О пользе письма от руки

О пользе письма от руки thumbnail

На прошлой неделе правительство Финляндии приняло смелое решение. Оно постановило, что постепенно, до конца 2016 года, финские школы будут отказываться от обучения рукописному письму. «Мы отказываемся только от письма, в котором все буквы в словах соединяются между собой и переходим к буквам, более приближенным к печатным: их проще писать», — объясняет представительница информационного агентства FinnFacts Катья Анттила (Katja Anttila). Одновременно финны будут уделять больше внимания урокам печати на компьютере. Вместо того чтобы часами добиваться идеальной связи букв, школьники научатся печатать, используя планшеты. «Система образования должна идти в ногу с техническим прогрессом», — объясняет министр образования Финляндии Минна Харманен (Minna Harmanen) в интервью финской газете Savon Sanomat.

Верно ли такое решение? Если подумать о том, что сейчас мы гораздо чаще используем клавиатуру, чем тетрадь и ручку, кажется, что да. Однако нейробиологи предостерегают финское руководство, что не следует заходить слишком далеко. Письмо от руки обладает сильным воздействием на мозг, а полный отказ от него не пойдет детям на пользу.

Ручка стимулирует мышление

Письмо ручкой помогает развивать не только пальцы, но и мышление, утверждает профессор Вирджиния Бернингер (Virginia Berninger) из Вашингтонского университета, которая обнаружила при помощи функциональной магниторезонансной томографии, что письмо от руки сильнее активизирует те районы коры головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации. Это можно заметить по работам детей. Исследовательница попросила учеников второго, четвертого и шестого классов начальной школы написать короткие сочинения: от руки или на компьютере, а потом проанализировала получившиеся тексты. Оказалось, что работы, написанные ручкой, отличались более богатой фантазией и лексическим разнообразием. Как полагает профессор Бернингер, так происходит потому, что в процессе письма мозг работает активнее.

Кроме того рукописное письмо отлично развивает память. Оно помогает запомнить содержание лекций, а подготовка шпаргалок — это отличный метод подготовки к контрольной работе, что известно каждому школьнику и студенту. Информация, которую мы фиксируем при помощи клавиатуры, быстрее вылетает из памяти, чем та, которую мы записали. Это показал эксперимент, который провели на американских студентах два психолога: Пэм Мюллер (Pam Mueller) из Принстонского университета и Дэниел Оппенгеймер (Daniel Oppenheimer) из Калифорнийского университета. Они попросили участников послушать лекцию и записать ее содержание так, как им удобнее (примерно 50% американских студентов делают конспекты на компьютере). Потом записи проанализировали и проверили, что осталось у студентов в памяти.

Оказалось, что конспекты, сделанные при помощи компьютера, были более подробными, чем написанные от руки. Но, что любопытно, студенты, которые писали ручкой, могли легче восстановить основную мысль лекции и следующие из нее выводы. Студенты с ноутбуками несмотря на свои подробные записи запомнили меньше. «Две группы показали разный результат: те, кто писали от руки, зафиксировали самые важные тезисы, им пришлось осмыслять услышанное и анализировать информацию по ходу ее получения. Благодаря этому она сильнее отпечаталась в их памяти», — пишут ученые на страницах издания Psychological Science. В свою очередь, владельцы ноутбуков чаще записывали лекцию слово в слово. Однако такое бездумное копирование не развивает память, а, скорее, приводит к боли в запястьях.

Уроки каллиграфии

У детей, которые только начинают учиться, рукописное письмо в первую очередь стимулирует развитие тех участков мозга, которые отвечают за распознавание букв и соединение их в слова. Это доказали ученые из университетов Ставангера и Марселя, работавшие под руководством Анне Манген (Anne Mangen). Используя функциональную магниторезонансную томографию, они наблюдали, как работает мозг, когда человек пишет заметки на бумаге или печатает их при помощи компьютера. У людей, которые пользовались ручкой, гораздо интенсивнее работали участки мозга, которые связаны с сенсомоторными функциями, то есть интерпретацией осязательных ощущений. Одновременно заметно активизировался так называемый центр Брока, который отвечает за формирование речи, а также соединение букв в слова, то есть способность читать и писать. У людей, которые печатали на клавиатуре, центр Брока активизировался гораздо слабее. По мнению ученых, это означает, что письмо от руки гораздо больше способствует созданию сети тех нейронных связей, которые в результате помогают учить буквы и бегло читать.

Насколько важна роль сенсомоторики в активизации участков мозга, отвечающих за освоение чтения и письма, показал еще один эксперимент, проведенный на взрослых людях. Его участников попросили за шесть недель выучить искусственный алфавит, состоящий из 20 не существующих в реальности букв. Одни участники исследования учились писать буквы от руки, а другие — на компьютере. Потом ученые проверили результаты их работы. Оказалось, что те, кто писал ручкой, запомнили алфавит лучше, чем те, кто перепечатывал его на компьютере.

Более того, исследование их мозга при помощи функциональной магниторезонансной томографии показало, что у людей, которые писали ручкой, активизировался центр Брока, а у тех, кто пользовался компьютером, активность этого чрезвычайно важного участка мозга вообще не отмечалась. Это значит, что чем сильнее мы стимулируем те участки мозга, которые связаны с осязательными ощущениями, тем проще мы научимся читать и писать. «Сенсомоторные упражнения используются сейчас в первую очередь при обучении письму дисграфиков и детей из специальных школ, но наши исследования демонстрируют, что такая тренировка должна стать неотъемлемой частью процесса обучения для всех детей и взрослых», – говорит Анне Манген.

Читайте также:  Судебная практика по автокредитам в пользу заемщика

Переход на клавиатуру

Все это, конечно, не означает, что детей не следует учить печатать на клавиатуре. Совсем наоборот! Учиться этому нужно, так как, по наблюдениям Энн Трубек (Anne Trubek) из Оберлинского колледжа, дети, которые учатся печати самостоятельно, печатают быстро, но делают это двумя пальцами (американцы называют такой метод «hunt-and-peck»): чтобы найти нужную букву им приходится постоянно смотреть на клавиатуру.

Гораздо лучше печатать, не следя постоянно за клавиатурой, а используя давно известный метода десятипальцевой печати, которую называют «слепой». При нем руки располагаются на клавиатуре особым образом, а для ориентации используются выпуклые элементы на клавишах F и J. «Когда мы печатаем свободно, мы можем сосредоточиться не на поиске букв, а на мыслях, которые записываем. Такая печать — это пример приобретенного автоматизма, то есть умения мозга следить за каким-то действием, не думая о нем», — объясняет исследовательница в New Scientist.

Это можно сравнить с ходьбой: чтобы, не падая, двигаться вперед, мы не обдумываем, как сделать очередной шаг. То же самое со слепой печатью. Заодно этот метод больше всего напоминает письмо от руки, поскольку задействует участки мозга, ответственные за тактильные ощущения. Поэтому изучать его в школе просто необходимо.

Финны, как кажется, прекрасно обо всем этом знают, и не собираются полностью отказываться от рукописного письма. Они просто считают, что писать печатными буквами школьники научатся быстрее, а благодаря этому у них останется больше времени на изучение правильной печати на клавиатуре. Чтобы дети продолжали совершенствовать свои мануальные навыки, в школах введут больше творческих уроков: рисования и вырезания из бумаги. Если учитель решит, что детей стоит научить каллиграфическому письму, он сможет это делать, запрет на него финские школы не вводят.

Самое важное, не смешивать во время обучения два вида письма: печатными буквами и прописью, потому что результаты в таком случае, как утверждает профессор Монреальского университета Изабелль Монтезино-Геле (Isabelle Montésinos-Gelet), будут плохими. Исследовательница много лет подряд вела наблюдения за канадскими детьми, которых из поколения в поколение учат не так, как европейских детей. В первом классе они изучают печатные буквы, а только во втором — прописные. Часто, они начинают в этом путаться, и второклассники начинают писать дома печатными буквами. При изучении двух видов письма мозг медленно формирует автоматизм движений, который позволяет не думать о процессе производимых действий. Изучение только одного вида письма позволяет гораздо быстрее преодолеть тот невидимый барьер, за которым умение писать становится естественным.

Так что рецепт прост: обучая детей пользоваться клавиатурой, нельзя пренебрегать письмом от руки. Не только потому, что оно нужно для развивающегося мозга, но и потому, что это одна из немногих вещей, которая делает каждого человека уникальным, единственным в своем роде. В мире не существует двух человек с идентичным почерком. Это доказал Саргур Срихари (Sargur Srihari) из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, который при помощи компьютера проанализировал почерк 1500 человек. Изучив 11 параметров, включавших в себя размер и наклон букв, он сделал однозначный вывод, что найти даже отдельные буквы, которые два разных человека напишут совершенно одинаково, невозможно. Не имеет значения, учился ли кто-то каллиграфии или это искусство ему незнакомо: у каждого вырабатывается свой собственный почерк.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Результаты удивительных исследований объясняют, почему нам лучше отказаться от использования клавиатуры. Автор — доктор философии Уильям Р. Клемм, старший профессор неврологии Техасского университета.

Почему письмо от руки может сделать вас умнее

Дети всё чаще пишут, используя клавиатуру, потому что они не умеют писать прописью, или потому что их почерк не разборчив. У меня есть внук, учащийся средней школы, которому сложно прочесть свои собственные записи. Бабушки и дедушки могут столкнуться с тем, что их внуки даже не смогут прочесть оставленные для них записки.

Когда мы, взрослые, посещали школу, первое, чему мы научились, — писать заглавные и строчные буквы, затем слова, предложения, параграфы и сочинения. Некоторым из нас посчастливилось посещать уроки чистописания, где мы научились красиво и разборчиво писать. Сегодня в нашей жизни присутствует клавиатура.

Читайте также:  Подсластитель милфорд вред и польза

Письмо — важный инструмент когнитивного развития

Вместе с тем учёные обнаружили, что письмо является важным инструментом когнитивного развития, особенно при обучении мозга «функциональной специализации» [1], т. е. способности к оптимальной эффективности. При изучении письма мозг развивает функциональную специализацию, которая объединяет ощущения, моторику и мышление. Благодаря изучению изображений головного мозга было обнаружено, что во время написания букв активируются сразу несколько областей мозга, в отличие от письма с использованием клавиатуры или просто визуальной практики.

Также обнаружен дополнительный положительный эффект в развитии навыков мышления, используемых при чтении и письме. Чтобы писать разборчивым почерком, требуется точный контроль моторики пальцев. Вы должны быть внимательны и думать над тем, что и как вы делаете. Вы должны практиковаться. Исследования мозга показывают, что письмо активизирует те участки мозга, которые не задействованы в процессе использования клавиатуры.

Письмо от руки даёт нам целый ряд преимуществ просто за счёт самостоятельного написания букв. В ходе одного из исследований Университета штата Индиана [2] учёные провели сканирование мозга детей в возрасте до 5 лет до и после их обучения письму с применением различных методов.

Нейронная активность выше

У детей, которые писали от руки, нейронная активность была гораздо выше, чем у тех, кто просто смотрел на буквы. Связанные между собой области мозга, которые активируются во время чтения, также активировались во время письма от руки, но не во время набора текста. Это исследование также продемонстрировало, что написание букв в значимом контексте, а не просто их изображение, активирует гораздо большее количество областей в обоих полушариях мозга.

При обучении письму от руки, даже если это печатные буквы, мозг должен научиться следующему:

  1. Расположить каждый штрих относительно других штрихов.
  1. Изучить и запомнить размер, единый наклон и детальные характерные особенности каждой буквы.
  2. Развить навыки категоризации.

Письмо, по сравнению с печатью, гораздо полезнее, так как в процессе его используются более сложные движения, буквы не столь стандартны, а необходимость визуального распознавания способствуют появлению более широкого спектра образа букв. Кроме того, письмо быстрее и с большей вероятностью вовлекает учащихся в деятельность, обеспечивая чувство индивидуального стиля и сопричастности.

Уникальная связь руки с мозгом

Другие исследования подчеркивают уникальные связи руки с мозгом, когда речь идёт о выражении мыслей и идей. Вирджиния Бернингер, профессор Вашингтонского университета, сообщила о своем исследовании учащихся вторых, четвертых и шестых классов, которое показало, что при написании сочинений от руки они используют большее количество слов, делают это быстрее и выражают больше мыслей, чем в случае использования клавиатуры [3].

Существует целая область исследований, известная как «гаптическое восприятие», под которой подразумевается взаимодействие осязания, движений рук и функций мозга. [4] Письмо помогает мозгу интегрировать визуальную и тактильную информацию, а также мелкую моторику. Школьные системы, движимые плохо информированными идеологами и федеральным мандатом, всё больше ориентируются на тестирование знаний в ущерб развития способностей для получения знаний.

Положительный эффект для развития мозга схож с пользой, получаемой от обучения игре на музыкальном инструменте. Не каждый может позволить себе уроки музыки, но у каждого есть доступ к карандашу и бумаге.

Не каждый может позволить себе приобрести детям компьютер, но, может быть, эти дети не такие уж и обделённые, как мы думаем.

Письмо пока ещё с нами. Мы должны настаивать на том, чтобы оно присутствовало в наших школах.

.

Упомянутые исследования:

[1] Джеймс, Карин Х., Этвуд, Тея П. (2009). Роль сенсомоторного обучения в восприятии буквоподобных форм: отслеживание причин нейрональной специализации для букв.Когнитивная нейропсихология. 26 (1), 91-100.

[2] Джеймс К.Х. и Энгельгардт Л. (2013). Влияние опыта почерка на функциональное развитие мозга у детей, не имеющих грамотности. Тенденции в нейронауке и образовании. Статья в прессе.

[3] Бернингер, В. «Навыки письма, основанные на фактических данных, пригодные для развития K – 5: Обучение орфографической петле рабочей памяти для написания писем, чтобы развивающиеся писатели могли произносить слова и выражать идеи». Представлено на почерке в XXI веке ?: Образовательный саммит, Вашингтон, округ Колумбия, 23 января 2012 г. 

Читайте также:  Какая польза для огорода от белой горчицы

[4] Mangen A. и Velay J. –L. (2010). Оцифровка грамотности: размышления о тактике письма. В авансах в гаптике, отредактированной М.Х. Заде.

Источник: Psychology Today

Перевод Светланы Соловьёвой

Источник

Компьютеры, планшеты, телефоны, имеющие встроенные электронные редакторы, давным-давно заняли место ручек и карандашей. Но не стоит забывать, что использование самого обычного блокнота из бумаги приносит мозгу человека намного больше пользы. Ряд фактов показывает, что намного полезнее писать именно вручную. Приведем 5 причин.

Письмо от руки

1. Работа мозга

Человек более качественно фиксирует в памяти информацию, когда пишет от руки. Только тогда, когда он пишет, в работу вступает ретикулярная система активации. Это уникальная зона человеческого мозга, которая выступает фильтром, блокирующим поступление и обработку побочной информации. Выводя текст от руки на листе бумаги, человек достигает большей концентрации и тем самым заставляет мозг больше внимания уделить содержанию написанного. Вирджиния Берниннгер, известный американский психолог, так объясняет, в чем различие между письмом вручную и набором текста на клавиатуре: «Человек, пишущий ручкой, совершает больше движений, потому что каждая буква состоит из особого набора элементов. Тот, кто набирает текст на клавиатуре, выполняет монотонную работу, ведь ему нужно нажать лишь одну клавишу». Более того, доказано, что занятия письмом способствуют борьбе с дислексией.

2. Речь

Речь человека значительно улучшается, если он часто пишет вручную. Многие известные авторы выбирали для написания повестей и рассказов ручку и листы бумаги даже в тот момент, когда некоторые из их коллег перестали их использовать. Например, американский романист Трумэн Гарсия Капоте говорил: «Я начинал работу над романом именно с записей на бумажных носителях и приступал к набору текста на печатной машинке лишь тогда, когда записи от руки были готовы».

В 2009 году ученые-психологи в Вашингтоне провели исследование и выявили, что ученики школ, писавшие тексты работ от руки, демонстрировали более богатую и красноречивую речь, чем те, кто печатал на компьютере. Кроме того, писавшие от руки намного быстрее выполняли задачу.

3. Концентрация

Тому, кто предпочитает письмо от руки, гораздо легче сосредоточиться на главном. Работая за компьютером, человек перетруждает свою сенсорную систему. Притупляются способность и стремление к творчеству. Всему виной мерцающие символы на экране, вечно двигающийся курсор мышки и привлекательно высокая доступность абсолютно любых данных всего лишь в один клик.

Совсем иначе обстоят дела, когда человек пишет на бумаге. Когда перед ним только ручка и листок, его мозгу более успешно сосредотачивается на одной задаче, потому что нет никакой излишней стимуляции. Ничто не отвлекает мозг, поэтому он работает более продуктивно.

4. Снятие стресса

Письмо от руки помогает снять стресс. Тому, кто имеет привычку постоянно записывать не дающие ему покоя мысли, легче с ними справиться. По мнению Натали Роджерс, одного из авторов знаменитого метода экспрессивной психотерапии, ведение дневников – это один из важнейших способов выражения личности человека и проявления его творчества. Чем чаще человек пишет вручную, тем сильнее проявляется его индивидуальность. Форма, размер букв, беглость почерка, расположение тексов на страницах – все это выражает индивидуальность человека. Роджерс не раз заявляла: «Человек, рисующий каракули во время разговора по телефону, вероятнее всего, находит это успокаивающим. Начав ежедневно вести дневник, он обнаруживает, что его переживания уходят, а былое представление о мире меняется. Вполне вероятно, что со временем человек увидит в своих записях мечты, желания и сможет и исполнить. В этом огромная заслуга письма».

5. Повышение работоспособности

Мозг человека, который предпочитает писать от руки, дольше сохраняет работоспособность на высоком уровне. Зоны, отвечающие за мыслительную деятельность, языковую активность, память, задействуются в ходе письма. Письмо от руки обеспечивает дополнительный тонус мыслительных отделов мозга, которого невозможно добиться, набирая текст на клавиатуре. Ученые-психологи утверждают, что между уровнем когнитивных способностей человека и навыком письма существует тесная связь. Если человек пишет текст от руки, он способен более ясно формулировать мысли и избегать логических ошибок.

Источник