О пользе пения в хоре

О пользе пения в хоре thumbnail

Пение в хоре – это групповое занятие, которое неоднократно выступало предметом научных исследований, в ходе которых было доказано позитивное влияние этого занятия на людей, страдающих от стресса. Хоровое пение может в большей степени способствовать общему состоянию людей по сравнению с индивидуальным или групповым досугом, например, прослушиванием музыки в одиночку или в группе, или плаванием.

Как хоровое пение влияет на здоровье?

Компоненты благополучия, которые приходят от пения в хоре, включают в себя:

Совместные действия: движение в бессознательной синхронности с другими является важной частью хорового пения, которое требует, чтобы люди координировали свои вокальные и дыхательные действия как группа.

Пение в хоре напрямую связано с повышением чувства благополучия. Некоторыми объяснениями этого являются возросший уровень сотрудничества, который вызывают совместные действия, а также разрушение границ между собой и другими, что снижает эгоцентрический подход к жизни.

Читайте также: Хоровое пение борется со стрессом и… раком

Значимое взаимодействие с сообществом. Такая группа, как хор, состоит из людей с похожими и общими целями, и поэтому принадлежность к ним более значима для певцов. Это удовлетворяет основную потребность человека быть связанным с другими полноценным и значимым образом. В случае взрослых, имеющих тяжелую инвалидность или хроническое психическое заболевание, участие в группах было ограниченным, поскольку они не могли быть частью профессиональных или социальных групп по различным причинам. В ходе исследования было обнаружено, что пение в хоре удовлетворяет этих людей на трех уровнях: личное влияние, социальная связь и улучшение функционирования. Взаимное взаимодействие с другими членами хора и аудиторией привело к улучшению взаимодействия как с самим сообществом, так и с самим собой.

Благотворное влияние хорового пения

Положительные результаты пения в хоре можно суммировать следующим образом:

Физические эффекты

Участники хора показали некоторые или все из следующих физических преимуществ во время или после хоровой практики:

  • снижение уровня гормона кортизола, связанного со стрессом, что приводит к большей релаксации
  • повышенный уровень окситоцина, который вызывает чувство удовлетворения и эмоциональную связь
  • улучшение дыхания, ведущее к физическому благополучию
  • улучшение осанки
  • облегчение боли
  • повышение уровня определенных цитокинов, которые были связаны с улучшением иммунной функции

Читайте также: Целительная сила звукотерапии

Эмоциональные эффекты

Эмоциональные изменения, связанные с хоровой практикой, включали:

  • улучшение настроения и самочувствия
  • лучшая концентрация
  • улучшенная способность вызывать упорядоченные мыслительные процессы
  • повышенная устойчивость и сила духа

Личное Воздействие

В нескольких исследованиях сообщалось об улучшении психологического состояния личности с помощью хорового пения, например:

  • духовное удовлетворение или нахождение связи с духовной силой
  • положительные чувства
  • эмоциональная регуляция, которая означала лучший выход для напряжения и достижения расслабления
  • изменение самовосприятия
  • чувство расширения прав и возможностей, а также повышенное или более эффективное самовыражение посредством деятельности в группе
  • повышенная самостоятельность в смысле делать что-то только для себя и по собственному выбору
  • появления чувства самоэффективности
  • усиленная мотивация и планирование на будущее

Читайте также: Пение в хоре спасет от старческого слабоумия – исследование

Функциональные эффекты

  • способность функционировать в соответствии с установленным порядком и испытывать структуру в своей жизни,
  • способность работать
  • улучшение здоровья

Фото привью: smirnovamp.ru

Источник

Сейчас очень популярен такой вид детского творчества, как пение. Родители с ранних лет отдают своих детей на групповые занятия по вокалу, надеясь, что у детей разовьется слух и голос, они будут красиво петь, смогут владеть своим голосом и выступать, как артисты на многочисленных концертных площадках.

Поговорим о самом сложном возрасте юных исполнителей – до 6 лет. Почему он сложный? До 6 лет, как показали исследования, наиболее стремительно развивается музыкальный слух.

Красивое и правильное пение зависит от многих факторов, которые нельзя игнорировать, один из них – это развитие музыкального слуха. От того, насколько развит слух у ребенка, зависит, будет ли ребенок петь чисто или будет петь фальшиво, искажая интонацию и не попадая в ноты.

Мы не будем брать во внимание профессиональные детские коллективы, где работе над чистотой интонации посвящают множество часов в неделю. Дети занимаются пением в группах,но дополнительно посещают уроки сольфеджио и индивидуальные занятия обучения игре на инструменте, индивидуальные занятия по вокалу, занимаются регулярно дома, то есть посвящают развитию слуха 4-6 часов в неделю дополнительно, без учета пения в хоре. Все эти занятия развивают музыкальный слух, интонационное слышание. При пении в большом профессиональном детском хоре проводится большая подготовительная работа отдельно по группам, и возраст обучающихся, как правило, старше 6 лет.

Читайте также:  5 аргументов в пользу школы

Рассмотрим пример самодеятельного хора, который посещают дети младшего возраста до 6 лет.

Может ли педагог услышать, какой ребенок неточно поет, если в коллективе 15-20 человек поют одновременно одну песню в один голос? Конечно, профессиональный педагог обязательно услышит, кто из детей поет неточно. Но при таком большом количестве детей за 2 урока в неделю, он мало что может сделать для развития голоса ребенка. Здесь нет вины педагога. Он не может уделить внимание каждому из-за ограниченности времени и большого количества участников.

Проведение занятий для самодеятельных коллективов ставит своей задачей не развитие слуха и навыков правильного вокального пения, а организацию досуга и дополнительных занятий для детей.

Что происходит на практике? Ребенок посещает вокальный коллектив 2 раза в неделю, где в группе 15-20 детей. На занятиях отсутствует слуховой контроль со стороны преподавателя и контроль со стороны ребенка за точностью исполнения, исправления фальшивых нот. Ребенок раз за разом закрепляет неправильные навыки, например, неправильное дыхание: слабый вдох с поднятием плеч, взятие дыхания посредине слова; отсутствие четкой артикуляции и дикции, неточное пение со множеством фальшивых нот, пение на горле и связках, кричащий звук.

А в 3-5 лет пение кричащим звуком очень опасно для еще неокрепших связок ребенка, это ведет к перенапряжению, вплоть до потери голоса. Ребенок старается петь громче, чтобы его было слышно среди сверстников, это особенно касается мероприятий, где отсутствуют микрофоны или их предусмотрено небольшое количество.

Даже после нескольких месяцев занятий в самодеятельном коллективе ребенок закрепляет неправильные навыки, что не приносит пользу, а в некоторых случаях может сильно навредить.

Если ребенок захочет продолжить свое обучение дальше, например, обучаться вокалу в музыкальной школе, петь сольно на сцене, участвовать в вокальных конкурсах и телепроектах, то все эти неправильные навыки придется переучивать. А это, как Вы понимаете, достаточно сложно и потребует гораздо больше времени, если бы ребенок обучался изначально правильно в небольшом коллективе или индивидуально, где каждому спетому учеником звуку уделяется пристальное внимание.

Если Вы мечтаете о том, чтобы Ваш ребенок научился красиво петь, блистал на сцене, то вокальные занятия должны быть организованы так, чтобы приносить максимальную пользу. Особенно это касается раннего возраста, где закладываются все основы правильного пения.

Это могут быть вокальные занятия в небольших группах до 6-8 человек, индивидуальные занятия с преподавателем, который составит и подберет программу обучения и репертуар, который раскроет возможности голоса Вашего ребенка максимально и результативно.

Результат обучения пению зависит от триады: преподаватель, ученик и родители. Родителям должны научиться разбираться в вокальных терминах и тонкостях обучения на элементарном уровне. Тогда не будет разочарований и сожалений о потраченном времени, когда ребенок «ходил на пение», а не умеет чисто петь и пользоваться всеми возможностями своего голоса, и приходится начинать с нуля.

Хотите еще статьи по данной тематике?Подпишитесь на канал

Ставьте лайки и делайте репосты и

оставляйте комментарии внизу ↓

Наш сайт: muzikantoff.ru

Источник

1) ПЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Правильное пение, особенно хоровое, – это в первую очередь правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Кроме того, оно влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний, способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов, укрепляет иммунную систему. Внимание, заботливые родители! Пение – это профилактика многих серьезных заболеваний!

2) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, обучаясь в хоре, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3) ЗАНИМАЯСЬ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ, РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальном произведении как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой, а профессора физики и математики

Читайте также:  Ионизатор воздуха в машине вред или польза и вред

Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков, химиков и инженеров! Петь и музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4) МУЗЫКА И ЯЗЫК – БЛИЗНЕЦЫ – БРАТЬЯ.

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Не случайно хоровое пение способствует развитию речи, мышления.

ПОЮЩИЕ И ИГРАЮЩИЕ ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ И ПИШУТ, ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЮТ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА, БЫСТРЕЕ УСВАИВАЮТ ГРАММАТИКУ.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Л. Толстой, Ж.-Ж. Руссо и Р. Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5) МУЗЫКА СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА:

крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

СТИХИЙНОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЛЕГЧАЕТ ПОНИМАНИЕ КОМПЬЮТЕРА, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по 2 уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Исполняя их музыку, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7) МУЗЫКАНТЫ МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.

Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, пели в хоре, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8) ЗАНЯТИЯ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».

Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В хоровой студии или музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед концерт или зачёт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители!

ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСТВЕ – ЭТО МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА И АРТИСТИЗМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

9) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», УМЕЮЩИХ ДЕЛАТЬ МНОГО ДЕЛ СРАЗУ.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа певец, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или оператор ЭВМ следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам.

МУЗЫКА ПРИУЧАЕТ МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10) И, наконец, МУЗЫКА – НАИЛУЧШИЙ ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ. Почему?

Смотрите пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, не пели ли в детском хоре, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!

Читайте также:  Кетчуп чили польза или вред

(Процитирована статья проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Кирнарской Д.К.)

Автор: Кирнарская Д.

Источник

О пользе хорового пения

для физического и духовного развития ребёнка

►►Хоровое пение считается самым демократичным и доступным видом музыкальной деятельности для ребёнка. Известный хормейстер Б. Рачина говорил: – «Главная цель, для чего мы учим детей петь в хоре – развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали». Петь в хоре могут все. Давайте разберём все достоинства, которыми, безусловно, обладает искусство пения, в том числе и хоровое.

►►Начнём немного с исторических фактов. Само искусство хорового пения в России насчитывает более 9 столетий. Ещё в Древней Руси в XII – XIII веках детей, начиная с 6-7 лет, начинали обучать пению в монастырских и церковных школах. В этих школах уровень музыкального обучения был достаточно высок, и обучали в них только ограниченное число наиболее одарённых детей. В XVI веке при Иване Грозном детское хоровое пение получает большое развитие, появляются детские профессиональные хоровые коллективы. Лучшие детские голоса набираются со всей страны. С течением времени заметно усиливается стремление не только увеличить число хористов, но и улучшать качество звучания их голосов. Русская хоровая школа мощно развивается, здесь творят известные и талантливые хоровые педагоги и дирижёры, такие как М. Глинка, А. Гречанинов, П. Чесноков, В. Свешников, В. Попов и многие другие. В конце XIX века усиливается борьба за массовое обучение детей пению, пение признаётся основой формирования музыкальной и духовной культуры подрастающего поколения. В современном мире детские хоровые коллективы являются способами самоорганизации, саморазвития и самовоспитания.

►►Вокально-хоровая музыка связана со словом и в лучших своих образцах использует поэзию, обладающую большим художественным содержанием. Стихи, усиленные средствами музыки, глубоко воздействуют на детское восприятие. Хоровое исполнение – это коллективный труд, направленный на создание художественных ценностей, способный приносить детям радость общения с миром прекрасного. Вся воспитательная работа с детьми в процессе обучения пению основывается на принципе «Через прекрасное – к доброму». Даже маленький участник хора понимает, насколько успех общего дела зависит от его личного вклада. Ребята, таким образом, воспитывают в себе ответственность и старание. Специфика хорового исполнительства требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение, было не только грамотно разучено и решено в смысле художественного раскрытия образа. Оно должно быть, прежде всего, спето. Поэтому овладение вокальными певческими навыками требует от ребёнка определённых усилий, терпения и системы. Ребёнок должен понять, что петь в хоре – это большой труд, требующий прилежания, и приносящий множество положительных эмоций и удовольствия. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

►►На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура и уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. Приобретая в процессе хоровых уроков определенных знаний о музыке, умений и навыков, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству.

►►Пение в хоре так же положительно влияет и на развитие речи ребёнка, ведь на каждом хоровом занятии ребята выполняют специальные артикуляционные упражнения, направленные на развитие выразительной и чистой детской речи.

►►И, в конце концов, пожалуй, только в хоре ребёнок может с самого начала почувствовать себя в полном смысле слова артистом-музыкантом. Наши ребята в основном с удовольствием поют в хоре.

►►И в завершении хочется сказать родителям наших замечательных деток – приводите своих детей в хор! Приобщайте их к музыки! И тогда ваши дети вырастут полноценно развитыми, коммуникабельными, добрыми и счастливыми людьми! Мы ждём вас в нашей школе искусств!!!

Преподаватель хоровых дисциплин Титова Н.А.

Источник