
воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре.
Однако обстоятельства складывались таким образом, что не
встать на клирос означало бы непослушание настоятелю
храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех
была основная работа, и на клирос многие приходили при
наличии свободного от нее времени. Священники и тому были
рады — с певчими было не густо. Многие из нас
послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на
которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не
разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды
пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо
приближалось, а регент и другие певчие опаздывали.
Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего,
удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий
— дуб-дерево и в одиночку даже «Господи,
помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла,
что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода
опаздывающего регента, — сбежала с клироса
сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели
претерпеть позор потом, во время службы. После второго
такого происшествия я начала задумываться о том, что со
своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове
человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов,
особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя
святого праведного Лазаря Четверодневного, что на
Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не
было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с
удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне:
живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание
подтянуть свой уровень в области церковного пения и
возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне
предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась
регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове
знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также
вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше
времени на занятия не было — приближались выходные и
мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх.
Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно,
свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот
вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого
не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и
дело!» — это я потом прочувствовала душой.
Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже
когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что
богослужение — самое важное, что происходит на
земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную
ответственность за качество и каждую секунду этого
таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от
страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед
чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному
аналою и на возглас священника из алтаря:
«Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К
Галатам послания святаго апостола Павла чтение»
торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное,
на что в тот момент хватило моего парализованного страхом
ума, — понять, что сморозила я что-то не
то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины
показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах,
борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник
меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла
послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое
время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые
служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали,
что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих
самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе
тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в
нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто
учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты
большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши
от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во
всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских
взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров,
интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не
имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться
красиво петь, если ваш голос не услаждает слух
собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно
фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина
Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города
Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно
выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия
человека, и нередко приходится замечать, как люди с
меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому
дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже
поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень
важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет
обучение.

— С любительским хором очень приятно
работать, — рассказывает Мария Никитина,
преподаватель церковного пения в певческой школе
Петропавловского храма Саратова. — Они как
дети-отличники: их важное качество — усердие.

Читайте также:  О вреде и пользе садовой клубники

— В певческой школе Петропавловского храма
преподается чинопоследование богослужения (устав),
церковнославянский язык, вокал и непосредственно
пение, — рассказывает регент любительского
хора Виктория Усова. — Любители поют на
вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по
субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где
нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во
имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015
года, — рассказывает Наталья. —
Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты
уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на
обучение новичков нотной грамоте, потому что основная
масса учеников музыкального образования не имеет, но это
преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают
курсы церковного пения, организованные миссионерским
отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по
нескольким направлениям — от постановки дыхания и
голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии,
всенощного бдения, молебна и панихиды.

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке
жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе
Синодское Воскресенского района Саратовской области
численность населения когда-то достигала 2500 человек. В
центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во
имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские
годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие
российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине
было передано здание бывшей сельской конторы для
совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные
прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по
небольшому полену — в храме установлена дровяная
печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить
командированный из Саратова священник, а по выходным из
Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна
Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это
нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы
миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы
церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским
чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после
службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и
Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только
немощные бабушки, — говорит
Надежда. — Но согревает мысль, что первыми
всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться
и молодежь. И верится, что если возрождается церковь,
возродится и село.

— Священников не хватает, организовать
регулярные богослужения в отдаленных селах не
представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов
— подготовить людей, которые могли бы послужить
Церкви на клиросе, — говорит руководитель
миссионерского отдела Саратовской епархии священник
Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки
смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но
и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли
будет много, потому что это настоящее подвижничество
— каждые выходные отправляться в дальнее село,
несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это
настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных,
единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и
людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно
хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать
горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные
таланты.

Газета «Православная вера» № 02 (550)

Источник

О пользе пения на клиросе

Недавно мне приснился очень интересный сон. Я иду на службу в храм и вижу, как в небе из белых облаков появляется огромный такой летающий город, чем-то напоминающий древний кремль – с башенками и макушками церквей. Наверное, похожая сцена была в фильме “День независимости”, где над городом навис огромный инопланетный корабль. Вот только в моем сне это был белокаменный, окрашенный в бело-золотисто-розовые тона город-церковь. Помню, я сразу во сне сделал вывод, что это – второе пришествие Христово, потому что ну…Чей же еще это мог быть город – светлый и величественный?

Во сне я побежал в храм, и захлебывающимся от восторга голосом закричал, чтобы все бежали на улицу и прямо сейчас происходит Второе Пришествие…Помню, как звал настоятеля. И проснувшись, удивился сам себе. Я удивился тому, какое ликование у меня было от того, что – свершилось. Господь Иисус Христос вернулся!

Казалось бы, что удивительного? Христианин и должен был бы радоваться!

Христианин – должен был.

Но я глубоко подсознательно считаю, что недостоин быть со Христом и Его святыми. Наверное, я создал в своем сознании слишком чудную, слишком прекрасную картину рая, чтобы в этой картине нашелся штрих, мазок кисти, капелька краски моей личности.

Я считал (и продолжаю считать) свое клиросное служение недостаточно истовым, недостойным. Я считаю, что очень мало делаю для Бога. И хотя я понимаю, что Богу от меня ничего не нужно, но ведь – святые все отдавали себя Христу целиком. И потому – обретали некую уверенность, что – доказали свою верность.

Мне по жизни не хватает уверенности, что Бог мной доволен (а у кого из нас хватило бы таковой?). И потому, пока я в сознании, я с трепетом и страхом взираю на святые иконы, с таким же страхом и почтением читаю жития святых – литературные иконы. Мое место, мой удел – быть рабом, но никак не сыном. Слишком уж высокий, благородный статус окутывает человека, названного наследником Всевышнего, чтобы я мог примерить на себя эту корону.

Читайте также:  Польза яблок для тех кто на диете

А вот сон – выдал мои истинные ожидания. Во сне не лжешь сам себе. И мое подсознание – ждет Христа. Со страхом, трепетом, но – ждет!

Я долго думал, почему же не смотря на массу своих грехов, я все-таки надеюсь на помилование Богом? Потому что верю, что пение на клиросе – спасительно. И у меня есть для этого самые убедительные аргументы. Аргументы, способные вышибить тараном любую дверь скептицизма.

Прежде всего, я заметил совершенно удивительную вещь. Господь ценит наш клиросный труд. Да, я об этом писал. И мое слово “ценит” звучит как проповедь, как пропаганда, как дешевая реклама, пока я не расскажу несколько историй. Которые лично меня убедили, доказали, что Господь – ценит наш труд, бережет его, считает каждую каплю нашего пота, каждую слезу, не упускает ничего.

У нас был бас. Атеист. Работал хорошо, но никаких духовных позывов. При этом бас прекрасно чувствовал благодать службы или того или иного храма. Помню, нас перевели в только что вновь открытый храм и бас (он был пожилой), сославшись на преклонный возраст, перестал ходить на клирос. А просто вновь открытый храм не был намоленным. Бас ощутил, что “чего-то важного в храме нет” – и тут же ушел. И я его понимаю. Помню, службы были как будто сквозь мутную жижу продираешься. Очень тяжелыми.

Потом приход вновь “нагрелся”, появилась и благодать и радость служения. И бас – вновь вернулся. Объяснения у него были совершенно мирские, но – со стороны хорошо было видно все.

Так вот.

Сейчас этому человеку уже под 80 лет. Все еще поет на клиросе и каждый день благодарит Бога. Атеист! Благодарит Бога! Вот так вот. Господь считает каждую службу, даже совершенную без веры в него, и настолько ценит наш труд, что готов ждать и ждать, чтобы человек ушел в вечность с верой в душе.

Думаете, это неубедительно и ничего не доказывает? Я много раз видел, как ведущий явно разгульную, плохую в молодости жизнь певчий с годами становится хуже как певец, но лучше – как христианин. Я видел певчих, которые чуть-ли не на скамейке засыпали в пьяном виде. Я видел жестких алкоголиков. Кого я только не видел. И я видел очень явно, как Господь не оставлял этих людей, выправляя их жизнь.

Вот казалось бы. Человек после службы идет пропивать зарплату. Человек на службу приходит пьяный! Человек – атеист и поет с внутренней насмешкой над святыми текстами. А Господь – собирает и эти службы и их кладет в небесную копилку. И – человек начинает понемногу становиться лучше.

Разве это не чудо милосердия?

А теперь представьте, насколько же милостивым оком Господь взирает на тех, кто истово, чисто и опрятно служит Его Пресвятому Имени? Как Господь относится к настоящим певчим, чье служение полно внутреннего огня?

Я со слезами на глазах думаю о том, что у меня нет такого служения. Но знаю тех, у кого подобное служение есть. И – завидую им, блаженным душам, чье служение уже сейчас плетет им нетленные венцы наследников Бога.

Кстати, обещал привести сильный аргумент в пользу спасительности служения на клиросе. Это наблюдение за тем, чего от нас хочет враг. Раз враг нам чего-то желает – это наверняка погибельно. Если враг чего-то не хочет – это наверняка спасительно. Что всегда хочется сделать при любой неприятности на клиросе? Уйти с клироса, уйти и забыть его как страшный сон.

Вот и ответ. У врага все всегда сводится к тому, чтобы побудить тебя покинуть клирос. Все вокруг плохие, не ценят (это вообще коронный аргумент врага…если в сознании появилось “не ценят” – знайте, враг рядом и вы под прямой атакой).

А значит – знает нечистый, что вы – спасаетесь. Он то (в отличие от вас) видит – как растет ваш небесный капитал и злится, стремится скорее прервать спасительную деятельность. И кстати! Уйти хотят и люди с хорошими сильными голосами и мощной профессиональной базой. Уйти хотят и люди без образования со слабыми голосами. И это – великий, потрясающий аргумент. Это значит, что спасительны ВСЕ вариации служения на клиросе. А иначе бы враг изгонял только лучшие голоса. Но – он изгоняет всех. А значит – венцы готовятся всем.

Спасительный рецепт

Мне часто задают вопросы в личку, мол, “Дмитрий, как поступить в том или ином случае. Тут меня не ценят. Тут мне не удобно петь. Тут у меня голос устает”.

Друзья. Братья и сестры.

Ваша задача петь Богу ДОЛГО. До смерти!

А потому – ваша боевая стратегия должна быть основана на выживании! Не столько даже на качестве, сколько на выживании. Вы должны на клиросе не столько показать чудеса вокала, сколько рассчитать все так, чтобы на клиросе вы остались – до смерти!

Вы меня спросите – “Дмитрий, сам же писал про то, что служение должно быть истовым”! Все верно. Я говорю о некой совершенно особой форме истовости. Истовости умной и грамотной. Когда вы, как воин небесный, не бросаетесь с гранатой под танк и там же вас долго и мучительно перемалывают гусеницы (а граната не взрывается!). Нет нет. Должна быть стратегия!

Я лично всегда делал одну и ту же ошибку. Я горел настолько сильно, что – утомлял себя и окружающих собственным энтузиазмом. “А давайте выучим это произведение. А давайте вот так споем. А давайте вот это сделаем”. Мне так хотелось угодить Богу, что в погоне за результатом я переставал быть попросту человечным. Переутомлялся сам и переутомлял окружающих.

Читайте также:  Побеги пшеницы польза и вред

Я знаю одного певчего. Он – буквально ангел. Поет так себе, голос уже стерт от непосильной нагрузки, но…Он кроток как агнец. Что бы его не попросили – делает. Ни в каких дрязгах не участвует. И казалось бы, мирской аргумент – ну…он же не ценен! Он же не очень поет! А я думаю, что он ценнее многих, и уж точно ценнее меня.

Ведь надо сесть, да плотно подумать. А что, собственно, Господь ценит в нашем служении? Как мне кажется, у нас есть три сокровища, три золотых венца – Желание, Старание, Соборность.

1. Господу важно, что мы – ВООБЩЕ хотим Ему служить.
2. Господу важно, что мы – стараемся.
3. Господу важно, что мы ценим коллективные усилия (“поем единым сердцем”). То есть, не тщеславные индивидуалисты.

Заметили, что в этих трех пунктах о качестве пения – ни слова? Господь ценит сердце. Что, своим верным сыновьям в светлом Царстве он не может дать прекрасных голосов и способность петь очень чисто? Да это же полная мелочь для всемогущего Творца!!! Богу ценно направление нашей воли. Наши слезы и огорчения “от того, что не получается”.

Теперь проследим за тем, что делает враг. Он внушает все с точностью до наоборот.

1. Уйди с клироса (переводим на наш, земной – “не служи больше Богу”). Причины – тут поют грязно, тут службу не ценят, тут условия работы так себе, тут репертуар не молитвенный, тут то, тут се…Не служи Богу. Уйди с клироса. Итог – похищены все три венца!
2. Тебе что-то не нравится на клиросе. Может, твой любимый репертуар не поют, не поют в любимой тобой манере. И приходит второе искушение. “Я не уйду с клироса, но и стараться больше – не буду”. Ибо зачем стараться если “все равно ничего не получается”. Это реализация распространенной болезни – выгорание певчего Похищен второй венец – венец старания!
3. Враг внушит, что “на этом клиросе стараюсь только я. Вообще, честно говоря, только благодаря мне результаты такие блестящие. Не будь меня – пения не было бы”. Таким образом враг похищает третью ценность – третий венец, венец соборности. Причем совершенно не важно, было бы без вас пение или нет. Как раз при плохом пении в случае вашего ухода оставшиеся начинают зарабатывать небесный капитал, так как перестают получать эстетическую радость и ценность служения Богу – возрастает (меньше видимых стимулов для певчего более достоверно проверяют его верность служению).

Не дайте врагу себя облапошить!

Постоянно сверяйтесь с этим материалом. Враг проходит под фразой “слишком”. Если СЛИШКОМ хочется красивого пения – это враг. Если СЛИШКОМ хочется, чтобы оценили именно вас – враг! Если слишком хочется пения определенных произведений – тоже враг!

Вот задумайтесь. Разве мы можем удивить Господа своим пением? Вот как может петь херувим? Я думаю, мы бы не выдержали и растаяли как снегурочка, если бы услышали пение херувима. Нас, грешных, пришлось бы отскребать от кафельного пола в кафедральном соборе и складывать в ведерко. Представляете, сколько работы бабушкам-свечницам?

– “Что это за нефтяные пятна на полу”? – с ужасом спросит настоятель своего старосту.
– “Аа…это певчие”….
– “Певчие???!!!”
– “Ага…у них была вчера спевка, и, говорят, они услышали пение херувимов…вот и…”

А теперь просто представьте, как может петь все пречудное воинство небесное?! Какие неземные могучие волны красоты, гармонии, мощи и могущества расходятся от престола Господа?

И мы надеемся поразить Христа хорошим исполнением Бортнянского?

Три точки выше были моим многозначительным загадочным молчанием. Я, приподняв одну бровь, с выжиданием и легкой ехидцей смотрю на моих читателей, наслаждаясь произведенным эффектом. Ну, в самом деле, милые сестрицы, дорогие братушки…Мы не удивим Господа нашим пением. Мы можем удивить Его только описанными выше певческими добродетелями – старанием, желанием, соборностью.

В сухом остатке

Наверное, с учетом вышесказанного служение идеального певчего будет отличаться некой такой покладистостью. Раньше всех приходит, позже всех уходит, делает очень много, но старается быть при этом незаметным. Если что-то не получается, никого не порицает, но готов работать сколько придется, чтобы все получилось. Но сам ничего не навязывает. Если видит что-то не по нраву, держит в себе, но не носит обиду, а находит для себя примиряющие аргументы. Никого не осуждает, но постоянно работает над собой, видя в себе недостатки – профессиональные и человеческие.

Истовость служения такого певчего проявляется в незаметных с первого взгляда вещах. В желании исполнить ЛЮБОЕ церковное произведение идеально (но именно в рамках своей партии без укора в сторону соседа). Желание быть наиболее удобным регенту, и приятным коллегам.

Дорогой Господь, дай мне дар быть таким. Хотя бы к старости.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

Источник